Конспект занятий по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Уточнить и расширить представление детей о лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь и взаимодействие об условиях среды, к которой приспособились животные и растения. Развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_ekologii_podyapolskaya_t.a.doc127.95 КБ

Предварительный просмотр:

Подъяпольская Татьяна Александровна

Воспитатель высшей категории МБДОУ №43

г. Белово, кемеровской области.

Для детей старшей группы.

Конспект занятия по экологии на тему:

«Удивительный лес»

Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь и взаимодействие об условиях среды, к которой приспособились животные и растения. Развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Ход занятия

Воспитатель предлагает отгадать загадку: «Он, как только жарко ста нет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой — снимет шубу с плеч долой». (Лес).

Путешествие в лес

Мы идем в гости к леснику. Он нам расскажет много интересного - кто живет в лесу, что растет в лесу.

Ходит по лесу лесник,

Он молчать в лесу привык.

Здесь ему совсем как дома,

Все давным-давно знакомо.

Но сначала надо повторить правила поведения в лесу.

  • Ветки не ломать, деревья не калечить; ни травинку, ни лист зря не рвите.
  • В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но глав ное - никому не мешать.
  • Старайтесь не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Вот отгадайте загадку:

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

Да, березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Осо бенно красивы березы во время цветения. Цветут березы в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается березка в листву и желтые сережки. Плод березы — маленький орех с двумя прозрачными листьями. В конце лета и начале осени много мелких плодов разносится ветром. У березы есть сестры: ученые насчитали около 65 видов берез. А какие интересные народные приметы и поговорки связаны с образом бе резы? Из березы течет много сока - к дождливому лету. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед — мокрое.

А это могучее дерево, наверное, знает каждый. Это дуб. У дуба кривые ветви, потому что дубы любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у ста рых дубов не прямые, а изломанные, угловатые.

Он растет и ввысь, и вширь,

Этот чудо-богатырь!

Сколько дубу силы Земля подарила!

Руки-ветви распростер

И укрыл нас, как шатер.

Загадки

В лесу растут и другие деревья. Отгадайте, какие.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

Белые овечки

Бегают по свечке. (Верба)

Мальчик-крошка

В костяной одежке. (Орех)

Послушайте стихотворение, вы узнаете, что растет на лугу.

На лугу растет ромашка,

Клевер с беленькою кашкой,

Мать-и-мачеха и смолка,

Колокольчик с синей челкой.

А еще?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, василек,

Ярко-рыжий ноготок.

Много самых разных травок

У тропинок, у канавок.

И красивых, и пушистых,

И полезных, и душистых.

Рассказ о росте растений

Растения умеют двигаться. Роет растения - это движение, но и медленное. Кроме роста, растения могут совершать и другие движения. Например, соцветие подсолнечника поворачивается вслед за солнцем. Многие растения к вечеру закрываются, а утром раскрываются.

Что растет в лесу?

А сколько грибов растет в лесу! Сколько ягод! (Грибы: белый гриб, мас лята, опята, рыжики, подберезовики, подосиновик, мухомор.) Рассмот реть картинку с грибами. (Ягоды: ежевика, клюква, малина, голубика, земляника.) Рассмотреть картинку с ягодами.

Кто живет в лесу?

Ну что, друзья, нравится вам в лесу? Настала пора узнать, кто ж нет в лесу. Давайте заглянем в Волшебную книгу. Если мы отгадаем загадки, мы узнаем, какие насекомые живут в лесу.

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка. (Кузнечик)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Много мастеров

Срубили избу без углов. (Муравьи)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

Насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в траве и в древесине. Одни насекомые умеют летать, другие - ползать, третьи — прыгать и бегать. (Рассмотреть картинки с насекомыми.) Давайте послушаем, что может рассказать о себе божья коровка.

 «Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на деле я страшный хищник, я бегаю по веточкам и листочкам, быстро переставляю свои маленькие ножки в поисках еды.

Моя еда - тли, крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. Аппетит у меня хороший — за день я могу съесть до 200 тлей. А моя личинка чуть ли не вдвое прожорливее. Точки на моих крыльях гово рят о том, к какому виду я принадлежу: две точки — двухточечная, пять то чек — пятиточечная и т. д.»

В лесу живут разные звери, птицы. Для них лес — родной дом и корми лец, а для человека - друг.

Вопросы на системный анализ

  1.  Что было бы, если бы не было лесов, деревьев?
  2.  Чем же полезно дерево?
  3.  Но если полезно дерево, зачем же человек учился добывать металл, изобрел пластмассу?
  4.  Какие свойства дерева не нравились человеку?
  5.  Чем дерево было неудобно?
  6.  Зачем люди выращивают леса, парки?
  7.  Какие качества дерева использует человек, когда делает посуду? Мебель? Игрушки?
  8.  Почему в деревянном доме жить удобнее, чем в каменном?
  9.  Где могут пригодиться стружка и опилки?
  10. Как продлить жизнь дереву?

Системный оператор «Дерево».

Надсистема, уровень II

Надсистема, уровень I

Система

Подсистема уровень I

Подсистема, уровень II

ландшафт

лес

дерево

ветка

лист

Воспитатель подводит детей к мысли, что дерево является элементом системы (например, леса, парка и т.п — надсистемы I уровня). Лес, в свою очередь, является элементом (структурной единицей) еще более сложной системы — ландшафта (по отношению к дереву это будет надсистема II уровня). С другой стороны, в дерево как в систему тоже входит ряд элемен тов (ствол, ветви, корни), по отношению к дереву они образуют подсисте му I уровня, и т.д.

Упражнение «Разговор с лесом»

Когда мы гуляем по лесу и крикнем «Ау!», эхо подхватит и повторит «Ау!». Оно повторит любое ваше слово.

Спросите у кукушки, сколько ей лет. «Ку-ку», — она ответит. «Ку-ку-ку-ку» - много-много раз.

Пословицы о лесе

«Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади». «Лес — богатство и краса, береги свои леса».

Заучивание стихотворения

Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет, Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет, Мухомор сшибать не станет и костер не разведет, Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.

Итог занятия

Вот и закончилось наше путешествие в лес.

Лес дремучий, до свиданья!

Мы дружить с тобою рады,

Добрый лес, Могучий лес,

Полный сказок и чудес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии

Конспект занятия "Беседа о волшебнице воде"...

Конспект занятия по экологии

Программное  содержание:      Воспитывать  доброе  и  заботливое  отношение  к  живой  природе, заботу  о  братьях  мень...

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...