Исследовательский,познавательно-творческий проект "Эта необыкновенная соль"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Старцева Ирина Петровна

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми по изучению свойств и видов соли,творческие работы с использованием разноцветной соли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sol.docx95.6 КБ

Предварительный просмотр:

     

Исследовательский,  познавательно - творческий проект

«Эта необыкновенная соль»

                

Автор проекта: Ирина Петровна Старцева

Структурное подразделение детский сад «Ромашка»

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №16 города Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

Воспитатель

Тел. 8-(383-49) 23-513

romashka16@mail.ru

Вид проекта:  исследовательский,  познавательно - творческий проект

Тип проекта: групповой, краткосрочный

Продолжительность: с 1 ноября по 24 ноября

 Участники: воспитатель, дети, родители.

Проблема: в группе мы лепили дымковскую игрушку из соленого теста. Дети задали вопрос: «Почему для изготовления игрушек, нужно именно соленое тесто? Как соль помогает сделать изделия прочными и долговечными?» Мы решили больше узнать о соли: ее свойствах, применении, добычи и т.д.

Актуальность:                                                                 

  Среди всех природных минеральных солей,                                                                

 самая главная та,                                                                

 которую мы называем просто  «соль».

                                                                                                                 

 А.Е. Ферсман

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Дошкольный возраст -  самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологической позиции личности. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день: люди, животные, растения, техника, явления природы — все это становится предметом пристального изучения и наблюдения. Конечно, можно дать детям готовые ответы, встроить шаблоны в их мировосприятие. А можно предоставить им возможности проверить все на собственном опыте,  найти интересное и необычное рядом. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, познавательная, исследовательская деятельность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей.

Цель проекта:  создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности, изучение истории возникновения соли, удивительных ее  свойств, применение.

Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:

- узнать происхождение слова соль; изучить исторические сведения о соли;

- выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? Почему соль разная? Зачем она нужна и можно ли обойтись без неё?

Расширить представления о добыче соли.

 Исследовать свойства соли опытным путём.

Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

 Развивать творческие способности, воображение, любознательность.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Предполагаемые результаты: В ходе исследовательской работы выяснить совместно с детьми и родителями,   каким образом соль попадает на наш стол, узнать много нового об особенности соли, её свойствах, качествах,  разновидностях, о  полезных и вредных свойствах. Повысить познавательный интерес детей, развить коммуникативные навыки, интерес ребят к опытно – экспериментальной  деятельности.

Основные формы реализации проекта:

-игровая деятельность

-работа с познавательной литературой

-продуктивная деятельность

-чтение рассказов, сказок, загадок, фольклора

-работа с родителями

-экскурсия в библиотеку

-просмотр презентаций, видеофильмов, мультфильмов

-экспериментирование

- создание картотеки опытов с солью

-физминутка

-прослушивание музыкальных произведений, песен.

План реализации проекта

Этап

Форма работы

1 этап Подготовительный

Формулировка проблемы, постановка цели, введение в игровую ситуацию

2 этап Основной

Решение задач проекта через реализацию образовательных областей, организация продуктивной деятельности

3 этап Итоговый

Подготовка продуктов деятельности к презентации проекта

4 этап Рефлексия

Самоанализ деятельности, обмен впечатлениями

Реализация проекта

1 этап: Подготовительный

Подбор литературы, содержащей информацию о соли; сказок, пословиц и поговорок, загадок; демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала, создание картотеки опытов с солью.
2 этап: Основной

Речевое развитие:

Чтение:

Русские  народные сказки:  «Лиса и журавль», «Сказка про соль», «Соль».

Румынская народная сказка «Соль в кушанье».

Словацкая народная сказка  «Соль дороже золота» .

Автор Разумихин сказка «Как Иван - купеческий сын за солью ходил».

Рассказы о соли.

Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем».

Разучивание пословиц, поговорок, загадок.

Познавательное развитие:

        Беседы:

«Что такое соль, для чего она нужна?»

«Что мы хотим узнать о соли?»

«Откуда появилась соль»

«Как добывают соль?»

«Почему соль бывает разной?»

«Применение соли в жизни человека»

«Почему море соленое»

«Удивительные истории о соли»

«Соль дороже золота»

    Занятия:

«Государыня соль»

«Знакомство с солью»

«Разговор о соли»

«Разноцветная соль»

«Волшебная мандала»

    Развлечение «Необыкновенная соль»

Знакомство с  разновидностями соли (морская пищевая, поваренная, каменная, йодированная, «Экстра», соль для ванн).

    Экспериментирование:

 «Изучение свойств и качеств соли»

«Растворимость»

«Выпаривание соли из морской воды»

«Загадочная картофелина»

«Соль убивает бактерии»

«Эффект мертвого моря»

«Как из соленой воды добыть питьевую воду?»

«Выращивание кристаллов соли»

 «Волшебные превращения соли»

«Смешивание красок»

«Лед и соль»

«Незамерзающая соль»

Социально – коммуникативное развитие:

Рассказы об истории происхождения соли, о ее значимости для людей в древности, о разных способах добычи соли и т.д.

