Конспект НОД "В мире часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по познавательному развитию будет по лезен воспитателям при знакомстве детей с понятием "Часы" и "Время"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_chasov.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
«В мире часов».
Воспитатель: Холодова Марина Георгиевна
Старшая группа.
Цель: знакомство детей с часами, их историей, назначением.
Задачи:
- развивать познавательную активность и логическое мышление;
- активизировать словарный запас детей и наполнить его новой лексикой;
- закреплять знания о времени и часах;
- воспитывать бережное отношение ко времени;
- воспитывать умение слушать воспитателя и друг друга.
Ход:
Ребята, все любят загадки. И вы, вероятно, тоже. Поэтому для начала предлагаю вам отгадать две загадки:
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу.
Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
Что это?
Дети: часы.
Воспитатель. Молодцы. А вот ещё одна.
Мы день не спим, мы ночь не спим.
И день, и ночь стучим, стучим.
А что это?
Дети: тоже часы.
Хотите узнать побольше о часах и о времени? (Да)
А как вы думаете, зачем людям нужны часы?
Дети : чтобы не проспать, чтобы не опаздывать.
Воспитатель: А что такое время?
Дети: это часы.
Воспитатель: Как вы думаете, когда появилось время?
Дети: давно.
Воспитатель.
Время было всегда, и всегда оно бежало вперёд. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Что вы слышите в этом слове? Повторите его. Дети повторяют. В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Оно не видимо, без цвета и запаха. Его нельзя руками потрогать. Например, воздух – он тоже невидимый и мы его никак не ухватим руками. Так и время. И всё-таки люди придумали для отчёта невидимого времени вполне видимые часы. Часы - это не время, а всего-навсего машинка, которая отсчитывает его.
В столице нашей Родины Москве, на высокой Спасской башне Кремля мы видим большие часы с золотыми стрелками. Одна стрелка длинная, а другая короткая. Короткая стрелка указывает часы, а длинная - минуты. Часы на башне Кремля называются куранты, потому, что в шесть и в двенадцать часов, они исполняют музыкальную мелодию.
Включается аудиозапись «Бой курантов»
В нашем мини – музее часов мы собрали различные виды часов и многие из них вы знаете, потому что видели их дома или на улице.
Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.
(Показывается иллюстрация солнечных часов). Время узнавали по тени от палочки, воткнутой в землю.
Солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях,
На лужайке, в саду-
У солнышка на виду.
Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. Почему?
Дети: нет солнца на небе – нет и тени.
Воспитатель. Правильно. Узнавали люди время и по живым часам.
Он носом в землю постучит,
взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
крикун неугомонный. Кто это?
Почему петуха называют живыми часами?
Дети: Он кричит по утрам и всех будит.
(включается аудиозапись крика петуха)
Но хотя и кричит петух в одно и то же время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать. Неудобными оказались живые часы.
А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течёт»? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. (Показ иллюстрации) В высокий и длинный стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Но водяные часы тоже оказались неудобными, требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд.
Воспитатель.
«Течёт» время и в песочных часах.
Стих читает ребёнок:
Часы песочные – точные!
В них песчинки текут-
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
В колбочке из стекла,
Так и минутка истекла!
Песочными часами люди пользуются и теперь, например, в поликлиниках.
(Демонстрация песочных часов в действии).
Воспитатель. А знаете ли вы, что восковая свеча – это тоже часы, древние, огненные. Брали восковую свечку, наносили на неё полоски, каждая полоска – час. Тает от огня воск, исчезают полоски одна за другой. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов. Получилось, что время не только течёт, но ещё и сгорает. Сейчас мы с вами тоже понаблюдаем, как сгорает время. Как только на нашей свечке исчезнет одно деление, пройдет одна минута. (Демонстрация модели огненных часов).
А сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка:
Мы ходим ночью, ходим днем, (ходьба на месте)
но никуда мы не уйдем. (грозим пальцем)
Мы день не спим, мы ночь не спим, (наклоны головы к правому и левому плечу)
а все стучим, стучим, стучим: (удары кулаком о кулак)
-тик-так, тик-так, тик-так. (Хлопки руками по бокам).
(Дети выполняют физические упражнения)
Воспитатель. А какие часы существуют сейчас?
Дети: будильник, настенные часы, наручные, говорящие и т. д. (дети рассматривают музей часов)
Читают стихи, заранее подготовленные дети:
1.А ходики-избушки!
В них живут кукушки.
Окошко распахнётся,
Оттуда донесется:
Ку-ку! Ку-ку! -
Как в лесу на суку.
2. А вот будильник!
С вечера заведёшь
И спокойно спать пойдёшь.
Будильник всех разбудит-
Никого не забудет!
3.А есть часы настенные-
Чинные, степенные!
Не убегают, не отстают-
Вовремя бьют!
Маятник туда-сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
4.А есть и новые – электронные
Часы неугомонные.
Только раз заведи,
Заведёшь – и год ходи!
Воспитатель: Видите, сколько мы сегодня нового и интересного узнали о времени и о часах. Понравилась вам экскурсия?
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...
Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
БЕСЕДА «В мире часов»
Математика, беседа "В мире часов" для старшей группы...
Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"
Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Программные задачи:Образовательные: Расширять представление д...
НОД по ознакомлению старших дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ
Занятие по ознакомлению старших дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТЦель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:·...
конспект занятия "Экскурсия в мини-музей"В мире часов""
Данный материал можно использовать при знакомстве детей подготовительной группы с часами по окружающему миру и познавательному развитию....