Экологическое развитие старших дошкольников.
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Соловьева Ирина Петровна

Традиционные и инновационные технологии экологического образования дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_razvitie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Соловьева И.П., воспитатель

ГБДОУ детский сад№143 Невского района

Санкт-Петербурга

Экологическое развитие старших дошкольников. Традиционные и инновационные технологии экологического образования дошкольников.

    Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой. Раннее приобщение детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые 7 лет.

    У детей старшего дошкольного возраста зарождается чувство любви к родине, ее природе, истории. Они с охотой слушают рассказы, посвященные данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память. Ребенок начинает высоко ценить авторитет старших: их речь, рождает уважение к ним, доверие и подражание. Можно сказать, что поведение взрослого в значительной степени определяет поведение ребенка. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств, для нынешних и будущих поколений людей. Впечатления и  переживание  детей    могут оказать сильное влияние на их отношение к окружающей среде. Дети знакомятся с явлениями окружающего их мира, со средой своего дома, детского сада, узнают о домашних животных   их  образе   жизни,  некоторых диких животных  их повадках, затем у детей постепенно формируется понимание самых простых связей между наблюдаемыми явлениями природы, сменой времен года.

    В последнее время появилось много педагогических технологий и не все из них абсолютно новы. Передовое часто сохраняет в себе много элементов традиционного. Умелое сочетание и применение традиционных и инновационных технологий в воспитании помогут достичь желаемого результата.

Традиционные технологии.

   Экскурсии имеют большое значение в экологическом развитии детей. На экскурсиях дети знакомятся с многообразием органического  мира. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края.

   Игровая деятельность. Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить  (ролевые игры, дидактические игры)

Инновации

-Экологические интерактивные игры

- имитационные игры;

- соревновательные игры;-

игры – путешествия;

- интерактивные игры;

   Кейс-технологии - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации. В данной практике работы, знакомя детей с природой, мы используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

   Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.

    Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Природоохранные акции можно проводить совместно с родителями. «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью), «День цветов» (создание цветочных клумб).

Кружковая работа. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

    Экологическая тропа. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

    Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание надо отводить опытам и экспериментам. В процессе работы учить детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

     Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы - друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп». Также помогает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают  не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

Литература

1.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.

2. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо включать в...

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое де...

Статья на на тему: «Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников»

В данной статье рассматривается проблема использования дидактических пособий экологического образования детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется использованию таких дидактических пособий,...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников"

Консультация на тему:«Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников» То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я по...

Рабочая программа «Экологическое развитие старших дошкольников посредством игры»

рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)...