Проект "Птицы - наши друзья"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родной природе можно только в младшем возрасте, позднее поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее очень сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание детей.Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен.Тема проекта «Птицы - наши друзья!» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, приносят людям пользу и радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Птицы - наши друзья" | 53.41 КБ |
Приложение к проекту "Птицы наши друзья" | 22.29 КБ |
Приложение к проекту "Птицы наши друзья" | 16.63 КБ |
Приложение к проекту "Птицы наши друзья" | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Птицы – наши друзья!»
Составила и провела:
Тирман Людмила Алексеевна,
воспитатель МДОУ «Д/с Солнышко» г. Тихвин
Тип проекта: исследовательский, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников, библиотекарь, музыкальный руководитель.
Актуальность темы:
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родной природе можно только в младшем возрасте, позднее поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее очень сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание детей.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача, а в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Важность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Тема проекта «Птицы - наши друзья!» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, приносят людям пользу и радость. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог осознать поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы, взрослые, должны научить воспитанников видеть это, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Гипотеза:
Реализация проекта, при совместном взаимодействии с семьями и применением разных форм, методов и приемов работы, поможет сформировать общую экологическую культуру у детей и бережное, осознанное отношение к представителям животного мира.
Педагогическая цель:
Создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, осознанного отношения к живым объектам природы – птицам.
Задачи:
1. Познакомиться с условиями обитания птиц, роли человека в их жизни, значении птиц в жизни человека и природы.
2. Изучить элементарные представления о птицах (внешние признаки – клюв, перья, крылья, ноги; характерных и индивидуальные особенности – клюют, летают, поют, вьют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов).
3. Научиться заботиться о птицах ближайшего окружения.
Степень новизны: Проведен мастер-класс папой воспитанника для детей и родителей: «Кормушка своими руками вместе с папой».
Ожидаемые результаты:
В ходе проекта дети узнают о значении птиц в жизни человека и природы, они будут бережнее относится к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к птицам. Они будут интересоваться условиями жизни домашних и лесных птиц и их детенышей, птиц полярных районов Земли, птиц жарких стран, зимующих и перелетных.
У детей в ходе проектной деятельности повысится речевая активность, умение сравнивать птиц по различным признакам, делать выводы, повысится интерес к познанию окружающего мира на основе исследования, сформируется осознанное отношение к животным.
К экологическому проекту будут привлечены родители, их участие даст положительный результат в экологическом воспитании детей.
Принципы реализации проекта:
- Плановость, систематичность, последовательность формирования знаний у детей.
- Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными практическими действиями.
- Воспитательная ценность знаний и умений.
- Поиск согласия в решении главных вопросов.
- Осознанная деятельность всех участников педагогического проекта.
Методическая работа воспитателя по проекту:
Формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста.
Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс в условиях освоения умений реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Условия реализации проекта:
-заинтересованность педагогов ДОУ, детей, родителей воспитанников
-регулярность, системность организации работы
-создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.
Критерии эффективности проекта:
Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников ДОУ на основе открытости, установления и расширения деловых и творческих контактов.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое
- мультимедийные презентации
- книги
- дидактические игры
- методические и дидактические пособия, картотека.
- участок детского сада
Учебно-методическое
- пособия и оборудование в методическом кабинете ДОУ: иллюстрации,
коллекции открыток, картины художников с изображением птиц.
- методическая литература по экологическому развитию дошкольников
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду,
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
М.В.Трофимова. И учёба и игра…Н.В. Новоторцева. Развитие речи детей О.В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир О.В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.
Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края,
В.Н. Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
Система работы по проекту включает:
Создание предметной среды - художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно – печатные и дидактические игры, самодельные книги родителей и детей.
Совместную деятельность педагога и детей – наблюдения, беседы, опыты, дидактические игры, игры – занятия, вечера досуга, конкурсы рисунков, поделок из пластилина, оригами, плакатов.
Работу с родителями – создание книжек, организация совместных досугов, создание выставки книг, выставки кормушек, наглядная консультация для родителей.
