Сценарий логопедического развлечения по развитию экологических представлений у детей дошкольного возраста на тему: «Фея по имени Вода в гостях у ребят».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Демидова Екатерина Алексеевна

Цель:

- Развивать экологические представления дошкольников.

Задачи:

- Учить беречь, сохранять воду;

- Рассказать о свойствах и состояниях воды, о ее пользе;

 - Учить рассуждать о необходимости эффективного взаимодействия человека с водой;

- Познакомить детей с новыми лексемами: круговорот, жидкость, фильтр, вещества, испарение, загрязнение, замораживание, кипячение, растворимость, осадки, пресный;

- Закрепить в речи слова-антонимы: холодный-горячий, мало-много, далеко-близко.

- Учить употреблению в свободной речи родственных слов: водичка, водица, водный, водянистый, водорастворимый,  наводнить, приводниться, паводок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_fei_po_imeni_voda.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий логопедического развлечения по развитию экологических представлений у детей дошкольного возраста на тему:

«Фея по имени Вода в гостях у ребят».

Цель:

- Развивать экологические представления дошкольников.

Задачи:

- Учить беречь, сохранять воду;

- Рассказать о свойствах и состояниях воды, о ее пользе;

 - Учить рассуждать о необходимости эффективного взаимодействия человека с водой;

- Познакомить детей с новыми лексемами: круговорот, жидкость, фильтр, вещества, испарение, загрязнение, замораживание, кипячение, растворимость, осадки, пресный;

- Закрепить в речи слова-антонимы: холодный-горячий, мало-много, далеко-близко.

- Учить употреблению в свободной речи родственных слов: водичка, водица, водный, водянистый, водорастворимый,  наводнить, приводниться, паводок.

Предварительная работа:

- Чтение сказки «Как лягушка выпила всю воду»;
- Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море);
- Рассматривание картин И.Л. Левитана «Волга после дождя», «Берег моря.  Крым», «Озеро.  Русь».

Оборудование

Ход развлечения

  1. Организационный момент

Педагог:  «Дорогие ребята, послушайте интересную загадку, отгадайте ее».

Загадка о воде

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда — 
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее — ... (вода). Дети отгадывают загадку.

Педагог:  «Все верно, в загадке говорится о воде. Посмотрите, кто пришел к нам в гости».

  1. Основная часть

Педагог показывает детям куклу – Фею в голубом  платье.

Педагог:  «Ребята, у нас сегодня решила погостить прекрасная Фея, а зовут ее Вода. Посмотрите на нее и скажите, какая она?».

Дети называют слова-определения для Феи. (Красивая, умная, синеглазая, длинноволосая, добрая и др.).

Педагог: «Какие вы молодцы! Фея Вода заметила, что вы знаете много слов. А знаете ли вы, что такое вода?»

Дети отвечают на вопрос.

Педагог: «Ребята, подойдите ближе, посмотрите на кувшин с водой, который принесла с собой Фея. Запомните! Вода – это жидкость. Она обладает свойствами. Вода не имеет запаха (Дети нюхают воду). У нее нет цвета, вкуса тоже нет, а принимать она может форму сосуда, в который ее наливают».

Опыт с водой №1

Педагог: «Для того, чтобы убедиться в моих словах про вкус и форму, мы с Феей сейчас разольем воду в сосуды разных форм, а вы посмотрите внимательно».

Дети наблюдают за тем, как вода принимает разные формы (педагог наливает воду в узкий, в широкий стакан, в миску, в тарелку).

Педагог: «Действительно, вода принимает форму сосуда,  в которую ее налили. Теперь попробуйте эту воду на вкус, можете выпить ее. Она чистая, ее пропустили через фильтр – устройство для очистки воды. Запомните это слово – фильтр, вода после очистки фильтром становится чистой, фильтрованной! Повторим вместе новое слово «фильтр»». Дети повторяют слово за педагогом вместе, хором.

Опыт с водой №2

Педагог: «Второй наш опыт с водой касается растворимости  веществ в воде.

На первом этапе опыта возьмем баночку с водой, ложку и соль. Теперь зачерпнем ложкой соль и насыпаем ее в баночку. Размешиваем. И что мы видим? Соль растворяется в воде. Она имеет хорошую растворимость, то есть соль полностью растворима в воде. Теперь второй этап опыта. Насыплем во вторую баночку с водой морской песок. Размешиваем. Что происходит теперь?  Песок не растворяется в воде. Он нерастворимый.

Вывод, который мы можем сделать - некоторые вещества растворимы в воде, другие нерастворимы».

Дидактическое упражнение «Превращения воды»

Педагог: «А еще, ребята, с водой могут происходить разные интересные превращения. Например, если ее заморозить, то во что она превратиться?». Дети отвечают на вопрос.

Педагог: «Она превратится в лед. Лед на ощупь какой?».

Дети отвечают на вопрос.

 Педагог: «Верно. А если воду кипятить, то во что она превратиться?»

Дети отвечают на вопрос.

Педагог: «Она превратится в пар, начнет испаряться. А если воду кипятить, то она будет на ощупь какая? Горячая».

