Мастер-класс для воспитателей по включению экспериментов в другие виды деятельности
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный материал будет интересен как начинающим, так и опытным педагогам.
Он поможет включать эксперименты в процессе всего обазоврательного процесса, во все виды детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_eksperementirovaniyu_mashkova_l.n.docx | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад « 40 «Радуга»
Мастер – класс
для педагогов ДОУ
по экспериментированию
«Опыт работы с детьми дошкольного возраста с ТНР
по включению экспериментов в другие виды деятельности».
Подготовил воспитатель
Машкова Лилия Николаевна
2018г.
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.
Задачи
- Систематизировать знания педагогов об экспериментальной деятельности дошкольников с ТНР.
- Показать организацию экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с объектами неживой природы.
- Познакомить с приёмами и методами формирования умений у дошкольников экспериментировать с разными объектами и веществами.
- Способствовать развития интереса педагогов к данной проблеме через непосредственное включение их в процесс экспериментирования.
Оборудование
Демонстрационное: презентация; мольберт с набросками опытов; маркеры; вывеска «Научная лаборатория»; дидактическая игрушка Капитошка; ёмкость (банка) с водой, в которой лежит ключ; магнит; сундучок с замком, в котором лежат: пробирка с водой, зеркало, письмо с шифровкой «Мадагаскар», лист бумаги А4; поднос – ёмкость небольшая с водой; 3 шт. ёмкости разной формы, ложка одноразовая, бумажная салфетка, блюдце пустое; мандарины 2 шт.; ткань для игры в парашют; 2 мяча; стакан с водой, пустой стаканчик, камешки; тряпочка; детали моста - 2 шт.; машинка; клеёнки для работы.
Раздаточное: простые карандаши, зеркала, листы бумаги.
Ход мастер-класса
Слайд 1 Тема
Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наш мастер - класс с игры «ДА-нет».
Скажите хором громко, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли вы с занятия, сил совсем нет,
Вам лекцию хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Слайд 2 Цель
мастер-класса представить педагогам опыт работы с детьми дошкольного возраста с ТНР по включению экспериментов в другие виды деятельности, используя разные приёмы и методы.
Слайд 3 Виды экспериментирования
На слайде представлена наиболее известная классификация экспериментов. Они подразделяют на следующие виды. Красным цветом представлена характеристика нашей деятельности.
Так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, сегодня мы будем исследовать неживую природу. Эксперименты коллективные, однократные, кратковременные, обобщающие, поисковые и включать решение экспериментальных задач.
Слайд 4 Правила поведения
Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования глазами детей.
У нас детьми есть спецодежда (фартуки), но мы их надеваем не всегда.
Памятка, что можно, а что нельзя.
Давайте вспомним, что можно думать, слушать, смотреть, осторожно трогать и нюхать. А нельзя брать в рот, шуметь, неаккуратно обращаться с инструментами.
Так в уголке экспериментирования есть знак «Взрослый и ребёнок», подразумевает, что необходимо обратиться к взрослому, если захотели провести опыты.
Слайд 5 Алгоритм действий во время эксперимента
Каждая деятельность имеет алгоритм действий. Эксперимент не исключение.
- Подготовить необходимый материал.
- Надеть спецодежду (фартуки - по необходимости).
- Провести эксперимент.
- Фиксация результата (зарисовки: технологические карты, пиктограммы, морфотаблицы).
На слайде заполненные технологические карты.
Слайд 6 Повышение познавательного интереса через использование традиционного игрового приёма (персонаж) и сюрпризного момента (сундучок).
Обязательна мотивация.
Приглашаю вас в научную лабораторию «Капитошки».
Слайд 7 Познавательно - исследовательская и проектная деятельность
Проверка гипотез
- Сегодня нам поможет сундучок, но есть проблема, он закрыт, а ключ упал в банку с водой.
- Скажите, как можно достать ключ? Ваши варианты (выпить, использовать магнит, половником и т.д.)