Этапы реализации проекта:
Этап 1. Мотивационный
Наш проект начался с того, что дети, гуляя на прогулке увидели стайку соек, которые клевали засохшие плоды на дереве. Возник вопрос, почему? Что этому способствовало? Решили узнать все о птицах, как они зимуют, чем им можно помочь. Для этого будем разрабатывать и реализовать проект «Птицы - наши друзья!».
Разработка проекта.
Этап 2. Подготовительный этап
- Обсудили цели, задачи с детьми и родителями.
- Создали необходимые условия для реализации проекта.
- Разработали план проекта.
- Занялись разработкой и накоплением методических материалов по проблеме.
- Составили паспорт проекта.
- Подобрали детскую художественную литературу для чтения, сюжетные картинки и иллюстрации.
- Подобрали презентации для просмотра.
Этап 3 – основной (октябрь – апрель)
- Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов, форм и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах,
перспективно-тематический план.
Содержание и формы работы с детьми в процессе реализации проекта.
I. Игровая деятельность:
- Дидактические игры.
- Настольно-печатные игры.
- Театрализация.
- Подвижные игры.
- Упражнения на дыхание.
- Моделирование игровых ситуаций.
II. Познавательная деятельность:
- Формирование целостной картины мира.
- Чтение художественной литературы.
III. Беседы.
IV. Решение проблемных ситуаций.
V. Наблюдение за птицами.
1.Экскурсии по территории детского сада.
2.На участке детского сада.
VI. Труд.
1.Подкармливание птиц.
VII. Творческое рассказывание.
VIII. Художественное творчество:
- Рисование.
- Лепка из пластилина.
- Аппликация.
IX. Музыка.
X. Работа с родителями.
- выставки рисунков и поделок;
- беседы, консультации, родительские собрания;
- привлечение родителей к книжным выставкам по теме;
- открытые развлечения с детьми для родителей;
- участие в выставках совместных рисунков детей и родителей по теме;
- участие в экскурсиях;
- размещение в уголке для родителей наглядной информации, папок – передвижек;
- участие в выставке книг «Жалобная книга природы»;
- участие в изготовлении кормушек для птиц;
- участие в акции «Покормите птиц зимой!»
- участие в составлении памяток «Как подкармливать и охранять птиц».
III этап – заключительный (результат).
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей выставке рисунков «Птицы-наши друзья»
- Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц».
- Составление памяток детьми совместно с родителями «Как охранять птиц», «Как подкармливать птиц».
Перспективно-тематический план.
Срок проведения мероприятий | Формы работы, тема | Программное содержание | Словарная работа | Работа с родителями |
Октябрь | Рассказ – беседа на тему: «Кто такие птицы?» Дидактическая игра "Расскажи о птице». Презентация "Перелетные птицы". Изготовление с детьми плаката «Перелётные птицы». Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка». Рисование по сказке «Серая Шейка». Составление плана по сказке «Серая Шейка», краткий пересказ с помощью нарисованных рисунков. | Углублять и расширять знания детей о птицах, обогащать и активизировать речь детей с помощью наглядной опоры в виде графических схем, рисунков. Закрепить названия перелетных птиц, углубить представления о причинах отлёта птиц. Закреплять названия перелётных птиц. Учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полным ответом, высказывать своё мнение. Учить задумывать содержание рисунка, развивать творчество. Закреплять умение детей пересказывать по плану, развивать речь детей. | Класс птицы. Крылья, клюв, ноги, перья. Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. | Найти книги про птиц и рассмотреть в них фотографии, рисунки птиц. Принести в группу картинки с перелётными птицами. Консультация для родителей: «Почитайте детям о перелётных птицах». |
Ноябрь | Презентация: «Зимующие птицы». Экскурсия в библиотеку на тему: «Наши пернатые друзья». Оригами «Снегири на ветках». Изготовление плаката «Покормите птиц зимой!» Рельефная лепка «Снегири на ветке». Подкормка птиц на участке. Конструирование «Кормушка для птиц». Подвижная игра "Птичьи стайки". | Закрепить названия зимующих птиц, углубить представления о жизни птиц зимой. Познакомить детей с писателями, которые писали о птицах; рассказать об их произведениях. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение работать коллективно. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Побеседовать с детьми о своевременном наполнении кормушек для птиц. Развивать творчество, фантазию. Закреплять знания о внешнем виде птиц, развивать наблюдательность. Создать эмоционально радостное настроение в ходе игры. | Зимующие птицы. Пернатые. Стая птиц. | Принести в группу картинки с зимующими птицами. Выставка книг на тему: «Птицы – наши друзья!» в группе. Консультация для родителей: «Почитайте детям о зимующих птицах!» Изготовление памятки «Как подкармливать птиц». |
