Квест-викторина "Филипок идёт в школу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Петрова Ольга Ивановна

Психологический настрой. Организационный момент. Создание проблемной ситуации.

Поиски иллюстраций по кодовым словам записки. Выполнение заданий: «Прочитай название произведения и найди к нему обложку книги», «Подбери звуковую схему к словам», «Что лишнее? Чьи вещи?»,  «Собери пазлы»,  «Установи последовательность», «Проведи опыт»,  «Реши ребус», «Подбери родственные слова к словам: ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ», «Пословицы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова О.И.,

Учитель-логопед первой квалификационной категории

МАДОУ № 41 «Лесная сказка»

г. Нижнекамска РТ

«Филипок идёт в школу»

Квест-викторина для детей подготовительной к школе группы

Цель: Прививать интерес к художественной литературе и чтению. Способствовать развитию коммуникативных качеств у детей и родителей. Помочь родителям найти подход к детям, научить их правильно преподносить художественную литературу. Вызвать эмоциональный отклик в душе каждого участника квеста, доставить удовольствие и радость. 

Задачи:

  • Образовательные. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать навык составления и чтения слов, разгадывания ребусов. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов.
  • Развивающие. Развивать познавательную активность детей и взрослых, фонематические представления, речевой слух, зрительный гнозис и конструктивный праксис.
  • Воспитательные. Воспитывать навык взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности.

Предварительная работа: Чтение произведений Л. Н. Толстого для детей; пересказ и драматизация рассказов и сказок; рисование на тему: «Лев и собачка», «Косточка», «Липунюшка»; выполнение поделок на конкурс «Читаем Л. Толстого»; экскурсии в библиотеку совместно с родителями; решение кроссвордов и ребусов; дидактические игры «Собери картинку», «Что лишнее?».

Оборудование и материал: ноутбук, проектор, иллюстрации к рассказам и сказкам Л. Толстого, верёвка с записками, половинки букв (Т, О, Л, С, Т, О, Й), плоскостные изображения кувшинов (2 штуки) и камней, названия произведений на магнитах, звуковая схема слов (СЛОН – ЛГУН), разрезные картинки (формат А-3) по рассказам «Девочка и грибы» и «Два товарища»;  по 4 фрагмента иллюстраций к рассказу «Галка и кувшин» и к сказке «Тир медведя»; по 2 стаканчика и кувшинчика с водой и декоративные камни; ребусы «Девочка» и «Кувшин».

Ход квест-викторины.

  1. Организационный момент.

Загадка: «Маленький мальчик учиться хотел, пошёл он сам в школу и еле поспел.

                  Собаки гнались за ним, но сбежать от них смог. А зовут этого мальчика как?» (Филипок)

  • Хотите поучаствовать в квест-викторине «Филипок идёт в школу»?

(Слайд № 1)

  • Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Филипок», в котором говорилось о мальчике, который очень хотел учиться. Поможем Филипку добраться до школы?
  • Выполняя различные задания, мы будем получать половинку букв, из которых потом должны выложить слово. Это слово будет ключевым. Так как в игре участвуют две команды, предлагаю дать им названия, которые отталкиваются от названия произведения Л.Толстого «Лев и собачка»; это команда взрослых «Львы» и команда детей «Собачки». (Приложение 1) 
  • Каждая команда, верно выполняя задание, получает очко в виде камня. Этими камнями вы наполняете свой кувшин, (Приложение 2) как галка из рассказа. И сразу же из кувшина можно достать половинку буквы. В конце викторины эти буквы должны превратиться в ключевое слово и ещё мы посмотрим, чей кувшин будет полнее. Для прохождения квеста нам нужен маршрутный лист. (К шкафу прикреплена верёвочка с записками). На нём прикреплены записки с кодовыми словами. Прочитав эти слова, вам надо найти нужное изображение (иллюстрации располагаются по всему периметру группы), (Приложение 3) а к нему прилагается задание. Итак, в путь! Всем удачи!C:\Users\27\Downloads\IMG_20180404_124219.jpg

  1. Основная часть. 
  • Записка № 1 «Филипок – окно». (Дети находят иллюстрацию, передают ведущему).
  • Задание № 1 «Прочитай название произведения и найди к нему обложку книги».

