Занятие в старшей группе « Волшебная кладовая »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие в старшей группе

« Волшебная  кладовая »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe_volshebnaya_kladovaya.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе

« Волшебная  кладовая »

Цель: создание условий для экспериментальной деятельности.

 Программное содержание:

  • Дать детям первоначальное представление о почве, ее составе ( песок, глина, перегной) в почве есть вода, воздух.
  • Развивать познавательную активность детей  в процессе экспериментирования.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Развивать умения анализировать, делать выводы.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята  к нам пришло письмо, а вот от кого оно,  вы узнаете, отгадав загадку.

Нору день и ночь копаю

Вовсе солнышка не знаю

Кто найдет мой длинный ход

Сразу скажет – это ….. КРОТ

Молодцы ребята сразу отгадали загадку. Письмо пришло от крота, а вот и его фотография ,послушайте , что он нам пишет:

- Я живу всегда под землей, у меня здесь дом. Есть у меня и кладовка, где я храню свои запасы, она тоже под землей. А земля и почва одно и тоже ?  и что  такое почва я не знаю, помогите мне разобраться.

Воспитатель : ребята поможем кроту ? Хорошо.

Воспитатель: — Ребята, сегодня я познакомлю вас с нашей Кормилицей. Посмотрите, что лежит  перед вами? (земля) Какого цвета? (черного) Потрогайте пальчиками, какая  она на ощупь (Тёплые, рыхлые, влажные, сухие, рассыпчатые.)? Всё это разные образцы земли, они разные, но одним словом называются почва. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, пронизанный корнями растений. В нём живут насекомые, черви и другие животные. . Как образовалась почва? 

— Как же образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.

— Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.

— Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня

— В почве есть воздух, им дышат растения и животные. Есть вода, которую всасывают корни растений; есть перегной, образующийся из опавших листьев и засохших растений. В почве живут микробы – это такие малюсенькие организмы, которые мы не можем увидеть простым глазом. Они перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, которые необходимы растениям для жизни.

— И в поле, и в огороде почва любит уход и заботу. Люди выкапывают землю, рыхлят, поливают её, и тогда почва даёт хороший урожай зерна, овощей, ягод и фруктов – нашей с вами еды. Вот поэтому почву называют Кормилицей. 

 - Что же это за вещество - Почва?  из чего состоит? Какими свойствами обладает? Попробуем сегодня разобраться.

-Отправляемся в нашу  научную лабораторию и проведем разные опыты, чтобы все узнать о почве.

   -У вас на столах есть небольшие емкости с почвой,    - для чего нужна почва ?  на что она похожа?      Ответы детей.

Воспитатель:  почва бывает разная, она питает и кормит растения, а из чего она состоит, мы узнаем, проведя следующие опыты.

1 опыт.

- Ребята возьмите немного почвы, положите на лист бумаги и посмотрите через лупу.

-Что вы увидели?

- Как вы думаете, на что это похоже? , с чем можно сравнить? что может быть в почве?

Воспитатель : через лупу хорошо видны, как ниточки корешки, обломки травинок, листьев, разные песчинки, мелкие соринки.

- А что же еще есть в почве , мы узнаем  если опустим небольшой комочек почвы в стакан с водой.

- что вы видите ?

- что стало с почвой?

- что появилось на комочке ?  на комочке появились пузырьки, побежали вверх.

- как вы думаете что это?  

- правильно это воздух ,

Делаем вывод: значит, в почве есть что? (воздух).

2 опыт.

А теперь размешайте почву в воде палочкой и посмотрим, что произойдет.

- Какая стала вода в стакане?  ( мутная, грязная ) А почему?

Воспитатель: мелкие соринки, травинки поднялись на верх, часть земли осела и вода стала мутной.

Ребята мы немного подождем, пока вода посветлеет, а пока  посмотрим, что произойдет с почвой если ее нагреть.

3 опыт

 В небольшую емкость ( можно использовать  жестяную или  стеклянную банку) положим немного почвы и нагреем на спиртовке. ( Опыт проводит воспитатель)

 Сверху закроем чистым, сухим стеклом.

-Что появилось на стеклышке?  ( небольшие капельки) оно запотело.

- как вы думаете, что это?  Ответы детей.

Воспитатель: конечно вода (небольшие капельки)

- а откуда  она взялась?  ( из почвы)

Вывод: под действием нагревания вода в почве превратилась в пар, а наше стеклышко  преградило пару дорогу, пар осел на стекле и мы увидели капельки воды.  Значит, в почве есть вода.

Уберем наше стекло, и будем смотреть дальше, что произойдет.

- Что происходит?  ( идет сероватый дым)

- Чем пахнет  почва ?    ( костром, дымом)

- Почему?

- В почве перегорают, те травинки, остатки листьев, что мы видели через лупу и в стакане воды.

Как можно назвать это одним словом- перегной.

Делаем вывод: значит, в почве есть перегной.

Перегной черного цвета, в одной почве его больше, в другой меньше, поэтому и почвы бывают разного цвета.  А если в почве,  будет больше песка- то какая это будет почва?- песчаная.

Теперь мы с вами знаем, что в почве есть воздух, вода, перегной

-А что еще есть в почве ?  мы узнаем проведя следующий опыт.

 Ребята посмотрите, что стало с водой и почвой в наших стаканах?

- какая стала вода? Ответы детей

- что стало с почвой?

Воспитатель: вода стала светлее, а почва осела на дно.

Осторожно сольем воду из наших стаканов.

Палочкой возьмите немного вещества, который осел на дне.

- Помните его пальцами, на что он похож ?

-как вы думаете?

- правильно, это глина.

- А под глиной, на самом дне внизу, вещество другого цвета, давайте и его посмотрим.

-Как вы думаете, что это за вещество ?  на что оно похоже?

 - это песок, который осел на дно.

Вывод: значит, в почве есть еще песок и глина.

Воспитатель: ребята, что нового  вы узнали о почве?

-Теперь мы можем написать кроту письмо и все рассказать о почве.

А еще мы с вами зарисуем схему.

Дети самостоятельно зарисовывают схемы.

- Ребята, какой опыт вам понравился больше всего?

-Молодцы, все сегодня хорошо потрудились.

Наведем порядок в нашей научной лаборатории.

До новых открытий .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...