Декабрь | Презентация «Домашние птицы». Лепка из пластилина «Петух». Изготовление поздравительных открыток для родителей «Петушок – золотой гребешок». Сюжетное рисование «Курочка с цыплятами». Подвижная игра «Коршун и наседка». Заучивание стихотворения З. Александровой «Птичья столовая». Просмотр видеофильма «Пингвины». Рисование на тему «Семья пингвинов». | Закрепить названия домашних птиц, углубить представления о домашних птицах. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творчество, фантазию. Учить детей соблюдать правила игры. Развивать память, речь детей. Познакомить с особенностями жизни пингвинов. Развивать творчество, фантазию. | Новый год – год Петуха. Курица, яйца, высиживает, цыплята. Коршун, наседка. Столовая. Пингвины, Антарктида, южный полюс. | Принести в группу картинки с домашними птицами. Изготовление кормушек для птиц Акция «Покормите птиц зимой» Рассказать об играх про птиц, научить играть в эти игры. |
январь | Наблюдения за зимующими птицами на территории детского сада. Сюжетно - дидактическая игра "Птицы прилетели на кормушку". Чтение глав из книги В. Бианки «Синичкин календарь». Рисование «Синичка». Рассказ – беседа на тему «Жалобная книга природы». | Формировать представление детей о птицах, о том, как они приспосабливаются к жизни в зимний период. Выяснить представление детей о том, чем питаются птицы зимой. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру. Развивать умение слушать, отвечать на вопросы по содержанию текста. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать речь детей. | Жалоба. | Конкурс «Кормушка своими руками» Рекомендация за наблюдением птиц в природе. Изготовление книжек – малыше на тему: «Жалобная книга птиц». |
февраль | Дидактическая игра "Узнай и назови". КВН «Юные знатоки птиц». Наблюдение за воронами на участке детского сада. Оригами «Воронёнок». Пересказ рассказа Соколова – Микитова «Клесты» по опорным схемам. Раскрашивание птиц в раскрасках. | Закреплять знания детей названий птиц по описанию, развивать внимание, память, речь. Закрепить знания детей о птицах, создать радостное настроение при совместном взаимодействии детей с родителями . Развивать наблюдательность, умение анализировать. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать речь детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук, названия птиц. | Находчивость. Клесты. | Подобрать стихи и загадки про птиц, почитать их детям. Мастер-класс: «Кормушка своими руками вместе с папой» Совместное развлечение для родителей с детьми. |
март | Настольно - печатная игра «Разрезные картинки». Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Разучивание пословиц и поговорок о птицах. Наблюдение на территории детского сада «Гнездо среди ветвей». Просмотр видеофильма «Скворцы прилетели». Рассказывание рассказа по мнемотаблице «Скворцы». | Развивать внимание, мышление. Развивать наблюдательность, речь детей. Развивать память, речь детей. Развивать наблюдательность. Познакомить детей с особенностями жизнедеятельности скворцов. Развивать речь детей. | Пейзаж, ранняя весна, грачи. Скворцы. | Совместные рисунки детей с родителями "Птицы - наши друзья" Найти пословицы и поговорки о птицах. Изготовление скворечников для скворцов. |
апрель | Художественное творчество – аппликация: "Сказочные птицы." Слушание аудиозаписей «Птичьи голоса». Праздник – развлечение: «1 апреля – Международный день птиц». | Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. Воспитывать любовь к художественному творчеству. Развивать слуховое внимание, умение различать птиц по голосу. | Жар - птица | Семинар –практикум «Поиграйте с детьми в дидактические игры для птиц» Изготовление памятки «Как охранять птиц». |
Итоговое мероприятие- праздник – развлечение «1 апреля – Международый день птиц».
Презентация проекта «Птицы – наши друзья» на педагогическом часе в ДОУ.
