Методическая разработка "Знакомим дошкольников со временем"
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Подбор материала по знакомству старших дошкольников со временем. Подборка стихов, загадок, поговорок по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.rekomendatsii.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
Знакомим ребенка со временем
Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное), с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится именно к этой категории — его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход. Как же научить дошкольника определять время? И возможно ли это? Даже маленькому ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. У маленьких детей восприятие времени очень субъективно, впрочем, и взрослым известен этот момент — когда мы заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это, конечно же, игра или интересная прогулка), время ускоряется, проходит быстро — малышу может казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими часами.
С чего же начать обучение ребенка определению времени? Последовательность событий. Совсем не обязательно и даже не нужно объяснять ребенку, где на часах какая стрелка и что она означает. Начинать обучение ребенка определению времени следует с самого простого и понятного дошкольнику — с последовательности событий, что легко сделать в процессе игр и повседневных занятий. Ребенок видит что за днем наступает вечер, потом ночь (надо ложиться спать), утром вставать и идти в детский сад, за утром следует день.
Так у малыша формируется первичное представление о времени, как о некой последовательности событий. Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую последовательность событий, например в сказках - сначала мама испекла пирожки, потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала Серого волка. Знакомим с прошлым, настоящим и будущим Следующий шаг в ознакомлении ребенка со времени - понятия прошлого, настоящего и будущего. Опять же, необходимо использовать повседневные занятия и игры, сопровождая их беседами и примерами. Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день — это настоящее. Вечером в гости приедет бабушка — это будущее. Спросите ребенка, что наступит, когда зима закончится. Рассматривая семейный фотоальбом, покажите ребенку, каким маленьким он был раньше — это прошлое. Какими раньше были папа, мама, бабушка, дедушка — это тоже прошлое. Планируя что-либо совместно с ребенком (летний отдых, поход в театр, в гости), обращайте его внимание, что это будет в будущем. Вчера вы ходили в цирк — это прошлое. Определяем времена года Важно не только рассказать ребенку, сколько в году сезонов и месяцев, но объяснить на наглядных примерах, что меняется в природе весной, летом, осенью, зимой. Также обратите внимание, что люди зимой и летом по-разному одеты. Загадайте малышу загадки - «зимой белый, летом серый» и т. д. Учим ребенка определять время по часам. Когда малыш понял, что такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее. Познакомьте ребенка сначала с часовой стрелкой. Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает - на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изображением утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4 — 5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах. Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной — на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т. д.
Игры и упражнения для формирования представлений о времени.
Части суток.
- Упражнение «Когда это бывает?»
- Игра «Сутки»
- Игра «Назовите пропущенное слово»
- Игра «Назовите пропущенное слово»
- Игра «Назовите соседей»
- Игра «Части суток»
- Игра «Что вы делали»
Вчера, сегодня, завтра.
- Игра «Вчера, сегодня, завтра»
- Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра»
- Игра-задание «Что было раньше, что потом»
- Упражнение «Домик дней»
Дни недели
- Работа с часами «ДНИ НЕДЕЛИ»:
- Игра «Разноцветная неделька»
- Игра «Живая неделя»
- Игра «Неделька, стройся»
- Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»
- Игра-задание «Незнайкина неделя»
Времена года.
- Игра с мячом «Бывает - не бывает»
- Упражнение «Повтори, не ошибись»
- Игра «Сравни».
- Игра с мячом «Продолжай»
- Упражнение «Назови времена года, месяцы»
- Игра Когда это бывает?
- Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»
- Игра «В какое время года нужны эти предметы?»
- Игра «Что сначала, что потом?»
- Игра «Что сначала, что потом?»
- Игра «Домики времён года»
- Игра «Домики времён года»
- Работа с часами «Времена года»
- Игра с мячом «Что за чем?»
- Игра с мячом «Что за чем?»
- Дидактическая игра «Суточные часы»
- Дидактическая игра «Поставь стрелку правильно»
- Дидактическая игра « Который час?»
- Упражнение «Поставь по порядку»
- Упражнение «Какое это время года?»
- Упражнение «Какое это время года?»
- Упражнение «Живая неделя»
Разные часы
- Сколько времени мы тратим?
- Цена минуты
- Три минуты
Художественные произведения для закрепления представлений о времени.
Воздействие художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо её значение и в процессе формирования временных представлений. Рассказывание художественных текстов, прежде всего стихотворных, может сопровождать деятельность педагога на занятиях с детьми. Литературные произведения применяются в ходе проведения дидактических игр, сюжетных подвижных игр.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку особенности различных свойств и отношений, которые существуют в социальном и природном мире, значимых для познавательного развития ребёнка. Она способствует совершенствованию мышления и воображения, обогащает эмоции, становится незаменимым средством речевого развития.
Литературное произведение как средство развития ребёнка рассматривается в единстве содержания и художественной формы. Выделение в нём различных представлений, в том числе и представлений о времени, будет результативным только при условии, если ребенок к этому подготовлен, т.е. если эти представления на элементарном уровне у него уже сформированы. Поэтому, выбирая лит.произведения для формирования временных представлений детей, необходимо учитывать уровень сформированности этих представлений и уровень развития связной речи. Правильно подобранное литературное произведение способствует формированию представлений о временах года, частях суток, днях недели.
- Малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки) и художественные произведения, содержащие временные категории.
- Отрывки из художественных произведений, содержащих временные категории:
План Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшем дошкольном возрасте «Пробуждение весны»
- Цели занятия. Уточнить знания детей о последовательности дней недели. Учить измерять условной мерой объем жидких веществ. Закрепить прием сравнения длины и ширины с помощью условной меры. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. Развивать умение делить геометрические фигуры на четыре равные части. Воспитывать внимательность.
- Демонстрационный материал. Макетные изображения солнышка, тучек; цветок подснежника, набор цифр до 10. Два сосуда разного размера с водой, стаканчик — мера.
- Раздаточный материал. Альбомные листы, фишки, кирпичики из крупного строительного материала; наборы цифр до 10; счетные палочки, условная мера (палочка), геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники.
План конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшем дошкольном возрасте «Двенадцать месяцев»
- Программные задачи:
Учить детей устанавливать зависимость между количеством предметов и их стоимостью
Учить детей устанавливать сходства по внешним признакам.
Продолжать учить детей различать и правильно называть месяцы года.
Закреплять знания детей о последовательности смены времен года.
Развивать память, внимание, воображение. Образное мышление.
Воспитывать интерес к учебной деятельности.
- Демонстрационный материал: модель года с месяцами – вкладыши соответствующего цвета;
- Раздаточный материал: цветы 18 шт., монеты, количество которых в 2 раза больше, чем цветов, цветные карандаши, мелки.
Пример конспекта непосредственно образовательной деятельности по математике в старшем дошкольном возрасте «Поможем Незнайке»
Программные задачи:
- Закрепить знания детей о последовательности дней недели, месяцев в году.
- Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.
- Развивать мышление, умение наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять.
- Воспитывать навыки самоконтроля пи самооценки.
Демонстрационный материал: Незнайка, картины с изображением весны.
Раздаточный материал: счетные палочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...
Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"
Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта: научить детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...
Методическая разработка «Детям о времени»
Маленьким детям бывает трудно понять и запомнить вещи, которые они не могут потрогать, попробовать на вкус, ощутить запах. К таким вещам ...
Методические пособия для ознакомления дошкольников с временами года
Данные пособия сделаны своими руками. Они доступны и понятны детям как старшего дошкольного возраста, так и младшим дошкольникам....
Формирование у старших дошкольников "чувства времени" и умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Выступление о том , как в системе и с использованием разных приёмов можно у старших дошкольников сформировать "чувство времени"....
Методическое пособие "Рассказы о временах года"
Ряд авторских рассказов и стихо направленных на развитие связной речи и объединенных единой тематикой "Времена года"...
Методическое пособие "Рассказы о временах года"
Ряд авторских рассказов и стихов направленных на развитие связной речи и объединенных единой тематикой "Времена года"....