Рассматривание картинок на тему «Необыкновенная соль»
Познавательная минутка «Интересные факты о соли»
      Экскурсии в библиотеку.

Просмотр мультфильма: «Как казаки соль добывали», «Незнайка на Луне».

Просмотр презентаций: «Волшебная соль», «Эти удивительная соль», «Соль. Вред и польза», «Соль в жизни человека», «Обыкновенное чудо – соль»

     Дидактические игры:

«Что для чего?»

«Угадай на вкус» 

«Угадай на ощупь»

«Назови правильно»

Художественно-эстетическое развитие: 

Нетрадиционное рисование солью разными способами:  «Зимний пейзаж», «Снежинка», «Открытка для мамы», «Мандала»
Конструирование  «Радуга из соли»

Слушание аудиозаписей:

Песенка из мультфильма «Незнайка на Луне», «Волшебная мандала».

Физическое развитие:

Подвижная игра: «Море волнуется»
        Пальчиковые игры: «Засолка капусты»

Физминутка «Соли в речку брошу я, выйдет море у меня»

Работа с родителями:
Консультация «Проектная деятельность по экологии»; информация «Что можно рассказать детям о соли»; заучивание с детьми пословиц о соли, сбор образцов соли, интересных фактов и иллюстраций.

3 этап: Итоговый: продукт проекта: презентация «Эта необыкновенная соль», создание картотеки опытов с солью, открытое занятие «Необыкновенная соль», выставка поделок, образцов соли.

4 этап:Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Форма защиты проекта

 Публичное выступление на открытом занятии в форме описательного рассказа о соли, с опорой на мультимедийную презентацию.

Выводы. 

-дети много знают о соли;

-владеют навыками продуктивной деятельности;

-владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи.

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенности соли, её свойствах и качествах и разновидностях. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Вырастили кристаллы. У детей повысился познавательный интерес, развиты коммуникативные навыки. Умеют работать в  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Заключение.

Работа над проектом нас увлекла. Вместе с воспитанниками группы, в реализации проекта участвовали:

- воспитатель;

- родители;

- библиотекарь школьной библиотеки;

- учитель биологии.

Полученные результаты мы представили на открытом занятии для педагогов детского сада «Ромашка» - «Необыкновенная соль»

  Источники информации:

-научная литература

-интернет ресурсы

-библиотека

-видео и аудиозаписи

Список литературы

Детская энциклопедия  «Всё обо всём», М.: 1999г.

 Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.

Филиппова И.А. Целебная сила обыкновенной соли. – СПб.: Издательство “Тимошка”, 1999, 224 с.

А. Кенель «Море. Мифы и легенды», изд. «Диалог», М.1995.

Л. Уэйт «Загадки моря», изд. «Росмэн», М. 2000.

 «Детская энциклопедия», изд. «ЭКСМО», М. 2003.

«Сказки моря», изд. «ЭКСМО», М.2002.

«Русские пословицы и поговорки», изд. «Росмэн», М. 1999.

Интернет источники.

Информационный обзор по проекту

Пова́ренная соль (употребляются также названия «столовая соль», «каменная соль», «пищевая соль» или просто «соль») — пищевой продукт. В молотом виде представляет собой мелкие кристаллы белого цвета.

Соль – пищевой продукт. В природе соль встречается в виде минерала галлита, известного также под названием «каменная соль». Особенно много соли в морской воде и в водах соленых озер и источников, в виде твердой каменной соли.

Соль можно обнаружить в толще земли и в облаках, в капле росы и морской воде, в горах и на берегах рек.

Соль была известна человечеству с древнейших времен и ценилась буквально на вес золота. Её хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю.  В Китае, в 18веке, делали монеты из каменной соли.

В древнем Риме наёмным солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово солдат.

 Соль считали оберегом. В Древнем Риме её клали на губы грудным младенцам, чтобы защитить их от опасности.  Щепотка соли в колыбели защищала некрещеного младенца.  В некоторых странах и сегодня считают, что в новый дом первым делом надо вносить ящик с углем и тарелку с солью, а потом уже мебель и все остальное.

В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях, а затем соль стали привозить с озёр Прикаспия. Её просто сгребали со дна озёр и везли на судах . И все равно ее не хватало, и она была дорога.

Города, которые возникали в местах добычи соли, стали называться  Соль-Илецк, Соликамск, Соледар и т. д. .

Самые крупные месторождения каменной соли были на Урале.

     Хлеб-соль

По старинной традиции  хлебом с  солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении.

  Соль в народных приметах. С солью связано множество  примет. Одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета.

Много – много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось неуважением к хозяевам.

Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.  Соль в народном творчестве. Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет».

Много народных загадок о соли

Белый камень из горы                                        Меня одну не едят,

Всегда стоит на столе.                                        А без меня –мало едят.

Кто его не ест,                                                                              ( соль)

Тот вкуса не знает.

                       ( соль)

В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.

Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала».  Не солоно хлебавши -  значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!

Приложение

          Без соли и стол кривой.

  • Без соли хлеб не еда.
  • Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
  • Без соли, без хлеба — половина обеда.
  • Без хлеба смерть, без соли смех.
  • Думай не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • За хлебом-солью каждая шутка хороша.
  • И старая кобыла до соли лакома.
  • Щепотка соли делает сахар слаще.
  • Кто ворует, тот горюет, а мы живём – хлеб – соль жуем.
  • Солью сыт не будешь, думою горя не размыкаешь.
  • Помяни соль, чтоб дали хлеба!
  • На соль пьется, на хлеб спится.
  • С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
  • Хлеб да соль, и обед пошел.
  • Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

Сообщение

«Хлеб-соль!» - так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства. Встреча гостей хлебом-солью имела ещё одно важное значение – соль была своеобразным оберегом, наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.

Уважение к хлебу и соли прививается с самых юных лет. Без этих продуктов мы не можем представить полноценного обеда, а домашние консервированные огурчики, помидорчики по определению не могут быть несолеными. А вспомним национальные обряды, гадания, сказки, поговорки - везде дорогого гостя встречают хлебом-солью

  • Без соли и хлеб не естся.
  • Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.

Но чем старше мы становимся, тем настойчивее врачи нам советуют ограничить ее употребление. Уж очень часто повышенное потребление соленостей провоцирует развитие гипертонии. Дело в том, что соль задерживает жидкость в организме. Из-за этого клетки крови начинают увеличенным объёмом давить на сосуды, артерии.
Польза 
Польза продукта заключается не только в пищевой ценности. Соль поможет при некоторых недугах. Например, ее используют для проведения ингаляций, полосканий горла, носовых пазух при простуде, ангине, гайморите. Ею чистят кожу, избавляясь от угревой сыпи. Смазывают места укуса насекомых, чтобы избавиться от зуда, воспаления. Делают ванночки для укрепления ногтей и еще многое другое.
Советы по использованию соли.

1.Чтобы сохранить живые цветы дольше, необходимо в вазу с водой

насыпать немного соли.

2.Чтобы оконные стекла не запотевали, между рамами издавна ставили

стаканчики с солью.

3.Замерзшие оконные стекла также можно легко очистить крепким

раствором соли.

4.Стеклянная посуда лучше блестит, когда ее после мытья

ополаскивают подсоленной водой.

5.Зимой солью посыпают дороги, потому что температура замерзания

соляного раствора намного ниже, чем температура замерзания воды.

6.Запах масляной краски, который держится в квартире после ремонта, быстрее исчезнет, если в нескольких местах поставить тарелки с солью.

7.Коржики и бисквиты не пригорят на железном листе, если дно

духовки посыпать мелкой солью.

8. Если картофель солить в конце жарки, то он будет иметь хрустящую

корочку.

9. Если убежавшее молоко пролилось на горячую плиту, надо засыпать залитое место солью, и накрыть его мокрой бумагой - запах не распространится по всему помещению.

 10.Чтобы предупредить насморк, каждый день нужно втягивать в нос

соленую воду - поочередно в одной и другой ноздрей.

11. Если болит горло, можно в стакан с горячей водой добавить по одной чайной ложке соли, несколько капель йода, а затем этим раствором полоскать горло или закапывать нос.

12.Если в платок насыпать 2-3 столовые ложки соли, нагреть, положить

на нос или грудь как компресс, это хорошо помогает при кашле и насморке.

13. Зубы станут белыми, если 2 раза в неделю чистить их питьевой содой,

пополам,  смешанной с солью.

Соль — это и материал для творчества.

1. Соль, мука и вода – это все, что необходимо для приготовления соленого теста. Из него можно сделать все что угодно!

2.Красим соль при помощи цветных мелков и гуаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательский, познавательно-творческий проект "История возникновения книги"

Проект для детей подготовительной группы. Цель: формирование устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе, к книге через организацию совместной творческо-познавательной деятел...

Исследовательский познавательный творческий проект «Висимский заповедник»

Тематика проекта была выбрана не случайно – 2017 год объявлен годом экологии в России, ребята нашей группы заинтересовались появившейся в книжном уголке Красной книгой....

Исследовательский познавательно – творческий проект «Новогодняя аудиосказка»

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Именно в этом возрасте реб...

Исследовательский проект по познавательному развитию (окружающий мир) на тему: "Необыкновенная соль" с детьми 6-го, 7-го года.

Для многих педагогов мысль о том, что дошкольник способен пройти через все этапы  исследовательской деятельности, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения ...

Исследовательский, познавательно - творческий проект с детьми старшего - подготовительного возраста "День защиты бездомных животных"

Презентация социально -  исследовательского, познавательно - творческого проекта на тему "День защиты бездомных животных"....

Проект "Обыкновенная необыкновенная соль"

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов орган...

Конкурс: Конспект занятия в старшей группе «Обыкновенная необыкновенная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Обыкновенная необыкновенная соль»...