«Март и снегом сеет, и солнцем греет»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Детский санаторий «Пионер» (Психоневрологический)
Конспект
Открытого интегрированного занятия по социально – коммуникативному развитию (группа детей старшего дошкольного возраста).
«Март и снегом сеет, и солнцем греет»
Воспитатель СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Пионер»
(психоневрологический)
Чавычалова Анна Владимировна
Цель: Уточнить знание детей о последовательности весенних изменений в природе, учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе.
Задачи | Предполагаемый результат | Способы достижения |
Образовательные: создать условия для получения знаний о времени года весна | - Дети знают и называют основные признаки весны. - Знают и могут объяснить приметы весны | - Наблюдение за природой - Отгадывание загадок - Народные приметы - Рассказ воспитателя |
Общеразвивающие: -создать условия для активизации словаря детей - умения устанавливать разнообразные связи в природе | Дети знают и употребляют в контексте речи слова: март, утро весны, солнечник, капельник, разнопогодник, зимобор, катышь, перепутье, весеннее равноденствие. Могут объяснить и установить причинно-временные связи в природе. | - Отгадывание загадок - Объясняем народные приметы - Игра «Солнечные зайчики» |
Воспитательные: создать условия для поднятия настроеия от красоты природы весной. Формировать нравственно-ценностное отношение к обитателям природного мира. Прививаем любовь к творчеству | Положительные эмоции и хорошее настроение. | - Игра: «Ты-дрозд, я- дрозд» - Игра: «Солнечные зайчики» - Хороводная игра «Прйди в воротца» - Изготовление букетиков весенних цветов и корабликов |
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Материалы и оборудование: Цветные мелки, бумага, иллюстрации и картины с изображением ранней весны, предметные картинки с изображением птиц (ласточка, журавль, жаворонок), заготовки из бумаги для изготовления корабликов.
Предварительная работа: Наблюдение признаков наступления весны в природе; чтение рассказов: «Три весны», В. Бианки, «Приметы весны» А. Леонова; Стихов «Весна» Ф. Тютчева, «Уж тает снег, бегут ручьи…» А. Плещеева.
Мотивационно-организационная часть.
Воспитатель приглашает детей в групповую комнату.
Дети входят в группу под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам»
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли!
Психологический этюд на сближение и раскрепощение участников группы «Ты-дрозд, я- дрозд»
Основная часть
Воспитатель: (Приглашает детей к окну).
Какие изменения произошли в природе?
Какая сегодня погода?
Что интересного вы видите за окном?
(Ответы детей)
Воспитатель: Отгадайте мои загадки!
*Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна.
А зовут её … (Весна)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт …. (Сосулька)
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с загадками. А теперь кто сможет объяснить народную примету «В марте сзади и спереди зима»?
(Ответы детей)
В группу «входит» Март месяц.
Месяц Март: Я, Март-первый весенний месяц, я стою на перепутье между зимой и весной. Поэтому почти во всех народных приметах есть боязнь слишком раннего тепла в марте, преждевременного наступления весны, за которым неизбежно следует возврат холодов. Меня называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимется выше и светит ярче, дни становятся длиннее, а небо синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев. (После рассказа садится в группе на подготовленное для него место).
Воспитатель:
На сугроб ложится голубая тень,
Тенькают синицы; - Синий – синий день!
Скачет как мячик, солнечный зайчик,
Вверх- вниз, со стола – на карниз.
Зеркальцем взмахну – побежит к окну
И зигзагом по стене – возвращается ко мне.
(Воспитатель обращает внимание детей на то, что в окно светит яркое солнце, легко можно пускать солнечных зайчиков).
Игра с зеркалами: «Солнечные зайчики».
Месяц Март: От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поёт звонкую песенку мартовскую капель, поэтому другое моё название – капельник. В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнёзд. А серые вороны строят гнёзда и откладывают в них яйца.
Воспитатель: Какая птица прилетает в конце марта?
Чёрный, проворный,
Кричит: «Крак!»
