Сказка В некотором царстве, в цветном государстве…
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказка В некотором царстве, в цветном государстве… | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.
Цель:
Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций и ознакомление дошкольников с окружающим миром с помощью предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» и логико-математических игр В. В. Воскобовича.
Задачи:
1. Развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, речь, воображение) на материале логико-математических игр В.В. Воскобовича;
2. Формировать умение создавать заданные образы с помощью игр В.В. Воскобовича: «Чудо соты-1», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича», «Игровизор».
3. Закрепить знания геометрических фигур, цвет и навыки в количественном счете.
4. Развивать пространственные представления, зрительно – моторную координацию, произвольное внимание.
5. Стимулировать желание прийти на помощь.
Сказка
В некотором царстве, в цветном государстве…
стоял волшебный, загадочный лес. А как он назывался? А кто в нем жил, тот и знал. А называли его жители Фиолетовый лес. И попадали там герои в разные истории. А ещё жила в этом лесу девочка. А как её звали? Кто звал, тот и знал. И мы конечно узнали её – это Долька! И все любили её. Она была очень добрая и всегда приходила на помощь всем, кто попадал в беду. Вот как - то подарили ей друзья волшебные разноцветные квадраты. И стали происходить в Фиолетовом лесу чудеса.
«Красная история»
Однажды взяла Долька красный квадрат и все вокруг стало красным. Наступило лето. На лесной опушке выросли рядом красный Мухомор и красная Земляника. И они о чем-то спорили.
- Ты только взгляни, какой я видный и красивый! — Говорил Мухомор. — А тебя заметить трудно, уж очень ты мала и неказиста. И голос у тебя чуть слышный.
- Но я ведь вкусная и очень сладкая, - отвечала Земляника (а голос-то у неё и правда был совсем тихий, еле слышный) — и ещё я очень полезная, - прибавила она уже шёпотом. И ещё сильнее покраснела, потому что не любила хвалиться.
- Может, и я очень сладкий, очень вкусный! - И задрал вверх красную шляпку с белыми крапинками Мухомор.
Тут на лесную опушку прибежала Долька в красном сарафане и с красными кармашками.
- Ой! — воскликнула она. - Земляника! Уже поспела! А какая красная!
Она присела на корточки, сорвала ягоды.
- Ну, - подумал мухомор, - сейчас она и меня увидит.
Девочка и правда увидела мухомор. Поморщилась:
- Ядовитый гриб! Их нельзя даже руками трогать.
И пошла дальше, искать красные ягоды лесной землянички.
«Оранжевая история»
Взяла Долька оранжевый квадрат и тут-же наступила осень, и девочка пошла в лес за оранжевыми листьями.
Навстречу ей попались деревья — с листьями похожими на золотые монетки, с красными листьями снизу доверху и дерево с пока ещё зелёными листьями.
(Дети украшают деревья листьями)
И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело оранжевым огнём, будто в лесу разложили огромный костёр. Девочка подошла к дереву.
- Здравствуй, Каштан!
- Здравствуй! — прошелестел каштан, и несколько оранжевых листьев медленно слетели на землю.
- Это мне? — спросила девочка.
- Тебе - снова зашелестел Каштан, и снова каштановые листья закружились в воздухе и упали к ногам девочки.
- Спасибо, - сказала Долька. — Но зачем ты роняешь красивые листья? Скоро у тебя ни одного не останется.
- Я готовлюсь к зиме, - ответил Каштан. — Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зелёных почек, которые развернутся весной.
И снова каштановые листья, будто огромные оранжевые бабочки, закружились около девочки. Она набрала их целую охапку. Целую охапку оранжевых каштановых листьев! Принесла домой, разгладила каждый лист и все их поставила в вазе на подоконник.
Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у Дольки, казалось, сияет оранжевое летнее солнце.
«Жёлтая история»
Однажды девочка Долька взяла жёлтый квадрат и пошла на полянку за цветами и увидела Солнышко.
Гимнастика для глаз.
Солнышко слева, солнышко справа,
Солнышко село, солнышко встало.
Утром солнышко высоко встаёт,
к вечеру лучики к низу кладёт.
Солнце было жёлтое, весёлое, тёплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов ещё не было. Девочка посмотрела и сказала:
- Солнышко, Солнышко, ведь уже весна, я надела своё жёлтое пальто с жёлтым капюшоном, почему же нет ни одного цветка?
- Сейчас будут, - ответило Солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню жёлтых цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как жёлтые лучи.
- Знаешь, как они называются? - спросило Солнце у Дольки.
- Знаю, - отвечала девочка. — Одуванчики!
Солнышко улыбнулось.
- А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы, даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.
- Эти цветы злые? — спросила девочка. — Ведь в сказках все мачехи злые.
- Нет, - ответило Солнце, - мать-и-мачеха – добрый цветок. Просто листья у него такие: одна сторона тёплая, мягкая, как руки твоей мамы.
- А другая холодная и блестящая - как у мачехи из злых сказок, - подсказала Долька.
