Познавательно- исследовательский проект "Вода"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект «Волшебница - вода»
.
Актуальность темы: В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде и был разработан проект «Волшебница - вода» для детей младшего дошкольного возраста.
Тип проекта: краткосрочный, познавательный, коллективный.
Продолжительность проекта: со 12.03.2018г. по 16.03.2018г.
По количеству участников: групповой (младшая группа)
Участники: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема: осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
Образовательная область: экологическое воспитание.
Цель проекта: рассказать о разнообразии состояния воды, показать, где, в каком виде существует вода, познакомить детей со значением воды в жизни живых существ и для здоровья человека.
Задачи:
1. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
2. Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье.
3. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.
4. Воспитание бережного отношения к воде.
Планируемый результат:
1. Формирование представлений детей о природном объекте воде;
2. Формирование познавательного интереса;
3. Обогащение словарного запаса;
4. Воспитание бережного отношения к воде.
Методы и формы работы:
- наблюдения;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- настольные игры;
- подвижные игры;
- пальчиковые гимнастики;
- дидактические игры;
- заучивание стихотворений, пословиц.
Этапы реализации проекта:
I. Организационный:
1. Определение целей и задач, составление плана работы.
2. Подбор картотеки опытов с водой, снегом, льдом;
3. Подбор подвижных и речевых игр.
4. Подбор художественной и энциклопедической литературы, чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
5. Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно - исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.
II. – Основной этап.
Реализация проекта через разные виды деятельности:
1. Направление – « Физическое развитие».
О.О. «Здоровье», О.О. «Физическая культура»
1. Беседа: «Чистота – залог здоровья».
2. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Хоровод».
2. Комплекс утренней гимнастики «Выходи, водица, мы пришли умыться».
3. Физминутка «У лесного родничка».
4. Гигиенические процедуры.
2. Направление – «Познавательное развитие».
1. Беседы о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут), о значении воды (водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.);
2. Проведение НОД по формированию целостной картины мира «Где живет вода».
3. Игры - эксперименты детей «Холодная, теплая, горячая», «Тонет – плавает», «У воды нет запаха и вкуса», «Что растворяется в воде», «Разноцветная водица», таяние снега.
3. Игра-конструирование «Мостик через речку» из строительного материала.
4. Дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает»
5. Трудовые поручения: полив растений.
6. Ежедневные наблюдения в природе.
7. Наблюдения за трудом помощника воспитателя: мытье посуды, полов.
8. Целевые экскурсии на пищеблок, в прачечную, в бассейн.
3. Направление – «Социально - личностное развитие».
1. Ситуативный разговор «Как беречь воду», «Друзья Мойдодыра» и беседы о воде во время режимных моментов.
2. Игровые ситуации «Приготовим обед», «Постираем», «Купание куклы».
4. Направление – «Речевое развитие».
1. Чтение А.Барто «Девочка чумазая», К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»;
2. Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, закличек о воде.
3. Пальчиковые игры.
5. Направление – «Художественно-эстетическое развитие».
1. Музыкальная игра в движении «Дождик на дорожке», «Солнышко и дождик».
2. Слушание «Звуки природы» - шум дождя, водопада, капели, моря.
3. НОД: лепка «Сосульки-воображульки »;
рисование «Ручеек и кораблик»;
рисования «Капельки».
Работа с родителями
1. Помощь в подборе материала по теме «Вода»
2. Консультации для родителей:
«Развиваем любознательность детей», «Вода нужна всем».
3. Проведение опытов в домашних условиях, с целью понимания детьми, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
3 этап – Заключительный.
1. Подведение итогов проекта.
2. Выставка детских работ на тему «Вода»
3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри».
Выводы: у детей сформировались знания о значимости воды в окружающем нас мире, пробудился интерес к опытно - исследовательской деятельности, созданы комфортные условия для творческого настроя среди участников проекта и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...