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта позволит раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научатся:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять
Проблему дети решают путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам
Показатели сформированности экологической культуры ребенка.
100% детей показывают высокий уровень развития познавательной деятельности, практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций "хорошо - плохо;
С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Список литературы:
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
- Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
- Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
- Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 96 с.
- «Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. -271с.
- Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.
Приложение
Правила поведения в природе
КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ
- Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.
- Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
- Сметайте с кормушки снег.
- Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.
КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ.
- Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
- Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
- Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть
- Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
- Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
- Подкармливайте птиц зимой.
- В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
- Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Солнышко»
Сценарий развлечения
«День птиц»
Составила и провела воспитатель
Тирман Людмила Алексеевна
г. Тихвин
2017 г.
Задачи:
1. Расширять представления детей о птицах, их важной роли в природе и для человека.
2. Побуждать детей к необходимости беречь и защищать птиц.
3. Воспитывать желание беречь и охранять природу.
4. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим».
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы.
• Беседы с детьми
• Наблюдения, экскурсии.
• Разучивание сценки, стихов, пословиц, песен, танцев.
Ход развлечения:
(Дети получают письмо-приглашение в гости от Хозяйки природы.
Идут в музыкальный зал, который оформлен в виде леса, под музыку заходят в зал, занимают места на лесной полянке, начинается праздник).
Воспитатель: Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Звучит песня в исполнении детей «Весна».
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами собрались отметить
приход весны и прилёт птиц. С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче и теплее солнце, весело звенят ручьи, звонко поют птицы – они возвращаются домой из тёплых краёв. Возвращаются они в строгом порядке: сначала те, кто клюёт зёрна, затем водоплавающие, потом те, которые питаются насекомыми. Есть даже такой праздник «1 апреля – Международный день птиц».
А вы знаете, какие птицы к нам прилетают весной?
Дети: (гуси, утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы и т.д.)
Кто знает, чем все птицы похожи?
Дети: (тело покрыто перьями, имеют клюв, несут яйца, выводят птенцов)
А чем птицы отличаются?
Дети: (размером, клювом, окраской, пением, местом обитания)
Воспитатель: Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям.
А вы знаете, какую пользу приносят людям птицы?
(радуют своей красотой, красивым пением, уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений)
Давайте посмотрим, какие птицы прилетели к нам.
(под звуки пения птиц, выбегают дети в шапочках птиц и читают стихи)
В зелени ветвей
Соловушка-соловей
Ночи напролёт
Песни нам поёт.
Льются песни без конца,
Лучше нет в лесу певца.
Прилетели скворцы
Молодой весны гонцы.
Червяков они клюют
И поют, поют, поют.
Трясогузка, трясогузка —
Полосатенькая блузка
Я тебя всю зиму жду,
Поселись в моём саду.
И за ставенькой резной,
Свей гнездо своё весной.
А у нас в лесу жилец
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого, что он запел.
На лесной опушке
Слышится: «ку-ку»
Кукует кукушка
Где-то наверху
В лес густой зелёный
Нас зовёт она.
Там берёзки, клёны,
Свежесть, тишина.
Воспитатель: Чем же вы занимаетесь, когда прилетаете к нам?
(одна из птиц читает стихотворение)
Трава опять зазеленела
И закудрявились леса
Весна, весна! Пора за дело!
Звенят пичужек голоса.
Сухие прутики, солому
Кусочки мха они несут
Всё пригодится им для дома
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, зяблики, скворцы.
Ведь скоро в гнёздах будут детки
Их желторотые птенцы.
В: Ребята, давайте поприветствуем наших птиц песенкой.
Звучит песня «Скворушка».
(Дети – «птички», садятся к детям, а в это время звучит запись пения птиц, звуки природы, появляется Хозяйка природы).
Хозяйка Природы:
- Здравствуй, лес!
— Здравствуйте, звери!
— Здравствуйте, птицы!
— Здравствуй и ты эхо!
Эхо – лес, лес, лес
Эхо – звери, звери, звери
Эхо – птицы, птицы, птицы
Эхо – эхо, эхо, эхо
Здравствуйте ребята и взрослые! Поздравляю вас с праздником. Лес большой, друг не только человека, но и птиц. Главная моя задача - беречь и охранять лес, животных, птиц. Ведь я Хозяйка природы.
Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. А вы умеете вести себя в лесу?
(дети рассказывают правила поведения в лесу - деревья, цветы и кусты не ломать, в птиц из рогаток не стрелять, гнёзда и муравейники не разрушать, насекомых и животных не обижать, мусор не оставлять, природу любить и оберегать).
Дети читают стихи:
У озера – свои зверюшки:
Улитки, рыбки и лягушки…
И хоть их водится тут много,
Ты их, пожалуйста, не трогай!
У живности – свои заботы,
И каждая – дитя природы,
А для природы все важны,
Полезны очень и нужны!
Городские птицы —
Спутники твои:
Голуби, синицы,
Галки, воробьи…
Этих птиц не надо,
Друг мой, обижать:
Из больших рогаток
В воробьёв стрелять,
На ворон сердиться,
Голубей ловить…
И тогда всем птицам
Станет легче жить!
Хозяйка Природы: Почему все с лесом дружат, для чего он людям нужен?
(Дети рассказывают о пользе леса - чистый воздух; радует своей красотой; кормит людей - грибы, ягоды, орехи; из деревьев делают: дома, бумагу, мебель, посуду; в лесу растут лекарственные травы).
Хозяйка Природы: Правильно ребята. ЛЕС – богатство и краса, берегите его всегда. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Воспитатель:
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи – крепить паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль-
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лёгкие крылья – летать в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать.
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пёстрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень,
Вот что сажаем в сегодняшний день.
Хозяйка Природы: Кто хочет стать моим помощником? Сейчас я проверю, как вы знаете птиц.
(Загадывает загадки)
Размером с индюка
Почти орлиный клюв
Над глазами ярко – красные брови
Чёрный вееру – подобный хвост
Они токуют, славят весну. (глухарь)
Эти птицы прилетают
И сразу начинают петь.
Поёт эта птица громко и азартно.
Эта птица может подражать другим птицам. (скворец)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
А потом на ветку прыг
И чирикает «чик – чирик». (воробей)
Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах
А зовут её… (ворона)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «тук-тук-тук-тук». (дятел)
Угадай, какая птица
Бойкая, задорная.
Ловкая, проворная,
Звонко, тенькает: «тень-тень!»
Как хорош весенний день. (синица)
Кто летает, кто стрекочет.
Рассказать нам новость хочет? (сорока)
Кто летает тёмной ночью
И схватить мышонка хочет? (сова)
Хозяйка Природы: А сейчас я предлагаю поиграть.
Игра «Птички в гнездышках».
(дети садятся, залетает воробей)
Воробей: Хозяйка Природы, у нас в лесу беда. Пришёл в лес злой мальчишка, хулиган по имени Гришка, он по лесу бродит, страх на всех наводит, кустики ломает, гнёзда разоряет, всех птиц распугал.
Хозяйка Природы: Надо всех птиц позвать, надо лес – то выручать.
Воробей: Хозяйка Природы, смотри, от Гришки лес наш береги.
Появляется Гришка.
Гришка: Я пришёл в лес гулять, буду всех в лесу пугать, ёлки поломаю, птичек распугаю.
Хозяйка Природы: Это кто в лесу шумит? Кто тишину нарушает?
Гришка: А ты кто?
Хозяйка Природы: Я Хозяйка Природы – охраняю лес, природу.
Гришка: А я вот по лесу гуляю, грибы собираю, некогда мне. (уходит)
Хозяйка Природы: Грибы он собирает, стой! Какие грибы в лесу в это время, что – то тут не так, пойду- ка я за ним.
(Хозяйка Природы уходит, а в это время выходит сова. Садится под дерево, влетает воробей)
Воробей: – Все сюда! Все сюда!
(сбегаются птицы)
Сова: Что случилось, воробей?
Воробей: Ведь у нас в лесу беда. Пришёл в лес мальчишка, хулиган по имени Гришка. Он по лесу бродит, страх на всех наводит, кустики ломает. Гнёзда разоряет. Всех птиц распугал, надо лес спасать, надо птиц выручать.
