Конспект занятия НОД "Как дикие звери готовятся к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Занятие по экологическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gridina_s.v.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик»
Каменского муниципального района
Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию в средней группе №1
Тема: «Как дикие звери готовятся к зиме»
Разработал:
воспитатель
Гридина С. В.
2016 год
Цель: уточнить и расширить представления детей о жизни диких животных в лесу.
Задачи:
- Формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.
- Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности.
- Формировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, чем питаются и как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Материал к занятию:
- Карточки-схемы «Приметы зимы»
- Цветные карточки – белая, зеленая, красная, желтая на каждого ребенка.
- Мультимедийная доска.
- Мягкие игрушки: медведь, лиса, заяц, еж, белка, мышка.
- Нарисованная картина зимнего леса.
6. «Волшебный мешочек». Угощение для животных: зерно, шишка, морковка, яблоко, рыбка, бочонок с медом, косточка (игрушки). Раздаточный материал: цветные картинки животных, клей, салфетки.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь. Приходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, Незнайка! Незнайка: Я был на уроке природоведения в школе и нам учитель задал домашнее задание – узнать, как лесные животные подготовились к зиме. Решил я сходить в лес, для того чтобы побольше узнать о животных, но никого там не встретил, тихо там, не с кем поговорить. Все вокруг изменилось: на деревьях нет листьев, нет травы, все кругом покрылось снегом, холодно. Ребята, что же случилось в лесу и куда подевались все звери?
Воспитатель: Ребятки, давайте объясним Незнайке, почему все вокруг так изменилось?
(на наборном полотне выставляются карточки-схемы «Приметы зимы»).
Ответы детей: Потому, что наступила зима.
Воспитатель: Что происходит в природе зимой?
Дети: Стало холодно, солнышко реже светит и почти не греет; деревья приготовились к зиме – сбросили листву; трава пожелтела и спряталась под снегом.
Незнайка: Зима наступила? А что до этого было?
Дети: Осень! Воспитатель: Незнайка, неужели ты не знаешь о временах года?
Незнайка: Нет, не знаю. А сколько их этих времён года?
В.: Ребята, давайте расскажем Незнайке, какие времена года бывают.
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Давайте подберём для каждого времени года цвет карточки.
Весна – какой цвет выберем? А для лета? А для Осени? А для Зимы?
А теперь давайте возьмем по одной карточке (воспитатель спрашивает у нескольких детей, какое время года обозначает его карточка).
Замечательно. У каждого времени года есть свои приметы. Я буду загадывать загадки, а вы поднимайте карточки, если услышите загадку о своём времени года. Слушайте, ребята, внимательно, и ты, Незнайка, поиграй с нами и запоминай.
Д/игра «Когда это бывает»
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня….. (Зима)
Дети: Это зима, потому что все кругом покрыто снегом, холодно, лед на реках.
В: Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Незнайка: А почему вы подняли зелёную карточку? А я красную поднял, может это лето?
Дети: Потому, что это весна. Снег тает, появляются ручьи, появляется травка, листочки на деревьях, прилетают грачи, просыпаются насекомые.
В: Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом)
(Незнайка путает цвета, дети объясняют ему, почему выбрали соответствующую карточку)
Дети: Это лето, потому что летом солнышко греет, все кругом цветет, жарко.
В.: Если на деревьях листья пожелтели,
Если в путь далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется-
Это время года как зовется?
Дети: Осенью.
Это бывает осенью. Становится холоднее, темнеет рано. Листья на деревьях сначала желтеют, потом опадают.
Незнайка: Теперь понятно. А где же мои друзья, лесные звери, куда они подевались?
В.: А вот посмотри, Незнайка, на экран.
Н.: А что на него смотреть, я в лесу уже видел голые деревья, сугробы и снег?
В.: Это необычный экран, посмотри внимательно, он волшебный.
(работа на мультимедийной доске).
Давайте посмотрим, вот под деревом огромный сугроб, в котором есть маленькое отверстие, из которого идет пар. Как вы думаете, кто
там спрятался?
