Проект "Удивительное рядом"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Борисенко

Патриотическо-исследовательский проект по изучению достопримечательностей родного края.

Проект занял первое место в районном конкурсе педагогического мастерства  "Детский мир 2018" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Берёзка»

(МБДОУ № 1)

Познавательно-исследовательский проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Удивительное рядом»

Воспитатели: Борисенко Е.С.

Камалова В.Ю.

Кировск

2018г

Оглавление

Введение        3

I этап – Подготовительный:        9

II этап – Реализация проекта        14

Условия для самостоятельной деятельности детей        20

Взаимодействие с родителями:        21

III этап – Итоговый        22

Заключение        23

Использованная литература:        25

Приложения        26


Введение

«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

        

Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело. Главное – состояние души. “Не физическая сила двигает человека, - считал известный путешественник Карло Моури, - а его вера в собственные силы”.

Туризм способен удовлетворить самые разные стремления людей. Каждый в нём избирает для себя ту сложность, тот вид походов, которые более всего способствуют его устремлениям, интересами возможностям.

Туризм даёт также простор для реализации различных увлечений, наилучшие возможности для воспитания характера и для объединения людей по интересам.

Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений.

Туристические путешествия особенно важны для детей, ведь именно в раннем возрасте закладывается характер ребенка, когда он максимально любознателен, учится у родителей. Во время туристических путешествий ребенок знакомится с миром, у него вырабатывается толерантность к другим народам, культурам, расам. И ответственные родители это понимают, поэтому планируя отдых, составляют его таким образом, чтобы ребенок непосредственно принимал участие в этом.

Многие ассоциируют туризм только с заграницей, и для того, чтобы прикоснуться к чему-то загадочному и таинственному едут в Перу или Мексику. Современные дети часто бывают в Турции, в Тунисе, на Кипре, и наблюдали за верблюдами возле Египетских пирамид. Эти дети знают, что во Франции есть Эйфелева башня и Диснейленд, что в Италии вкусная пицца, но что они знают о своей стране? На мой вопрос: «Что интересного можно показать в России?» мои воспитанники ответили: «Санкт-Петербург и Москву». Родители  тоже затруднились в ответе на этот вопрос.

В настоящее время развитие образовательного (детского и молодежного) туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность, становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма. Это подтверждается поручениями Президента Российской Федерации от 11.10.2012 № ПР-2705, данными по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 25.09.2012 года.

Наше погружение в мир туризма началось с самого понятия «Туризм».

ТУРИЗМ (французское tourisme, от tour -прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха.  Распространён в большинстве стран мира. 

На сегодняшний день мы составили следующие туристические маршруты:

- Малой протяженности: Территория ДОУ

- Средней протяженности: Путешествие по городу Кировску

-  Дальней протяженности: Путешествия по России

Туризм предполагает выход на природу, значит, включает в себя наблюдение за окружающим миром, сезонными изменениями в нём; установление взаимосвязей в окружающей среде. Незаметно для себя ребёнок вовлекается в исследовательскую деятельность, у него активизируются познавательные и мыслительные процессы, формируется умение систематизировать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Возникает желание делиться своими впечатлениями с друзьями и взрослыми. Получают развитие все стороны речи; формируется умение пользоваться монологической и диалогической речью, совершенствуется эмоциональная сфера. Прививаются основы экологических знаний, закрепляется умение применять правила безопасного поведения в походе. Формируется желание беречь и охранять природу.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно поэтому мы решили начать наше туристическое путешествия с изучения родной страны. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры, традиций поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родной страны. Знакомясь с достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя, живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития ребенка при знакомстве с родной страной  возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Отправившись в виртуальное путешествие по нашей стране, мы с воспитанниками старшей группы «Смешарики» составили список вещей необходимых туристам, а затем мы постарались найти 10 мест в нашей стране, где мы хотим побывать! Так у нас появилась цель.

Цель проекта:

Расширить представления детей  о  России, её достопримечательностях, культуре, традициях, о замечательных людях, прославивших Россию.

Вид проекта: среднесрочный, познавательный, исследовательский, групповой.

Задачи:

  •  Расширить представление детей о туризме
  • Расширять представление детей о стране, в которой мы живем.
  • Формировать элементарные представления об истории человечества  через знакомство с реконструкциями образа жизни людей в прошлом.
  • Развивать умение вступать во взаимодействие со сверстниками, испытывать положительные эмоции от совместной деятельности с другими детьми. Обогащать сюжет игры, подводить к созданию игровых замыслов.
  • Развивать связную диалогическую речь, коммуникативность, умение слушать собеседника и общаться в коллективе.
  • Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, краю.
  • Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
  •  Расширять представления детей о богатстве окружающего мира в древности, поддерживать познавательный интерес.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Актуальность:

Знакомство детей с родной страной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, получаемых в ходе туристических путешествий, полученные в детстве,  остаются в памяти человека на всю жизнь.  

 Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, родители воспитанников, воспитатели группы.

Этапы реализации  проекта:

I этап – Подготовительный:

  • Оформление развивающей среды 
  • Опрос детей по теме «Туризм»
  • Поиск интересных мест России
  •  Подбор литературы по тематике проекта;

II этап - Реализация Проекта


III этап - Итоговые мероприятия:

- Создание путеводителя по России  «Удивительное рядом»;

- Создание макета «Дивногорье»;

- Создание макета «Ветровые столбы»;

- Создание макета «Озеро Байкал»;

- Проведение круглого стола «Семейный туризм»;

- Проведение викторины  «Удивительное рядом».


I этап – Подготовительный:

  1. Проведение опроса воспитанников.

Метод трех вопросов

«Какие туристические места России вы знаете?»

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Как я могу это узнать?

Андрей «Я живу в ленинградской области в городе Кировске, здесь есть Диорама. А еще я знаю  Санкт-Петербург и в Москву, я там был»

«Где работает президент и в чем заключается его работа?»

Прочитать в Гугле, спросить у Папы

Полина «Я не знаю туристических мест»

«к нам прилетали нло?»

Посмотреть в ютюбе

Кирилл «Я был на юге, там тепло и загорать можно. Мы с мамой гуляли по старинным руинам»

«Зачем люди откапывают руины?»

Спросить у мамы и папы

Арина И. «Я на машине с папой и мамой ездила в Елец, там, на море я набрала гладких камней»

«Почему морские камни гладкие?»

Почитать в книге, спросить у воспитателя, посмотреть в телевизоре

Арина Л. «Я живу в России, в Кировске. Здесь есть лосенок Кирюша. Рядом есть город Санкт-Петербург. Там много магазинов. И музеев»

«Откуда берутся брильянты? Как их делают?»

Спросить у мамы, у папы, прочитать, посмотреть по интернету

Ева «Я с мамой в Египет летала, и на Кипр летала, и в Таиланд летала, здесь мы только к дедушке ездим в Шлиссельбург и на мультики в Питер»

«Что интересного есть в России?»

Спросить у воспитателя, прочитать в книге, спросить у няни, посмотреть в телефоне.


Опрос детей по теме: «Какие туристические места России вы знаете» показал, что дети знают лишь два туристических места России Санкт-Петербург и Москву. Большую часть путешествий дети совершают с родителями на юг нашей страны или других государств. В походы с родителями ходит лишь один ребенок из 20. Одна девочка часто бывает на туристических базах отдыха вместе с родителями. Толька один ребенок вместе с родителями целенаправленно путешествует по туристическим местам России.

В ходе опроса было выявлено, что знания детей ограничены их близким окружением. Дети знают Санкт-Петербург, так как часто посещают различные мероприятия с родителями: кино, зоопарк, музеи, театры. Что обусловлено близостью города Санкт-Петербурга.

Вторым туристическим местом, которое называют дети, является Москва. Они знают, что это столица нашей Родины, что там работает президент Владимир Владимирович Путин.

О других туристических местах России дети не имеют понятия.

Родители также имеют недостаточно знаний о туристических местах России, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родной стране. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к Родине.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей страной в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой народ, свою страну помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.


  1. Создание развивающей среды
  • Информационная подборка о детском туризме;
  • Подборка иллюстраций о детском туризме;
  • Фотовыставка «Достопримечательности России»;
  • Подбор художественной литературы о достопримечательностях России;
  • Подборка загадок о туристическом снаряжении и туристических местах;
  • Набор дидактических игр по теме «Туризма в России»;
  • Музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. Д.), песни о туристах и туристических местах России;
  • Снаряжение туриста (Рюкзак, палатка, компас, фляжка, и др.);
  • Предметы для создания макетов (фигурки человечков, камни, деревянный конструктор, муляжи деревьев, мел, пластилин, фигурки животных и др.);
  • Инструменты археолога;
  • Коллекция камней, коллекция ракушек;
  • Глина, космический песок;
  • Набор предметов для экспериментирования (лупы, микроскопы, пинцеты и т.д.).

3. Выбор туристических мест для исследования с детьми.