(Слайд № 2 – для детей, слайд № 3 – для родителей)

  • Посмотрите, ребята, у вас на столах лежат слоги и буквы. Вам необходимо разделить их по цвету и составить из них слова. У вас получатся названия произведений Л. Толстого, которые надо поставить под соответствующей иллюстрацией.  (Детям: «Филипок», «Котёнок», «Липунюшка», «Косточка», «Слон», «Лгун»). (Приложение 4)
  • Для взрослых задание потруднее, названия произведений Л. Толстого написаны в зеркальном виде, прочитайте их, а потом поставите под соответствующей иллюстрацией. (Взрослым: «Три медведя», «Галка и кувшин», «Лев и собачка», «Девочка и грибы», «Отец и сыновья», «Пожарные собаки»). (Приложение 5)

(Кувшины пополняются камнями, из них достаются половинки букв)

  • Записка № 2 «Филипок – собаки». (Найти иллюстрацию).
  • Задание № 2 «Подбери звуковую схему к словам» (Приложение 6)
  • Перед вами на столах лежат разные звуковые схемы. Найдите ту схему, которая подходит к слову. (Детям: слово СЛОН. Взрослым: слово ЛГУН). Докажите, что это верный ответ.

 (Кувшины пополняются камнями, из них достаются половинки букв)

  • Записка № 3 «Шапка упала». (Найти иллюстрацию).
  • Задание № 3 «Что лишнее? Чьи вещи?»
  • Рассмотрите предметы, назовите их, подумайте, какой предмет лишний и почему? Назвать, из какого произведения лишний предмет; из какого – все остальные предметы? Можно совещаться.

(Слайд № 4 – для детей, слайд № 5 – для родителей)

Детям: грибы, корзина, поезд, рельсы, платок, лапти, кувшин. (Ответ: лишний кувшин, он из рассказа «Галка и кувшин». Все остальные вещи из рассказа «Девочка и грибы»)

Взрослым: корзина, грибы, дерево, медвежьи лапа и нос, трава, клетка. (Ответ: лишняя клетка, она из рассказа «Лев и собачка». Все остальные вещи из рассказа «Два товарища»)

(Кувшины пополняются камнями, из них достаются половинки букв)

  • Записка № 4 «Баба – ведро». (Найти иллюстрацию).
  • Задание № 4 «Собери пазлы». (От каждой команды выбирается по 2 человека)
  • Перед вами части иллюстраций. Вам надо составить целую картинку без наглядности, затем назвать произведение. Главное в задании, составить верно, а не быстро. (Детям: по рассказу «Девочка и грибы». Взрослым: по рассказу «Два товарища»). (Приложение 7)

(Кувшины пополняются камнями, из них достаются половинки букв)

  • Записка № 5 «Добрый учитель». (Найти иллюстрацию).
  • Задание № 5 «Установи последовательность», «Проведи опыт». (по 4 фрагмента).
  • Вам надо назвать, к какому произведению относятся эти картинки, расставить их по порядку и коротко составить рассказ. (Приложение 8)

Детям: рассказ «Галка и кувшин» (Дети по цепочке составляют рассказ). 

  • Давайте проведём эксперимент. Помогут ли, брошенные в ёмкость камни, поднять воду? У детей на столах стоят стаканчики с водой, а у взрослых маленькие кувшины с водой. Рядом на подносе лежат камни. Начинайте. (Дети и взрослые проводят опыт). У всех получилось? Что можно сказать о галке? (Она была умная, догадливая).

Взрослым: сказка «Три медведя». (Взрослые по цепочке составляют рассказ).

(Кувшины пополняются камнями, из них достаются половинки букв)

  • Записка № 6 «Филипок читает». (Найти иллюстрацию).
  • Задание № 6 «Реши ребус». (Приложение 9)
  • Филипок уже умеет читать, но ребусы отгадывать пока не пробовал. Покажем, как это надо делать?

