Проект: «Первоцветы – великий дар природы».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Привлечение внимания дошкольников к проблемам сохранения южных и местных редких, исчезающих видов раннецветущих растений, предотвращения незаконного сбора, реализации и уничтожения первоцветов, произрастающих на Кавказе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №46 «Золотой петушок»
Проект: «Первоцветы – великий дар природы».
Авторы проекта:
Старший воспитатель:
Беседина Ольга Алексеевна;
Воспитатель:
Натхо Марьяна Борисовна
Тип проекта — познавательно-исследовательский, творческий.
Вид проекта: интегративный.
По числу участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный проект (2 недели).
Сроки проведения: 05 февраля – 16 февраля 2018г.
Участники проекта: дети разновозрастной группы (старшая- подготовительная группа) «Сказка», родители, педагоги.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность темы:
Первоцветы – растения, которые появляются на свет ранней весной. Познакомить с ними, дошкольников, достаточно усложняется тем, что еще довольно низкий температурный режим в это время года, краткосрочный период времени цветения, возникает трудность в наблюдении. Самый лучший факт в том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Можно неоднократно рассказывать воспитанникам о цветах, показывать изображения, но это не произведет на детей никакого впечатления, как непосредственное наблюдение за ростом растений в лесу. Поэтому педагоги дошкольного учреждения совместно с родителями задумались о возможности провести экскурсию в лес.
Первоцветы многие представляют ценность не только в Адыгеи, но и для всей России. Важность нашей задачи сохранить первоцветы. Постоянное срывание цветов — это сотни семян, которые не успели созреть, и вырасти бы новые растения. Каждый собирающий букет, лишает первоцветов не только корневище цветка, но и листья. В итоге погибает растение, а если удаётся выжить, то на следующий год не в состоянии запастись в подземных органах питательные вещества, необходимые для развития побегов. Дети дошкольного возраста – это период наиболее благоприятный экологического воспитания. Ребенок открывает мир с открытым сердцем и душой. Воспитанники дошкольного учреждения не обладают знаниями о навыках правильного поведения в природе и бережного отношении к природе родного края и, еще сформировано не полностью сознание экологическое, а основы его закладываются в дошкольном возрасте.
Цель проекта: познакомить дошкольников с первоцветами республики Адыгея и Краснодарского края, помочь осознать проблемы, возникающие при сохранении первоцветов и открывать вместе с детьми наилучшие пути их решения.
Задачи проекта:
для детей:
Познакомить с особенностями, которые характерны для весенней природы республики Адыгея и Краснодарского края. Развитие интереса к познанию цветущих растений леса, формирование экологического сознания – понимание беззащитности дикорастущих цветов.
Формировать у дошкольников ответственность к бережному отношению к природе через различные виды деятельности.
для педагогов:
Реализовывать образовательной программы дошкольного учреждения.
Внедрить в педагогическую практику инновационные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста: поисково-исследовательская деятельность.
Пополнить в методическом кабинете предметно-развивающую среду.
Создать газету: «Первоцветы Кавказского заповедника». Оформить стенд экологии.
для родителей:
Привлечение родителей в педагогический процесс ДОУ. Активное участие родителей в процессе реализации проекта МБДОУ «Детский сад №46 «Золотой петушок».
Сформировать навыки совместной поисковой деятельности с детьми.
Проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности, становление начал экологической культуры в семье.
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
Дошкольники положительно относятся к объектам живой и не живой природы. Проявился познавательный интерес и любознательность во всех видах организованной образовательной деятельности по освоению программного материала. У детей сформированы представление о первоцветах, их особенности развития и роста; обогатился словарь детей словами: первоцвет, подснежник, цикломен, лекарственные растения. Бережно и внимательно относятся к первоцветам.
для педагогов:
Пополнение методического кабинета предметно-развивающей среды методическими материалами по ознакомлению детей дошкольного возраста с первоцветами. Подведение результатов проектной деятельности «Первоцветы – великий дар природы». Создан альбом «Первоцветы Кавказского заповедника».