Туристическое место

Санкт-Петербург

Москва

Музей деревянного творчества Кижи

Горный парк «Рускеала»

Музей-заповедник «Дивногорье»

Озеро Байкал

Алмазная трубка и рудник «Мир»

Вулканы и гейзеры Камчатки

Аркаим

Маньпупунёр, или Столбы́ выветривания


II этап – Реализация проекта

Познавательное

НОД «Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник»,«Виртуальное путешествие по России»;

Беседа. Что такое туристические узлы и для чего они нужны.         Практическое занятие: знакомство с палаткой и  рюкзаком. Знакомство с узлами.                     Игра  «Назови узел?»

Беседы «Туризм» «История возникновения Санкт-Петербурга», «Главный город нашей страны», ««История Московского Кремля», «Где работает президент?»,  «Рабочий день президента», «Наука геология», «Что такое археология» «Инструменты археологов» «Деревянное творчество – русское народное искусство», «Удивительный животный и растительный мир Байкала»

Презентации: Вулканы и гейзеры Камчатки, «Белые ночи в Санкт-Петербурге» «Москва – столица нашей родины» «Кижи – музей деревянного зодчества» «Озеро Байкал» «Столбы выветривания» «Путешествие в Рускеала» «Удивительные пещеры Дивногорья» «Аркаим – раскопки»

Экспериментирование «Круговорот воды в природе»

«Отличие соленой и пресной воды» «Свойства камней» «Разрушение скал – влияние внешних факторов»

Моделирование: озеро «Байкал», «Дивногорье», «Ветровые столбы»

Конструирование: «Московский кремль»; «Строим города», мосты, дороги, транспорт, «Разводные мосты Санкт-Петербурга» «Меловые церкви»

Ориентирование на листе бумаги

Мой детский сад (экскурсия).

Знакомство с компасом

Участок детского сада (игра-путешествие)

Беседа на тему: По каким признакам можно определить стороны горизонта? Что такое горизонт? 

Практическое занятие на участке с определением сторон горизонта по солнцу.

Практическое занятие «Определение сторон горизонта по местным признакам» 

Прогулка «к горизонту».

Игры на ориентировку в пространстве  «Разверни круг», «Найди свой дом», «Ручейки и озера»»

Клуб Почемучек «Почему в поход берут складной нож» «Зачем туристу компас?» «Брать ли с собой аптечку» «Почему в поход берут именно рюкзак, а не чемодан или сумку?» «Чем ценен алмаз?» «Почему так ценна пресная вода?» «Что делает на работе Президент?» «Откуда на озере «Байкал» круги?» «Почему в Питере разводят мосты?»  

Речевое

Беседа «Так говорят Петербуржцы» «Что такое

Пополнение словаря новыми словами: «археология», «геология», «киянка», «дивы», и др.

Чтение художественной литературы: Детям о Санкт-Петербурге, «Первое знакомство» Нина Гурьева; Санкт-Петербург для малышей Н.Дмитриев
- А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы); Н. Носов «Метро».
С. Михалков. Кремлёвские звёзды 

П. Воронько «Лучше нет родного края • Г. Ладонщиков: Родная земля, Родное гнёздышко, Наша Родина С добрым утром! Т. Бокова Родина В. Орлов Здравствуй, Родина моя 

Л. Олифиров Главные слова А. Пришелец Наш край 

В. Степанов, Что мы Родиной зовём, Необъятная страна  В. Боков Какая наша Родина! 

П. Синявский Родная земля, Россия, Рисунок, Родная песенка М. Пожаров Край родной З. Александрова Родина  М. Исаковский Поезжай за моря-океаны А. Прокофьев Родимая страна 

И. Шаферан Журавлёнок Н. Асеев Песня славы 

Чтение: былины и сказки, «Я и мы» В. Орлов; Р. Сеф «Необычный пешеход»; В. Степанов «Герб России», «Флаг России»; И. Агеева «Флаг России – триколор»; С. Зайцева «Флаг родной»; Н. Саконская «Песенка самых счастливых»В. Гудимов Россия, Россия, Россия; Русский дом  Е. Пермяк Сказка о большом колоколе

        

Социально-коммуникативное

Дидактические игры: наша Родина -Россия
«Узнай наш флаг (герб)»; Составь пазл с достопримечательностью

Сюжетно-ролевые игры «Выборы Президента» «Рабочий день президента» «Археологическая экспедиция» «Рыбалка на озере «Байкал» «Алмазный рудник» «Мы – геологи» «Экскурсоводы»

Художественно-эстетическое

Рисование «Вулканы», «гейзеры» «Белые ночи в Санкт-Петербурге» «мраморный коньн», «медный всадник» «столбы выветривания» «Деревянное искусство»

Пластилинография «Обитатели озера Байкал»

«Песнь о Родной сторонушке», муз. В. Новикова «Родной город», «Родной край» Э. Костина, Н. Бордюг; «На горе-то калина» Русская народная хороводная «Хоровод» Т. Потапенко;

Гимн России С. Михалкова

«На Волге широкой, на стрелке далекой…», сл. Е. Долматовский, муз. Б. Мокроусов; Г. Струве «Моя Россия»

Фотовыставка «Достопримечательности России»

Физическое

Народные игры:

«Катай каравай», «Гори ясно», «Цепи кованые»; «Ручеёк»; «Каравай»; «Заря – Заряница», «Городки»;

Спортивные эстафеты: «Чья колонна скорее построится?», «Сражение»;

Пеший туризм по территории детского сада и города Кировска.

