НОД по развитие познавательно-исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_pid_semena.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
открытого нод по экологии
«Живые семена»
(старшая группа)
Тема занятия «Живые семена»
Цель:
1. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.
2. Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур: от семени до взрослого плодоносящего растения. Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). Знать, для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.
3. Развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать.
4. Воспитывать интерес к явлениям живой природы, желание выращивать семена, вести наблюдение за ними.
Предварительная работа: рассматривание семян овощных культур; труд в уголке природы.
Словарь: семена, росток, плоды, грунт, почва, фильтр.
Оборудование: кукла «Незнайка», коробка для семян, поднос, стеклянные баночки с прозрачными крышками для проращивания семян, фильтр, вода, семена перца, томатов, огурцов, арбуза, фасоли. Серии карточек (по 5 штук) с изображением стадий роста овощных культур (огурцов, томатов, тыквы, бобов). Шапочки: воробья, червячка, солнца, ветра, дождя.
Ход занятия:
I часть: В каждом семени живет растение
Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомимся с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем. Только я их что то не вижу. Где они?
(раздается громкий стук в дверь, появляется «Незнайка» с очень яркой коробкой, где находятся семена)
Воспитатель: Кто это ребята? Да это Незнайка! Что же ты нам принес в своей красивой коробке? Сам не знаешь? (открываю коробку)
Воспитатель: Вот они маленькие … живые существа!!! Давай Незнайка покажем их ребятам.
(рассыпаю на подносе семена разных растений)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это?
Дети: Семена.
Воспитатель: Ребята, давайте сначала рассмотрим семена. Обратите внимание, какие они разные.
(дети вместе с Незнайкой рассматривают семена, сравнивают их)
Воспитатель: Расскажите, какие они?
Дети: Разные, маленькие, желтенькие, темные, круглые, овальные, беленькие.
(воспитатель кладет на ладонь несколько семян)
Воспитатель: Как вы думаете, почему они не похожи?
Дети: Это семена разных растений.
Воспитатель: Правильно. Вот семена помидоров. Какие они?
Дети: Они маленькие, темные, круглые, немного бархатистые.
Воспитатель: Вот семена перца. Они тоже круглые, но желтенькие и жесткие. А это семена…
Дети: Огурцов.
Воспитатель: Какие они?
Дети: Овальные, почти белые, с острым кончиком.
Воспитатель: А это семена … (арбуза). Молодцы! Догадались! Какие они?
Дети: Овальные, черненькие, беленькие в крапинку.
Воспитатель: А вот посмотрите. Это семена фасоли. Опишите их.
Дети: Крупные, белые, овальные.
Воспитатель: Да, дети, все семена разные, и все они живые!!! В каждом семени живет растение!!! Сейчас семена «спят». Это может продолжаться очень долго – целый год и даже больше. Но в каждом из них таится огромная «сила жизни». Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести и принести плоды. Но прежде, чем посадить семя в землю, ему нужно прорасти.
Воспитатель: А какие условия нужны семенам для того, чтобы они проросли, и могли развиваться дальше?
Дети: Земля, вода, тепло и свет.
II часть: Дидактическая игра «Из семени выросло растение»
Воспитатель: Правильно ребята. А вот каким будет растение и какие этапы в своем развитии оно пройдет, мы узнаем в ходе игры. Давайте для Незнайки покажем, как же из простого маленького семени может вырасти растение.
(воспитатель раскладывает на столе вперемешку картинки с изображением разных фаз роста растений. Каждый ребенок получает одно семя какой-либо овощной культуры. Дети подбирают карточки, которые имеют наклейку с таким же семенем. У каждого ребенка должно быть 5 карточек. Дети внимательно рассматривают свои карточки и раскладывают их по порядку, т.е. по фазам роста растения, при этом рассказывают воспитателю о выполнении задания)
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас мы отдохнем и поиграем в игру «Семена».
IIIчасть: Физкультурная минутка «Семена»
Выбираются водящие «Воробей» и «Червячок». Остальные дети – «Созревшие семена».
Воспитатель:
Ветер подул
В нашем саду
Через поле, через сад
Семена летят, летят.
Дети – «Семена» перебегают к противоположной стене, водящие их ловят. Игра продолжается 2 раза.
IV часть: «Разбудим семена»
Воспитатель: К сожалению, дети, мы не можем посадить семена в открытый грунт – землю, потому что за окном хозяйничает холодная осень. Но можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно «разбудить»! Чтобы они «проснулись», поместим их в «волшебные баночки». На дно каждой баночки положим круглый мягкий фильтр (выкладываю) и увлажним его (увлажняю). Семена разместим так, чтобы они не соприкасались, не мешали друг другу «просыпаться». Закроем баночку. А теперь мы с вами будем наблюдать за ними через прозрачное стекло. Начнем эксперимент! Итак, мне нужны помощники (вызываю 5 детей, каждому даю по одной баночке и семена)
Дети выполняют задание, помещая семена в свои баночки, как это делает воспитатель.
Воспитатель: Молодцы! Закроем баночки и подождем. Пока семена обживаются в баночках, мы поиграем в игру «Солнце, ветер, дождь»
Игра «Солнце, ветер, дождь»
Выбираются водящие «Ветер», «Солнце», «Дождь», остальные дети «Семена».
(Журнал «Ребенок в детском саду» №1 2005г)
Воспитатель: Вот как хорошо выросли наши семена! Что же помогло семенам прорасти?
Дети: Земля, ветер, солнце, дождь.
V часть: «Семена проснулись»
Воспитатель: А сейчас, ребята, посмотрим на наши «волшебные баночки». Что же с ними произошло?
Дети: Крышки баночек запотели.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что наши семена проснулись, они дышат, они живые!!!
Воспитатель: Конечно, семена живые! Значит мы все сделали с вами правильно. Оставим семена в волшебных баночках и будем наблюдать за ними каждый день и отмечать их изменения в уг8олке природы значками.
Анализ: Вот и подошло к концу наше занятие. Молодцы сегодня все ребята. Все старались, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания… Умнички!
Итог: Давайте вспомним, а чем же мы сегодня занимались?
(будили семена) Что нового мы узнали? (семена живые, они дышат)
А теперь задание на дом: посадите любые семена у себя дома для сравнения. Как будут изменяться семена в детском саду, а как дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...