Исследовательско-познавательный проект в дошкольной группе "Звуки вокруг нас"
проект по окружающему миру на тему

Игнатьева Марина Федоровна

Цель: Знакомство  детей с принципами образования и улавливания звука.

Задачи:

· Воспитывать интерес к звучащему миру

· Развивать наблюдательность

· Развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_1.docx870.3 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 

«Звуки вокруг нас» 

Подготовила: воспитатель Игнатьева М.Ф.

«Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум

и хочет открывать новые звучания.

Это будит фантазию и инициативу»

( В.Келлер)

Тема проекта:  «Откуда берется звук?»

Актуальность. Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание электробритвы. Или стрекотание сверчка, разноголосый хор птиц, шелест листьев, шум далекой электрички, пыхтение теплохода на реке, доносящиеся откуда-то гудки... Все это звуки. Мы слышим их. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее.

Цель: Знакомство  детей с принципами образования и улавливания звука.

Задачи: 

 Воспитывать интерес к звучащему миру

 Развивать наблюдательность

 Развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)

Проблема:

 «Что такое звуки?»

 «Как они получились?»

 «Почему их так много, целое море?»

Гипотеза: 

 Дрожит, значит звучит…

Основные направления. 

     1.Познание. 

Цель: создание  условий для пробуждения в детях потребности познать принципы образования и улавливания разнообразных звуков.

2. Художественное творчество.

 Цель: проявление  творческой активности детей, активизируя интерес к изготовлению музыкальных инструментов; помощь  детям ощутить радость творчества.

3. Музыка. 

Цель: развитие навыков творческого музицирования, развитие фантазии и изобретательности в звукотворчестве.

Сроки проведения проекта - средне срочный (2 месяца)

Участники проекта - дети дошкольной  группы.

Подготовительный этап.

 Определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задачи.

 Подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, бесед, подбор музыкального репертуара, материального оснащения), составление плана реализации проекта.

Основной этап.

 Сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта: 1. Исследовательская деятельность детей «Звуки вокруг нас» (шумы, деревянные, стеклянные, пластмассовые, шуршащие звуки).

 2. Дидактическая игра «Что звучит?», «Музыка или шум?».

3. Свойства шумов (работа с карточками).

Заключительный этап. 

 Презентация проекта – открытое занятие.

Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки»

Воспитатель:  Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

C:\Users\Александр\Desktop\звуки\DSCN2771.JPG

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

C:\Users\Александр\Desktop\звуки\DSCN2773.JPG

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

C:\Users\Александр\Desktop\звуки\DSCN2781.JPG

Дети, вы никогда не задумывались,

-как получились звуки?

-почему их так много - целое море?

-откуда берутся звуки?

Дети: высказывают свое мнение.

Воспитатель: А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? какие звуки нас окружают?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью.

После беседы воспитатель  вместе с детьми определила:

 - проблемные вопросы: 

«Что такое звук?», «Как он получается?»,

«Почему звуков так много – целое море?»

 - выдвинула гипотезу – дрожит, значит звучит…

C:\Users\Александр\Desktop\звуки\DSCN2787.JPG

 - обозначила цель проекта:

Познакомить детей с принципами образования и улавливания звуков.

- тема, цель проекта позволили определить задачи: 

а) воспитывать интерес к звучащему миру;

б) развивать наблюдательность;

в) развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов).

 

СБОР, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

В процессе II этапа работы над проектом шла работа с детьми: Общение «Звуки вокруг нас»

 Воспитатель:  

Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки, дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой.

 И другой!

А теперь, мои хорошие,

Громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь

И садитесь!

(Дети выполняют действия по тексту).

C:\Users\Александр\Desktop\звуки\DSCN2790.JPG

 Воспитатель: Что мы сейчас делали?

Дети: Топали, хлопали, шумели.

Воспитатель: Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук) Они называются – шумы. Давайте минуту помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет?

(Дети минуту слушают).

 Воспитатель: Итак, что вы услышали?

Дети: Шаги и речь людей за спиной, звонок телефона, топот детей в группе, шум на кухне.

Воспитатель: Мы все время что – то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий.

Давайте с вами поиграем. Я буду включать шумы, а вы их угадывать.

Фонограммы различных шумов (А. Буренина «Театральные шумы»). Дети угадывают. 

C:\Users\Александр\Desktop\звуки\DSCN2807.JPG

Воспитатель: Я попрошу вас послушать и дома нарисовать мальчикам – шумы, которые вы услышали на улице; девочкам – шумы, которые вы услышали дома.

