Конспект НОД по теме: «Наши помощники: глобус и карта».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Савельева Светлана Анатольевна

Ознакомление дошкольников с понятиями глобус, карта, материки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_teme.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме: «Наши помощники: глобус и карта».
Цель: ознакомление дошкольников с понятиями глобус, карта, материки.

Программные задачи:
Образовательные: Познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус», «карта», «материк». Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе (карте) по-разному. Углубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди.
Развивающие: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Обогащение словаря ребенка новыми географическими терминами.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.
Оборудование: Глобус, физическая карта Мира и контурные карты, круг из бумаги, ножницы, фишки желтого и синего цвета.

ХОД НОД:

I ЧАСТЬ. Дети приветствуют гостей.

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки. Дети, а теперь давайте подарим улыбки друг другу:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ребята, а вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас сегодня в космическое путешествие. Давайте представим себе, что мы с вами садимся в космический корабль. (Дети садятся на стульчики).

И так, приготовились! Внимание! Пуск! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше становятся дома, деревья, наш город и вскоре мы теряем его из вида. И вдруг, будьте внимательны, что это?

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад и стар,

Что она — большущий шар.

Что это за шар, который мы увидели из Космоса? (планета Земля)

Ребята, послушайте стихотворение о планете Земля.

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется Земля.
Дети, а что вы знаете о нашей планете - Земля? Какая она по форме и размеру? (Наша Земля большая, круглая).
Да наша планета круглая - это огромный - преогромный шар. А теперь я вам немного расскажу историю нашей планеты Земли.
Земля наша образовалась много миллионов лет назад. Вначале это была огненная смесь кипящих каменных пород и вредных газов. Но прошли миллионы лет, и Земля остыла; поверхность ее покрылась коркой. Раскаленную Землю покрывали плотные облака пара и газа. Когда температура понизилась, начались дожди, сотни лет шли дожди, и образовались моря. В течение первого миллиарда лет на Земле жизни не было. В это бурное время появлялись и исчезали горы. Море то покрывало сушу, то отступало. Климат на Земле становился теплее, и тогда стали появляться живые организмы. Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве, и изображают ее в виде глобуса. А что такое глобус? Глобус - это модель нашего земного шара.
Слово «глобус» означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие. Какого цвета на глобусе больше всего? (синего)
Как вы думаете, что обозначено этим цветом? (воду)
Какие еще цвета есть на глобусе? ( Зеленый, коричневый, желтый). Этими цветами на глобусе принято обозначать сушу. На глобусе суша окрашена в разные цвета, потому что на Земле есть горы, леса, пустыни. Как вы думаете, лес на глобусе, будет обозначаться каким цветом, а горы и пустыни? Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Воспитатель проводит динамическую паузу «Лес, горы, море». На словесный сигнал «лес», дети имитируют движения ветвей; «горы» - поднимают руки вверх; «море» - дети показывают, как плывут.
II ЧАСТЬ:
Воспитатель: У меня на столе лежит круг. Почему именно круг, а не квадрат, треугольник? (Потому что, наша Земля круглая). Правильно. Посмотрите, круг разделен линиями на 3 части. Вырезаем одну часть из трех. Теперь на одну часть поставьте желтую фишку, а на две части синюю фишку. Вот столько места занимает на Земле вода – 2/3, и 1 часть - это суша.
III ЧАСТЬ:
Воспитатель:  А теперь, ребята, представьте, что мы с вами отправились в путешествие и брать с собой в путь глобус неудобно. Как же нам быть? Для этого люди придумали карту. Как вы думаете, кому нужна карта? (Путешественникам, военным, морякам, ученым). Давайте мы с вами внимательно рассмотрим карту нашей планеты (воспитатель вывешивает карту мира). Карта – это тоже изображение нашей Земли, но толь на плоскости. Все, что находится на глобусе в точности отображено и на карте. Мы говорили с вами, что на глобусе есть суша и она обозначается коричневым цветом, а есть вода и она обозначается, синим цветом. Эти же цвета мы видим с вами и на карте. Я, предлагаю вам, познакомится с самыми большими участками суши – материками. Найти их на глобусе и карте. Начнем мы с вами наш поиск с самого крупного материка – Евразии, а теперь ищем его соседей – Африку и Австралию,  Америку Северную и Южную и самые холодные материки – Арктику и Антарктику. Молодцы с этим задание мы справились. Ребята, посмотрите у вас на столах лежат рисунки - контуры материков, рассмотрите их внимательно и попытайтесь распознать. А теперь давайте проверим, справились ли вы с заданием. Я называю материк, а вы мне показываете его контур, и мы наносим его на карту. Молодцы! Все справились с заданием. Теперь вы все настоящие путешественники, знаете, что карта, глобус – это наши помощники в путешествии, а еще вы теперь знаете названия материков  и  их расположение на карте. Ребята, вам понравилась наше путешествие. Если да, то поднимите веселый смайлик, а если нет, то тогда поднимайте грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему "Наши помощники - органы чувств" для среднего дошкольного возраста.

И. М. Сеченов называл органы чувств «щупалами мозга». Восприятие изменений в окружающей среде производится всеми высокоорганизованными животными и человеком при помощи органов чувств. Однако, для того...

Тема: «Наши помощники: глобус и карта»

Программные задачи:Образовательные:  Познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус», «карта», «экватор», «тропический пояс».  Дать детям элементарные представлени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 5-6 лет.«Наши помощники: глобус и карта» (Кружок "Юный эколог")

Образовательные задачи:  Познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус», «карта», «экватор», «тропический пояс».  ...

Конспект занятия по теме " Наши помощники-органы чувств

Лексическая тема: Фрукты, овощиВид занятия; Формирование сенсорных эталонов...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме: «Наши помощники: глобус и карта»

Программные задачи:Образовательные: познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус», «карта». Дать детям элементарные представления о том, что сущест...