Червякам – враг….. (Грач)
Воспитатель: Действительно, в конце марта прилетают грачи-вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть ещё и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе». А медведь всё ещё спит в своей берлоге, лапу посасывает. «Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму живёт» - так говорят в народе. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц – под кустами, «ведь родной куст и зайцу дорог».
Как вы думаете, почему говорят «Март и снегом сеет, и солнцем греет?»
(Ответы детей)
Физкультминутка:
Мы гуляем, мы гуляем в садике-садочке
Собираем, собираем в садике цветочке
Вот какой у нас букет,
Лучше в целом мире нет!
(Дети гуляют по группе
Наклоны с продвижением вперед
Потянуться («показать» букет)).
Воспитатель: Март-месяц переменчивый, разнопогодник, не верен и коварен, как капризная девушка, - то заплачет, то засмеётся, то снегом сеет, то солнцем греет. Хотя с крыш в марте и капает, «за нос мороз ещё крепко цапает». Недаром этот месяц назвали наследником февраля, его младшим братом – зимобродом: он с зимой борется. Он же катыш, детворе утеха: «Зима на исходе, торопись на санках покататься вволю».
Хороводная игра «Пройди в воротца»
Под русскую народную мелодию «Сударушка» воспитатель водит по кругу детей «восьмёркой», выполняются движения «ниточка с иголочкой». По окончании музыки ведущий останавливается перед любой парой детей и указывает на них рукой. Эти дети берутся за руки и образуют «воротца». С концом музыки «воротца» захлопываются, и внутри них остаётся ребёнок, который под русскую народную мелодию исполняют свободную пляску. Игра повторяется 3-4 раза.
Месяц Март: 22 марта – день весеннего равноденствия, день равен ночи по продолжительности. В старину крестьяне заметили, что в этот день света прибавилось, говорили: «С ночью день меряется». В этот день отмечали народный праздник Сороки, посвящённый возвращению птиц. Вспомните какие птицы возвращаются к нам из жарких стран? (ответы детей).
(Март уходит из группы, предварительно попращавшись)
Воспитатель: В марте мы отмечаем Международный женский день – 8 марта. Не забудьте поздравить своих мам, бабушек, сестёр и подготовить им подарки. Лучше всего, если подарок будет изготовлен своими руками и подарен от души, или, как ещё говорят, от всего сердца.
Встану утром рано,
Поцелую маму,
Подарю цветов букет.
Лучше мамы друга нет!
Воспитатель предлагает девочкам нарисовать цветными мелками и раскрасить букетики весенних цветов, а мальчики в это время делают из бумаги кораблики по типу оригами.
На прогулке дети наблюдают за таянием снега, слушают журчание ручейков. Пускают по ним кораблики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию в рамках проекта «Сердце матери лучше солнца греет», с использованием игровой, исследовательской технологий в старшей группе «Пословицы и поговорки о маме».
Занятие развивающее интерес к устному народному творчеству, воспитывающее дружеские отношения между детьми....
Конспект НОД "Сердце матери лучше солнца греет"
Для воспитателей дошкольнх учреждений....
Проект "Сердце матери лучше солнца греет".
Проект посвящен Дню матери....
Сценарий к 8 марта "Сердце матери лучше солнца греет"
Сценарий для подготовительной группы детского сада...
Круглый стол с родителями к Всероссийскому Дню Матери «Сердце матери – лучше солнца греет» в 1 младшей группе
Цель:Приглашение к размышлению: «Мать и детя»Задачи:Предоставить возможность поразмышлять о роли матери в воспитанииребёнка....
Стангазета "Сердце матери лучше солнца греет!"
Очень скоро замечательный праздник, посвящённый всем женщинам. Для любого из нас: ребенка, подростка, поседевшего взрослого - мама самый дорогой человек на свете, она дала нам само...
"Сердце матери лучше солнца греет"
Данное занятие направлено на формирование у детей представлений о духовно нравственных формах.Развитии у детей доброты,любовь к маме,уважение к её труду.приобщение к художественной культуре,вызывать и...