«Март и снегом сеет, и солнцем греет»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект Открытого интегрированного занятия по социально – коммуникативному развитию (группа детей старшего дошкольного возраста).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

                           Детский санаторий «Пионер» (Психоневрологический)

                                            Конспект

Открытого интегрированного занятия по социально – коммуникативному развитию (группа детей старшего дошкольного возраста).

                        «Март и снегом сеет, и солнцем греет»

                                                                       Воспитатель СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Пионер»

                                                                       (психоневрологический)

                                                                       Чавычалова Анна Владимировна

Цель: Уточнить знание детей о последовательности весенних изменений в природе, учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе.

             Задачи

 Предполагаемый результат

Способы достижения

Образовательные: создать условия для получения знаний о времени года весна

- Дети знают и называют основные признаки весны.

- Знают и могут объяснить приметы весны

- Наблюдение за природой

- Отгадывание загадок

- Народные приметы

- Рассказ воспитателя

Общеразвивающие: -создать условия для активизации словаря детей

- умения устанавливать разнообразные связи в природе

Дети знают и употребляют в контексте речи слова: март, утро весны, солнечник, капельник, разнопогодник, зимобор, катышь, перепутье, весеннее равноденствие.

Могут объяснить и установить причинно-временные связи в природе.

- Отгадывание загадок

- Объясняем народные приметы

- Игра «Солнечные зайчики»

Воспитательные:

создать условия для поднятия настроеия от красоты природы весной.

Формировать нравственно-ценностное отношение к обитателям природного мира.

Прививаем любовь к творчеству

Положительные эмоции и хорошее настроение.

- Игра: «Ты-дрозд, я- дрозд»

- Игра: «Солнечные зайчики»

- Хороводная игра «Прйди в воротца»

- Изготовление букетиков весенних цветов и корабликов

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Материалы и оборудование: Цветные мелки, бумага, иллюстрации и картины с изображением ранней весны, предметные картинки с изображением птиц (ласточка, журавль, жаворонок), заготовки из бумаги для изготовления корабликов.

Предварительная работа: Наблюдение признаков наступления весны в природе; чтение рассказов: «Три весны», В. Бианки, «Приметы весны» А. Леонова; Стихов «Весна» Ф. Тютчева, «Уж тает снег, бегут ручьи…» А. Плещеева.

                 Мотивационно-организационная часть.

Воспитатель приглашает детей в групповую комнату.

Дети входят в группу под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам»

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей земли!

Психологический этюд на сближение и раскрепощение участников группы «Ты-дрозд, я- дрозд»

Основная часть

Воспитатель: (Приглашает детей к окну).

Какие изменения произошли в природе?

Какая сегодня погода?

Что интересного вы видите за окном?

(Ответы детей)

Воспитатель: Отгадайте мои загадки!

*Приходит с добром,

 Веет теплом,

 Светом солнечным красна.

 А зовут её … (Весна)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт …. (Сосулька)

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с загадками. А теперь кто сможет объяснить народную примету «В марте сзади и спереди зима»?

(Ответы детей)

В группу «входит» Март месяц.

Месяц Март: Я, Март-первый весенний месяц, я стою на перепутье между зимой и весной. Поэтому почти во всех народных приметах есть боязнь слишком раннего тепла в марте, преждевременного наступления весны, за которым неизбежно следует возврат холодов. Меня называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимется выше и светит ярче, дни становятся длиннее, а небо синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев. (После рассказа садится в группе на подготовленное для него место).

Воспитатель:

На сугроб ложится голубая тень,

Тенькают синицы; - Синий – синий день!

Скачет как мячик, солнечный зайчик,

Вверх- вниз, со стола – на карниз.

Зеркальцем взмахну – побежит к окну

И зигзагом по стене – возвращается ко мне.

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что в окно светит яркое солнце, легко можно пускать солнечных зайчиков).

Игра с зеркалами: «Солнечные зайчики».

