«Человек и живая природа»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Программные задачи:
Образовательные задачи: Сформировать у детей представление о
неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания
детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни
человека, роль в природе.
Развивающие задачи: Развивать у детей способность к анализу,
самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, речевую
активность, мышление, познавательный интерес.
Воспитательные задачи: Воспитывать устойчивое внимание,
наблюдательность, умение видеть красоту природы. Воспитывать
доброжелательное, бережное отношение и любовь к животному и
растительному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением
диких животных, растений леса; рассматривание и обсуждение
экологических знаков. Чтение произведений Е.Чарушина о животных,
рассказов и стихотворений о лесе, о его пользе. Знакомство с физической
картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности,
опасностях для природы.
Материалы и оборудование: глобус, картинки с изображением: «поле»,
«лес», «тундра», «степь», карточки с изображением животных, мяч,
экологические знаки, карандаши, бумага.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2017_microsoft_word.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Михневский центр развития ребенка – детский сад «Зернышко»
Ступинского муниципального района
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с природой
(социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие)
на тему: «Человек и живая природа»
(подготовительная к школе группа «Колосок»)
Подготовила и провела:
воспитатель
Волкова В.В.
26 января 2017г.
Программные задачи:
Образовательные задачи: Сформировать у детей представление о
неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания
детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни
человека, роль в природе.
Развивающие задачи: Развивать у детей способность к анализу,
самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, речевую
активность, мышление, познавательный интерес.
Воспитательные задачи: Воспитывать устойчивое внимание,
наблюдательность, умение видеть красоту природы. Воспитывать
доброжелательное, бережное отношение и любовь к животному и
растительному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением
диких животных, растений леса; рассматривание и обсуждение
экологических знаков. Чтение произведений Е.Чарушина о животных,
рассказов и стихотворений о лесе, о его пользе. Знакомство с физической
картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности,
опасностях для природы.
Материалы и оборудование: глобус, картинки с изображением: «поле»,
«лес», «тундра», «степь», карточки с изображением животных, мяч,
экологические знаки, карандаши, бумага.
Ход ООД:
Воспитатель: (показывает глобус) Ребята, а что это за шар?
Дети: Это наша планета, которая представляет собой огромный шар-
глобус.
В.: Земля, земной шар – наш общий природный дом, т.е. то место, где проживает (обитает) растение, животное, сам человек. Все вокруг: леса,
поля, реки, животные, птицы, насекомые, цветы, деревья – это все природа.
Человек – часть природы. Природа может жить без человека, а человек, без
нее – нет! Помните об этом. Всем живым существам необходимы чистая
вода, земля, воздух. Послушайте стихотворение:
«Мир вокруг»
Как чудесно все вокруг,
Когда солнце светит,
Как цветет душистый луг
И дует свежий ветер.
Когда белеют облака,
На небе голубом,
Когда река так глубока,
Что спрячет весь наш дом.
Когда в лесу так много птиц,
Что радуется слух!
Но не для злых все это лиц,
А лишь для тех, кто друг.
В.: Заводы и фабрики выбрасывают в воздух вредные вещества,
которые отравляют все вокруг. Идут загрязненные (кислотные) дожди.
Люди, животные и растения очень страдают от этого. Нужно с детства
любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. Что необходимо,
чтобы сберечь нашу планету?
Ответы детей: Не загрязнять воздух, не сбрасывать вредные
отходы в реки, моря, водоемы, не вырубать леса, не уничтожать животных,
не трогать лесных животных, не разорять гнезда, быть осторожным с
костром, не рвать растения, занесенные в Красную книгу.
В.: У каждого растения, животного есть своя Родина, то место где
они живут и растут. Природа прекрасна и удивительна, нужно только
научиться быть наблюдательным, тогда сможем увидеть всю ее красоту:
разнообразие цветов, кустарников, деревьев. Природа должна быть чистой,
тогда будет красивой. На природе мы отдыхаем, восстанавливаем силы,
укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом. Ребята, а почему в лесу
дышится легче?
Д.: В лесу воздух чище. Растения поглощают углекислый газ и вредные
вещества из воздуха, а выделяют кислород.
В.: А какие правила поведения в лесу вы знаете? - (Ответы детей).
В.: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы
внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и
дети.
С. Михалков «Прогулка»
Мы приехали на речку воскресенье провести
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят: загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли
-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима.
-Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!
Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли
Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!
После прочтения стихотворения дети называют, какие правила
поведения были нарушены.
В.: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и
нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего
нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу.
Д.: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе.
В.: Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие
знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.
Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем
показывают и объясняют их значение. Дети делятся на 3 команды и выполняют задание Ответы детей (в дополнении рассматривание экологических знаков).
Дидактическая игра «Где растет?» (с мячом)
Воспитатель называет среду обитания, дети перечисляют характерные для
нее растения, показ наглядного пособия.
