В гости к фикусу
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Мороз Елена Михайловна

 

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Цель: познакомить детей с комнатным растением - фикусом.

Задачи:

·        Создать условия для получения знаний о внешнем виде фикуса.

·        Создать условия для установления детьми связей среды обитания и потребностей фикуса.

·        Создать условия для активизации словаря.

·        Создать условия для развития мышления, воображения (представить фикус и как растет в естественной среде), памяти.

·        Создать условия для ухода за фикусом.

·        Создать условия для формирования интереса и положительных эмоций к фикусу.

Оборудование: таз с водой, тряпочки, лейки, кисточки, клеенка, пульверизатор, иллюстрация с изображением тропического леса, музыкальное сопровождение, пазлы, глобус.

Предварительная работа: наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы; рассматривание листьев и стеблей у разных растений.

Ход работы:

Стук в дверь.

Воспитатель: Ой, ребята, кто к нам пришел сегодня в гости? ( в руках воспитателя появляется игрушка )

Дети: Обезьянка.

Обезьянка: Мне подарили растение, а с ним что-то не так...(показывает картинку: листья желтые, поникшие).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как называется это растение?

Дети: Да - это фикус.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что не так с фикусом?

Дети: Листья пожелтели, завяли...

Воспитатель: Почему могло так произойти?

Дети: Обезьянка не правильно ухаживала, не поливала...

Воспитатель: Поможем обезьянке спасти фикус?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь обезьянке спасти фикус?

Дети: Научим ее ухаживать за фикусом, расскажем про фикус...

Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть такое растение?

Дети: Да.

( находим фикус в группе, приносим и рассматриваем )

Воспитатель: Предлагаю поиграть: я буду показывать части растения, обезьянка их называть, а вы проверять правильно или неправильно она отвечает.

Проведение игры "Правильно-неправильно":

Воспитатель: показывает на стебель

Обезьянка: я знаю, знаю - это лист!

Дети: нет, это стебель!

Воспитатель: Правильно ребята - это стебель. Какой он по цвету?

Дети: Зеленый, коричневый...

Воспитатель: Ребята, стебель у фикуса снизу темно-коричневый, а вверху светло-зеленый. А какой он на ощупь? Как узнать?

Дети: Потрогать.

Воспитатель: Правильно, аккуратно потрогаем стебель фикуса. Какой он?

Дети: Гладкий, толстый...

Воспитатель: Как называется эта часть растения? (показывает на лист)

Обезьянка: Цветок

Дети: У фикуса нет цветов, это - лист...

Воспитатель: Молодцы! А какого цвета листья?

Дети: Темно-зеленые, зеленые...

Воспитатель: Какие листья по форме?

Дети: Овальные

Воспитатель: А какой лист на ощупь? Как узнать?

Дети: Потрогать

Воспитатель: Умницы, аккуратно потрогаем листочек, плотный или мягкий?

Дети: Плотный...

Воспитатель: А еще какой он?

Дети: Гладкий, блестящий...

Воспитатель: Все правильно,  ребята! Обезьянка ты запомнила?

Обезьянка: Спасибо, ребята, я запомнила, что у фикуса стебель толстый, гладкий; снизу темно-коричневый, а вверху светло-зеленый. Листья темно-зеленого цвета овальной формы; плотные, гладкие, блестящие.

Физминутка "Растение":

Сначала буду маленьким,                  (Дети сидят на корточках)

Потом я подрасту.                             (Медленно поднимаются)

Все выше, выше к солнышку,            (Встают на носочки)

Листочки протяну.                             (Поднимают руки).

 

Воспитатель: Ребята, про фикус мы обезьянке рассказали. А как ухаживать за ним, чтобы ему понравилось?

Дети: Бережно, хорошо...

Воспитатель: Как узнать, как правильно ухаживать за фикусом?

Дети: Спросить, в книге прочитать...

Воспитатель: Все правильно, а еще можно попутешествовать. Ребята, что мы с вами сделаем: спросим или отправимся в путешествие?

Дети: В путешествие!

Воспитатель: Показывает на глобусе Индию - Родину фикуса и

 г. Санкт-Петербург, спрашивает, как же туда можно добраться?

Дети: Полетим на самолете, поплывем на корабле...

 

Физкультминутка "Самолет":

Мы садимся в самолет,                (Дети приседают)

Отправляемся в полет!                ("Заводят" самолет, говорят: "жу-жу")

Мы летим над облаками.             (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме.          (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река,                 (Показывают руками волны)

Видим в лодке рыбака.                 ("Забрасывают" удочку)

Осторожнее: гора!                        (Наклоняются влево, вправо:"жу-жу")

Приземляться нам пора!               (Приседают)

 

Воспитатель: (звуки тропического леса ) Ребята, мы прилетели и оказались на Родине фикуса (показывает иллюстрацию с изображением тропиков). Это необычный лес и называется тропическим. В тропиках никогда не бывает зимы, здесь всегда лето. Растений очень много, они растут так густо, что царит полумрак. А еще здесь идут очень сильные дожди, их называют ливни. Ребята, как же мы будем с вами ухаживать за фикусом, чтобы ему понравилось?

Дети: Фикус нельзя ставить на солнышко, он не любит сквозняков, нельзя много поливать...

Воспитатель: Молодцы, ребята! А что еще можно сделать, чтобы наше растение чувствовало себя хорошо?

Дети: Надо землю рыхлить, вытирать пыль с листочков, опрыскивать...

Воспитатель: Ребята, посмотрите на листья фикуса, что мы будем использовать для того, чтобы убрать пыль с листочков?

Дети: Влажные тряпочки...

Воспитатель: Правильно, листья фикуса нужно протирать с помощью влажной тряпочки. Листочек нужно положить на левую руку, а в правую взять тряпочку и аккуратно протереть листочек от стебля до конца листочка (демонстрация). Кто из ребят попробует сделать это сам?

Дети: протирание листьев фикуса от пыли

Обезьянка: Спасибо, ребятишки! Я так много у вас узнала сегодня, побегу скорее ухаживать за своим фикусом. До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель проводит дидактическую игру "Собери растение и назови его части" (разрезные картинки с изображением фикуса: стебель, лист, корень) и подводит итог. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению детей с комнатными растениями (фикус) в I младшей группе

Продолжать приобщать детей к миру природы, развивая конкретные представления о растениях: ствол – один, листьев – много (широкие, блестящие, чистые) и об основных способах ухода за ними (полив)....

конспект занятие по экологии во второй младшей группе "Фикус- он живой"

-------------------------------------------------жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж...

Презентация "Фикус"

Презентация к лексической теме "Комнатные растения"...

Конспект интегрированного занятия по экологии (РЭМП, РАЗВИТИЮ РЕЧИ ) фикус.

Конспект интегрированного занятия по экологии (РЭМП, речевое развитие) во второй младшей группе "рассматривание фикуса"...

Занятие «Фикус — он живой»

Познакомить детей с комнатным растением — фикусом, помочь запомнить и правильно называть ствол и листья.Обратить внимание на то, что листья у фикуса широкие и большие; объяснить, что фикус растет и «п...

Апликация "Фикус"

Проект: "Комнатные растения" - апликация Фикус...

Знакомство с фикусом

Конспект познавательного занятия с детьми младшей группы по ознакомлению с комнатным растением фикусом....