«Развитие творческих способностей детей средствами опытов и экспериментов»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Артёмкина Любовь Владимировна

«Развитие творческих способностей детей средствами опытов и экспериментальной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey.docx48.14 КБ

Предварительный просмотр:

Общество ограниченной ответственности

« Семь гномов»

«Развитие творческих способностей детей средствами опытов и экспериментов»   slide_4.jpg

 Подготовила воспитатель

Л.В.Артёмкина 

2017 г.

«Развитие творческих способностей детей средствами опытов и экспериментальной деятельности»

 «Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем». Л. С. Выговский.

Воображение является высшей психической функцией, отражающей действительность. Основой воображения является творческая деятельность, в которой творчество есть необходимое условие человеческого существования. Воображение и творчество – не разрушение целостности объекта, а наоборот достраивание в согласии с особенностями объекта и воплощение в конкретные оригинальные продукты деятельности без опоры на образец.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка.

Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование. Поняв необходимость развития экспериментирования в нашем дошкольном образовательном учреждении, я поставила перед собой цель.

Цель – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Таким образом, определив основную цель, я поставила перед собой следующие задачи:

 Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков)

Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

 Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.

Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Детское экспериментирование – как средство творческого развития дошкольников.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с таким, как наблюдение и труд. Большинство изменений в мире природы человек может заметить в непосредственном контакте с ними. Поэтому, важно вызвать интерес у ребёнка к природе.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по познанию окружающего мира старшими  дошкольниками через экспериментирование. И я считаю, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Данная проблема позволила определить тему проекта – «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Старшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.

Дети — это пытливые исследователи мира. На опытах мы с ребятами исследуем свойства песка, глины, камней и др. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду. Экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью, иногда огорчением. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

Провожу консультации по теме детского экспериментирования, индивидуальные беседы на тему экологического воспитания и роли семьи в решении экспериментальных задач.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу о том, что дети научились понимать познавательную задачу и стали самостоятельно ставить задачи, научились выдвигать предложения о возможном течении явления природы и предлагать способы проверки.

Ожидаемым результатом от внедрения метода экспериментирования является приобретение детьми опыта видения предметов и явлений; всматривание в них; развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

В перспективе – широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования в дошкольном учреждении и дома, индивидуального и коллективного во всех видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей средствами фольклора через театрализованную деятельность"

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения ...

Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"

Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...

Из опыта работы: "Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Данный материал поможет педагогам ответить на вопросы:" Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к по...