Исследовательская деятельность детей.

 Воспитатель: Дети, вы попали в Страну чудес, где живут необычные жители – звуки. Перед вами на столе разложены: деревянные палочки, стеклянные стаканы, ложка, карандаш, пластмассовая коробочка, связка ключей.

C:\Users\Александр\Desktop\звуки\DSCN2770.JPG

Выберите среди лежащих на столе предметов:

- деревянные: - палочки, кубики,

- постучите ими,

 - определите свойства звука (сухой, теплый),

 - найдите в зале предметы, мебель,

 которые могут издавать деревянные звуки.

C:\Users\Александр\Desktop\звуки\DSCN2793.JPG

- стеклянные: - стеклянные стаканы,

 - постучите ими друг о друга,

- постучите по ним ложкой,

 - определите свойства звука

(нежный, прозрачный, чистый, тонкий),

 - найдите в зале предметы, мебель,

которые могут издавать стеклянные звуки

(окно, зеркало).

C:\Users\Александр\Desktop\звуки\DSCN2796.JPG

- металлические: - связка ключей,

 - позвените ими,

 -определите свойства звука

 (яркий, призывный),

- найдите в зале предметы, мебель,

которые могут издавать металлические звуки.

C:\Users\Александр\Desktop\звуки\DSCN2799.JPG

 - шуршащие: - лист бумаги, смять его, порвать его,

 - найти в зале предметы, мебель,

которые могут издавать шуршащие звуки

(шторы, одежда, когда ее чистят щеткой),

 - определите свойства звука (тихие, незаметные).

C:\Users\Александр\Desktop\звуки\DSCN2804.JPG

Дидактическая игра «Что звучит?»

Цель: определение предмета по издаваемому звуку.

Ход игры: 

В аудиозаписи слышны различные звуки.

 Воспитатель: выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т. д.).

Воспитатель: спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой).

Аналогичные действия проводятся и с остальными предметами и подбираются предметы, издающие разные звуки (журчание ручья - ключи, цокот копыт - кастаньеты, шум дождя - лейка).

Дидактическая игра «Музыка или шум?»

Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.

Ход игры: 

Воспитатель: вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые), выясняет, какие из них могут издавать музыку.

Дети называют предметы, извлекают 2-3 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, что это за песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится – (шум). Дети рассматривают коробочки «со звуками», заглядывая в них, определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, т. к. разные предметы «шумят» по – разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек.

Вывод: музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «коробочки - шумелки» - шум (немузыкальные звуки).

Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки».

Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.

Воспитатель: Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.

«Музыкальные» - поднимаете синие карточки,

«Не музыкальные» - поднимаете зеленые карточки.

Пение мальчика                             (муз.)

Скрип двери                                   (не муз.)

 Звучание женского хора              (муз.)

Шум моря                                       (не муз.)

Подметание пола щеткой              (не муз.)

Стук мяча                                        (не муз.)

Игра на скрипке                              (муз.)

Игра на фортепиано                       (муз.)

Шум трактора                                 (не муз.)

Звучание симфонического оркестра (муз.)

«Свойства шумов»

Воспитатель: Шумами называют звуки, которые нас окружают. Иногда они бывают тихие, иногда громкие, иногда очень громкие. Многие шумы существуют сами по себе и никак не зависят от человека. Обычно это звуки природы, например, шум ветра, грохот водопада, крики животных и птиц или раскаты грома. Но есть и шумы, которые производит человек.

Сейчас я предлагаю вам выполнить задания.

Задание 1.  Из предложенного набора картинок выбрать шумы природы, и шумы, которые производит человек.

Задание 2. Подобрать названия предметов, которые способны издавать указанные шумы и расположите их в правильном порядке.

Фото: на доске на магнитиках прикреплены карточки картинки, ребенок меняет местами

Деревянные                            связка ключей

Стеклянные                            дом

Пластмассовые                      посуда

Металлические                      стакан

Задание 3. Найдите наиболее точные определения шумов.

Набор карточек – шумов: Деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Набор карточек: скрип, звон, шелест, скрежет.

Картинки: лестница, колокол, ноготь, пирамидка.

Общение «Что такое звуки?»

Воспитатель: Дети, что такое звуки? Как они получились? Почему их целое море?... Скажите, пожалуйста, вам приходилось когда – нибудь бросать камешки в воду?

Дети делятся воспоминаниями.

Воспитатель: Значит, вам легко представить, что звуки – это такие же волны, только воздушные. К сожалению, их не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши. А теперь давайте тихонько коснемся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим?