- Кто назвал, выходите к столу. Давайте проверим ваши предположения.
Во время проверки выберем наиболее удобный способ (поднять по внешней стороне банки с помощью магнита).
Вывод (выбор технологической карты)
- Какое свойство магнита нам помогло? (магнит притягивает металлические предметы)
- Что нового мы узнали? (магнитные свойства проявляются через воду и стакан).
Зарисуем результат на мольберте.
Слайд 8 Опытническая деятельность
- Сейчас мы будем доказывать свойства, чего попробуйте отгадать.
Загадка
В морях и реках обитает,
Но часто в облаках витает.
А, как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
(достаю из сундучка стаканчик с водой)
Опыты с водой
Того кто правильно отгадал загадку пригласить к столу. У нас на столе есть поднос с водой и материалами. И свойства воды. Попробуйте доказать нам, что вода обладает этими свойствами. Докажите:
- что вода льётся;
- вода принимает форму сосуда, в который её наливают;
- вода не имеет запаха;
- чистая вода прозрачная;
- вода растекается, она жидкая;
- вода впитывается;
- может отражать предметы.
Слайд 9 Коммуникативная деятельность (рассуждение)
опыт «Какой мандарин утонет?»
- У меня на столе 2 мандарина в кожуре и без кожуры.
- Какой тяжелее? (в кожуре).
- А теперь отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в кожуре или без нее? (ответы.)
Пригласить 2-х желающих один проводит эксперимент, второй зарисовывает на мольберте.
Экспериментатор должен рассказать, что произошло и почему так случилось. - Что произошло? (мандарины в кожуре плавают, хотя они тяжелее, а мандарин без кожуры утонул)
- Почему так получилось? (Ответы)
Воспитатель подводит к правильному объяснению (несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь в его кожуре есть много пузырьков воздуха, которые выталкивают тонущий мандарин на поверхность воды).
Вывод: в кожуре есть воздух, он легче воды и поэтому он выталкивает мандарин на поверхность.
- Где используется это свойство воздуха (спасательные круги, матрасы для плавания и т.д.).
Зарисуем результат на мольберте.
Слайд 10 Чтение художественной литературы
Умеете решать задачи. Попробуйте решить экспериментальную задачу.
Она на слайде. Что произойдёт? (Ответы).
Вызвать 2-х человек: один проверяет ответ, второй зарисовывает.
- Как называется рассказ, где этот опыт помог птице? (рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка»).
- Как этот опыт ей помог? (она напилась воды).
(заполнить технологическую карту).
Слайд 11 Чтение художественной литературы
моделирование ситуации с помощью маленьких человечков МЧ
Вспомним, что вещества бывают твёрдые, жидкие и газообразные (схемы на слайде)
При чтении отрывка сказки «Приложил Иван –Царевич ухо к земле, слышит –погоня уже близко».
- Давайте разберемся, почему Иван - Царевич услышал погоню, когда приложил ухо к земле, а некогда стоял.
Ваши версии (потому что маленькие человечки стоят близко друг к другу.
Проведём эксперимент.
Вставайте в 2 команды по 5человека (Одни встают по всей группе - воздух, а другая близко друг к другу- земля). Вот вам по одному мячику – это звук.
Какая команда быстрее передаст. Почему? Близко стоят друг к другу.
- А где нет воздуха? (в космосе). Можно там что-то услышать? (нет, так как нет МЧ).
- Что надо космонавтам, чтобы услышать друг друга? (рации).
- Их мы сделаем в следующий раз, когда будем играть в космическое путешествие.
Слайд 12 Двигательная деятельность
Физкультминутка «Парашют»
А сейчас полетаем на парашюте. Выходите в центр.
- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Это будет парашют. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
- Что помогло надуть нам парашют? (воздух).
- Почему мы его не видим? (он невидим)
Слайд 13 Игровая деятельность
Использование для возникновения игровой ситуации
(сюжетно-ролевая игра «Поиск сокровищ»)
- Сундучок мы открываем,
Что в нём сейчас узнаем! (открываю)
Загадка
Висит Окошко.