Комплекс физических упражнений  «В помощь Туристу» Туристические упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзака, палатки)

Фрироуп

Подвижные игры с поисковыми ситуациями – «Поиски клада», «Полоса препятствий», «Игры-эстафеты»

Игры и соревнования с туристской тематикой: «Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий».

Беседа «Что у туриста в аптечке!» «Помогу себе сам»

Подвижные игры: «По следам и приметам», «Верный глаз», «На поиски пропавшей экспедиции», «Будь внимателен», «Мы – следопыты», «Точно по карте», «Встречная разведка», «Секретный пакет», «Разберись сам».


Условия для самостоятельной деятельности детей:

  • информационная подборка о детском туризме;
  • подборка иллюстраций о детском туризме;
  • фотовыставка «достопримечательности россии»;
  • подбор художественной литературы о достопримечательностях россии;
  • подборка загадок о туристическом снаряжении и туристических местах;
  • набор дидактических игр по теме «туризма в россии»;
  • музыкальное сопровождение «жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), песни о туристах и туристических местах россии;
  • презентации по туристическим местам;
  • предметы для создания макетов;
  • инструменты археолога;
  • коллекция камней;
  • глина;
  • набор предметов для экспериментирования.

Взаимодействие с родителями:

- Сбор материалов по теме проекта;

- Проведение консультаций для родителей «Что можно рассказать ребёнку о туристических местах родной стране?»,  «Путешествуем вместе с ребенком»;

- Круглый стол «Семейный туризм».


III этап – Итоговый

Итоговые мероприятия:

- Создание путеводителя по России  «Удивительное рядом»;

- Создание макета «Дивногорье»;

- Создание макета «Ветровые столбы»;

- Создание макета «Озеро Байкал»;

- Создание макета вулкана

- Проведение круглого стола «Семейный туризм»;

- Викторина «Удивительное рядом».


Заключение

Рассматривая патриотизм, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком деле. Восхищение просторами, красотой и богатством Родины возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

В программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Вераксы Н. Е, Васильевой М. А, Комаровой Т. С, отмечено, что нравственно- патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, дому, городу, краю, Родине.

Раскроем вопросы работы следующих задач по нравственно-патриотическому воспитанию:

- Уважение к людям труда

Трудовое воспитание детей направлено в соответствие с программой на решение следующих задач:

1. Воспитывать устойчивое положительное отношение к труду, трудолюбие;

формировать такие качества, как исполнительность, самостоятельность, ответственность, организованность.

2. Воспитывать желание и умение сотрудничать со сверстниками (помощь друг другу, не конфликтовать, не перекладывать на другого свои обязанности)

3. Формировать трудовые навыки и умения во всех видах труда (самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, ручной труд)

4. Систематически обогащать знания детей о труде взрослых, воспитывая на этой основе общественно значимые мотивы понимания важности выполнения работы, уважение к трудящемуся человеку, интерес к результатам собственного труда

5. Воспитывать умение организовывать свой труд, культуру труда (находить все необходимое для работы, приводить в порядок рабочее место, аккуратно убирать инструменты и материалы и т. п)

- Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Большое значение приобретает знакомство детей с необычнвми местами нашей Родины, их множеством и многообразием.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы любим свою Родину.

Этот проект вызвал большой эмоциональный отклик не только у детей, но и у родителей. Многие  дети в ходе проекта проявили интерес к изучению необычных туристических маршрутов. Заинтересовались историей, изучением истории нашей Родины.

Удивительное рядом – это девиз нашего проекта. В мире много удивительных мест, но и в России их не мало. В ходе нашего проекта мы доказали, что чтобы постичь и изучить новое, иногда достаточно проявить лишь желание. Ведь так просто сесть в машину или на автобус и отправиться на знакомство с нашей удивительной Родиной.

Соприкосновение с историческим прошлым России, обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, превратить в Иванов, не помнящих родства.