Дети: Звук.

Воспитатель: Откуда же он взялся? Оказывается, при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук. Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие. Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может. А если тронуть струну гитары, то мы без труда увидим колебание: она дрожит, будто раздваивается. Значит, если дрожит – то звучит.

Вывод: Из проведенного исследования детям стало известно, какие шумы, звуки нас окружают, почему их так много – целое море. На следующем этапе проекта дети найдут подтверждение гипотезе проекта – «Дрожит, значит звучит».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА 

«Откуда берется звук?»

(Конспект занятия)

1 часть : «Откуда берется звук?» 

Материалы: лейка, сделанная по типу душа, две одинаковые бутылки с узким горлышком, таз, воронка, воронки, сделанные из плотной бумаги.

Ход занятия

1. Дети сидят на стульях. Воспитатель: беседует с детьми:

Фото

 - Слышали ли вы как про кого – то говорят «У него ушки на макушке?»

 - Где у человека расположена макушка?

Фото: лица женщины и мужчины

- Что у человека находится на макушке?

 - Где у человека расположены уши?

 - Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?

 Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.

Воспитатель  предлагает сравнить размер ушей зверей и людей и продолжает беседу:

Фото: фотографии зверей с разными ушами (слон, волк, заяц, лошадь, лисенок)

- Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?

- В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?

 - Что ответил Красной Шапочке волк?

Фото: картинка из красной шапочки

Воспитатель  предлагает детям выяснить, зачем зверям такие большие уши?

2. Воспитатель отходит подальше от детей и что – то говорит тихим шепотом. Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к воспитателю нельзя. Если дети не могут услышать, что говорит педагог, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.

Фото: человек приложил ладошку к уху

(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше). 

3. Воспитатель предлагает детям выяснить, почему же лучше слышно, ели ухо большое. Дети подходят к столу, на котором стоит тазик, две одинаковые бутылки с узким горлышком, лейка по типу душа и воронка.

Фото стола с предметами

Воспитатель продолжает беседу:

- Видели ли вы, как летом собирают дождевую воду?

 - Зачем она нужна?

 (Воспитатель ставит в таз одну бутылку и начинает наливать в нее воду из лейки). 

Фото эксперимента

- Сколько воды набралось в бутылку?

- Что нужно сделать для того, чтобы воды набралось больше?

Фото эксперимента

После обсуждения приходим к выводу, что в бутылку нужно поставить воронку. Количество налитой в обе бутылки воды сравнивается. Воспитатель предлагает каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана, и предлагает самим догадаться, как ее использовать, чтобы сказанные шепотом слова Воспитатель можно было отчетливо услышать 

Фото опыта

 - Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.

4. Воспитатель продолжает беседу:

- Как же образуется звук?

Дети подходят к столу, на котором лежат металлическая линейка, гитара, расчески по количеству детей.

Фото стола

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?

(Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец – раздается звук).

- Что происходит с линейкой? Она дрожит.

- Заставьте звучать гитару. Что вы для этого сделали?

 - Что происходит со струной, когда она звучит? Она дрожит.

Фото опыта

Делается вывод о том, что если дрожит – значит звучит.

2 часть:  Творческое музицирование

  1. Войдем в волшебный мир звуков.

Воспитатель 

Давайте сейчас посидим в тишине,

 Так тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как звучит тишина,

Хоть кажется нам, что она не слышна. …

 Удивителен мир звуков, окружающий нас: вот мяукает кот и тихо позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шуршит книжка.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

 Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Дети: (хором)

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

Музыкально-дидактическая игра «Чей это звук?»

Дети смотрят на экран, слушают звук и выбирают из нескольких картинок ту картинку с предметом, чей звук они услышали.

  1. Музыкальная мастерская – 1:

 «Волшебные коробочки»

Воспитатель раздает детям разноцветные коробочки от йогурта, и резинки. Предлагает детям подумать, как можно из этих двух предметов сделать музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала, как струна (резинку надо просто надеть на коробочку от йогурта). Предложить детям поэкспериментировать с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте. Дети должны убедиться, что у них в руках действительно музыкальный инструмент.

Фото

Резинкой можно довольно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Звук получается значительно более яркий. Предложить детям украсить музыкальные инструменты, просунув снизу под резинку 2-3 ленточки из разноцветной гофрированной бумаги. В таком виде у инструмента появляется еще один звук: если взяться за резинку сверху и помахать коробочкой, то ленточками можно шуршать. Дети сами должны догадаться, какой новый звук появился?

