"Экологическая неделя" для дошкольников старшего дошкольного возраста
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Староверова Елена Ивановна

Цель: Повышение эффективности работы по эколгическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_nedelya.docx92.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

http://sch-chepuki.vitebsk.by/images/ekolog.jpg

Для детей старшего дошкольного возраста

                                                                       Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Староверова Елена Ивановна

Цель: Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

- Расширять знания детей о живой и неживой природе;

- закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;

- воспитание бережного отношения к природе родного края, желание принимать участие в ее охране и защите.. 

У природы живые краски
Пусть живут они без опаски,
Пусть живут звери, птицы
Пусть человека никто не боится.
Давайте будем беречь природу -
 Землю, лес, поля и воду.

1 День «Экологической недели»

Тема: Открытие «Развлечение Осень».

Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, последовательности осенних месяцев. Побуждать желание выступать, играть танцевать. Создать радостное, праздничное настроение. Воспитывать любовь к осенней природе.

Воспитатель: Ребята, эту неделю мы посвятим природе. И называется она «Экологическая неделя». Природа полна чудес. Она никогда не повторяется. Мы должны любить природу и бережно к ней относиться.

Сегодня у нас первый день «Экологической недели». Он у нас будет праздничным.

Звучит «Осенняя песня» из альбома П.И. Чайковского «Времена года».

Воспитатель: Слышится шум дождя, разноцветные листья кружат в воздухе, стаи птиц улетают на юг. Все это приметы осени, немного грустного, но удивительно красивого времени года.

Я иду по роще березовой

Под желтой листвой кружевной.

Небосвод серовато – розовый…

Слабо светится надо мной.

Деревца стоят, не колышутся,

Еле-еле дрожит листва.

Здесь легко и свободно дышится

И совсем не нужны слова.

Под ногою веточка хрустнула

И опять вокруг тишина.

Только осени песня грустная

Вдалеке у реки слышна.

А сейчас о приметах осени расскажут дети.

Ребенок:     Осень подойдет неслышно,

                     Тихо встанет у ворот

                     А в саду листочек вишни

                     На дорожку упадет

                     Это первая примета,

                     Что от нас уходит лето.

Ребенок:     А вторая – куст малины

                     В нитях белой паутины.

Ребенок:     Чуть короче станет день

                     Потемнеют облака

                     Словно их накроет тень.

                     Станет пасмурной река.

                     Третья, верная примета –

                     Осень бродит близко где-то.

Ребенок       Ранним утром на поляне

                      Лягут влажные туманы.

                      А потом уж жди не жди –

                      Моросящие дожди.

                      Пеленой затянут просинь

                      Значит, наступила осень!

Песня «Осень – грустная пора»

Воспитатель: А какие осенние осеннее  месяца вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Все три месяца не похожи друг на друга. Сентябрь – это рябинник, самый красивый месяц. В сентябре красуется своими ягодами рябина: «Одна в сентябре ягода, да и та – горькая рябина».

Про октябрь говорят: «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой».

Ноябрь – последний осенний месяц. В ноябре празднуют Синицын день.

Люди птичку прославляют,

Люди синичку привечают.

Крошат хлебушка немножко

Кладут сало за окошко.

А какая погода бывает осенью?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Про осень моно сказать: «В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет».

Осень непогодушку несет,

Тучи, как черные суконца

Заслоняют солнце.

Танец с зонтами.

Ребенок:  Кругом цветные зонтики

                  Раскрылись под дождем.

                  Пустились чьи- то ботики

                  От дождика бегом.

Ребенок:   Напрасно мама охала

                  Льет дождик, ну и пусть.

                   Я вовсе не из сахара,

                   Растаять не боюсь.

Ребенок:   Под крышу нам с девчонками

                   Не хочется идти

                   Как рыжики с маслятами

                   Спешим мы подрасти.

Воспитатель: Бывают осенью и солнечные дни. Солнце золотит деревья осенним золотом.

                                               Листопад, листопад

                                               Листья по ветру летят.

Красивое это явление, листопад! Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром. Шуршат под ногами листья, создавая особое настроение – осеннее. Осень любит рисовать, она не жалеет своей осенней краски. Краской красной разукрасила рябины. Алые брызги калины на кустах. Желтой краской разрисовала осень тополя, ольху, березки. А серой краской дождик льется. Клен оранжевый стоит. Солнце золотом смеется. Вот какой яркий, добрый, разноцветный подарила нам осень праздник.

