Творческий проект "Живет по всюду красота"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Михайлова Татьяна Николаевна

Актуальность :

Тема проекта выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivet_po_vsyudu_krasota.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 20 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

ГОРОД НОВОАЛТАЙСК

""

Составила: воспитатель

Михайлова Т.Н.

2017

Особенности проекта:

по виду: творческий;

по типу: познавательно-развивающий;

по сроку реализации: краткосрочный;

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации: январь 2017 - март 2017 учебный год

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Актуальность проекта:

 Тема проекта выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

  • Систематизировать знания об окружающем мире.
  • Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
  • Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
  • Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
  • Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
  • Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».
  • Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Расширение знаний о растительном и животном мире родного края;
  • Сформируется стремление к исследованию объектов природы;
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Этапы реализации проекта

 Подготовительный этап:

  • Разработка проекта.
  • Постановка цели и задачи.
  • Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
  • Разработка конспектов образовательной деятельности.

Основной этап:

Работа с детьми

Беседы на темы:

  • «Что такое природа?»
  • «Деревья нашего края».
  • По содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
  • «О правилах поведения на природе».
  • «Лес и наше здоровье».

Наблюдения:

  • За сезонными наблюдениями.
  • За деревьями.
  • За птицами.
  • «Чьи следы?».

Труд в природе:

  • Установка кормушек.
  • Подкормка птиц.
  • Уборка мусора.
  • Сбор природного материала для поделок.

Творческая деятельность:

  • Конструирование «Кормушки для птиц».
  • Рисование «Берегите природу».
  • Рисование «Деревья нашего участка».
  • Лепка «У медведя во бору».
  • Аппликация  "Животные наших лесов"

Рассматривание картин и иллюстраций:

  • П. С. Меньшикова «Дикие животные».
  • С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».

Чтение произведений:

  • Э.Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
  • А. Яшина «Покормите птиц зимой».
  • В. Степанов «Животные наших лесов».
  • Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
  • Разучивание стихотворений о птицах, о животных,

о деревьях.

  • В. Бианки «Лесной хор».

Экспериментальная деятельность:

  • Сравнение еловых и сосновых шишек.
  • Сравнение веточек сосны и ели.
  • Рассматривание семян деревьев.
  • Посадка семян цветов.

Экологическое развлечение

  • «Живет по всюду красота».
  •  

Загадывание загадок:

  • О птицах.
  • О диких животных.
  • О деревьях.
  • О природе.

Дидактические игры:

  • «Природа – не природа».
  • «Кто в домике живет?».
  • «Найди перелетных и зимующих птиц».
  • «Найди по описанию».
  • «Найди, кого назову».
  • «Опиши, а мы отгадаем».
  • «Кого не стало?».
  • «Чьи следы».
  • «Назови ласково».
  • «Кто где?».

Подвижные игры:

  • «Лиса и зайцы».
  • «Белка».
  • Эстафета «Собери мусор».
  • «Охотники и утки».
  • Хороводная игра «Во поле береза стояла».

Заключительный этап.

Работая над проектом «Живет по всюду красота» мы с детьми и родителями провели: выставку рисунков «Берегите природу», музыкальное развлечение «Живет по всюду красота», презентацию "Красота вокруг нас".

Подведение итогов.

В заключении хочу сказать, что работая над проектом у детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.

Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.

С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.

Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проблема нравственно - патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна.   Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

В перспективе разработка новых экологических проектов, где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».

Приложение.

Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель:

Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.

Развивать память и мышление детей.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование:

Комплекты карточек «Природа - не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.

Содержание беседы:

Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».

Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.

Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Дидактическая игра «Природа – не природа».

Ввести понятия живая и неживая природа

Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.

Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..

Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ. 

Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

 

Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»

Цели:

Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения:

Серый день короче ночи,

 Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи,

Утепляются дома.

Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ» 

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Уважаемые родители!

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны усвоить  и знать:

- Надо охранять и беречь природу.

- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

Например:

- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.

Почему она так ответила Вове?

- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.

«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.

Что рассказал папа Серёже?

Дидактическая игра «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:

Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.

Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

 РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

Расширять представления детей о растительном и животном мире.

Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

Развивать творческие способности, воображение.

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

Содержание деятельности:

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».

Выставка рисунков.

Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.

Любить свой край, любить природу!

 

Литература

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы,    Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.

Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.

Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.

Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.

Интернет-ресурсы:

Проект по экологии в ДОУ "Природа моего родного края"Автор: Журавлева Наталья Николаевна
Опубликовано 16.03.2014

http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/03/16/proekt-po-ekologii-v-dou-priroda-moego-rodnogo-kraya

Статьи из журналов

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

Экологические игры

Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

Константинова Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»

Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Красота нашего края"

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста ОО "Социализация" в интеграции с ОО "Художественное творчество"...

"Выпал снег- Всюду шум, всюду смех" сценарий праздника для детей на воздухе

"Выпал снег - Всюду шум, всюду смех"Зимний праздник на воздухе в подготовительной группе для девочек и мальчиков Цель:  Формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физ...

Развлечение "Живет по всюду красота"

В рамках проекта был проведен праздник "Живет по всюду красота"...

Отчёт по итогам деятельности творческой группы «Стройность и красота: содержание работы по обучению, воспитанию и формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста».

В отчёте сформулированы цель, задачи, направления деятельности, мероприятия и план работы творческой группы педагогов по данной теме....

Мастер-класс для детей подготовительной группы «Друг веселый, мячик мой! Всюду, всюду он со мной!»

Цель: воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям и достижениям команды.Задачи: упражнять детей в выполнении основных движений; развивать глазомер, ловкость, быстроту...

Информационно - творческий проект "Хохломская роспись - красота России"

Проект знакомит  детей среднего дошкольного возраста с народным промыслом – Хохломской росписью через различные виды детской деятельности....

«Друг весёлый, мячик мой, всюду, всюду он со мной!»

спортивное развлечение в средней группе....