Комнатные растения
материал по окружающему миру на тему

Шевко Людмила Викторовна

Для чего нужно ребенка приучать к наблюдениям за комнатными цветами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комнатные растения как ничто иное украшают нашу квартиру, комнату. Даже в самой красивой и богатой квартире будет пусто без цветов, потому что они напоминают нам о великолепии весны, теплом дыхании лета и золотой осени, радуют наш глаз. Какие духи, освежители, искусственные ароматы могут сравниться с упоительным ароматом душистого растения? Что может быть прекраснее комнаты, роскошно убранной цветами? Особенно хороши комнатные растения зимой, когда на улице трескучий мороз, и окна окон покрывают узоры.

Земное царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержаться в доме.

Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зелёный цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (предложить сравнить тёмную зелень кливии со значительно более светлыми её тонами у бальзамина или хлорофитума.) Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений.

Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, её приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно состояние ребёнка -он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей своего ещё недостаточно развитого взора, протекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.

Игра «Какого растения не стало?»: несколько растений выставляем на стол дети их запоминают. Предлагаем детям закрыть глаза и это время убираем одно или два растения. После этого дети открывают глаза и вспоминают какое растение стояло ещё. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

Игра «Назови растение»: взрослый предлагает назвать растения (Скажите, какое растение стоит между геранью и фиалкой, справа от фиалки, слева от герани и т. д.).

Игра «Найди по описанию»: взрослый детям рассказывает о растении. а дети по описанию должны найти это растение.

Также можно детям задавать вопросы: «Назовите растения с вьющимися стеблями, с прямыми, без стебля. Как необходимо ухаживать за ними? Чем могут отличаться растения друг от друга?», «На что похожи листья фикуса? На что похожи листья герани?» и т. д.

Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом притягивает.

На базе познания у дошкольника начнёт формироваться отношение - важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности.

Одним из видов практической деятельности ребёнка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребёнка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их....

Презентация "Комнатные растения в природе" к занятиям на тему "Комнатные растения"

Презентация наглядно демонстрирует жизнь комнатных ркастений в естественных условиях....

Паспорт комнатных растений ТЕМА НЕДЕЛИ "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ"

Паспорт комнатных растений ТЕМА НЕДЕЛИ "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ"...