Педагог проговаривает слова с противоположным значением вместе с детьми: «Лед холодный, а кипящая вода горячая. В одном стакане воды много, а в другом наоборот мало. Ручеек близко, а океан далеко».

Дидактическое упражнение «Минутка новых знаний»

Педагог: «Дорогие дети, Фея Вода принесла нам драгоценные знания о круговороте воды в природе и хочет ими поделиться с нами. Как вы думаете, что означает это слово – круговорот? ».

Дети отвечают на вопрос, рассуждают.

Педагог выставляет схему «Круговорот воды в природе».

Педагог: «Ребята, посмотрите на схему. Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. Вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе.  И тогда выпадают на землю осадки: летом – дождь, зимой – снег. Так и происходит круговорот воды в природе».

Игра с мячом «Родственные слова»

Педагог: «Ребятки, Фея Вода хотела бы узнать, сможем ли мы по-разному произносить слова, которые образованы от слова Вода? Давайте докажем Фее, что мы это умеем».

Педагог и дети подбирают родственные слова к слову Вода. При назывании слова ребенок перекидывает мяч следующему участнику игры.

Физминутка «Дождик»

Педагог: «Дети, давайте немного отдохнем и поиграем в дождик!»

Капля раз, Капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, 
От дождя себя укрыли.

Прыжки на носочках, руки на поясе.



Развести руки в стороны.
Сомкнуть руки над головой полукругом

Дидактическое упражнение «Такая разная вода»

Педагог: «Дорогие ребята, а знаете ли вы, что вода умеет быть разной? Фея Вода подготовила для вас иллюстрации».

Педагог показывает детям иллюстрации.

РЕКА


В. Донская

Речка, синяя вода!
Ты скажи, бежишь куда?
И зачем ты так спешишь,
Плещешь пеною, шумишь?

Педагог: «Речка звонкая бежит, извиваясь голубой змейкой, весело журчит, поит и кормит животных, веселит ребят летом в жаркий денек».

РУЧЕЙ

Владимир Солоухин

Спугнув неведомую птицу,
Раздвинув заросли плечом,
Я подошёл к ручью напиться
И наклонился над ручьём.

Педагог: «Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. Говорят, говорят, говорят…».

ОЗЕРО

 Наталья Летошко

Тиха и спокойна
Зеркальная гладь,
Лишь ветер-шалун
Хочет с ней поиграть.

Педагог: «Озеро - это углубление в суше, заполненное водой».

МОРЕ

Ф. Тютчев

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

Педагог: «Море – это часть океана, большое водное пространство с горько-солёной водой».

ОКЕАН

Андрей Усачёв

На нашей Земле океанов –
Четыре:
ИНДИЙСКИЙ –
Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ
Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ
Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ,
Конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!

Педагог: «Океан – это весь водный покров Земли. Именно в мировом Океане когда-то очень-очень давно зародилась жизнь нашей планеты».

Педагог: « Ребята, вы увидели, что Вода действительно уникальная, разнообразная и неповторимая».

  1. Заключительная часть

Педагог: «Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь воду?»

Ответы детей

Педагог: «Воду необходимо беречь, потому что пресной воды, пригодной для питья, на нашей родной планете становится все меньше. А еще человек продуктами совей жизнедеятельности активно загрязняет водоемы. Вода – Главное в жизни богатство, ее не заменить ничем. Без воды человек не проживет и трех дней. Она нужна для поддержания нашей жизни, для приготовления пищи, соблюдения правил личной гигиены, гигиены жилища. Она необходима всему живому на Земле: растениям, животным, насекомым. Поэтому так важно следить за тем, как мы используем воду – правильно или нет. Чем мы с вами можем помочь планете и воде?»

Ответы, рассуждения детей.

Педагог: «Воду зря не тратить, не загрязнять водоемы. Возможно, некоторые из вас станут учеными и смогут разработать новые очистные сооружения, придумают, как сделать так, чтобы меньше отходов выбрасывалось в водоемы».

Педагог читает детям стихотворение Марины Энтелис «Берегите, люди, воду»

 Берегите, люди, воду!
 Ведь вода так всем нужна.
 Вдруг погибнет вся природа?
 Жизнь несет с собой вода!
 
 Мусор в речку не бросайте!
 Рыбки в речке там живут!
 Нефть, заводы, не сливайте!
 Чайки песен не споют.
 
 Зря не лейте с крана воду!
 Думайте о всем живом.
 Без питья, воды немного,
 Мы на свете проживем.
 
 А как выйду рано утром,
 На траве роса лежит.
 Это-детка океана,
 А за ней ручей бежит!

Педагог: «Ребята, Фее Воде пора возвращаться домой – в Мировой Океан. Она вынуждена сказать нам «До свидания, до новых встреч». А я предлагаю вам взять ватман и капельки из синего и голубого картона, которые я для вас заранее подготовила.  А теперь мы с нами прикрепим эти капельки к ватману, чтобы получился наш мини-водоем. Мы будем на него смотреть и вспоминать Фею Воды, наше с вами развлечение и помнить, что воду надо беречь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует ...

Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

         Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы с...

Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических и подвижных игр

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологически...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста...

Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".

Описание моей пед.деятельности за межаттестационный период по теме "Формирование Экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром"....