Сова: Давай я его из-за ели напугаю у-у-у. Он от страха задрожит и из леса убежит.
Воробей: Нет он не испугается.
Сорока: Тогда я его испугаю, за шиворот поймаю, немного потрясу и из леса прогоню.
Воробей: Нет он не испугается.
Кукушка: Я его перехитрю, в лес «поглубже» заманю. Попрошу ребят кричать и как эхо отвечать.
(птицы садятся в зал к детям, появляется Гришка)
Гришка: Я пришёл в лес гулять, буду всех в лесу пугать, ёлки поломаю, птичек разгоню. Вот я смелый какой.
Дети: ой-ой-ой.
Гришка: Ой! Это кто такой?
Дети: Такой-такой-такой.
Гришка: Ой боюсь!
Дети: боюсь-боюсь-боюсь.
Хозяйка Природы: Кто в лесу шумит? Опять ты?
Гришка: Хозяйка природы, мне в лесу страшно.
Хозяйка Природы: Не обидишь леса вдруг. Будет он тебе как друг. А завистливых и злых… Ох не любит лес таких. Если в лес с добром придёшь, много здесь друзей найдёшь. Видишь, вот мои друзья. Ты подружишься с ними?
Гришка: Да.
Воспитатель: Как хорошо, что все помирились. Все рады весеннему солнышку, у нас весёлое настроение. Я приглашаю всех на весёлый танец.
Танец.
Воспитатель: Хозяйка Природы, а мы знаем про птиц пословицы, послушай.
(дети рассказывают пословицы)
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица своим клювом сыта.
Птицы наши друзья обижать их нельзя.
Мала синичка, да коготок остёр.
Немного синица ест, пьёт да весело живёт.
Сорока без причины не стрекочет.
Сорока весть на хвосте принесла.
Соловей берёт пением, а человек – умением.
Журавль прилетел и тепло принёс.
Сколько кукушка не кукуй, а к зиме улетает.
Хозяйка Природы: Спасибо вам ребята, вот теперь вы точно мои помощники. Я знаю, что вы не обидите птиц, природу, а будите мне помогать природу и птиц охранять. Подкармливайте птиц, делайте для них скворечники, не трогайте их гнёзда и яйца.
Гнездо на ветке — птичий дом,
Вчера птенец родился в нём.
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй.
Птиц нужно любить и беречь, не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы, украшают природу. А ещё они красиво поют и приводят людей в хорошее, радостное настроение.
Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и природу!
Воспитатель: Земля – это наш общий большой дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.
Давайте улыбнёмся! Как хорошо вокруг!
Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.
Для нас лесной кузнечик споёт среди травы,
А ветер нам сыграет на клавишах листвы.
А теперь нам пора прощаться с Хозяйкой Природы.
Спасибо тебе, Хозяйка Природы, за приглашение, за такой чудесный праздник.
Хозяйка Природы: Я хочу на память о нашей встрече подарить вам подарок, что бы вы вспоминали меня, моих птиц, мой лес.
Дети с воспитателем прощаются и уходят в группу.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Солнышко»
Конспект занятия
«Рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Составила и провела воспитатель
Тирман Людмила Алексеевна
г. Тихвин
2017 г.
Задачи:
1. Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, бережное отношение к природе.
2. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать, составлять описательные рассказы по пейзажной картине.
3. Воспитывать художественный вкус.
4. Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения.
Развивающая среда: аудиозапись со звуками природы, репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели», портрет А. Саврасова, иллюстрация с изображением грача.
Ход занятия:
1.Рассказ о биографии А. Саврасова.
Было это давным-давно. Жил в Москве художник, и звали его Алексей Саврасов. Был он большущий, как медведь, спина широкая, глаза черные, на голове грива темных волос, вид почти всегда насупленный, его даже испугаться было можно. Но на самом деле он только казался хмурым, потому что всех стеснялся. А как улыбнется – сразу становился похожим на доброго доктора. Больше всего Саврасов любил цветы, деревья, реки, леса.
- Как одним словам, все это можно назвать? (Природой).
- Верно, в своих работах А. Саврасов изображал природу.
2. Прослушивание записи «Звуки природы».
- Какие звуки природы вы услышали?
