Экологическое воспитание младших дошкольников
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Ирина Сергеевна Додина

       «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»  В. Сухомлинский

 

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение воспитателя с детьми  сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда дети затрудняются. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119»

Экологическое воспитание

младших дошкольников

Разработчик: Додина Ирина Сергеевна

Воспитатель

Череповец 2017 г.

Экологическое воспитание младших дошкольников

(Опыт работы)

Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

       «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»  В. Сухомлинский

В нашем МБДОУ "Детский сад № 119" реализуется  программа "Юный эколог" С.Н. Николаевой. Обеспечивается познавательное и экологическое развитие детей в возрасте 3 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области "Познавательное развитие".

На протяжении учебного года проводим с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы: комнатными растениями, рыбками в аквариуме. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы вовлекаем детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение воспитателя с детьми  сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда дети затрудняются. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время. Например, наблюдения за особенностями питания животных проводятся всегда утром, так как лучше всего наблюдать голодных животных, но держать их без еды до обеда - негуманно. Наблюдать за тем, как спят рыбки, хомячок, конечно, лучше вечером в сумерки.

На протяжении учебного года проводим следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь - ноябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке (январь - февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль - март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель - май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время). Наблюдения создают у детей прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.

Систематически в повседневной жизни проводим наблюдения за погодой: одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Ухаживая и наблюдая за хомячком, рыбками дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Регулярно с детьми фиксируем погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. Помогаем детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе одеваем куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускаем" ее погулять.

В разгар зимней подкормки воспитатель используем календарь наблюдений за птицами: наши воспитанники находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это -  луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В работе с детьми используем игры: "Кто где живёт?", "Кто что ест?", "Вершки и корешки", "Чудесный мешочек", "Четвёртый лишний", "Ты чей, малыш?", "Птицы, рыбы, звери", "Две корзины" и т.д. В таких играх применяем наглядный художественно оформленный материал.

Работая с детьми  по теме "Экологическое воспитание", воспитываем у  каждого ребенка умение любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Беседуем с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, советуем, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.), различные диафильмы.

Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. Родители приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.

В помощь родителям оформляем стенд, где помещаем статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ нравственно-экологической культуры дошкольников через экологические праздники и развлечения

Статья представляет собой прояснительнкю записку, в которой описан опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников....

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.

Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...