Детское эксперементирование
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бормотина Елена Александровна

Эксперементирование

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_-_rastvoritel.docx15.79 КБ
Файл igry_s_vozduhom.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного вида».

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЮ

НА ТЕМУ: «ВОДА-РАСТВОРИТЕЛЬ»

                         Выполнила: воспитатель Бормотина Елена

                                             Александровна

Ельники 2017

Тема: «Вода – растворитель»

Задачи: Познакомить со свойством воды: вода-растворитель. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.

Материал: Стаканчики с водой, соль, песок, мука, масло, ложечки.

Словарная работа: Жидкость, безвкусная, бесцветная, раствор, растворитель.

Ход:

Воспитатель: Сегодня я принесла баночку с необыкновенным веществом. Что в ней, какое вещество, как вы думаете, дети?

- Правильно, вода. Где ее можно встретить?   (В реке, море, луже…)                   

- Вот как ее много, но она не простая, а волшебная и у нее много секретов. Хотите их узнать?                                                                                                                 

- Мы уже выяснили один секрет. У воды нет запаха, она безвкусная, бесцветная, бесформенная. Все это свойства воды.                                                  

- Какой еще секрет знаем? Если воду заморозить, то она превращается …(в лед), а если сильно нагреть, то …(в пар). Вот какая разная вода.                         

 - Мы еще много чего не знаем о воде. Оказывается, вода является хорошим растворителем. Я предлагаю вам раскрыть эту тайну и приглашаю вас в нашу лабораторию.

Дети проходят и садятся за столы.

1 ОПЫТ  (с солью)                                                                                                  

 Воспитатель: Перед вами стоят стаканы с водой, с солью, с растительным маслом, песком и тарелочка с мукой.                                                                            

- Что же произойдет, если в стакан с солью добавить воды? Давайте проверим.   Налейте немного воды в стакан с солью. Размешайте ложечкой.  

- Что произошло с водой, с солью? Мы ее видим?   (Нет.)  Как вы думаете, почему? Что произошло?  (Ответы детей.)                                                       

 Вывод: Когда смешиваем воду с солью, соль растворяется, вода становится соленой.

2 ОПЫТ  (с растительным маслом)                                                                    

Воспитатель: А если в стакан с растительным маслом добавить воды, что произойдет?

- Налейте воду в стакан с растительным маслом и размешайте. Что вы наблюдаете?   (Ответы детей.)                                                                             

 Вывод: Как бы мы не размешивали, масло и вода не соединяются. Масло не растворяется в воде.

3 ОПЫТ  (с песком)                                                                                                    

 Воспитатель: Налейте воду в стакан с песком и размешайте. Что мы наблюдаем?    (Ответы детей.)

- Песок не смешивается с водой.  Посмотрите, где находится песок? (На дне) 

Почему?(Тяжелее воды.)                                                                                                

 Вывод: Песок не смешивается с водой, не растворяется в воде.

4 ОПЫТ  (с мукой)                                                                                         

Воспитатель: Что произойдет с мукой, если добавить воды?                                

- Налью немного воды в тарелочку с мукой и размешаю. Смешались ли вода с мукой?  (Да.)   Кто знает, что у нас получилось?   (Тесто.)                               

 Вывод: Мука соединяется с водой, растворяется в воде и образует густую массу, тесто.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод, проделав опыты с солью, сахаром, мукой и маслом? (вода растворяет одни вещества, а некоторые нет).
Совершенно верно, продолжаем экспериментировать.

5 ОПЫТ 

«Очистка воды»
Воспитатель: Посмотрите на баночку, где мы растворяли масло. Как вы думаете, можно ли пить такую воду?
- Действительно, такую воду пить нельзя. Что нужно сделать, чтобы воду можно было пить?
- Да, её нужно очистить. И мы сейчас воду очистим при помощи фильтра. Для этого я беру фильтровальную бумагу, вставляю в воронку и немного смачиваю фильтр водой, чтобы он прилип к стенкам воронки. Затем перелью воду с мукой. Что вы видите? (Вода стала чистой). А сейчас вы очистите воду от масла (самостоятельная работа детей).
- Уберите воронку с фильтром и посмотрите, что стало с водой. (Вода стала чистой).
- Что стало с маслом? (Масло осталось на фильтре).

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут в реке. Затем вода попадает на водоочистительную станцию, где с помощью сложных фильтров очищают воду от песка, грязи, микробов. И только после очистки вода попадает в водопровод.

- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вода добрый друг и помощник человека.  Какие свойства воды мы с вами узнали? (Вода – жидкость, не имеет собственной формы, растворяет одни предметы и не растворяет другие, воду можно очистить при помощи фильтра).



Предварительный просмотр:

МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного вида».

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЮ

НА ТЕМУ: «ИГРЫ С ВОЗДУХОМ»

                                Выполнил: воспитатель Бормотина Елена

                                                  Александровна

Ельники 2017

Задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- обогащать словарный запас детей.

Оборудование: кукла Незнайка, 2 шарик, веер, пакеты, стаканы с водой по количеству детей, трубочки, банка с водой, салфетка, пластилин, минеральная вода, стаканы пластиковые по количеству детей, крышки от фломастеров, бутылочка, баночки с разными ароматами, апельсин.