-В какое время года можно услышать эти звуки? (Весной)
- Какие признаки весны вы знаете?
3.Обобщение о весне.
После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники. Отгадайте, что это за птицы?
Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят ...
(показ картинки с изображением грача)
-Опишите птицу.
Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетали к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим- грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача-весну встречай». Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко - холодным и сырым. Если грачи усаживаются клювом друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды.
4.Рассматривание картины.
Посмотрите вверх на птиц. Это первые весенние птицы. Подуйте на них. Они как будто ожили, почувствовав теплый весенний ветерок. Ребята, узнали вы среди этих птиц грача? Покажите.
Правильно. Грачи прилетают в наши края раньше других птиц. Над высокими березами разносится радостный гомон.
Посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели». Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?
(Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда).
Расскажите о грачах. Что они делают?
(Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее. Как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.).
- Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?
(Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.
- Какие деревья выбрали грачи?
(Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева).
- Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?
- Как вы догадались?
(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез.
Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака),
- Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?
(Небо покрыто голубовато-серыми тучами, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)
- Ребята, расскажите, каким вы видите снег?
(Потемневшим, рыхлым, сырым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.).
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам «войти в картину». Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
(Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме).
- Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? Почему?
(Ответы детей).
5. Рассказы детей.
– Кто желает по этой замечательной картине рассказать расссказ о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и о уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
(Дети по желанию рассказывают по картине).
6. Рефлексия.
Чей рассказ вам больше всего понравился? Почему?
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Солнышко»
Конспект развлечения
«КВН для дошкольников «Юные знатоки птиц»
Составила и провела воспитатель
Тирман Людмила Алексеевна
г. Тихвин
2017 г.
Цель: Формирование интереса детей к познанию природы и представления о птицах.
Задачи:
Закреплять знания детей о птицах.
Формировать умение работать в коллективе.
Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам, желание помогать и заботиться о них.
Ведущий предлагает послушать сказку.
«Сказка про снегиря»
В очень далёкой- далёкой стране, где никогда не бывает зимы, и люди в той стране никогда не видели снега, жил царь и очень он любил птиц. Со всех концов света привозили к нему самых красивых и редких птиц. Всех их он держал в золочёных клетках и кормил собственноручно каждую из них. Всякий раз, когда купцы возвращались из дальних странствий, царь расспрашивал о путешествии и просил рассказать о диковинных птицах заморских стран. И вот однажды купцы, побывали в далёких северных краях, и поведали царю о птице, красотою схожей с восходящей зарёй. И послал царь гонцов в северные края с приказом найти такую птицу и привести её во дворец. Очень долго не возвращались гонцы. Уже и золотая клетка была готова, и самых вкусных зёрен, орехов было приготовлено множество. Слава о невиданной птице прошла, по всей стране и многим захотелось на неё посмотреть. Только через год возвратились гонцы. В маленькой, закрытой покрывалом клетке они принесли птицу царю. Как только сняли с клетки покрывало, нежный розовый цвет заполнил зал, как будто восходящее солнце осветило всех своими лучами.
– Как зовут эту прекрасную птицу?- спросил царь.
-А имя у неё непонятное – Снегирь - ответили гонцы.
- Она любит ягоды и семена, а в тех краях, где она живёт, местные люди её знают, почитают, заботятся о ней. Поёт она тоже красиво. Посадили Снегиря в большую золотую клетку, насыпали разного корма, поставили ключевой воды. Но напрасно ждал царь от птицы красивых песен, не ел Снегирь, не пил ключевой воды, а свесив голову, грустно сидел на жёрдочке.
Послал царь слуг к мудрецу, чтобы узнать, что же делать. Мудрец сказал: «Птицу назвали Снегирём за то, что с нею приходит Зима. Любит она снег и мороз, а поёт только там, где они есть. А в клетке она жить не может!» Жалко было царю отпускать Снегиря, но он очень любил птиц и - открыл клетку:-«Лети, Снегирь, славь своими песнями Зиму, снег и зарю!»
Снегирь вспорхнул и улетел туда, где холодно, где снег, где вьюги и метели, туда, где зима - на Родину. Пусть птицы живут на воле, и тогда каждый сможет любоваться их красотой и слушать их чудесные песни. А мы будем заботиться, подкармливать их зимой.