Использованная литература:

  1. « От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 
  2. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010.
  3. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. - № 2.
  4. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны. Ребенок в детском саду. 
  5.  Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
  6.  Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова
  7. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999.
  8. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.
  9. http://www.maam.ru
  10. https://nsportal.ru
  11. http://doshvozrast.ru
  12. http://www.tavika.ru/
  13. http://открытыйурок.рф
  14. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г. 
  15.  Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998. 
  16.  Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование. М: “Физкультура и спорт” 1983.             
  17. “Спортивно-познавательный туризм” Учебно-методическое пособие. г. Красноярск 2005.     
  18.  Энциклопедия туриста. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993
  19. http://survinat.ru
  20. http://www.nat-geo.ru/magazine/

Приложения



Предварительный просмотр:

Сценарий викторины «Удивительное рядом»

Викторина проходит в форме музыкально-речевого праздника для старшей группы.

Цель:

  • воспитание нравственно-патриотических чувств у детей к своей Родине.
  • Подведение итогов проекта «Удивительное рядом»
  • Закрепление полученных знаний о туризме и туристических местах России

Дети заходят в группу под песню «Дети солнца» из репертуара группы «Непоседы».

Ведущая: — Приветствую на заключительной викторине нашего проекта.

Ведущая говорит на фоне музыки «Моя Россия», Г. Струве:

— Россия, как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь!

Песня «Что зовем мы Родиной», слова и музыка Т. Бокач (исполняют воспитанники).

Ведущая: — Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна. Потому, что она наша родина. В нашей стране много удивтельных мест и именно о них будет наша викторина.

1 тур. Знакомство с командами

- Команда «Алмазная трубка, Рудник  «Мир». Капитан Команды – Лысенкова Арина

- Команда «Дивногорье» капитан команды Пляскин Саша

Команды приветствуют друг друга:

Команда «Дивногорье»:

—Дивногорцы — народ веселый.
Поприветствуем вас всех!
Пожелаем вам удачи,
Пусть вас ждет большой успех!

Команда «Алмазная трубка МИР»:

Вас сегодня видеть рады.
Мы  достойны все награды.

Каждый из нас ценный алмаз

Мы ребята просто класс!

Ведущая: — Молодцы, я вижу, вы готовы к игре. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите на карту. (Слайды презентации) Россия расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. В нашей стране более тысячи городов. Чтобы во всех побывать надо отправиться в Путешествие. Первый конкурс соберись в туристический поход.

1 конкурс  «Соберись в туристический поход»

Дети за время собирают вещи, которые им пригодятся в туристическом походе. По окончанию времени проверяется, что именно сложили в рюкзаки дети. Считаются только необходимые вещи. Количество полезных вещей соответствует количеству баллов.

Ведущая: — Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем,
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережём
И под небом синим-синим
Флаг России над кремлем.

2 конкурс

Конкурс «Узнай фрагмент»

На презентации показан кусочек туристического места в России. Задача детей узнать его используя как можно меньше подсказок.

.

Ведущая  : Родина — это то, что в нашем сердце: любовь к родным, дружба. Давайте покажем, как мы умеем дружить.

Динамическая пауза

— Мы умеем улыбаться,
Можем мы и погрустить,
Очень любим мы смеяться,
Ну, а больше всех — дружить.

— Давайте, ребята, покажем, какие мы дружные, как мы умеем дружить. Обнимите соседа справа, обнимите соседа слева.

Ведущая: 

— У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный.

3 Конкурс «Туристические места России»

Вопросы по очереди задаются каждой из команд

- Как зовут президента России? (В.В. Путин)

- Столица нашей Родины (Москва)

- Назовите официальную резиденцию Путина в Москве? (Кремль)

- Главная площадь Москвы? (красная площадь)

-О каком месте идет речь « Они имеют причудливые очертания, и в зависимости от осмотра напоминают, то фигуру человека, то голову лошади» (Ветровые столбы на плато Мань-Пупу-нёр)

- Расскажите легенду о появление Ветровых столбов. (Это заколдолванные великаны)

- Что раньше было на месте ветровых столбов? (Высокие горы)

- Какие необычнее памятники Санкт-Петербурга вы знаете? (Памятник коту, кошке, корюшке, чижику-пыжику)

- Кто основал Санкт-Петербург? (петра 1)

- Почему в питере белые ночи? (Солнце не успевает сесть)

- почему в Питере разводят мосты? (У невы низкие берега)

- Главная крепость Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость)

- Когда в Санкт-Петербург приезжает самое большое количество туристов? ( на 9 мая)

- назовите самое глубокое озеро на планете? (Байкал)

- Какая вода в озере байкал? (пресная)

- Назовите рыб, который обитают на Байкале (голянка, осетр, и др.)

