«Угощение для Карлсона»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Научить детей сравнивать два вещества используя экспериментальную деятельность и распознавать их по определённым свойствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной
деятельности образовательной области
«Познавательное развитие»
Тема: «Угощение для Карлсона»
Цель: Научить детей сравнивать два вещества используя экспериментальную деятельность и распознавать их по определённым свойствам.
Задачи:
образовательные: побуждать детей ставить цель, планировать работу. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
развивающие: развивать интерес детей к экспериментальной деятельности через сравнение и опыт. Развивать мыслительную активность, воображение, тактильное восприятие . Активизировать слова: форма, цвет, величина, вкус, обогатить словарь детей словами: вещество, кристаллики.
воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность. Соблюдать правила безопасности.
. Оборудование на каждого ребёнка: два стаканчика, две чашечки с веществами, лупа, чёрная бумага, ложка, эмблемы.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.
Ход занятия:
Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание детей на гостей и предлагает им поздороваться с ними и друг с другом.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» всем и друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «привет» и «Добрый день».
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся –
Дети: - «Доброе утро»
Воспитатель: - Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Затем дети слышат чей-то плач, обернувшись, видят мальчика.
Воспитатель: Ты кто и что случилось, почему ты плачешь?
Малыш: Я Малыш, а плачу я, потому что не знаю, что мне делать. Я в гости пригласил Карлсона, который живёт на крыше и хотел угостить его вкусными конфетами. А когда стал их делать, то обнаружил, что сахар и соль у мамы в одинаковых баночках. Вот теперь я и не знаю, как мне быть, как их распознать.
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем Малышу. Ведь мы как раз сегодня собирались проводить опыты. Малыш, ты согласен принять от нас помощь? (Да) Ну, тогда я вас всех приглашаю в нашу мини-лабораторию, но сначала давайте вспомним правила поведения и работы.
- Соблюдать тишину, не выкрикивать, а поднимать руку;
- без разрешения ничего не трогать;
- после работы всё убирать на место;
Воспитатель: А сейчас ,ребята, я превращу вас в юных экспертов. Закрываем глазки и считаем до пяти.(я в это время детям надеваю эмблемы).
Приглашаю всех в мини-лабораторию.
Дети и Малыш присаживаются за столы, на которых разложены вещества и инвентарь.
Воспитатель: Ребята, и так, что же мы сегодня будем делать?
Дети: Мы будем распознавать сахар и соль.
Воспитатель: А как мы может это сделать?
Дети: Провести исследования.
Воспитатель: Правильно, для этого мы должны провести несколько опытов.
Опыт № 1.
Ребята, посмотрите у вас в чашечках два вещества, в одной - соль, в другой – сахар. Просто глядя на них, по внешнему виду, мы можем определить, где что? Что вы можете сказать о цвете этих веществ? (белого цвета)
Вывод: по цвету они одинаковые
Опыт № 2.
Ребята, а может быть их можно отличить по запаху, как вы думаете, они чем-нибудь пахнут, давайте проверим. (Дети нюхают вещества, делают вывод )Вывод: вещества имеют разный запах (соль № 1 - не пахнет, сахар № 2 - пахнет )
Опыт № 3.
А теперь аккуратно потрогайте вещества пальчиками. Что они вам напоминают? (песчинки)
Воспитатель: эти песчинки называются кристаллами.
Кристалл-это твердое состояние вещества, он имеет определённую форму и определённое количество граней. Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и различаются размерами. В природе очень много веществ, которые образуют кристаллы. Вода одно из самых распространённых.
Ребята, сейчас мы рассмотрим частицы этих веществ и узнаем одинаковой ли они формы. Положите несколько кристаллов этих веществ на черную бумагу, возьмите лупу и рассмотрите эти вещества в увеличительное стекло. Одинаковые или разные кристаллы по форме? На что похожи одни частицы? А другие? (ответы детей).
Воспитатель: Верно, кристаллы одного вещества похожи на кубики, а другого на кирпичики. Что можно сказать об их величине? (ответы детей).
Вывод: по форме и по размеру они разные.
Опыт № 4.
Ребята, а если эти вещества добавить в воду, как вы думаете, что с ними произойдёт?
Дети: они растворятся.
Воспитатель: А что растворится быстрее? А давайте проверим ваши предположения, дети выполняют опыт самостоятельно. Вывод: вещества хорошо растворяются.
Опыт № 5.
Дети, я знаю, что вы все пробовали эти вещества, а какие они на вкус? (сахар –сладкий, соль – солёная)
Ребята, а теперь давайте попробуем водичку сначала из одного стаканчика, а потом из другого. Какая водичка на вкус в первом стаканчике, а во втором?
Вывод: в чашечке № 1 находится соль, а в чашечке № 2 – сахар.