Дети: Это, наверное, берлога медведя.
В.: Давайте, ребята. потихоньку отодвинем сугроб. И правда, там спит медведь.
Незнайка: Почему медведь спит зимой?
В.: Дети, кто сможет ответить на вопрос Незнайки?
Дети: Потому что медведь ест ягоды, мед, траву, а этого зимой нет в лесу. Медведь копит жир все лето и осень, затем строит берлогу и спит до весны.
В.: Посмотрите, кто-то ещё спрятался в сугробе вот под этим пеньком. Кто же это? Давайте посмотрим! (предлагает детям отодвинуть сугроб)
Дети: Это ежик!
Незнайка: Он что, тоже спит? А почему же он спит?
Дети: Ёжик, как и медведь, копит жир, затем строит себе уютное гнездо под корнем дерева или пня и засыпает до весны, потому что ему трудно зимой добывать себе еду.
В.: Правильно, потому что ежик питается разными корешками, ягодами, грибами, насекомыми, мелкими грызунами, может поймать лягушку или змею, а зимой этого ничего нет в лесу.
Незнайка: А вот, посмотрите, вход ещё в чью-то норку!
Воспитатель: Там, наверное, какие-то маленькие зверьки, вход очень маленький. Давайте посмотрим, кто там? (дети отодвигают сугроб) Кто это?
Дети: Это мышки!
Незнайка: А мышки тоже спят?
Воспитатель: Нет, Незнайка мышки не спят зимой. Они роют себе норки и ходы в земле на Зиму. Летом и осенью мышки делают себе запасы зёрнышек и складывают в норку, поэтому им не страшно пережидать холодную зиму, много еды в кладовой.
Незнайка: А на дереве в дупле кто спрятался?
Дети (открывают дупло): Там белочка!
Н.: Какая-то белочка другая стала, не узнаю ее.
В.: Дети, что изменилось во внешнем виде белочки с наступлением зимы?
Дети: Белочка поменяла цвет своей шубки с рыжего на серый.
Незнайка: А зачем это ей нужно?
Дети: Чтобы прятаться от врагов.
Воспитатель: Серая шубка меньше заметна на стволе зимнего дерева, чем ярко-рыжая.
Н.: А чем она будет питаться зимой?
Дети: А в дупле у нее тоже много запасов: и грибы, и орехи, и шишки.
В.: Молодцы, правильно, всё рассказали Незнайке. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало, но белочка заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Ребята, а какие животные еще меняют шубку с летней на зимнюю?
Дети: Зайчик. Летом он серый, а зимой белый.
Незнайка: Зачем ему это нужно? Какая разница, какого цвета шубка, лишь бы тепло в ней было.
Дети: Если он будет серым, то на снегу его увидит лиса или волк.
В.: Правильно, молодцы. А еще лиса меняет свою шубку с ярко-рыжей на серо-рыжую, чтобы быть менее заметной в зимнем лесу. И у нее, и у волка зимой мех становится гуще и теплее, чтобы не мерзнуть в зимнюю стужу.
А сейчас, давайте превратимся в зайчиков и немного поиграем.
Физкульминутка «Зайка»
Скок – поскок, скок – поскок,
Прыгнул зайка на пенек.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок, скок, скок,
А теперь вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
В.: Вот тут у нас на полке сидят игрушечные звери, они живут у нас в группе, а не в лесу, но любят все то же самое, что и настоящие звери. Давайте расскажем Незнайке об этих лесных зверятах. (Дети берут игрушки и читают стихи).
Медведь:
Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа-
Крепко спать и весны ждать.
Заяц:
Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Очень трудно зимой бывает
Когда сильный мороз и еды не хватает,
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет — все ему впрок пойдет.
Еж:
Зимой я крепко сплю,
зарывшись в теплую нору.
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил,
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Волк:
Я сейчас вам расскажу,
Как зимует волк в лесу.
Волк зимою очень злой.
В одиночку не ходит: волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные, злые.
Лучше им не попадаться,
надо нас остерегаться.