- Чем уникальна рыба голянка? (У нее нет чешуи)

- Расскажите легенду об возникновение озера Байкал

- Откуда на льду озера байкал круги? ( это круговые течения)

- Чем занимаются Археологи? (изучают останки древних цивилизаций)

- Какую форму имел древний город Аркаим? (круг)

- Как погиб город Аркаим? (он погиб от пожара)

- В честь чего поселение было названо Аркаим? (В честь горы Аркаим)

-Сколько действующих вулканов на камчатке? (28 )

- Как называется самый большой вулкан? (Ключевская сопка)

- Где находиться самый горяий водоем на земле? (На камчатке, у подножия вулкана.)

- Какая уникальная долина находиться на Камчатке (долина гейзеров)

- Сколько в долине крупных гейзеров ? (20)

- Где добывают 1\4 всех алмазов мира? (Алмазная трубка «рудник Мир»

- Какой город находится рядом с алмазной трубкой? (мирный)

-  Добывают ли в данный момент алмазы в Алмазной трубке? ( нет. Только в подземном руднике Мир)

- Как называется обработанный алмаз? (брильянт)

- Расскажите легенду о возникновении алмазной трубки.

- Видно ли алмазную трубку из космоса? (да)

- Как называют меловые столбы в Дивногорье? (дивами)

- Что было раньше на месте Дивногорья? (море)

- Чем уникально Дивногорье? (Меловыми церквями)

- Как создавались церкви в Дивногорье? (их вырубили прямо в скале)

- Правда ли, что в строительстве храма Преображения Господня не был использован не один гвоздь? (нет, в строительстве купола использовались гвозди)

- Где находится музей – заповедник деревянного творчества? (на острове Кижи Онежского озера)

Ведущая: Вот и подошла к концу наша викторина. Подведем итоги.

Жюри оглашает результаты викторины.

Награждение команд.

— Отдавая почести символам России, мы проявляем любовь и уважение к своей Родине. Мы гордимся тем, что являемся гражданами России!



Предварительный просмотр:

Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело. Главное – состояние души. “Не физическая сила двигает человека, - считал известный путешественник Карло Моури, - а его вера в собственные силы”.

Туризм способен удовлетворить самые разные стремления людей. Каждый в нём избирает для себя ту сложность, тот вид походов, которые более всего способствуют его устремлениям, интересами возможностям.

Туризм даёт также простор для реализации различных увлечений, наилучшие возможности для воспитания характера и для объединения людей по интересам.

Многие ассоциируют туризм только с заграницей, и для того, чтобы прикоснуться к чему-то загадочному и таинственному едут в Перу или Мексику. Современные дети часто бывают в Турции, в Тунисе, на Кипре, и наблюдали за верблюдами возле Египетских пирамид. Эти дети знают, что во Франции есть Эльфеева башня и Диснейленд, что в Италии вкусная пицца, но что они знают о своей стране? На мой вопрос: «Что интересного можно показать в России?» мои воспитанники ответили: «Санкт-Петербург и Москву.» Родители  тоже затруднились в ответе на этот вопрос.

Мы решили исправить это и начали проект по туризму «Удивительное рядом».

Цель проекта:

Задачи проекта:

Вид проекта: среднесрочный, познавательный, исследовательский, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, родители воспитанников, воспитатели группы.

Проект состоит из трех этапов:

- Подготовительный

- Этап реализации

- Итоговый

 1 этап начался с создания развивающей среды.

Создание развивающей среды (Создание мини-музеев и макетирование.)

  • Информационная подборка о детском туризме.
  • Фотовыставка «Достопримечательности России»
  • Подбор художественной литературы о достопримечательностях России.
  • Подборка загадок о туристическом снаряжении и туристических местах.
  • Набор дидактических игр по теме «Туризма в России».
  • Снаряжение туриста (Рюкзак, палатка, компас, фляжка, и др)
  • Предметы для создания макетов (фигурки человечков, камни, деревянный конструктор, муляжи деревьев, мел, пластилин, фигурки животных и др.)
  • Инструменты археолога
  • Коллекция камней, коллекция ракушек
  • Глина, космический песок
  • Набор предметов для экспериментирования (лупы, микроскопы, пинцеты и т.д.)

В этом году при создании развивающей среды по теме проекта мы не ограничивались мини-музеем, практически для каждого исследуемого туристического места мы создавали свой действующий макет, в которым дети могли свободно играть.

Наш проект строился на проблемных ситуациях, спорах, загадок и поисков ответов на них. Все в ходе проекта подвергалось сомнению, анализу, всестороннему исследованию.

Туристический проект невозможен без самого понятия турист. Мы с детьми всесторонне изучили эту тему и сделали вывод: Турист – это человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.

