Статья " Использование приёмов мнемотехники для заучивания стихотворений ",
статья по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Использование приемов мнемотехники для заучивания стихотворений.
«Прогулка по Санкт- Петербургу».
Как формировать и развивать любовь к родному городу интересно и занимательно? В этом могут помочь приемы мнемотехники.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.
Их использование повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Суть приема заучивания стихотворений заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, изображение или фото; таким образом, все стихотворение составляется таблицей. После этого ребенок по памяти, используя изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения.
Работа с мнемотаблицей:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Перекодирование информации.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Этапы работы со стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Это помогает решить следующие обучающие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – зрительно-пространственной памяти, внимания, образного и словесно-логического мышления; помогает овладению приёмами запоминания и составления рассказов.
Стихотворение:
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский – раз, Зимний – два,
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь – крепость у Невы,
были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники при заучивания стихотворений.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы зауче...
Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточн...
Мастер-класс для родителей на тему:«Использование метода мнемотехники для заучивания стихотворений»
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Суть этой технологии состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, ...
Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР
Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР (РМО учителей - логопедов)...
Практикум по использованию технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающего группу компенсирующей направленности для детей с ТНР
В практикуме для методического объединения учителей-логопедов раскрыта технология использования мнемотехники при заучивании стихотворений....
Семинар - практикум "Использование приёмов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми".
Семинар - практикум "Использование приёмов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми"....
Использование приёмов мнемотехники при заучивании стихов на занятиях в логопедической группе.
На примере стихотворения А.Плещеева "Осень наступила..." я показываю, как можно использовать приёмы мнемотехники и обучать детей самостоятельному зарисовыванию мнемотаблиц....