Сценарий логопедического развлечения по развитию экологических представлений у детей дошкольного возраста на тему: «Фея по имени Вода в гостях у ребят».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель:
- Развивать экологические представления дошкольников.
Задачи:
- Учить беречь, сохранять воду;
- Рассказать о свойствах и состояниях воды, о ее пользе;
- Учить рассуждать о необходимости эффективного взаимодействия человека с водой;
- Познакомить детей с новыми лексемами: круговорот, жидкость, фильтр, вещества, испарение, загрязнение, замораживание, кипячение, растворимость, осадки, пресный;
- Закрепить в речи слова-антонимы: холодный-горячий, мало-много, далеко-близко.
- Учить употреблению в свободной речи родственных слов: водичка, водица, водный, водянистый, водорастворимый, наводнить, приводниться, паводок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_fei_po_imeni_voda.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий логопедического развлечения по развитию экологических представлений у детей дошкольного возраста на тему:
«Фея по имени Вода в гостях у ребят».
Цель:
- Развивать экологические представления дошкольников.
Задачи:
- Учить беречь, сохранять воду;
- Рассказать о свойствах и состояниях воды, о ее пользе;
- Учить рассуждать о необходимости эффективного взаимодействия человека с водой;
- Познакомить детей с новыми лексемами: круговорот, жидкость, фильтр, вещества, испарение, загрязнение, замораживание, кипячение, растворимость, осадки, пресный;
- Закрепить в речи слова-антонимы: холодный-горячий, мало-много, далеко-близко.
- Учить употреблению в свободной речи родственных слов: водичка, водица, водный, водянистый, водорастворимый, наводнить, приводниться, паводок.
Предварительная работа:
- Чтение сказки «Как лягушка выпила всю воду»;
- Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море);
- Рассматривание картин И.Л. Левитана «Волга после дождя», «Берег моря. Крым», «Озеро. Русь».
Оборудование
Ход развлечения
- Организационный момент
Педагог: «Дорогие ребята, послушайте интересную загадку, отгадайте ее».
Загадка о воде
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда —
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее — ... (вода). Дети отгадывают загадку.
Педагог: «Все верно, в загадке говорится о воде. Посмотрите, кто пришел к нам в гости».
- Основная часть
Педагог показывает детям куклу – Фею в голубом платье.
Педагог: «Ребята, у нас сегодня решила погостить прекрасная Фея, а зовут ее Вода. Посмотрите на нее и скажите, какая она?».
Дети называют слова-определения для Феи. (Красивая, умная, синеглазая, длинноволосая, добрая и др.).
Педагог: «Какие вы молодцы! Фея Вода заметила, что вы знаете много слов. А знаете ли вы, что такое вода?»
Дети отвечают на вопрос.
Педагог: «Ребята, подойдите ближе, посмотрите на кувшин с водой, который принесла с собой Фея. Запомните! Вода – это жидкость. Она обладает свойствами. Вода не имеет запаха (Дети нюхают воду). У нее нет цвета, вкуса тоже нет, а принимать она может форму сосуда, в который ее наливают».
Опыт с водой №1
Педагог: «Для того, чтобы убедиться в моих словах про вкус и форму, мы с Феей сейчас разольем воду в сосуды разных форм, а вы посмотрите внимательно».
Дети наблюдают за тем, как вода принимает разные формы (педагог наливает воду в узкий, в широкий стакан, в миску, в тарелку).
Педагог: «Действительно, вода принимает форму сосуда, в которую ее налили. Теперь попробуйте эту воду на вкус, можете выпить ее. Она чистая, ее пропустили через фильтр – устройство для очистки воды. Запомните это слово – фильтр, вода после очистки фильтром становится чистой, фильтрованной! Повторим вместе новое слово «фильтр»». Дети повторяют слово за педагогом вместе, хором.
Опыт с водой №2
Педагог: «Второй наш опыт с водой касается растворимости веществ в воде.
На первом этапе опыта возьмем баночку с водой, ложку и соль. Теперь зачерпнем ложкой соль и насыпаем ее в баночку. Размешиваем. И что мы видим? Соль растворяется в воде. Она имеет хорошую растворимость, то есть соль полностью растворима в воде. Теперь второй этап опыта. Насыплем во вторую баночку с водой морской песок. Размешиваем. Что происходит теперь? Песок не растворяется в воде. Он нерастворимый.
Вывод, который мы можем сделать - некоторые вещества растворимы в воде, другие нерастворимы».
Дидактическое упражнение «Превращения воды»
Педагог: «А еще, ребята, с водой могут происходить разные интересные превращения. Например, если ее заморозить, то во что она превратиться?». Дети отвечают на вопрос.
Педагог: «Она превратится в лед. Лед на ощупь какой?».
Дети отвечают на вопрос.
Педагог: «Верно. А если воду кипятить, то во что она превратиться?»
Дети отвечают на вопрос.
Педагог: «Она превратится в пар, начнет испаряться. А если воду кипятить, то она будет на ощупь какая? Горячая».
Педагог проговаривает слова с противоположным значением вместе с детьми: «Лед холодный, а кипящая вода горячая. В одном стакане воды много, а в другом наоборот мало. Ручеек близко, а океан далеко».
Дидактическое упражнение «Минутка новых знаний»
Педагог: «Дорогие дети, Фея Вода принесла нам драгоценные знания о круговороте воды в природе и хочет ими поделиться с нами. Как вы думаете, что означает это слово – круговорот? ».
Дети отвечают на вопрос, рассуждают.
Педагог выставляет схему «Круговорот воды в природе».
Педагог: «Ребята, посмотрите на схему. Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. Вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе. И тогда выпадают на землю осадки: летом – дождь, зимой – снег. Так и происходит круговорот воды в природе».
Игра с мячом «Родственные слова»
Педагог: «Ребятки, Фея Вода хотела бы узнать, сможем ли мы по-разному произносить слова, которые образованы от слова Вода? Давайте докажем Фее, что мы это умеем».
Педагог и дети подбирают родственные слова к слову Вода. При назывании слова ребенок перекидывает мяч следующему участнику игры.
Физминутка «Дождик»
Педагог: «Дети, давайте немного отдохнем и поиграем в дождик!»
Капля раз, Капля два, | Прыжки на носочках, руки на поясе. |
Дидактическое упражнение «Такая разная вода»
Педагог: «Дорогие ребята, а знаете ли вы, что вода умеет быть разной? Фея Вода подготовила для вас иллюстрации».
Педагог показывает детям иллюстрации.
РЕКА
В. Донская
Речка, синяя вода!
Ты скажи, бежишь куда?
И зачем ты так спешишь,
Плещешь пеною, шумишь?
Педагог: «Речка звонкая бежит, извиваясь голубой змейкой, весело журчит, поит и кормит животных, веселит ребят летом в жаркий денек».
РУЧЕЙ
Спугнув неведомую птицу,
Раздвинув заросли плечом,
Я подошёл к ручью напиться
И наклонился над ручьём.
Педагог: «Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. Говорят, говорят, говорят…».
ОЗЕРО
Тиха и спокойна Педагог: «Озеро - это углубление в суше, заполненное водой». МОРЕ Ф. Тютчев Как хорошо ты, о море ночное,- Педагог: «Море – это часть океана, большое водное пространство с горько-солёной водой». ОКЕАН Андрей Усачёв На нашей Земле океанов – |
Педагог: « Ребята, вы увидели, что Вода действительно уникальная, разнообразная и неповторимая».
- Заключительная часть
Педагог: «Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь воду?»
Ответы детей
Педагог: «Воду необходимо беречь, потому что пресной воды, пригодной для питья, на нашей родной планете становится все меньше. А еще человек продуктами совей жизнедеятельности активно загрязняет водоемы. Вода – Главное в жизни богатство, ее не заменить ничем. Без воды человек не проживет и трех дней. Она нужна для поддержания нашей жизни, для приготовления пищи, соблюдения правил личной гигиены, гигиены жилища. Она необходима всему живому на Земле: растениям, животным, насекомым. Поэтому так важно следить за тем, как мы используем воду – правильно или нет. Чем мы с вами можем помочь планете и воде?»
Ответы, рассуждения детей.
Педагог: «Воду зря не тратить, не загрязнять водоемы. Возможно, некоторые из вас станут учеными и смогут разработать новые очистные сооружения, придумают, как сделать так, чтобы меньше отходов выбрасывалось в водоемы».
Педагог читает детям стихотворение Марины Энтелис «Берегите, люди, воду»
Берегите, люди, воду!
Ведь вода так всем нужна.
Вдруг погибнет вся природа?
Жизнь несет с собой вода!
Мусор в речку не бросайте!
Рыбки в речке там живут!
Нефть, заводы, не сливайте!
Чайки песен не споют.
Зря не лейте с крана воду!
Думайте о всем живом.
Без питья, воды немного,
Мы на свете проживем.
А как выйду рано утром,
На траве роса лежит.
Это-детка океана,
А за ней ручей бежит!
Педагог: «Ребята, Фее Воде пора возвращаться домой – в Мировой Океан. Она вынуждена сказать нам «До свидания, до новых встреч». А я предлагаю вам взять ватман и капельки из синего и голубого картона, которые я для вас заранее подготовила. А теперь мы с нами прикрепим эти капельки к ватману, чтобы получился наш мини-водоем. Мы будем на него смотреть и вспоминать Фею Воды, наше с вами развлечение и помнить, что воду надо беречь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Обобщение опыта по теме "Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством наблюдения за живой природой"
Данная работа будет актуальна для педагогов дошкольного образования...
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует ...
Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы с...
Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических и подвижных игр
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологически...
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста...
Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".
Описание моей пед.деятельности за межаттестационный период по теме "Формирование Экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром"....