Детям: слово Девочка (лев: л=д; бочка: б нет).

  • Дети пользуются кассой букв. Составьте слова ЛЕВ БОЧКА. В слове ЛЕВ, что надо сделать с буквой Л?  (поменять букву Л на Д). О чём говорит запятая перед картинкой БОЧКА, что надо сделать в слове БОЧКА? (надо убрать первую букву Б). Прочитайте, что получилось: ДЕВОЧКА.
  • В каких сказках и рассказах Л. Толстого встречается это слово? («Три медведя», «Девочка и грибы», «Пожарные собаки»).

Взрослым: слово Кувшин (куб: б=в; шина: а нет). (Взрослые самостоятельно решают ребус).

  • В каких сказках и рассказах Л. Толстого встречается это слово? («Галка и кувшин»).

(Кувшины пополняются камнями, из них достаются половинки букв)

  • Записка № 7 «Филипок дети».
  • Задание № 7 «Подбери родственные слова к словам: ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ», «Пословицы».

Детям (слово ПИСАТЬ): писатель, писательница, письмо, чистописание, пишет, пропись, писанина, дописать.

Взрослым (слово ЧИТАТЬ): читатель, читающий, чтение, прочитать, дочитать, читаем, перечитать, читали, вычитать.

  • Ребята, скажите, для каких рассказов и сказок Толстого подходит эта пословица:

«Всё хорошо, что хорошо кончается». («Девочка и грибы», «Два товарища», «Пожарные собаки», «Косточка», «Филипок», «Три медведя»).       

  • Такой же вопрос задаю взрослым, но пословица другая:

«Играть играй, да дело знай». («Котёнок», «Лгун»).

(Кувшины пополняются камнями, из них достаются половинки букв)

  1. Заключительная часть.
  • И последний шаг, который отделяет Филипка и нас от победы, из половинок букв надо составить ключевое слово. Предлагаю сделать это младшему поколению. (Каждый ребенок берет по одной половинке буквы и ищет себе пару. Дети выкладывают буквы на доске. Слово получается непонятным). Надо поставить буквы в правильной последовательности. (Любой желающий выполняет это задание). Прочитайте ключевое слово: ТОЛСТОЙ! (Приложение 10)
  • Как вы думаете, почему у нас получилось такое слово? (Потому что наша квест-викторина прошла по произведениям Льва Николаевича Толстого). Мы смогли помочь Филипку? Мы нашли все иллюстрации, выполнили все задания. Команды, сосчитайте камни в ваших кувшинах. Проигравших у нас нет! Все МОЛОДЦЫ!C:\Users\27\Downloads\IMG-20180404-WA0059.jpg
  • Уважаемые взрослые! Много ли Вы узнали о произведениях Л.Н.Толстого? Что Вам было интересно, а что не очень? Мы Вам желаем успехов в воспитании детей и оставаться такой же дружной командой, как сегодня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительской конференции в ДОУ «Ваш ребёнок идёт в школу»

Предлагаемый материал поможет организовать родительскую встречу по актуальным вопросам подготовки детей к школьному обучению, с участием учителей начальных классов и психолога школы, инспектора ГИБДД,...

Презентация "Ваш ребёнок идёт в школу"

В презентации рассказывается о критериях  готовности ребёнка к школе, даны рекомендации родителям будущих первоклассников, несколько тестов на готовность, разработаны памятки для родителей....

Консультация для родителей "Ваш ребёнок идёт в школу".

В материале даются рекомендации родителям о том, в чём должен ориентироваться будущий первоклассник....

Сценарий выпускного бала "Дюймовочка идёт в школу"

Сценарий выпускного бала со сказочной основой....

Выпускной "Золушка идёт в школу"

Выпускной бал со сказочными персонажами....

Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи "Маша идёт в школу"

Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи "Маша идёт в школу"...

Ребёнок идёт в школу: готов ли он? (памятка для родителей)

15 знаний ребёнка перед поступлением в школу. Рекомендации по развитию мотивационной, волевой и интеллектуальной готовности к школе....