Ребенок. По России осень идет.

                Желтые песни ей ветер поет.

Ребенок. И листочки разбросала

                Осень золотая

                Улетают птицы

                Собираясь в стаи.

Ребенок  Ведь осень в песне шумного дождя

                И в ручейке, и в каждой птице.

                В гусях, летящих вереницей.

                В России осень, лист кружится.

Песня о Родине.

Воспитатель: Вот и закончился наш осенний праздник. Осенью вам скучно не бывает, вы всегда найдете себе интересное, полезное занятие. В этом мы убедимся. Ведь впереди вас ждут интересные конкурсы, развлечения.

2день «Экологической недели»

Тема: «Конкурс чтецов»

Цель: Учить детей слушать, выразительно рассказывать стихи. Развивать у детей экологическую культуру, опираясь на эмоциональное воздействие стихов.

В рисунках передавать красоту природы.

Воспитатель: Дети, сегодня второй день нашей экологической недели. Этот день мы посвятим чтению стихов.

Мы проведем «Конкурс чтецов». Нам надо выбрать жюри ( воспитатели, родители).

Дети, вы выучили стихи о природе, временах года, о животных. Сейчас вы будете их рассказывать, а наше жюри внимательно слушать и оценивать ваше чтение. Надо рассказывать громко, выразительно.

Дети читают стихи.

Жюри подводит итоги, вручают подарки.

Воспитатель: Ребята, сейчас вы нарисуете рисунки на тему: «Земля – наш общий дом». А вечером мы рассмотрим ваши рисунки.

Мы речь свою ведем о том.

Что вся Земля – наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь.

Что мы наш дом должны беречь,

Давай докажем, что не зря,

На нас надеется Земля.

Самостоятельная работа детей.

3 день «Экологической недели»

Клуб «Почемучек».

Тема: Заседание клуба почемучек на тему «Природа и ее охрана».

Цель: Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению пицц, животных, насекомых.

Воспитатель:           

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить. Топать. Хлопать, палкой бить.

Сегодня у нас заседание клуба «Почемучек». Мы поговорим с вами о природе и ее охране. Вы знаете, что природа нуждается в нашей защите и помощи. Какой

посильный вклад вы можете внести? ( спасать животных, попавших в беду, убирать мусор, подкармливать птиц зимой и т.д.)

Как вести себя в лесу, чтобы не причинять вреда его обитателям? (Не подходить близко к норкам животных, не пугать лесных обитателей. Нельзя  разводить в лесу костры, вытаптывать траву, собирать букеты цветов).

После привала убрать за собой весь мусор, не оставляя его в лесу. Грибы не срывать, а срезать осторожно, чтобы не повредить грибницу.

Воспитатель: Лес – это дом многим животным относитесь к чужому дому уважительно.

А сейчас поговорим о том, как охранять птиц.

Не бегайте, не шумите в лесу. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда. Не прикасайтесь к гнезду – иначе птицы- родители могут покинуть гнезда. В начале весны строить домики для птиц.

Что скажите про насекомых.

Не рвать полевые цветы – будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар и пыльца нужны для питания. Н разоряйте муравейники, т.к. муравьи уничтожают вредных насекомых. Не ловите бабочек, стрекоз и других насекомых.

Не обижайте подземных жителей, дождевых червей, насекомых. Они помогают почве получать воду и дышать воздухом.

Воспитатель: Наша планета – Земля очень удивительная. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Нашу родную Землю населяют множество живых существ: люди, животные, растения, грибы. Все мы живем в одном общем доме, связаны друг с другом невидимыми нитями. Поймав бабочку, сломав ветку или сорвав лесной цветок, человек может, сам того не желая, нанести вред природе.

Тепло и свет солнца, воздух и вода необходимы всем живым существам на Земле. Человек – тоже часть природы, связан с ней, зависит от нее.

Давайте све вместе оберегать нашу Землю. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинить вред ни нашему общему дому, ни его обитателям.

Как охраняют природу в нашей местности?

Да, у нас есть заповедник. В нем ведется работа по сохранению и разведению журавлей и зубров. Воспитание культуры поведения в природе и природоохранное образование также являются главными задачами заповедника.