Месяц Март: От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поёт звонкую песенку мартовскую капель, поэтому другое моё название – капельник. В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнёзд. А серые вороны строят гнёзда и откладывают в них яйца.

Воспитатель: Какая птица прилетает в конце марта?

Чёрный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам – враг….. (Грач)

Воспитатель: Действительно, в конце марта прилетают грачи-вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть ещё и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе». А медведь всё ещё спит в своей берлоге, лапу посасывает. «Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму живёт» - так говорят в народе. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц – под кустами, «ведь родной куст и зайцу дорог».

Как вы думаете, почему говорят «Март и снегом сеет, и солнцем греет?»

(Ответы детей)

Физкультминутка:

Мы гуляем, мы гуляем в садике-садочке

Собираем, собираем в садике цветочке

Вот какой у нас букет,

Лучше в целом мире нет!

(Дети гуляют по группе

Наклоны с продвижением вперед

Потянуться («показать» букет)).

Воспитатель: Март-месяц переменчивый, разнопогодник, не верен и коварен, как капризная девушка, - то заплачет, то засмеётся, то снегом сеет, то солнцем греет. Хотя с крыш в марте и капает, «за нос мороз ещё крепко цапает». Недаром этот месяц назвали наследником февраля, его младшим братом – зимобродом: он с зимой борется. Он же катыш, детворе утеха: «Зима на исходе, торопись на санках покататься вволю».

Хороводная игра «Пройди в воротца»

Под русскую народную мелодию «Сударушка» воспитатель водит по кругу детей «восьмёркой», выполняются движения «ниточка с иголочкой». По окончании музыки ведущий останавливается перед любой парой детей и указывает на них рукой. Эти дети берутся за руки и образуют «воротца». С концом музыки «воротца» захлопываются, и внутри них остаётся ребёнок, который под русскую народную мелодию исполняют свободную пляску. Игра повторяется 3-4 раза.

Месяц Март: 22 марта – день весеннего равноденствия, день равен ночи по продолжительности. В старину крестьяне заметили, что в этот день света прибавилось, говорили: «С ночью день меряется». В этот день отмечали народный праздник Сороки, посвящённый возвращению птиц. Вспомните какие птицы возвращаются к нам из жарких стран? (ответы детей).

(Март уходит из группы, предварительно попращавшись)

Воспитатель: В марте мы отмечаем Международный женский день – 8 марта. Не забудьте поздравить своих мам, бабушек, сестёр и подготовить им подарки. Лучше всего, если подарок будет изготовлен своими руками и подарен от души, или, как ещё говорят, от всего сердца.

Встану утром рано,

Поцелую маму,

Подарю цветов букет.

Лучше мамы друга нет!

Воспитатель предлагает девочкам нарисовать цветными мелками и раскрасить букетики весенних цветов, а мальчики в это время делают из бумаги кораблики по типу оригами.

На прогулке дети наблюдают за таянием снега, слушают журчание ручейков. Пускают по ним кораблики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Сердце матери лучше солнца греет"

Для воспитателей дошкольнх учреждений....

Проект "Сердце матери лучше солнца греет".

Проект посвящен Дню матери....

Сценарий к 8 марта "Сердце матери лучше солнца греет"

Сценарий для подготовительной группы детского сада...

Круглый стол с родителями к Всероссийскому Дню Матери «Сердце матери – лучше солнца греет» в 1 младшей группе

Цель:Приглашение к размышлению: «Мать и детя»Задачи:Предоставить возможность поразмышлять о роли матери в воспитанииребёнка....

Стангазета "Сердце матери лучше солнца греет!"

Очень скоро замечательный праздник, посвящённый всем женщинам. Для любого из нас: ребенка, подростка, поседевшего взрослого - мама самый дорогой человек на свете, она дала нам само...

"Сердце матери лучше солнца греет"

Данное занятие направлено на формирование у детей представлений о духовно нравственных формах.Развитии у детей доброты,любовь к маме,уважение к её труду.приобщение к художественной культуре,вызывать и...