НОД Транспортное путешествие
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Обобщить и закрепить знания детей о видах транспорта и ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_m.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад № 71» Энгельсского муниципального района Саратовской области

НОД на тему:

 «Транспортное путешествие»

с детьми старшего дошкольного возраста

                                                                        Составитель:

                                                                        воспитатель

                                                                                 высшей категории

                                                                              Мельничук Е.П.

г.Энгельс

2017-2018 уч.год

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: закрепление и обогащение знаний детей о различных видах транспорта и правилах дорожного движения.

Обучающие задачи: Учить детей находить и реализовывать свои  знания в проблемных ситуациях,  применять свои  художественные навыки и спортивные умения.

Развивающие задачи: Развивать  творческое  воображение,  умение ориентироваться в пространстве.  

Воспитательные задачи: Воспитывать желание взаимодействовать и чувствовать себя членом единой команды.

Здоровьесберегающие задачи: Формировать умение заботиться о своей безопасности, способствовать снятию усталости и напряжения, формировать навыки правильной осанки.

Материал и оборудование: рулон бумаги или обоев (для разрисовывания), фломастеры, детский тоннель, парус (тонкая ткань, привязанная к палке), руль; набор картинок, пронизанный  веревочкой; свидетельство о путешествии; магнитофон; аудиозапись звуков работающего автобуса, самолёта, поезда, шума моря;  ширма, стулья по количеству детей; атрибуты костюма воспитателя.

Костюмы: костюм контролера – жилетка, сумка на длинной ручке; костюм проводника – темные очки, шапка, шарф; костюм стюардессы – пилотка, пиджак; костюм моряка – пиджак или кофта в горизонтальную полоску, можно добавить матросский воротник, сделанный из бумаги; костюм машиниста – темный пиджак, усы, свисток.

Оформление помещения: помещение условно разделено на зоны.1 – автобус (сдвинутые попарно в два ряда стулья), 2 – горы (рядом со стеной, к которой прикреплена соответствующая картина) и рядом «тоннель»; 3 – аэропорт; 4 – остров в море (ковер); 5 – поезд.

Предварительная подготовка: беседы о транспорте, рассматривание картинок о транспорте, изготовление «гирлянды» картинок для имитации «видов из окна поезда».

Ход:

Вос-ль:  Здравствуйте, ребята. На адрес вашей группы пришло удивительное приглашение. (Читает подпись на приглашении.) «Агентство необычайных путешествий приглашает мальчиков и девочек из … группы детского сада №… совершить большое транспортное путешествие. Что такое транспортное путешествие?

Дети: Это путешествие на транспорте.

Вос-ль: Что будем делать: поедем или нет?

Дети:  Поедем.

Воспитатель внимательно присматривается к сдвинутым стульям.

Вос-ль: В приглашении нам обещано волшебное путешествие. Мне кажется, волшебство уже началось и там (показывает рукой в сторону стульев) нас уже поджидает необыкновенный автобус. Подойдите к волшебному автобусу и подождите меня, не входите в него.

Пока дети подходят к дверям автобуса, воспитатель надевает костюм контролера и встает у «дверей» автобуса. К детям он обращается измененным строгим голосом.

Контролёр: Здравствуйте, ребята! Я контролер. У вас есть билетики на этот автобус? (Нет.) Как же мне вас впустить в автобус без билетов? Придумал! Кто ответит правильно на мои вопросы, тот и войдет в автобус.

Вопросы можно задавать как всем детям одновременно, так и поочередно.

Контролёр: Как называют одним словом автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы?

Дети: Наземный транспорт.

Контролёр: Где должны ездить машины?

Дети: Машины должны ездить по дороге.

Контролёр: Где должны ходить пешеходы?

Дети: Пешеходы должны ходить по тротуару.

Контролёр:  Для чего нужен светофор?

Дети: Для  регулировки   движения.

Контролёр: Что означает красный, желтый и зеленый свет светофора ?

Дети: Красный свет- стоять, жёлтый-готовиться, зелёный – переходить дорогу.

Контролёр: Сколько колес у легковой  машины?

Дети: У легковой машины четыре колеса.

Контролёр: Для чего нужны фары?

Дети: Фары нужны для того, чтобы освещать дорогу.

Контролёр:  Как называется двигатель машины?

Дети: Двигатель для машины называется мотор.

Контролёр:  Кто управляет автомобилем?

Дети: Автомобилем управляет водитель.