4 день «Экологической недели»

Тема:«Выставка- конкурс творческих работ»

Цель: Воспитывать у детей интерес к своим поделкам и поделкам товарищей. Вызвать у детей радость и восторг, стремление создавать что- то своими руками.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас выставка ваших работ, которые вы сделали вместе с родителями. Все вы постарались, и сейчас мы рассмотрим ваши поделки. ( Дети и взрослые рассматривают работы, дети рассказывают о своих работах).

Воспитатель: Дети, а сейчас мы поиграем. Игра называется  «Деревья и кусты» (Воспитатель называет дерево – дети поднимают руки вверх, куст- опускают вниз. Кто ошибается, выходит из игры)

«Кто дальше пройдет»  В игре участвуют 5-6 человек. Каждый участник идя (по очереди) по линии старта, должен громко произнести при каждом шаге название дерева или куста. Останавливаться нельзя. Если участник, сделав шаг, не назвал дерево- выходит. В игру включается другой ребенок. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. (Можно провести игру с названием диких и домашних животных).

5 день «экологической недели»

Тема: «Игра- путешествие по станциям»

Цель: воспитывать у детей гуманное, бережное отношение к окружающему миру; развивать активность, использовать накопленные знания.

Воспитатель: Ребята, сегодня последний день нашей «экологической недели». Вам ждет интересное путешествие. Вы побываете на различных станциях, и там вас ожидают различные задания, которые вы должны выполнить. Итак, мы едим на первую станцию.

Называется она «Творческая».

Задание: Сделать из природного материала поделку.

Дети выполняют задание.

Станция «Зоологичекая».

Задание: По картинкам назвать диких животных.

Станция «Художественная».

Сейчас вы прослушаете «Осеннюю песенку» П.И. Чайковского. К этому произведению вам предстоит нарисовать словесную картинку.

Станция «Ботаническая».

Игра «С какого дерева лист».

Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение.

Знают все взрослые, знают все дети,

Что вместе с нами живут на планете:

Лягушка, журавль, попугай и лисица,

Волк, медведь, стрекоза и синица,

Львы, носороги и муравьи.

Светлые рощи, лесные дубравы,

Реки, озера, деревья и трав,

Синее море, лесной ручеек –

Все доверяют тебе, человек!

Ты самый умный, а значит, в ответе

За все живое, что есть на планете!

Но часто сам человек губит природу. Если он все уничтожит, то сам не сможет жить без чистого воздуха, чистой воды, без растений и животных, без насекомых и рыб.

Деревья, травы, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни.

Мы, люди, порой не храним, что имеем,

Не щадим, уничтожаем, не жалеем!

Для того, чтобы знать исчезающие или редко встречающиеся виды животных и растений, создана Красная книга. Вы с ней знакомы. Назовите, какие растения нашей местности занесены в Красную книгу. (Ландыш, Чилим)

Станция «Угадай – ка»

А на этой станции нас ждут загадки.

     1. Под ногами мурава, под названием  (трава).

2. Без рук, без топаренка

         Построена избенка (гнездо).

3. Красная девушка

         По небу ходит. (солнце)

4. Синенькая шубенка

         Покрыла весь мир. (небо)

5. Фырчит, рычит, ветки ломает

         Пыль поднимает (ветер)

6. Скатерть бела, весь мир одела (снег)

7. Чем выделяется береза зимой, среди других деревьев? (цветом ствола)

  1. Какого цвета листья на деревьях осенью? (желтого, красного)
  2. Назовите домашних птиц, которые умеют плавать? (утки, гуси)
  3. Какое животное можно назвать длинноухим? (заяц)
  4. У какого дерева иголки как у ежа? (ель, сосна)
  5. Где живет белка?  (в дупле)
  6. Во время дождя под каким кустом сидел заяц? (под мокрым)
  7. Назовите овощи, которые растут в огороде?
  8. Как называется домик. Сделанный руками человека? (скворечник)

Станция «Театральная».

Ребята, на этой станции вам надо выполнить задания:

- При помощи мимики и жестов показать животное.

- Спеть песню или прочитать стихи о природе.

Станция «Исследовательская».

Рассмотрите запрещающие знаки и скажите, что они обозначают?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями! Вы много знаете о природе, и я уверена, что станните настоящими защитниками природы.

Наша экологическая неделя закончилась.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа: «Удивительное рядом»

Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, ...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников старшего дошкольного возраста

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилия...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...