 3 . Играем и танцуем. 

Воспитатель предлагает детям с помощью сделанного ими самими инструмента поиграть в игру «Музыкальное приветствие». Под музыку (по выбору музыкального руководителя) дети врассыпную двигаются по залу легким бегом. На акцентированные концы фраз, встретившись с произвольным партнером, здороваются с ним, дергая за резинку и ритмично произнося слова в такт музыке: «Привет!» Дети могут для приветствия образовывать группы из 3-4 человек. На среднюю часть пьесы все импровизированно танцуют, размахивая ленточками. Во время танца дети используют ленты как атрибут для украшения своей импровизации.

Фото танцующих

  1. Музыкальная мастерская – 2. 

Дети берут по расческе.

Воспитатель беседует с детьми. 

- Попробуйте извлечь звук из расчесок. Почему ваши расчески звучали? Что у расчесок дрожит? Какой звук у расчески – тихий или громкий? Воспитатель предлагает нескольким детям начать отходить назад от звучащих расчесок до тех пор, пока звук их будет совсем не слышен.

Затем спрашивает:

- А что мы можем сделать, чтобы звук было вам слышно гораздо лучше? (использовать бумажные воронки).

Фото: дети сидят на стульчиках полукругом и издают звуки

  1. Парикмахерская полька.

Педагог  предлагает детям представить, что расческа – это вовсе не расческа, а музыкальный инструмент, на котором умеют играть все парикмахеры. Перед тем как постричь или причесать детей, они веселят их своей игрой.

 Педагог  раздает всем детям расчески и предлагает попробовать извлечь из них звуки, послушать, какие они, сравнить разные, выяснить, от чего это зависит.

Воспитатель  берет большие портняжные ножницы и говорит, что сейчас вместе с ними сыграет парикмахерскую польку «Музыкальная прическа». В партии ножниц должно быть слышно ритмичное щелканье ими.

Воспитатель  может посадить «клиента» и разыграть стрижку с причесыванием под музыку (например, «Литовская полька»). Во второй части польки дети играют на расческах с помощью медиатора или кусочка плотной бумаги, сложенной уголком. Педагог  предлагает нескольким детям взять бумажные воронки, отойти на 2-3 метра от играющих и послушать, как усиливается звучание с помощью воронки (дети то прикладывают ее к уху, то убирают).

Фото причесывания

Воспитатель  спрашивает детей : «Сыграем еще раз?».

Тогда предлагает нескольким детям сделать прическу одной из девочек под музыку польки (используя при этом маленькие заколочки, разноцветные резиночки). Парикмахерам надо расположиться за спинами играющих или за ширмой, чтобы можно было удивить музыкантов невиданной прической. Оркестр исполняет польку еще раз, за это время парикмахеры стараются прикрепить к волосам девочки как можно больше украшений.

Вывод: 

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезу проекта.

РЕЗУЛЬТАТ

В результате выполнения проекта у детей произошло:

- развитие познавательных способностей,

- развитие творческого мышления,

 - развитие коммуникативных навыков,

 - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-познавательный игровой проект "Роль игрушки в развитии ребенка" в группе раннего возраста (1,5 – 2 года)

ВИД  ПРОЕКТА: Исследовательско-познавательный игровойДолгосрочный – один учебный годСентябрь 2013- май 2014ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА: Теоретически  и  экспериментально  обосновать...

исследовательский, познавательно-творческий проект "История возникновения книги"

Проект для детей подготовительной группы. Цель: формирование устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе, к книге через организацию совместной творческо-познавательной деятел...

Исследовательский,познавательно-творческий проект "Эта необыкновенная соль"

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми по изучению свойств и видов соли,творческие работы с использованием разноцветной соли....

Исследовательский познавательный творческий проект «Висимский заповедник»

Тематика проекта была выбрана не случайно – 2017 год объявлен годом экологии в России, ребята нашей группы заинтересовались появившейся в книжном уголке Красной книгой....

Исследовательский познавательно – творческий проект «Новогодняя аудиосказка»

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Именно в этом возрасте реб...

Исследовательский, познавательно - творческий проект с детьми старшего - подготовительного возраста "День защиты бездомных животных"

Презентация социально -  исследовательского, познавательно - творческого проекта на тему "День защиты бездомных животных"....

Исследовательско-познавательный долгосрочный проект «Огород на окошке»

Выращивание растений из семян – это очень увлекательный и удивительный процесс. Наблюдать за развитием растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство пр...