Солнце засмеялось и кинуло на пригорок ещё одну горсть жёлтых цветов.
«Зелёная история»
На этот раз Долька взяла зеленый квадрат, её сарафан сразу стал зелёным, и пошла в лес. А в лесу всё было зелёное-презелёное. И деревья были зелёные, и кусты были зелёные, даже вода в маленькой луже и та была зелёная.
Девочке очень хотелось поймать зелёного лягушонка и разглядеть, сколько пальцев у него на лапках. Вот она и решила: «Если лягушонок увидит мой зелёный сарафан с зелёным кармашком, он ничуть меня не испугается.
Так оно и было, Зелёный лягушонок вылез из зелёной лужи, в которой отражались зелёные листья деревьев и зелёной травинки, и ничуть не испугался девочки в зелёном сарафане.
- Ква! — удивился он. Какое смешное зелёное деревце выросло возле моей лужи.
Тут Дольке и надо бы взять лягушонка в руки и разглядеть, сколько у него на лапках пальцев. Но ей стало очень смешно: подумать только — лягушонок принял её за дерево. Она засмеялась и сказала:
- Я вовсе не дерево!
Конечно, лягушонок очень испугался. Ведь он никогда не слышал, чтобы деревья смеялись да вдобавок и говорили. И бултых обратно в лужу.
«Голубая история»
Взяла Долька голубой квадрат. И всё стало голубым вокруг: и голубое небо, и голубая речка, и голубые стрекозы. А на берегу голубой речки росли голубые незабудки.
- Стрекоза! — крикнула Долька той стрекозе, у которой были совершенно голубые и совершенно прозрачные крылья.
Голубая стрекоза сразу поняла, что девочка зовёт именно её. Она опустилась вниз и присела на голубую незабудку.
- Посади меня к себе на спинку, давай полетаем, - попросила Долька.
Стрекоза усмехнулась в ответ:
- Разве у меня хватит сил? Ты слишком велика.
- А если я стану маленькой, тогда полетаем?
- Тогда полетаем, - ответила голубая стрекоза.
Долька шепотом сказала волшебные слова:
-Тили - тили - бом! - И тут же стала меньше своего мизинца.
- Садись, - велела ей стрекоза и подставила спинку. И они полетели. Быстро — быстро! Ведь стрекозы летают быстрее всех на свете. И через секунду их не было видно. Ведь над ними было голубое небо, у стрекозы были голубые крылья, а на девочке был голубой сарафан, да ещё с голубыми кармашками.
Они летели так долго, пока девочка, не сказала:
- Я хочу домой! Мы не заблудились?
- Нет, - отвечала ей стрекоза. Разве ты не знаешь, что у нас, стрекоз, два огромных глаза и в каждом много тысяч маленьких зорких глазков? И ещё есть такие глаза, которые видят, что делается внизу. Тут девочка и стрекоза опустились на берег голубой реки, где росли голубые незабудки. А оттуда до дома было рукой подать!
«Синяя история»
Трудно пришлось Дольке, когда ей захотелось попасть в «Синюю историю», ведь для этого нужно было побывать у синего моря. А синее море очень далеко, добраться к нему не так-то просто. Вот тут-то она и вспомнила про синий квадрат. Взяла она синий квадрат и отправилась в путь.
А надо сказать, что за домом, в котором она жила, в овраге протекал ручеёк, и был он совершенно синий. Долька спросила ручеёк:
- Донесёшь ли ты меня до синего моря?
- Донесу, - прожурчал ручеёк, - только тебе нужно сложить лодочку.
(Дети из двухцветного квадрата складывают лодочку)
- А тебе не трудно будет? — снова спросила Долька.
- Мне помогут другие ручьи, - прожурчал в ответ ручей и понёс лодку с девочкой вниз по течению.
В этот ручей влился ещё один, побольше. Понемногу всё новые ручьи и реки вливались в тот ручей, куда Долька спустила свою лодочку. И ручей превратился в полноводную реку.
Наконец девочка увидела перед собой синее море. Оно было такое красивое и блестящее!
- Ты очень большое и глубокое? - спросила девочка.
Но море ей ничего не ответило. Оно было слишком большое и слишком глубокое, чтобы услышать голос Дольки. И тут она заметила грустного Краб-Крабыча.
- Что случилось, почему ты грустишь? – Спросила Долька.
- Море размыло мои рисунки, а я так люблю рисовать. Что мне делать?
- Не грусти, Краб-Крабыч, мы с ребятами тебе поможем.
(дети берут «Игровизоры», маркеры и дорисовывают геометрические фигуры)
- Спасибо, вам ребята, - сказал краб. –Вот вам волшебный синий камушек. С его помощью вы вернетесь домой.
- Какой синий и какой красивый! – Сказала Долька, и чтобы не потерять его, скорее положила синий камешек в синий карман синего сарафанчика. И что же? Она сразу оказалась дома! Вернее, у того ручья, который журчал на дне оврага около их забора.
- Ты, что волшебный? – спросила Долька у камешка, вынув его из кармана.