В Окошке - Антошка.
Отошёл Антошка.
Пустое Окошко.
(Зеркало.)
- Ребята, здесь не только зеркало, но и письмо.
- Что увидел Антошка? (отражение). Да, совершенно, верно. Возьмите зеркала и улыбнитесь своему отражению.
- Пройдите по группе и найдите предметы, которые могут отражать. (системная паутинка зарисовать под зеркалом варианты). А посмотрите на ковёр. Почему мы не видим своё отражение? (он не гладкий и не блестящий)
Вывод: Дети в ходе экспериментов приходят к выводу: предметы, имеющие гладкую, блестящую поверхность, дают хорошее отражение, а предметы шероховатые – значительно худшее. При этом есть множество предметов, которые вообще не позволяют увидеть собственное отражение – это ткань, лист бумаги и др.
- Продолжим. Раз зеркало хорошо отражает, попробуем написать своё имя, глядя в него.
Практическая деятельность. Положите перед собой лист бумаги. Поставьте перед листом бумаги, зеркало. Смотря только в зеркало, но не на бумагу, напишите на ней свое имя. Прочитайте своё имя.
- Что у нас получилось? Большинство, а может быть, даже все буквы, оказались перевернутыми. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
(Педагог объясняет принцип этого действия)
Вывод: когда мы пишем, глядя в зеркало, где буквы выглядят обычным образом, на бумаге они оказываются перевернуты. Правильно написанными будут лишь буквы Н, О, Е, В – те, которые выглядят одинаково и в зеркале, и на бумаге, хотя изображение в зеркале перевернуто.
- Теперь прочитаем письмо. Дети читают с помощью зеркала (карта сокровищ). Собирайтесь на поиск сокровищ
Слайд 14 Конструктивно - модельная деятельность
Применение знаний.
Сундучок мы открываем,
Что лежит в нем, мы узнаем.
Загадка:
Я белая как снег,
Дружу с карандашом.
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)
Опыт "Мост из бумаги"
Во время игры у нас возникла проблемная ситуация: не хватило деталей для моста, есть только лист белой бумаги.
Вызвать человека. Может бумага выдержать матрёшку, проверьте (нет). Почему? (бумага прогибается, потому что гибкая).
- Как быть? Теперь сложите этот лист гармошкой и снова постройте мостик. Проверьте? Что получилось? (матрешка стоит на мостике). Как это получилось?
Объяснение воспитателя: складки бумаги стали ребрами жесткости, которые распределили нагрузку и значительно укрепили наш мостик. Ребра жесткости используются в строительных конструкциях.
(заполнить технологическую карту)
Слайд 15 Выводы
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для развития детей, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Слайд 16 Перспектива
Экспериментирование в ЧХЛ
Слайд 17 Используемая литература.
Список литературы
- Владимирова Т.В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы / под ред., И.Я.Гуткович, - Ульяновск, 2002.
- Владимирова Т.В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.) /под ред., И.Я.Гуткович, - Ульяновск, 2001-108с.
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.
- Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. - М., 2005г.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005 г.
- Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
- Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.
- Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами М., 2006г.
- Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М., 2005 г.
- Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004 г.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. - М., 2005 г.
- М.П.Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках».
- Н.В.Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.
- Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.
- Чистякова А.Е., «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста».
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.
- Интернет ресурсы: http://detochki-doma.ru/zagadki-pro-vodu/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.
Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...
Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года -2018" - "Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности"
Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года -2018": "Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности"...
Мастер-класс "Использование театральных кукол в различных видах деятельности"
Мастер-класс "Использование театральных кукол в различных видах деятельности"...
Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....
Мастер-класс на тему: «Динамические паузы между видами деятельности»
Цель: Представление опыта использования динамических пауз и физминуток в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:1. Напомнить методику проведения физкультминуток и динамических пауз...
Мастер - класс "Развитие речи детей в разных видах деятельности"
педагогам ДОУ...