(Показать Снегиря)
Ведущий: Ну что, ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
Да, говорить мы будем о птицах.
- Сегодня, ребята, мы поиграем в КВН «Юные знатоки птиц.» КВН-игра – соревнование в остроумии и знании всё о птицах. Знания должны быть прочные, а вы весёлыми и находчивыми.
-Итак, у нас 3 команды: «Синички», «Снегири», «Воробьи».
В каждой команде свой капитан.
- Внимательно слушайте правила игры: каждой команде будут даваться задания и вопросы, если команда не знает ответа, то может ответить другая команда и заработать себе фишки. Ваши правильные ответы будет засчитывать жюри.
Первый конкурс «Загадки»
Каждой команде будут загадываться по 2 загадки.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока
А зовут её…..(сорока)
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой. ( Дятел)
3.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
4.Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик- чирик, не робей,
Я бывалый …(воробей)
5.Окраска сероватая
Повадка вороватая
Крикунья хриповатая,
Известная персона
Это ж я…(Ворона)
6.Ну а я, не зная сна
Ловлю мышей допоздна
Даже шорох лёгкий слышу
Не уйти, пожалуй, мышке. (Сова).
Второй конкурс: « Отбери зимующих и перелётных птиц».
Третий конкурс: «Вопрос-ответ.»
(По 3 вопроса каждой команде)
1.Назовите нелетающую птицу, живущую в Антарктиде? (Пингвин).
2.Назовите птицу, славящуюся своим необычно красивым хвостом. (Павлин.)
3.Назовите птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком. (Дятел).
4.Назовите птицу, которая может повернуть голову назад так, будто она укреплена на вращающейся оси. ( Сова).
5.Назовите самую большую из всех птиц, на которой даже можно ездить верхом. (Страус).
6.Назовите птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда. ( Кукушка).
7.Какая птица умеет дразниться? ( Попугай).
8.Какую птицу называют символом мира? ( Голубь).
9.Какую птицу называют «воровкой»? ( Сорока).
Четвёртый конкурс: «Собери пазлы – картинка птицы»
Песня и стихи про птиц от болельщиков.
Пятый конкурс: «Игра - Птичий язык».
Воробей - чирикает;
Кукушка-кукует;
Ворона-каркает;
Голубь-воркует;
Гусь-гогочет;
Утка-крякает;
Сова-ухает;
Сорока-трещит;
Петух-поёт, кукарекает.
Шестой конкурс: «Птицы в сказках».
1.Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко? (курочка ряба).
2.Какая птица в русских народных сказках горячей огня? (Жар – птица)
3.Какая птица помогла Дюймовочке спастись от Крота? ( Ласточка).
4.С какой птицей дружил Винни Пух? ( Сова).
5.В какую птицу превратился гадкий утёнок? ( Лебедь).
6.Кто помог выгнать Лису из сказки « Заюшкина избушка»? ( Петух).
Седьмой конкурс: «Назовите детёнышей птиц во множественном числе»
Грач-грачата;
Сова-совята;
Ворон-воронята;
Воробей-воробьята;
Скворец-скворчата;
Страус-страусята;
Курица-цыплята;
Кукушка-кукушата;
Снегирь-снегирята.
Конкурс капитанов.
1.Из чего строят птицы гнёзда? (Капитаны по очереди перечисляют: земля, глина, мох, веточки, пух, перья, шерсть животных, сухие листья)
2. «Вопрос-ответ.»
У человека дети - а у птицы - ( птенцы).
У человека нос - а у птицы – (клюв).
У человека руки - а у птицы - ( крылья).
У животных - шерсть, - а у птиц-(пёрышки).
Игры с болельщиками, пока жюри считает баллы.
1.Словесная игра: «Прилетели птицы»
2.Игра: «Летает не летает»
Наш КВН подошёл к концу и сейчас жюри подведёт итоги и наградит участников почётными грамотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/
Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.
Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...
Рекомендации для родителей . Тема:"Наше здоровье" .Беседа "Наши друзья- витамины"
Рекомендации для родителей. Беседа "Наши друзья - витамины"...
Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"
Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...