А камешек вдруг соскользнул с её ладони — и в ручей! И девочка его не нашла. Ведь камешек был очень синий, и ручей в овраге тоже очень синий...
«Фиолетовая история»
Утром Долька посмотрела в окно, увидела, что из-за леса ползёт фиолетовая туча, и подумала: «Скоро пойдёт дождик!». Ей очень захотелось взглянуть на те большие фиолетовые колокольчики, которые растут за полем возле соснового бора: правда или неправда, что в их чашечках прячутся от дождя разные мошки-букашки?
Девочка взяла фиолетовый квадратик, фиолетовый зонтик, надела фиолетовый плащ и вышла на улицу. И тут начался дождик.
- Ого, сколько вас тут...! – воскликнула Долька, прибежав к фиолетовым колокольчикам на опушке соснового бора. — Посмотрю, что делается у вас в фиолетовых чашечках.
- Посмотри, - шепнул тот фиолетовый колокольчик, к которому она склонилась, - только не вспугни мошек-букашек.
- Значит, так и есть! - обрадовалась Долька, - значит правда, что они прячутся здесь от дождя! Но почему?
- В наших фиолетовых чашечках тепло и сухо. Взгляни — увидишь!
Девочка не поленилась и заглянула в один фиолетовый колокольчик, в другой, третий... В каждом притаились и мошки, и букашки, и разные другие мелкие насекомые.
- Правда! - сказала Долька. - Прячутся от дождя. А потом она увидела под соснами кустики черники. И на каждом была уйма фиолетовых ягод. А на каждой ягодке блестела капля дождя.
Когда Долька под мокрым фиолетовым зонтиком вернулась домой, всё у неё было фиолетовым: и пальцы, и ладони, и губы, и зубы, и даже щёки. Почему? Да потому что Долька не удержалась и попробовала вкусные фиолетовые ягодки черники.
«Белая история»
Утром Долька проснулась и взяла белый квадратик, и в комнате стало необыкновенно светло. Она подбежала к окну и ахнула.
За окном всё было белым. Ночью выпал первый снег и покрасил всё вокруг в белый цвет. Пушистый белый ковёр лежал на земле, мохнатые белые шапки нахлобучили деревья. Белыми платками покрылись крыши домов. Посреди двора на белом снегу сидел белый-белый кот. А в воздухе кружились белые снежинки. Долька быстро оделась и побежала на двор. Из белого снега она слепила белую снежную бабу!
И только глаза у снежной бабы были чёрными, а нос — красный.
А ещё Долька вспомнила, что скоро наступит Новый год. И что всем жителям надо разослать приглашения на праздник и приготовить подарки. И мы с вами, ребята, поможем приготовить Дольке подарки. А какой Новый год без Ёлки?
(Дети из «Цветных льдинок» выкладывают ёлочку, а из «Чудо-сотов 1» подарки для гостей.)
Девочка надела разноцветный плащ и вышла на улицу. Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По голубому небу плыли белые облака. Трава была ещё зелёной, а вот листья на деревьях уже покраснели и пожелтели. На дорожках стояли синие лужи. В одной луже плавали оранжевые каштановые листья, принесённые ветром. Вдоль дорожки росли фиолетовые астры. Они качали головкам от ветра. Вдруг в небе появилась радуга. Она было яркой, разноцветной. Долька хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но та растаяла так же быстро, как и появилась. Долька очень расстроилась, но в это время трава у её ног зашевелилась, и её окружили крошечные гномики. Девочка посмотрела на их колпачки: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый — и тут же вспомнила, из каких цветов состоит радуга.
(Дети называют Радужных гномиков)
Она засмеялась и посмотрела в высокое голубое небо. А когда она опустила голову, гномики в разноцветных колпачках уже разбежались в разные стороны. Долька помахала им рукой и пошла домой. Дома она нарисовала букет разноцветных цветов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая сказка "В некотором царстве, в некотором государстве"
Театрализованное развлечение для детей старшей группы...
Экологическая сказка "В некотором царстве, в некотором государстве"
Театрализованное развлечение для детей старшей группы...
Конспект занятия учителя-дефектолога по формированию цветовосприятия и форморазличения во второй младшей группе «В некотором царстве в математическом государстве».
Совершенствовать умение соотносить предметы по цвету, размеру, форме, выбирая заданные сенсорные особенности нескольких возможных в условиях продуктивной деятельности.Закреплять умения детей на полисе...
Рисование по замыслу во второй младшей группе.«В некотором царстве, в сказочном государстве»
Учить детей рисовать по мотивам знакомых сказок...
Консультация для родителей «В некотором царстве, в спортивном государстве»
Консультация для родителей «В некотором царстве, в спортивном государстве»...
Презентация "В некотором царстве, в бумажном государстве"
laquo;В некотором царстве, в бумажном государстве» Бумага – это такой уникальный материал, который можно использовать в совершенно разных работах. Так, можно пользоваться бумагой по прямо...
Рабочая Программа совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению «В некотором царстве, в бумажном государстве»
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изоб...