Почему с рюкзаком? Этот вопрос мы тоже исследовали, два наших отважных мальчика выполняли одно и то же задание с рюкзаком и сумкой. После этого испытания было доказано рюкзак удобнее. Также мы изучали внимательно. Что именно мы берем в поход и почему? Почему берут железную посуду, а не стеклянную? Почему берут карту, а не глобус? Зачем нужен компас? Почему в поход берут консервы?

Возможность стать туристом и отправится в поход, оказалась очень интересна для «Смешариков». Большую помощь оказали родители, ведь именно они предоставили нам все туристическое снаряжение: рюкзаки, спальные мешки и палатку.

В поход мы отправились по территории детского сада. Предварительно каждый самостоятельно укомплектовал свой рюкзак. Также заранее мы изучили значки обозначения на карте. Как обозначаются здания, как деревья.

Не смотря на то, что поход был не очень дальний для детей это было настоящее путешествие.

Разложили мы карту России и решили помечтать, куда же мы еще можем отправиться? Дали задание родителям рассказать нам о разных интересных местах России из них выбрали 10 мест, которые наиболее сильно заинтересовали детей.

Затем мы изучали транспорт и составляли маршруты, а затем отправились в виртуальное путешествие.

Начали мы с ближайшего к нам города Санкт-Петербурга. Больше всего детей интересовало два вопроса, почему в Питере много мостов и зачем их разводят? И почему ночи белые? В ходе своего путешествия мы выяснили ответы на эти вопросы, изучили необычные памятники в Санкт-Петербурге (чижик-пыжик, памятник коту и кошке) и построили целую флотилию кораблей, которые не смогли пройти под мостами. Мосты, как и в Санкт-Петербурге, нам пришлось делать разводными.

Москва – столица нашей Родины. Но самое интересное в Москве то, что там работает Президент. А чем он занимается весь день? А какой у него кабинет. Пришлось нам внимательно изучить этот вопрос в ходе сюжетно-ролевой игры «Рабочий день президента». Наш президент Андрей за время своей работы решил только несколько вопросов: разрешил поход в библиотеку и постарался запланировать мероприятия на вечер, но сам признался, что очень устал.

Из Москвы мы отправились в туристическое путешествие в горный парк «Рускеала» Познакомившись с историей мраморного каньона, дети заинтересовались, почему именно мрамор так заинтересовал Екатерину. Так развернулась исследовательская программа по изучению различных свойств камней. Мы рассматривали их в лупе, рассматривали в микроскопе и пытались расколоть. Пришли к выводу, что мрамор заинтересовал императрицу Екатерину благодаря своей красоте, особенно же красив мрамор по признанию детей на солнце.

Вдохновившись нашим исследовательским проектом, Семья Артема отправилась в Горный парк «Рускеала».

Затем мы отправились в музей деревянного зодчества Кижи. Какой вопрос больше всего интересовал моих юных исследователей? Конечно, можно ли построить дом без гвоздей. И снова исследования и эксперименты. Оказалось, что можно в этом помогают специальные пазы, придуманные нашими предками. Теперь в нашей группе есть своя деревянная деревня, названная в честь туристического места Кижи, и она построена без гвоздей.

Следом мы отправились в Дивногорье. Уникальное место, где природа создала «Дивы», меловые столбы. Мои юные исследователи заинтересовались и построили свои меловые церкви, правда, очень сожалели, что им не удалось построить пещерные церкви. Две семьи этим летом пообещали посетить эти места и рассказать нам о своих впечатлениях.

Озеро Байкал, место действительно уникальное. В группе мы создали свое не большое озеро с прозрачной водой. Исследовали, зачем рыбам чешуя, так как нас очень сильно заинтересовала рыба голомянка байкальская, у которой нет чешуи. Также детям стало интересно, почему так ценна пресная вода и мы провели исследования с морской водой. Можно ли ее пить, и можно ли ее превратить в питьевую. На Байкале более 300 уникальных растений, рыб и животных, которых больше нигде не встретишь. Также это одно из старейших озер в мире, очень многие воспитанники решили, что когда вырастут обязательно побывают там, чтобы своими глазами убедиться, что там, на дне не осталось динозавров или чудовищ.

Аркаим - уникальная археологическая раскопка. Именно здесь впервые приручили лошадь  и придумали колесницу. Здесь начали делать первые медные изделия. Дата примерно 2 тыс лет до н.э. Дети заинтересовались, как люди об этом узнали. Так к нам пришло повальное увлечение археологией. Дети устраивали раскопки, искали останки древних цивилизаций. Если находили какой-то фрагмент, то все пытались отгадать от чего он, и сколько лет он лежал в земле. Ваня признался мне, что теперь у него мечта стать Археологом.

