Экспериментирование в детском саду
статья по окружающему миру по теме

С первых минут жизни ребенок является первооткрывателем. Он исследует все, что его окружает. Тащит в рот, "пробует на зубок", стучит, открывает-закрывает дверцы шкафов, одним словом познает. Все что ребенок узнает в дошкольном возрасте, в большинстве случаев происходит посредством экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eksperimentirovanie.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование в детском саду

С первых минут жизни ребенок является первооткрывателем. Он исследует все, что его окружает. Тащит в рот, «пробуя на зубок», стучит, открывает – закрывает дверцы шкафов, одним словом познает. Все что узнает ребенок в дошкольном возрасте, в большинстве случаев происходит посредством экспериментирования. Он знакомиться, изучает, исследует, делает выводы. Благодаря экспериментированию, ребенку становятся доступны те знания, которые сложно понять теоритически. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так что же такое экспериментирование?

Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях, опыте.

Целью экспериментирования является развитие личности ребенка,  формирование основного целостного мировидения ребенка посредством эксперимента.

Экспериментирование объединяет различные задачи:

1. образовательные (формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимодействия с другими объектами; совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы);

2. развивающие (развивать мышление, внимание, память, речь;
воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру);

3. воспитательные (развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера; поддерживать у детей инициативу, самостоятельность).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: «Как я это делаю?», «Почему я это делаю именно так, а не иначе?», «Зачем я это делаю, что хочу узнать, что вышло в результате?». Чтобы добиться желаемого результата, нужно последовательно выполнять все этапы.

Структура проведения эксперимента:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущей деятельностью. Благодаря ему дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами:

- о предметном мире: посуда, мебель, обувь, транспорт и т.д.

- о геометрических эталонах: квадрат, круг, цилиндр и т.д.

- о человеке: органы осязания, обоняния,

-  о материалах: глина, песок, ткань, дерево,

- о природных явлениях: объекты живой и неживой природы, времена года и т.д.

- о мире животных и растений: жизнь зверей в разные времена года, условия необходимые для роста растений.

Для экспериментальной деятельности в группе должны быть организованы уголки экспериментирования. Необходимо  учитывать возраст детей и безопасность материалов, которые используются детьми самостоятельно.

 

Список использованной литературы

1. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.Д. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

«Детское экспериментирование в детском саду и в семье».

Показать родителям значение опытнической деятельности и экспериментирования в развитии ребенка, углублении его представлений о живой и неживой природе....

Детское экспериментирование в детском саду

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома. И сегодня я приглашаю вас в нашу ...

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...