Контролёр: С помощью чего водитель управляет машиной?

Дети: Водитель управляет машиной с  помощью руля.

Контролёр: Я вижу, вы готовы к путешествию и всё знаете о наземном транспорте, вот ты, …(имя ребенка), лучше всех отвечал. Тебе я могу доверить руль нашего волшебного автобуса.

Воспитатель достает из сумки игрушечный руль, вручает его названному ребенку и сажает его на водительское место (стул впереди).

Контролёр: Остальные пассажиры, проходите в салон и рассаживайтесь по местам. Поехали!

Вот мы и прибыли. Посмотрите, какие горы вокруг!

Воспитатель указывает детям на стену, на котором  размещена картина  с изображением  гор. Пока дети разглядывают горы, воспитатель переодевается в костюм проводника и появляется перед ними в новом обличье.

Проводник: Здравствуйте, ребята!  Какая красота, какой чистый воздух. В  горах я  работаю  проводником.  (При необходимости объяснить, что это за профессии – проводник.) Я должен доставить вас в аэропорт.  Надо торопиться.  Ой, впереди снежный обвал! Нам его не преодолеть. Смотрите-ка, тут прорыт тоннель!  Становимся на четвереньки и друг за другом отправляемся в тоннель.

 Пока дети проходят тоннель, помогая друг другу,  воспитатель переодевается в костюм стюардессы и переходит в новую зону – аэропорт.

Дождавшись, когда все дети  пройдут тоннель, воспитатель машет им рукой.

 Стюардесса: Ребята, идите ко мне! Я стюардесса вашего самолета. Здравствуйте! Вот так история получилась: стюардесса здесь, а самолета нет! Пилота срочно вызвали на задание, а я тут осталась вас поджидать. И пока я вас ждала, мне пришла в голову одна идея. Но прежде чем я ее расскажу, мне необходимо узнать, достаточно ли вы знаете о воздушном транспорте.

Стюардесса: Что относится к воздушному транспорту?

Дети: К воздушному транспорту относится  самолёт, вертолёт, ракета.

Стюардесса: Для чего  нужен воздушный транспорт?

Дети: Для перевозки пассажиров и грузов.

Стюардесса: Кто управляет самолетом?

Дети: Самолётом управляет пилот.

Стюардесса: Как называется место, где самолеты совершают посадку и взлет?

Дети: Место, где самолеты совершают посадку и взлет называется аэродром.

Стюардесса: Для чего нужен парашют?

Дети: Для спрыгивания с самолёта при аварийных ситуациях.

Стюардесса: Вот теперь я убедилась, что вы так много знаете о воздушном транспорте, что смело, могу предложить вам самим построить самолет. Как вы на это смотрите?  Согласны?

Дети: Да.

Стюардесса вместе с детьми строит самолёт.

Стюардесса  называет двоих детей,  кто лучше всех отвечал на вопросы, и назначает одного старшим пилотом, второго вторым пилотом, потом предлагает им занять место в кабине пилотов. Всем пассажирам предлагается занять  места.

Стюардесса: Внимание, пассажиры, пристегните ремни, наш самолет совершает взлет!

Стюардесса, а за ним все дети, изображают, как они пристегивают ремни, и затем начинают сначала тихо, постепенно громче протяжно произносить звук «Ууу - …».

Стюардесса: Мы уже набрали высоту, можно отстегнуть ремни.

Это птица – самолёт,

Отправляется в полёт.

Стюардесса: Тревога! Тревога! На борту самолета произошли неполадки с мотором, самолет стремительно теряет высоту. Но нам повезло, что мы пролетаем над морем. Будем прыгать с парашютами. Вы готовы?

Дети: Да, мы готовы.

Дети по совету стюардессы забираются  на стулья и по общей команде спрыгивают на пол (в море). Воспитатель показывает, как надо плыть, и указывает им на «берег».  

Стюардесса: Я вижу берег! Плывите все за мной!

Все вместе они добираются до «берега», рассаживаются в кружок и решают, как им перебраться через море и на чем вообще люди перемещаются по воде.

Стюардесса: Придумала! Если нам негде взять корабль, значит, мы можем его изготовить.

Дети изготавливают корабль: раскатывают на полу длинную полоску бумаги (можно обоев),  затем  распределяются кто из них рисует якорь, а кто иллюминаторы  (большие круги на расстоянии друг от друга). Стюардесса  занимается созданием мачты с парусом (потом кто-нибудь из детей будет её держать). Когда всё будет готово, дети, придерживая полоску бумаги с одного края, соединяют края бумаги и скрепляют их (например, прищепками). Получатся бортики овальной палубы.  Воспитатель переодевается в костюм моряка.