Алмазная трубка  рудник МИР. Наше знакомство с алмазной трубкой вблизи города Мирный пришлось на неделю изучения  Космоса в детском саду. Детей очень заинтересовал тот факт, что ее видно из космоса и, конечно же, волшебное слова алмазы. Мы построили модель алмазной трубки в группе. Добывали алмазы техникой и просто руками. Затем нам пришлось исследовать, как добывают алмазы в подземных шахтах. Чем ценен алмаз? Стали изучать свойства алмаза. Откуда вообще берутся алмазы? Ознакомившись с версией ученых на этот счет «Смешарики» выкопали огромный карьер на улице, где начали самостоятельную добычу «алмазов».

Маньпупунёр, или Столбы́ выве́тривания мы тоже исследовали. Мы построили горы и стали их разрушать, землетрясениями, ветром, водой. Также мы постарались повторить подвиг природы и создать такие же удивительные фигуры, но это нам не удалось. Только с помощью клея нам удалось создать макет этого удивительного места.

Вулканы и гейзеры Камчатки. Гейзеры  удивили детей и очень заинтересовали. Проведенные эксперименты показали детям, что вода вырывается из недр земли из-за подогрева вулканами. Мы стали изучать вулканы. Узнали что такое жерло вулкана. Лава, чем опасен вулкан. Исследовали, стоит ли селиться рядом с вулканом. На камчатке очень много действующих и спящих вулканов. Мы с ребятами тоже построили свой собственный вулкан. Вулкан был действующим, и извержение очень заинтересовало детей. В дальнейшем детьми было построено более десятка вулканов самостоятельно. Они даже придумали, как делать извержение вулкана, с помощью обычной воды. Они делали короткое жерло вулкана. И когда наливали туда воду, оттуда начинала выплескиваться «лава».

В целом проект очень сильно заинтересовали и детей и родителей. Нами был устроен круглый стол. «Смешарики» рассказали детям о своих исследованиях, а родители, вместе с детьми подготовили доклады о своих Путешествиях. Семья Артема рассказала нам о посещение горного парка «Рускеала». Артем рассказал нам, что пытался унести «небольшой кусочек» мрамора, но родители ему не позволили. Также Артем подтвердил, что вода в карьере зеленая-зеленая, а в рускеальском провале действительно холодно.

Семья Андрея побывала на новой эксплозии «прорыв Блокады Ленинграда» им очень понравилось это путешествие. Они рассказали нам, что лица у манекенов сделаны, с непревзойденным мастерством и отражают эмоции. Андрею больше всего запомнились танки и овчарки. Семья Андрея в мае едет в воронежскую область, посетить «Дивногорье»

Семья Леры рассказала нам о посещение Невского  пятачка этой осенью.

Семья Вани настоящие заядлые туристы, именно они предоставили нам палатку и снаряжение. Они часто путешествуют вместе с Ваней, услышав рассказы детей, родители Вани также изъявили желание, когда-нибудь отправиться на озеро Байкал и камчатку.

Отдельно вам хочу рассказать о нашем «лэпбуке». Это туристический буклет, составленный по нашему проекту с тем же названием «Удивительное рядом». Книга получилась уникальная, она наполнена знаниями, полученными в ходе проекта. Озвучивали ее сами дети и строилась она исходя из того, что в больше всего интересовало детей. Про эту книгу можно говорить часами, каждая страница сделано с огромной кропотливостью и любовью. Озвучивали ее сами дети. В данный момент книгой очень заинтересовались дети подготовительной к школе группы. Получилось уникальное пособие, для обучение детей в будущем.

В целом проект оказался очень интересным и познавательным не только для детей, но и для родителей и педагогов.

Закончить я хочу такими словами «Свою родину надо знать и любить, а любовь к родине начинается в детстве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?

Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?

Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

Методическая разработка. Вечер развлечения с родителями: "Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?"

Как создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, семейной общности....

Комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Мама рядом, папа рядом, что ещё для жизни надо"

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме моя  семья во 2 младшей группе...

Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?

Предложить систему работы, направленную на осознание ребенком своей роли в семье, значения семьи в жизни людей и на оптимизацию поведенческих навыков детей в социуме....

Проект « Моя Семья. Рядом папа, рядом мама все, что мне для счастья надо »

Мой проект посвящен формированию представлений о семье, семейных ценностях, традициях, обобщению знаний дошкольников о своей собственной семье, проект содействует развитию связной речи детей. Пос...

НОД в первой группе раннего возраста «Хорошо рядом с ней, рядом с мамочкой моей».

Научить детей внимательно рассматривать фотографии, называть свое имя, отвечать на вопросы: кто это?Учить   рисовать ягоды рябины пальчиками...