для родителей:
Создание экологической газеты для родителей: «Наши первые вестники весны»
Создание выставки творческих семейных подделок «Первоцветы на планете».
Этапы реализации проекта:
- 1 этап - постановка проблемы.
- 2 этап – планирование.
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных задач проекта. Разработка планов работы с детьми и родителями.
- 3 этап – поиск информации.
Задачи этапа: поиск информации по теме.
- 4 этап – продуктивная деятельность.
Задачи этапа: познавательно-исследовательская деятельность и творческая всех участников проекта по разработанному плану.
- 5 этап – результат проекта
Задачи этапа: обобщить опыт и определить результат практической деятельности.
№ | План мероприятий | Формы и содержание работы |
1. | Познакомить родителей с положением о экологического проекта в ДОУ «Первоцветы – великий дар природы» Цель: Улучшить воспитание экологической культуры и экологическую обстановку. | Индивидуальные беседы Сбор материала (иллюстрации, литература, и т.д.) |
2. | Экскурсия в лес: В гости к первоцветам» Цель: Провести работу исследовательскую. Цель: Знакомить детей с явлениями природы весной, с растительным миром ближайшего окружения. | Наблюдение: «Как выглядят первоцвет после таяния снега?» и т.д. |
3. | Дидактические игры по теме: «Собери цветок», «Весенние цветы» Цель: Формировать систему знаний о первоцветах. Развивать логическое мышление | Наборы игр с карточками экологического содержания |
4. | Трудовой десант «Очистим весенний лес от мусора» Цель: Формирование трудового воспитания. | Беседа, рекомендации. |
5. | Мастер – класс педагогов: «Феечки – крокусы» Цель: Эколого-педагогическая пропаганда среди педагогов ДОУ | Наглядный материал: наборы иллюстраций. |
6. | Познавательно-исследовательская деятельность: «Первые цветы весны», «Весенний лес» | Презентации: «Берегите первоцветы» Чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок. Слушание музыки П.Чайковского «Подснежник» |
7. | Конкурс творческих поделок «Первоцветы на планете» Цель: Активизировать творческое воображение детей и родителей | Подборка, рассматривание иллюстраций художников о первоцветах «Творческая мастерская» |
8. | Решение ситуаций проблемных на природе. Цель: Научить детей культуре поведения по отношению к природе во время отдыха | Игры на ассоциации Создание ситуативных проблем: «Разрешающие и запрещающие знаки» Составление экологических сказок Выкладывание паззлов, мозаики |
9. | Раскраски «Первоцветы» Цель: Закреплять внешний вид растений (цвет, форму, величину, количество стеблей, цветков) | Продуктивная деятельность |
10. | Изготовление плаката «Берегите первоцветы» Цель: Обучать придумывать содержание плаката, который направлен на сохранение первоцветов. Воспитывать желание защищать природу. | Использование наглядно-демонстрационного материала |
11. | «Лесная аптека» Цель: Учить различать и называть лекарственные растения-первоцветы по их описанию, правильно собирать, сушить, знать их назначение. Воспитывать заботу о своем здоровье. | Беседа Чтение познавательных рассказов о лекарственных первоцветах из энциклопедий |
12. | Чтение художественной литературы Цель: Продолжать знакомить детей с первоцветами через художественные произведения. Воспитывать экологическую культуру детей, умение сопереживать растениям, как живым существам | Сборник экологических сказок«Цветы, которые нельзя рвать», «Спор первоцветов» Легенды «Подснежник», «Ландыш» (кн. О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать») Произведения братских поэтов: А.В.Лисица «Первоцвет», «Подснежник», В.В.Корнилов «Подснежник» Книга М.Пришвин «Золотой луг» А.К.Толстой «Колокольчики мои …» Н.Павлова «Под кустом» «На цветущем лугу», «Растения первоцветы», «Правила поведения в природе» (в журнале «Воробышек» из серии «Познавательное развитие») Моя первая энциклопедия «От лотоса до незабудки» |
13. | «Красная книга» Цель: Формировать творческие способности, познавательные , умение работать вместе | Знакомство с «Красной книгой России» Сбор материала из Интернета Систематизирование изученного материала о первоцветах Изготовление и оформление «Красной книги первоцветов родного края» |
14. | Инсценировки сказки на новый лад «Двенадцать месяцев» Цели: Ввести детей в сложный мир взаимоотношений человека с природой, раскрыть перед ними нравственный смысл мотивов и поступков. | Стихи о первоцветах Песня Ю.Антонова «Не рвите цветы» |
15. | Показательное выступление танцевального номера: «Вальс цветов». Цель: Способствовать развитию навыков танцевальных движений, | Музыка П.Чайковского «Вальс цветов». |
16. | -Публикация статьи «Берегите первоцветы - украшение планеты» на сайте дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад№46 «Золотой петушок» -эфирное участие в тематической программе на радиоканале «Радио России» - Адыгея | Информирование жителей республики Адыгея. |
17. | Изготавливание листовок и раздать родителям посёлка Родниковый. Организация ЭКО-ПАТРУЛЯ с педагогами и дошкольниками ДОУ. Цель: защитить подснежники от беспощадного истребления. | Использование наглядно-демонстрационного материала, Беседы |
Результат проектной деятельности «Первоцветы – великий дар природы».
