Театральная деятельность в детском саду
статья по окружающему миру на тему

Автор: Масеева Альфия Алиевна
Должность: воспитатель
Место работы:ГБОУ СОш №1 "ОЦ" п.г.т Стройкерамика СП Детский сад " Янтарик"
Место расположение: п.г Смышляевка, п.г.т Стройкерамика, Волжский район, Самарская область

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Занимаясь с детьми театром, я ставила перед собой цель – сделать жизнь  детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стремилась к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ДЕТСКОМ САДУ

Звенит театральный звонок

Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!

Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем...
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!

Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!

В спектаклях жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.

Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!

Современные дети избалованным компьютерами, фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Есть что-то в театре чарующее, дарящее особую атмосферу и радость.

 «В театре куклы живые» - делятся своими впечатлениями самые маленькие зрители. Живая игра актеров (даже когда самих актеров не видно) дает самые яркие впечатления, а дети – лучшие зрители, т.к. не прячут свои эмоции.

«Медленно гаснет свет, поднимается занавес и на глазах у малыша оживают деревья и животные, стихии разговаривают человеческими голосами, звучит завораживающая музыка».

Детям жизненно необходима встреча с чудом. Мы читаем им сказки, рассказываем истории, но показать настоящее, живое волшебство можно только в театре. И не стоит боятся, что  ребенок не поймет происходящего. Игра для него естественна, малыш с удовольствием участвует в действии, сопереживает героям, помогает добру победить зло. Театр не только развлекает, но и развивает. Ребенок подражает интонациям и мимике актеров, запоминает новые слова и выражения, но самое, пожалуй важное  – учиться чувствовать чужие эмоции, понимает людей и разбирается в их взаимоотношениях.

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых  доступных видов искусства для детей.

Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа,

 у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Значение театрализованной деятельности

В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять внимание, всем видам детского театра, потому что они помогают:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  • повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
  • познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • дает элементарные представления о видах театра.
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
  • способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества , музыкальных и артистических способностей детей;
  • развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Интеграция театрализованной деятельности с образовательными областями

Хотим обратить ваше внимание на то, как театрализованная деятельность интегрируется с образовательными областями Общеобразовательной программы:

«Коммуникация» - происходит развитие четкой дикции, освоение выразительности речи, ведется работа над артикуляцией с помощь. Скороговорок, чистоговорок, потешек, способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию, совершенствованию диалогической и монологической речи.

«Музыка» - слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание, учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом мимикой.

«Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представления о труде взрослых, знакомство с театральными профессиями.

«Чтение художественной литературы» - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи, в части знакомства с литературными произведениями к постановке  спектакля, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Здоровье» - сохранение психического здоровья детей через осознание чувства удовлетворения, радости, успешности.

«Художественное творчество» – раскрытие творческого потенциала, развитие художественных способностей.

«Познание» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора через постижение сказок.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

       Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

      Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

      Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

       Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

       Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

     Выбирая материал для инсценировки, мы отталкиваемся от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащая их жизненный опыт, побуждая интерес к новым знаниям, расширяя творческий потенциал:

Формы организации театрализованной деятельности

  • Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
  • Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
  • Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных  задач.

Формы работы

Театральные игры

Речевые игры

Ритмопластика

Инсценировка песен, попевок, хороводов

Использование различных видов театра

Драматизация сказок

Посещение театров

Взаимодействие с родителями

Виды театра в детском саду

бибабо

настольный театр

театр на фланелеграфе

книжка-театр

театр пяти пальцев

театр масок

театр ручных теней

пальчиковый теневой театр  

театр «живых» теней  

магнитный театр

марионеточный театр

Организация уголка театрализованной деятельности

    В группах детского сада организованы уголки для  театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

    В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит,  декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

В ДОУ широко используется совместная театрализованная деятельность детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

Участие всех субъектов в образовательном процессе: педагогов, родителей и детей прослеживается и в других видах совместной деятельности: походы, развлечения, проведение Дней именинников и т.д.

Участие детей в различных конкурсах как в ДОУ, так и на уровне города способствуют выявлению талантов и дает положительные результаты.

Покинув стены детского сада, дети продолжают развивать свои творческие способности, они самостоятельно записываются  в секции и кружки.

Знают, чем можно заняться в свободное время, умеют делать правильный выбор между, скажем, беспризорностью и наркоманией или музыкальной школой и библиотекой.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребенку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, постичь его глубокую человечность, приобщиться к вечному и прекрасному. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших детей во время спектакля, представления, демонстрации мод и убедительно свидетельствуют, как дети любят театрализованную деятельность.

И в заключении нашей встречи мы хотим сказать:

«Вся жизнь театр», — сказал Шекспир однажды,
А это значит каждый театрал!
Неважно, отыграешь ли на сцене,
Аплодисментами ли наполнишь зал!


И пусть мы все по жизни лишь актёры,
А режиссёр Судьба, понятно всем,
Сюжетов только радостных, счастливых,
Из жизни драму нам изгнать совсем!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя " Театральная деятельность в детском саду".

Театральная деятельность в детском саду. Современное дошкольное образование предполагает изменение подхода к личности ребенка на удовлетворение его потребностей во всестороннем развитии. Особое место...

Роль педагога в организации театральной деятельности в детском саду

создание театрального уголка в своей группе. Приобщение детей к театральному искусству, обучение приемам кукловождению....

Консультация для воспитателей "Театральная деятельность в детском саду".

Краткий экскурс в процесс организации театральной деятельности в детском саду....

Театральная деятельность в детском саду

Консультация для родителей...

«Театральная деятельность в детском саду»

Работа с родителями.Консультация для родителей:«Театральная деятельность в детском саду»Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружаю...

«Театральная деятельность в детском саду»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....