Моряк: Посмотрите, какой отличный корабль у нас получился! Угадайте, кем я стала? Теперь я капитан, а вы команда матросов! Эй, матросы, быстро рассаживайтесь на палубе. Мы отправляемся в открытое море. Взяли в руки весла и начали грести.

По примеру капитана дети имитируют греблю: сидя на ковре, они попеременно наклоняют корпус вперед (вытянув руки), затем назад (прижав руки к груди). Воспитатель начинает считать «раз-два», периодически меняя темп счета (гребут быстро, когда воспитатель «видит», что за ними гонится акула; замедляют ход, когда акула отстала).

Капитан: Мы уже причаливаем к берегу.  Посмотрите, на берегу нас уже поджидает поезд! Быстро высаживайтесь на берег и занимайте места в поезде.

Пока дети рассаживаются в поезд,  воспитатель переодевается в костюм машиниста. Затем свистит, привлекая к себе внимание.

Машинист: Внимание-внимание! (Как будто объявление на вокзале.)  Здравствуйте, я  машинист этого волшебного поезда. Он тронется с места только в том случае, если вы правильно ответите на мои вопросы. Итак:

Машинист:  К какому виду транспорта относится поезд?

Дети: Поезд относится к наземному виду транспорта.

Машинист:   Чем пассажирский поезд отличается от товарного?

Дети: Пассажирский поезд перевозит пассажиров, а товарный грузы.

Машинист: Почему дороги для поездов называются железными?

Дети: Потому что рельсы,  по которым движется поезд,  сделаны из железа.

Машинист: Как называется место прибытия и отправления поездов?

Дети: Вокзал.

Машинист: Вижу по вашим отличным знаниям, что поезд может отправляться в путь. Рассаживайтесь поудобнее,  мы отправляемся! (Свистит.)  «Ту…», «чух-чух-чух-чух» (дети подхватывают и сопровождают одновременным топаньем ног).

Машинист: Внимание, уважаемые пассажиры! Посмотрите направо. Мы проезжаем вокзал нашего города (на первой картинке – вокзал).

Далее дети рассматривают и обсуждают последующие рисунки – порт, аэропорт, автопарк, трамвайное депо, автостоянка (перечисленные картинки перемежаются с природными видами, например: вокзал-море-порт-река-автостоянка-лесопарк и т.д.). Если дети не знают, как назвать картинку (например, трамвайное депо), воспитатель объясняет название.

В конце раздается свисток машиниста.

Машинист: Поезд прибывает на станцию «Старшая группа детского сада №..». Просьба к пассажирам выйти из вагонов. До свидания!

Вос-ль:  А теперь, юные путешественники, скажите, пожалуйста,  вам понравилось путешествие? На каких видах транспорта  вы  путешествовали?  Что относится к воздушному, наземному, водному  транспорту? Перечислите.  Молодцы!  «Агентство необычайных путешествий» все время наблюдало за вами, и было приятно удивлено вашими познаниями. Но больше всего понравилось, какие вы дружные, как вы помогаете друг другу в трудностях. За всё это и в память о нашем транспортном путешествии я вручаю вам свидетельства о том, что вы совершили это необыкновенное путешествие.

Детям вручается свидетельство о путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Большое транспортное путешествие" для старшей (логопедической) группы

Обогащение словарного запаса детей по теме "Транспорт". Применение ИКТ в образовательной деятельности....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

1 Продолжать знакомить детей с понятием «транспорт», учить детей различать наземный, воздушный и водный транспорт.2.Закреплять знания основных цветов и геометрических фигур.3. Продолжать формировать п...

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - "Путешествие красной шапочки" (на татарском языке)

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...

КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....

Занятие по развитию речи «Необычное транспортное путешествие»

Знакомство детей с понятием «транспорт», учить различать наземный, воздушный, водный транспорт...

«Педагогический проект по формированию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде» "Путешествие в страну ПДД"

Тип проекта: познавательно – игровой. Длительность проекта: краткосрочный. Участники: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели. Детский сад является самой первой ...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:1. Продолжать знакомить детей с понятием «транспорт», учить детей различать наземный, воздушный и водный транспорт.2. Расширять объём словаря, закреплять грамм...