В работе с детьми:
- У детей сформировались представление о первоцветах, а также особенности развития и роста весенних цветов.
- У дошкольников появилось желание приобщаться к природному окружению и отображать свои восхищения через всевозможные виды деятельности.
- Обогащение словаря дошкольников словами: подснежник, первоцвет, ландыш, пролески, Красная книга, мать-и-мачеха.
- Совершенствуются у дошкольников навыки и умения экологической работы, отношение бережное к растениям и окружающей среде.
- Сформировались навыки поисковой и исследовательской деятельности.
- Воспитывать начало экологической культуры.
В педагогической работе:
- Организована развивающая среда в группах дошкольного учреждения для развития детей, формировать начало их экологической культуры, которые помогут им осуществить потенциал, заложенный природой.
В работе с родителями:
- Родители активно находят оригинальные решения в создании необыкновенных первоцветов из бросового материала.
- Повышение уровня экологической компетенции родителей.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)
2. Рабочая программа. Младшая группа «Цыплёнок» 3-4 лет на 2016-2017 учебный год.
3. Николаева С.Н.Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе. Изд. «Мозаика – Синтез». Москва, 2016г.
4. Дыбина О.В., Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.:ТЦ Сфера, 2005-192с. (Серия «Вместе с детьми».).
5. «Открываем мир детства». Составитель пособия А.В.Яценко. Николаев. 2003г.
6. Календарь погоды. Весна. Методические рекомендации по организации наблюдений за окружающим миром детей 3-4 лет. Составители Н.Г.Демьянова, О.Г.Комисарова, И.С.Лисицкая, Л.Г.Руденькая. Изд. «Учитель». Волгоград.
7. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2003.-112с.
Список использованных интернет-ресурсов.< /p>
1. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/28/ekologicheskiy-proekt-pervotsvety
2. http://открытыйурок.рф/статьи/665866/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Великий учитель - природа"
Статья: "Великий учитель - природа" предназначена для педагогов и родителей. В статье раскрывается значение Природы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Даны рекомендации воспитания ...
В рамках проекта «Поклонимся великим тем годам!» Сценарий конкурса чтецов, посвященный 70- летию Великой Победы над фашистскими захватчиками.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему до...
"Великий учитель - природа"
Консультация для педагогов....
Информация для родителей "Первоцветы - вестники весны". По следам экологического проекта "Первоцветы - дар крымского леса" во 2 младшей группе.
19 апреля отмечается Всемирный День подснежника.Впервые его начали отмечать в Англии. В нашей стране под названием «подснежник» скрывается множество первоцветов. Не успеет крымская з...
Проект на тему: «Пчела – великое чудо природы».
Природа подарила людям много ценнейших продуктов, обладающих лечебными свойствами. Пытливый ум человека продолжает открывать тайны природы и использовать их на благо своего здоровья. Одно из чудес при...
Образовательный проект "Пчела- великое чудо природы"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан...