опытно - экспериментальная деятельность с объектом неживой природы
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема: « Удивительные превращения воды»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по развитию опытно - экспериментальной деятельности с объектом неживой природы | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию опытно - экспериментальной деятельности с объектом неживой природы
(старшая группа 5-6 лет)
Тема: « Удивительные превращения воды»
Цели:
- Познакомить детей с тремя состояниями воды (твердая вода, жидкая, пар).
- Закрепить знания о свойствах воды., используя карточки- символы.
- Помочь ребёнку раскрыть причину наблюдаемого явления с помощью опытов.
- Рассказать о значении круговорота воды в природе.
- Развивать логическое мышление, творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: лёд, блюдца и стаканы с водой по кол-ву детей, чайник, стекло, схема круговорота воды в природе.
Воспитатель: Ребята, сначала давайте поприветствуем друг друга добрыми улыбками!
- Ребята, мы сегодня будем говорить о самом необходимом и удивительном веществе на Земле-воде. Читает стихотворение.
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда
То в снег превратится, то в лёд
Растает и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся,
Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебная вода!
- Д/упражнение «Расскажи про воду».
Дети по очереди достают карточки - символы и расставляют их.
Воспитатель поясняет ответы детей.
- Вода жидкость, она не имеет цвета, вкуса, не имеет определённой формы. Вот видите, вода – простое , на очень загадочное вещество. Вот послушайте сказку: Жила-была на свете Матушка - Водица. У неё была большая семья: сыновья- Туман, дождь, Снег, Лёд и дочери: Роса и Снежинки Все они любили разные времена года: весну, зиму, лето, осень. А как вы думаете, как зовут детей Матушки Водицы, которые любят зиму?
Дети. Снег, лёд. Давайте познакомимся со льдом.
- Опыт «Лёд- это твёрдая вода»
1.Кусочки льда положить на блюдце, предложить детям потрогать их, понюхать. Что можно сказать о льде?
Ответы: Лёд холодный, скользкий, без запаха.
2. Предложить посмотреть на картинку сквозь лёд
Картинку видим, значит лёд прозрачный.
3. Опускаем лёд в воду: лёд плавает, значит, он легче воды.
4. Понаблюдать, что происходит со льдом на блюдце.
Вывод: в тепле лёд тает и превращается снова в воду. А где встречается вода?
Ответы: в лужах, в реках, в море, снег, дождь.
- А как называется частичка воды?- Капелька.
- Игра «Волшебные капельки»
Мы с вами капельки (дети свободно располагаются по комнате)
Капельки встречаются друг с другом и получается ручеёк
(дети берутся парами).
Ручеёк впадает в море (большой круг).
Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал)
- А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что будет происходить? Вода будет нагреваться. Каждый из вас -частичка воды. Ваши ладошки уже такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться (дети двигаются по группе)- каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтоб стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами, как частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному. Расскажите, как связаны частички воды друг с другом?
После рассказов педагог делает выводы вместе с детьми:
1. Вода в виде пара: связи между частичками нет, каждая движется сама по себе.
2. В жидком состоянии связи между частичками более сильные, но они очень гибкие, поэтому вода не имеет своей формы.
3. Вода- в твёрдом состоянии, её частички прочно связаны друг с другом: вода в твёрдом состоянии- это лёд.
Воспитатель. - Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, а может быть газом и паром.
- Опыт «Вода превращается в пар»
Чайник с водой закипает, вода превращается в пар. Подносим стёклышко, оно запотевает. Это означает, что под действием воздуха частички пара снова превращаются в капельки воды.
- Вот так в природе и образуется дождик: холодный воздух поднимается кверху, собираясь в капельки, капельки собираются в большие дождевые тучи. Когда тучи становятся тяжёлыми, они проливаются дождём на землю, но это летом, когда тепло, а зимой, вода, поднимаясь, превращается в снежинки, иней и так выпадает снег. А весной, когда становится тепло, снег тает, опять образуется вода. На улице весной мы наблюдаем много ручьёв и луж. Так происходит круговорот воды в природе и вода в водоёмах никогда не кончается и вода переходит из одного состояния в другое под действием тёплого или холодного воздуха.
- Показ презентации «Круговорот воды в природе»
Самоанализ занятия по развитию опытно - экспериментальной деятельности с объектом неживой природы
(старшая группа 5-6 лет)
Тема: « Удивительные превращения воды»
При выборе занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные особенности детей и уровни их развития. В ходе моего занятия была произведена интеграция следующих образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, художестенно-эстетическая и физическая.
Цели:
1. Познакомить детей с тремя состояниями воды (твердая вода, жидкая, пар).
2. Закрепить знания о свойствах воды., используя карточки- символы.
3. Помочь ребёнку раскрыть причину наблюдаемого явления с помощью опытов.
4. Рассказать о значении круговорота воды в природе.
5. Развивать логическое мышление, творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности.
Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Оборудование использовала рационально. Темп занятия был выбран оптимально. Я обеспечивала доступность и научность информации. Объем предложенного материала был достаточным для усвоения детьми, соответствовал возрастным возможностям детей. Мною был выбран темп речи – умеренный. Материал излагала эмоционально. Сумела организовать межличностное общение.
Были продуманы условия:
1. В группе проветрено, чисто.
2. Продумано размещение детей, расставлено оборудование.
3. Подготовлен соответствующий материал для совместной продуктивной деятельности.
С детьми была проведена предварительная работа:
1) Чтение рассказов и сказок о зиме и зимних забавах.
2) Перессказывание рассказов и сказок о зиме и зимних забавах.
3) Составление рассказов по сюжетной картине с помощью вопросов воспитателя.
4) Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
5) Отгадывание загадок.
Технология построения моего занятия с точки зрения деятельностного подхода состоит из следующих аспектов. Занятие проходило в несколько этапов. Положительный психологический настрой был создан в начале занятия, в процессе которого дети приветствовали друг драгу добрыми улыбками.
Первая часть занятия содержала стихотворение о воде, которое подготовило детей к теме занятия, и организовало их произвольное, направленное внимание на дидактическое упражнение «Расскажи про воду». Применяя такой прием, я развивала у детей умение осмысливать предметы и явления окружающей действительности, учила детей осознавать преобразование объектов во времени. На данном этапе были обобщены знания детей о том, что вода нужна всем, без воды никому на свете не прожить. Представила воду во всех её состояниях (снег, лёд, град и т.д.).
Вторая часть строилась в основном на использовании всех групп методов: личностных, метопредметных, предметных, регулятивных. На этапе получения новых знаний дети закрепляли известные им и знакомились с новыми свойствами и качествами объектов неживой природы, учились их сравнивать, находили похожие, общие признаки. Происходило расширение объема знаний и представлений о свойствах и качествах воды.
Во время динамической паузы мы продолжали работу по упражнению детей в подборе похожих по определенному признаку объектов, связанных с темой занятия: дети двигались и отвечали на вопросы. Они упражнялись в умении работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции. На этапе практического применения полученных знаний и умений дети проводили опыты, старались выполнять инструкции, формировали навыки самоконтроля при оценке своих выводов. Они взаимодействовали с другими детьми: помогали, договаривали, дополняли друг друга.
В третьей заключительной части прошло обсуждение, объяснение выводов по опытам и оценок, в соответствии с выполнением и инструкцией воспитателя. Дети демонстрировали осознание себя, как участников творческого процесса, сформированность навыков самооценки. Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовала обширная наглядность, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать. Несмотря на насыщенность занятия оно продолжалось 30 минут. Использовала здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера. В процессе занятия реализовался принцип индивидуально-дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей «познавательное развитие » (расширение знаний о лабораториях, проведение опытов с водой, «коммуникация» (дети упражнялись в речевом общении, взаимодействии со сверстниками и воспитателем, отвечали на вопросы, умении договариваться, «физическое развитие» (физкультминутка).
На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по опытно-экспериментальной деятельности детей с неживой природой
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Достоинство метода заключается в ...
Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе
Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"...
Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».
В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...
Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»
Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...
Опытно – экспериментальная деятельность с объектами неживой природы в работе с детьми
Дошкольники уже способны усвоить представления о трёх состояниях воды. Начнём с жидкого состояния воды - она течёт из крана, течёт в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. С этой особен...
Технологическая карта ООД по развитию познавательных способностей у детей подготовительной группы через экспериментальную деятельность с объектами неживой природы.
Технологическая карта к ООД в подготовительной группе "Что за чудо - шоколад!"...
- Мне нравится (1)