Малыш: Я понял, всё очень легко, мне нужно было просто попробовать эти вещества на вкус!
Воспитатель: Ребята, именно на этом свойстве и основано использование этих веществ в жизни человека. Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру. Выходите ко мне и вставайте в круг, я буду вам называть блюда, а вы будете, если в это блюдо добавляют соль – топать, если сахар – хлопать.
Физминутка: Игра «Солёное- сладкое»
Компот-
Суп-
Жареный картофель-
Кисель-
Варенье-
Котлеты-
Конфеты-
Чай-
Молоко-
Пельмени-
Квас-
омлет-
пирожное-
рыба жареная-
лимонад-
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда человек берет соль и сахар? (дети высказывают предположения, затем воспитатель приглашает детей на просмотр презентации по производству сахара и соли.(зрительная гимнастика).
- Соль добывают из недр земли – это полезное ископаемое, природный минерал, а сахар – продукт человеческой деятельности, его получают промышленным способом из сахарной свеклы или сахарного тростника. Сахар из свёклы белого цвета, а из тростника – коричневый. Как вы думаете, сегодня мы экспериментировали, с каким сахаром?
- Дети, а вы знаете, сахар обладает ещё одним очень интересным свойством. На этом свойстве и основано изготовление тех самых конфет- леденцов, которые так любит Карлсон. Кто-то из вас догадался, о каком свойстве я говорю? Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если соль и сахар нагреть? (Дети высказывают свои предположения).
Тогда я вас снова приглашаю в лабораторию провести ещё один опыт. Но этот опыт с огнём, поэтому я проведу его сама, а Малыш мне поможет.
Опыт № 6.
Воспитатель: Малыш, возьми в ложечку немного соли и нагрей её. Что происходит?
А я возьму немного сахара и тоже нагрею. Что происходит?
Дети: Сахар плавится.
Воспитатель: Нагреваю до полного растворения и капаю на тарелочку. Что произошло с жидким сахаром?
Дети: Он стал твёрдым.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и сделали любимые леденцы Карлсона. Но чтобы леденцы были красивые, на кондитерских фабриках сахарный сироп разливают в специальные формочки и тогда получаются леденцы, изображающие разных животных.
Малыш: Ребята, давайте наш леденец завернём в красивый фантик и угостим Карлсона.
(Звучит шум моторчика, в группу залетает Карлсон)
Карлсон: Здравствуйте! Вот ты где. Я пришёл к тебе в гости, а тебя нет дома. А потом я подумал, и решил, что ты мог пойти в гости к ребятам. Вот я сюда и прилетел. Ой, а что это вы тут делаете?
Малыш: Мы с ребятами экспериментировали.
Карлсон: Что значит, экспериментировали, это как?
Воспитатель: Ребята, расскажите, что мы делали (распознавали соль и сахар).
- Что нового вы сегодня узнали?
- А что мы научились сегодня делать? (леденцы)
Вот, Карлсон, мы для тебя сделали твои любимые леденцы (он пробует и хвалит ребят).
Карлсон: А я тоже прилетел не с пустыми руками, подаёт детям коробочку.
Воспитатель открывает и достаёт всем по петушку. Дети благодарят Карлсона.
Карлсон: Ну, а теперь я приглашаю вас всех поиграть.
Воспитатель: Подожди, Карлсон, сначала нам нужно убрать свои рабочие места, а потом можно и поиграть (Дети убирают рабочее место ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логико-математическая игра "Угощения для медвежат"
Данный конспект занятия предназначен для педагогов ДОУ, которые в своей работе углублённо используют логико-математические игры....
Конспект занятия «угощение для Карлсона»
Закреплять чтение слов из четырех букв с пропущенной буквой, умение придумывать слово на определенную букву. Развивать логическое мышление. Упражнять в последовательном назывании дней недели. Закрепля...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Угощение из фруктов для Карлсона"
Расширять представления детей о фруктах, знакомить с продуктом питания - сахар....
Конспект непрерывно образовательной деятельности "Угощение из фруктов для Карлсона"
Конспект построен на задачи помочь герою Карлсону и приготовить ему угощения, дети закрепляют названия фруктов, устанавливают последовательность действий при приготовлениии салата....
Занятие по познавательному развитию с детьми младшей группы «Угощение из фруктов для Карлсона»
занятие для детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с фруктами и способами приготовления из них блюд. а также направлено на воспитание ответственности за порученое дело....
"Угощение для Карлсона"
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе "Угощение для Карлсона"...
НОД по ФЭМП "Угощение для Карлсона"
НОД по познавательному развитиюво второй младшей группе «Чебурашка»Тема: «Угощение для Карлсона».Воспитатель: Глебко С. В.Цель: Упражнять детей в использовании м...