НОД «Волшебные свойства магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вышкварка Тамара Эйвальдовна

Опытно-экспериментальное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnye_svoystva_magnita.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

                           Образовательная область «Познание»

                                           НОД «Волшебные свойства магнита»

                                  Опытно-экспериментальное занятие        

 Интеграция образовательных областей:

♦ Познавательное развитие,

♦ Социально-коммуникативное развитие,

♦ Физическое развитие.

Цель: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Образовательные задачи: Сформировать представления о магните и его свойстве притягивать предметы .Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения.

Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа: Игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка»; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».

Словарная работа: Активизировать словарь по теме: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение, магнитная сила, магнетит.

Материалы и оборудование: железные, пластмассовые предметы, кусочки ткани, бумаги,пенопласта; магниты, ключи металлические, подносы для раздаточного материала, бумажные фигурки зверей

                                                    Ход занятия

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся

Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе появилась  шкатулка. А там что-то лежит, интересно, тогда достаю предмет  из этой шкатулки. А кто знает, что это такое?

Дети: Магнит.

Воспитатель: Вам всем знаком этот камень

Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: посмотрите, в нашей шкатулочке еще что-то есть...

(достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).

У меня есть рукавица,

С ней я просто мастерица.

Повнимательней смотрите,

За рукой моей следите

(Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами).

С помощью моей "волшебной рукавицы" я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).

Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)

А я вам могу подсказать, эти предметы примагнитились.

Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит и почему он так называется? Тогда я приглашаю вас в кинозал посмотреть фильм о магните.

2. Просмотр презентации «Волшебный магнит»

1.слайд Педагог. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис . Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.

Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».

Существует и другое объяснение слова магнит - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.

2.слайд Камень магнит имеющий свойство притягивать железо.

3.слайд Ученые придумали специальные машины для обработки этого камня и получения магнита. Люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

4. слайд Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются к магниту называются - магнетическими.

5. слайд Существует огромное количество различных видов магнитов

6. слайд Это большие магниты. Их используют для поднятия очень большого количества железа, а также при строительстве подводных сооружений (для крепления инструментов под водой).

7.слайд Магниты используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах.

8.слайд Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы, поэтому их используют в медицине.

9. слайд А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей и взрослых.

Воспитатель: Ребята, почему магнит так назвали?

Где его используют?

Какой секрет хранит в себе магнит?

3.Экспериментальная деятельность детей.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать маленькими исследователями. А кто такие исследователи? (это человек, который что-то изучает). Исследователи начинают свою работу с опытов и экспериментов. И мы с вами будем тоже экспериментировать и изучать свойства магнитов. Одевайте фартуки и шапочки проходите в нашу лабораторию.

Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, предлагаю вам поэкспериментировать:

"Важное дело - эксперимент! В нём интересен нам каждый момент".

Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Волшебство начинается!

Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов.

- в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;

- в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит.

4. Экспериментальная работа.

Опыт №1

Приступайте! Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Дети: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).

Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)

Опыт №2

 А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.

Опыт №3

Воспитатель: Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите.

Дети: Магнит действует через ткань.( Железные предметы примагнитились через ткань).

Опыт №4

Воспитатель: Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?

Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.

Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.

Магнит действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.

Опыт №5

Воспитатель: Следующий фокус состоит в том, чтобы устроить «Дискотеку для зверят»

В картонную коробку нужно поставить силуэт зверушки (картинка),на отогнутую часть положите магнитик. Вторым магнитом делаем разнообразные движения под коробкой.(под музыку)

Дети: Магнит действует через картон.

Воспитатель: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

Физкультминутка

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно встали, вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку

Зверобика «Раз,два,три ну ка повтори...»

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие

Опыт №6. «Достань скрепки из песка».

Воспитатель:  на ваших столах стоят тарелочки с песком, нам нужно узнать, что спрятано в песке, и какое количество предметов спрятано.

Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются металлические скрепки, спрятанные под песком.

Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?

Дети: Я провел магнитом над песком и к нему притянулись скрепки, спрятанные в песке, их шесть штук. Значит, магнитные силы проходят сквозь песок.

Опыт №7

Ребят посмотрите перед нами стаканы с водой ,что там на дне? Ключи

А теперь давайте подумаем как можно достать ключ из стакана не намочив рук?

Ответы детей .самостоятельная деятельность

5. Рефлексия.

Воспитатель:

Что нового вы сегодня узнали о магните?

Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, стекло, картон, воду, магниты притягиваются друг к другу, магнит действует на расстоянии.

Воспитатель: Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? (в шкафчиках для одежды, магнитные буквы, держатели, магнитная игра..)

Воспитатель: Зная свойства магнита можно придумать поиграть в интересные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебные свойства магнита

Цели.Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.Разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Исследовательский проект в средней группе «Волшебные свойства магнита»

ДАННЫЙ ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВЫВАЛСЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.В ЕГО РАМКАХ БЫЛ ПРОВЕДЕН ЦИКЛ ОЫТОВ, ИГР И ЗАНЯТИЙ.ДЕТИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ СО СВОЙСТВАМИ МАГНИТА, С ИХ ВИДАМИ, А ТАК ЖЕ ИЗГОТОВЛИЛИ ВМЕСТЕ С ВОСПИТАТЕЛЕМ МАГН...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

Конспект Интегрированной организованной образовательной деятельности «Волшебные свойства магнита»

Интегрированной организованной образовательнойдеятельности по экологическому воспитанию(окружающий мир, изучение свойств магнита) «Волшебные свойства магнита»Цель: Формирование  познава...

Волшебное свойство магнита

Познавательно-исследовательская деятельность...