Экологическое развитие старших дошкольников.
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Соловьева Ирина Петровна

Традиционные и инновационные технологии экологического образования дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_razvitie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Соловьева И.П., воспитатель

ГБДОУ детский сад№143 Невского района

Санкт-Петербурга

Экологическое развитие старших дошкольников. Традиционные и инновационные технологии экологического образования дошкольников.

    Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой. Раннее приобщение детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые 7 лет.

    У детей старшего дошкольного возраста зарождается чувство любви к родине, ее природе, истории. Они с охотой слушают рассказы, посвященные данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память. Ребенок начинает высоко ценить авторитет старших: их речь, рождает уважение к ним, доверие и подражание. Можно сказать, что поведение взрослого в значительной степени определяет поведение ребенка. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств, для нынешних и будущих поколений людей. Впечатления и  переживание  детей    могут оказать сильное влияние на их отношение к окружающей среде. Дети знакомятся с явлениями окружающего их мира, со средой своего дома, детского сада, узнают о домашних животных   их  образе   жизни,  некоторых диких животных  их повадках, затем у детей постепенно формируется понимание самых простых связей между наблюдаемыми явлениями природы, сменой времен года.

    В последнее время появилось много педагогических технологий и не все из них абсолютно новы. Передовое часто сохраняет в себе много элементов традиционного. Умелое сочетание и применение традиционных и инновационных технологий в воспитании помогут достичь желаемого результата.

Традиционные технологии.

   Экскурсии имеют большое значение в экологическом развитии детей. На экскурсиях дети знакомятся с многообразием органического  мира. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края.

   Игровая деятельность. Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить  (ролевые игры, дидактические игры)

Инновации

-Экологические интерактивные игры

- имитационные игры;

- соревновательные игры;-

игры – путешествия;

- интерактивные игры;

   Кейс-технологии - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации. В данной практике работы, знакомя детей с природой, мы используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

   Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.

    Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Природоохранные акции можно проводить совместно с родителями. «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью), «День цветов» (создание цветочных клумб).

Кружковая работа. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

    Экологическая тропа. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

    Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание надо отводить опытам и экспериментам. В процессе работы учить детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

     Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы - друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп». Также помогает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают  не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

Литература

1.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.

2. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо включать в...

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое де...

Статья на на тему: «Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников»

В данной статье рассматривается проблема использования дидактических пособий экологического образования детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется использованию таких дидактических пособий,...

Повышение экологической культуры старших дошкольников через развитие партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями в процессе организации общения с природой

В статье раскрывается вопрос развития партнёрских отношений между субъектами образовательного процесса с целью повышения экологической культуры старших дошкольников....

Консультация для воспитателей на тему: "Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников"

Консультация на тему:«Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников» То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я по...