Волку трудно зимой,
Еды не хватает, и он голодает.
Мышка:
Я маленькая мышка,
Живу у себя в норке.
Запасов наготовила я на зиму себе.
Забиты кладовые зерном и корешками,
Всю зиму буду сыта,
Тепло в моей норе.
Лиса:
Я зимы не боюсь:
В шубу теплую ряжусь,
Хвост, красивый какой -
Он мне нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Белка:
Я белка, рыжий зверек,
по деревьям скок да скок,
Но зимою я меняюсь,
в шубку серую одеваюсь.
Мне приходится прыгать, скакать,
Чтобы как-то себя согревать!
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас - орехи, шишки, ягоды, грибы,
Чтобы зимой не голодать.
Где ж еду зимой достать?
В.: Ребята, наши звери игрушки, наверное, проголодались, давайте их угостим. У меня есть волшебный мешочек, а в нём угощение для зверей. Давайте определим, кому какое угощение подойдёт.
Д/игра «Чудесный мешочек».
(мёд, морковка, яблоко, косточка, мешочек с зёрнами, рыбка, шишка)
Молодцы, ребята, угостили всех зверей на славу.
В.: Дети, а зайчик нам хочет что- то передать (берёт у зайчика снежинку с пословицей, читает пословицу).
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
В.: Дети как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Нельзя обижать животных и птиц. Когда мало еды, надо их подкармливать, строить им кормушки.
В.: Молодцы, правильно. Особенно сейчас, когда наступила зима, птицам и животным в лесу не хватает еды. Птицы прилетают поближе к жилью человека в поисках корма. У нас на участке есть кормушка, и мы будем во время прогулки насыпать птицам корм. А в лесу зимой тоже подкармливают животных и птиц. Есть такая профессия – лесничий. Это человек, который отвечает за порядок в лесу и подкармливает зимой в лесу животных.
Ну что, Незнайка, на все твои вопросы ответили дети и наши игрушечные животные?
Незнайка: Спасибо большое. Теперь я знаю, почему стало так холодно, и куда подевались мои друзья дикие животные. Буду ждать весны, чтобы встретится с ними опять.
В.: Ребята, давайте подарим Незнайке на память о нашей встрече картину «Жизнь зверей в зимнем лесу» и тогда он точно не забудет то, о чем мы ему рассказывали. Но только на этой картине кого-то не хватает. Кого? (животных и птиц). Давайте правильно их разместим на картине.
(Дети прикрепляют фигурки животных на картину где кто живет зимой и дарят картину Незнайке).
Незнайка: Спасибо, ребята, замечательная картина! Я её покажу своим друзьям, чтобы они тоже узнали, как живут дикие животные в зимнем лесу. До свиданья ребята. Спасибо вам за помощь.
Итог занятия: Ребята, вам понравилась сегодняшняя встреча с Незнайкой. Как вы думаете, мы смогли помочь Незнайке?
А что узнал от нас Незнайка? (Как лесные звери подготовились к зиме.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия"Как дикие звери готовятся к зиме"
конспект занятия"Как дикие звери готовятся к зиме"...
Конспект НОД "Как дикие звери готовятся к зиме"
На данном занятии в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие" дети знакомятся с тем, как готовятся к зиме заяц, белка и ёж....
Конспект ООД «Как дикие звери готовятся к зиме»
Тема: «Как дикие звери готовятся к зиме»Цель: формировать у детей представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Задачи:- закрепить представле...
Конспект занятия "Как дикие животные готовятся к зиме"
Конспект ООД по экологическому воспитанию....
Занятие: "Как дикие звери готовятся к зиме"
Расширять представления детей о многообразии природных явления, представления о жизни животных в природных условиях....
Конспект занятия "Как дикие животные готовятся к зиме"
Цель: расширять знания детей о диких животных, их повадках и особенностях. Показать детям как дикие животные готовятся к зиме....
Конспект занятия "Как дикие животные готовятся к зиме"
Воспитание у детей познавательного интереса к диким животным....