Ход занятия:

Стук в дверь, заходит Незнайка:
- Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости. 
Воспитатель: Ребята посмотрите, что нам принес Незнайка.  (Незнайка принес шарики).  Какие шарики?  (Обследование шариков детьми: по цвету, объему).
- Почему ты, Незнайка, такой грустный?
Незнайка: Друзья, я не понимаю, почему вчера шарики были большие, веселые, а сегодня у меня один шарик стал – маленьким, грустным, а второй остался таким же веселым и большим. Я не знаю, что с ним случилось! (Плачет)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему шарик стал таким маленьким? (Шарик сдулся.)  А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым? (Шарик надо надуть.)
Воспитатель: А поможет нам шарик надуть… Отгадайте кто? 
                            Он нам нужен, чтобы дышать,

                            Чтобы шарик надувать.

                  С нами рядом каждый час,

                  Но невидим он для нас!   (воздух)

Незнайка: А что такое воздух? Я никогда его не видел, его же нет нигде. А вы, ребята, видели когда-нибудь воздух?
Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?

- Сейчас мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется?  (Лаборатория.)

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Я приглашаю вас в лабораторию.

        Чтоб природе другом стать,

        Тайны все её узнать,

        Все загадки разгадать,

        Научиться наблюдать,

        Будем вместе развивать качество – внимательность,

        А поможет всё узнать

        Наша наблюдательность.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим!)
-
 Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух все-таки есть! Попробуем его поймать!  Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт1.  «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст.)
 - Набираем в пакеты воздух и закрутим их.

- Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?    (Ответы детей).

- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.

Воспитатель: У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

- А мы проверим ваши версии с помощью эксперимента.

Опыт 2.  «ЕСТЬ ЛИ ВОЗДУХ В СТАКАНЧИКЕ?»

Воспитатель: На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.

- Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим его прямо вертикально и опускаем стаканчик в банку с водой, до дна.  Затем  вынимаем его из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

- Почему? Как считаете?   (Ответы детей).

Вывод: салфетка не намокла, потому что в стаканчике есть воздух, он не пускал туда воду.

- Посмотрите, я вновь опускаю в банку с водой стакан, но держу его, немного наклонив. Что появляется в воде?  (Пузырьки воздуха).  Откуда они взялись? Да воздух вышел из стакана, а его место заняла вода. Значит, воздух невидимый, прозрачный! 
Воспитатель: Интересно, а внутри человека, есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!

Опыт 3.  «ВИДИМ ВОЗДУХ ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И ЕМКОСТИ С ВОДОЙ»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки. Возьмите в руки трубочку, отпустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что происходит?    ( Выходят пузырьки.)
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет).  Почему? 
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой увидели воздух.  Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит! 
Ребята, как воздух попадает к нам в организм? (Через нос и рот.)
- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?  (Нет.)
- Кто знает, что нужно сделать, чтобы почувствовать воздух? (Да, надо привести его в движение).
ОПЫТ 4. «ЧУВСТВУЕМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Давайте попробуем почувствовать его с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?   (В лицо дует ветерок.)
- А что такое ветер?  (Ответы детей).
- Правильно, это движение воздуха. Мы с вами создали искусственный ветер. А ветер можно увидеть глазами? Нет, мы его можем только почувствовать. Какой бывает ветер? (Сильный - слабый, холодный - теплый, злой, колючий, нежный, освежающий, северный - южный.)
Как можно узнать, дует ли на улице ветер?   (Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, есть ветер.) 
- А что умеет делать ветер?  (Свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.)

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос «Как услышать воздух?»

ОПЫТ 5.  «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

   (Подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек.)

Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?  (Звук, воздух.)

- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?  (Писк, воздух.)

Вывод: воздух можно услышать.

- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Как вы думаете, воздух имеет запах?  Как проверить?

ОПЫТ 6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

- Проведем следующий эксперимент:  каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат. Чем пахнет воздух в пакете? (Апельсинами.) Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть дольку апельсина.

ОПЫТ 7.  «ПУЗЫРЬКИ - СПАСАТЕЛИ» (вес воздуха)

Воспитатель: Нальем в стаканы минеральную  (газированную) воду. Бросим в нее несколько  кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).

- Что происходит в стакане?  Почему падает на дно пластилин?  (Он тяжелее воды, поэтому тонет.) 

- Что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает?      (Ответы детей). 

 Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары), поднимаются вверх и выталкивают кусочки пластилина,  пластилин всплывает на поверхность. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Незнайка: Ребята, а зачем нам нужен воздух? Я вот закрою нос и рот и не буду его чувствовать!
Воспитатель: Что ты, Незнайка! Ребята, объясните Незнайке, зачем нам нужен воздух.  (Ответы детей).

- Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все живое на земле просто погибнет.
Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Воспитатель: А вы, ребята, что нового сегодня узнали?  (Воздух легкий, бесцветный, прозрачный, мы его не видим, но можем почувствовать и услышать.)

Незнайка: А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.
Я хочу подарить мыльные пузыри всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду, расскажу друзьям все, что узнал сегодня. До свидания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ»

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ»...

Детское эксперементирование как способ познавательной деятельности

Данная статья раскрывает особенности эксперементирования как познавательной деятельности в дошкольном возрасте. Содержит рекомендации для педагогов по использованию данного вижа деятельности с детьми....

Направления детского эксперементирования

Направления детского эксперементирования...

Презентация "Детское эксперементирование"

Презентация "Детское эксперементирование"...

Детское эксперементирование

Консультация для родителей....

Детское эксперементирование

Консультация для родителей о том как проводить с детьмиэксперементы дома. О значении эксперементирования для детей....