В лесу – сосна, береза, ель, папоротник, ландыш, лесная земляника,
фиалка…
В поле – ромашка, колокольчик, клевер, одуванчик, мятлик…
В тундре – лиственница, лишайники, карликовая береза, верба, Иван- чай,
жарки…
В.: Лес, тундра, поле, степи, горы – природный дом для животных,
т.е. то место, где они обитают. Мир животных очень разнообразен.
Животный мир является одним из основных частей природы (природной
среды). Кем должен быть человек для животного?
Д.: Другом. Сильным, умным, справедливым. Именно от людей во
многом зависит жизнь и разнообразие растительного и животного мира.
Дидактическая игра: «Где чья Родина?»
Воспитатель спрашивает: «Кто живет?» Дети отбирают нужные карточки с изображение животного:
- на севере (белый медведь, северный олень, овцебык, морж, тюлень,
полярный волк…)
- в лесу (лось, бурый медведь, кабан, волк, лиса, заяц, косуля, бобр,
рысь…)
- в пустыне (верблюд, варан, кобра, скорпион…)
- в горах (снежный барс, горный козел, серна…)
В.: На какие группы можно разделить (классифицировать) животных по способу питания?
Д.: Травоядные, хищники, всеядные.
Дети описывают каждый вид, воспитатель помогает.
Хищники – волк, лиса, енот, песец, рысь, они питаются другими
животными, травоядные – лось, заяц, косуля, баран, олень, всеядные – медведь, куропатка, кошка, собака.
Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»
В.: Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку на зимнюю?
Д.: Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка
теплее, чем летняя.
В.: А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?
Д.: Ему трудно было бы спасаться от врагов.
В.: Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?
Д.: Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой,
нападал на людей.
В.: Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого
хвоста?
Д.: Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее
как руль.
В.: На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы.
Молодцы! Все были очень внимательны. Давайте поиграем еще в одну
игру. Здесь тоже надо быть внимательными, но еще и ловкими.
Подвижная игра «Лисы и зайцы».
Детей назначаю на роли зайцев и лис. Напоминаю правила игры.
В.: Если то, что я вам скажу, бывает на самом деле, то лисы ловят
зайцев. А если такое в жизни не бывает, то наоборот, зайцы будут ловить
лис. На удар бубна игра прекращается. Те, кого поймали, подходят ко мне.
Будьте внимательны.
1 – У лисы длинный пушистый хвост. (лисы ловят зайцев)
2 – Волк любит скакать по веткам. (зайцы ловят лис)
3 – Медведь все лето спит в берлоге. (зайцы ловят лис)
4 – Заяц – длинноухий. (лисы ловят зайцев)
В.: Ребята, давайте сядем на коврик отдохнем, а заодно расскажите какая больше всего вам понравилась игра? почему? Что нового вы узнали? - (Ответы детей).
Самоанализ Волковой Варвары Валерьевны
Тема организованной образовательной деятельности (ООД) «Человек и живая природа» проводилась с детьми 6-7лет.
Длительность занятия 30 минут, что соответствует санитарным нормам и правилам. Цель данного занятия – сформировать у детей представление о
неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания
детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни
человека, роль в природе. ООД построена с учетом возрастных особенностей и возможностей детей данной группы.
В процессе ООД решались следующие задачи:
Образовательные задачи: Сформировать у детей представление о
неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания
детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни
человека, роль в природе. Развивать у детей способность к анализу,
самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, речевую
активность, мышление, познавательный интерес.
Воспитательные задачи: Воспитывать устойчивое внимание,
наблюдательность, умение видеть красоту природы. Воспитывать
доброжелательное, бережное отношение и любовь к животному и
растительному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.
ООД состоит их 3-х частей: вводной, основной и заключительной.
В первой части ООД ставится проблема, создаётся игровая мотивация. Во второй части чтение стихов, придумывание и рисование экологических запрещающих знаков и объяснения их значение, играют в дидактические игры. В третьей части подводятся итоги: систематизация достигнута путем закрепления имеющихся знаний и приобретение новых. Процесс обучения на ООД старалась строить с учетом интеграции образовательных направлений - познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
При подготовке ООД детям была проведена предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображение диких животных, растений леса; рассматривание и обсуждение экологических знаков. Чтение произведений Е.Чарушина о животных, рассказов и стихотворений о лесе, о его пользе. Знакомство с физической картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности, опасностях для природы.
В процессе всей ООД осуществлялся личностно – ориентированный подход к детям через вопросы, объяснения, побуждение к действию личным примером, одобрения, осуществлялась интеграция образовательных областей.
В процессе ООД наблюдалась высокая активность детей за счет верно подобранных методов, приёмов и наглядности для поддержания интереса воспитанников, что соответствует возрастным особенностям. Познавательное развитие детей соответствует нормам и правилам, предъявляемым к детям этого возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная деятельность( живая и не живая природа)
Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...
"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...
Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...
Живая природа. Растения как живые организмы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....
Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе
Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Живая , не живая природа"
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.Задачи:1) Развивающие- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии ...
"Человек - часть живой Природы"
НОД по познавательно-речевому развитию в старшей речевой группе...