У природы нет плохой погоды
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Занятие - развлечение на метеоплощадке для детей старшей-подготовительной группы дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_-razvlechenie.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Начальная школа – детский сад №24 «Солнышко»
Занятие – развлечение на метеоплощадке
для детей старшей- подготовительной группы дошкольного возраста
«У природы нет плохой погоды»
Составила и провела:
воспитатель Старцева Т.В.
Микляиха,2017
Цель:
- закрепить представления дошкольников о природных явлениях, знания детей об облаках, ветре;
- продолжать учить детей наблюдать явления природы, определять погоду;
- пользоваться приборами: термометром, барометром, флюгером,компасом;
- помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды;
- учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе работы, заниматься сообща;
- воспитывать интерес к наблюдениям за погодой.
Предшествующая работа:
Наблюдения, работа с приборами – помощниками, фиксирование результатов в дневнике погоды, знакомство с народными приметами, чтение стихотворений, загадок.
Оборудование: Термометры, барометр, флюгер, ветряной рукав, осадкомер, дневник наблюдений, календарь погоды, компас.
Ход занятия:
ЭКОЛОШКА встречает детей на улице:
- Здравствуйте ребята!
Я – ЭКОЛОШКА – помощник юным метеорологам.
- Ребята ,а вы знаете кто такие метеорологи?
Дети: Это ученые, которые наблюдают за погодой.
- Правильно, ребята.
- Метеорология – наука о погоде.
- Сегодня мы вспомним о приборах, которые предсказывают погоду. Но вначале мы с вами посмотрим, что нам скажут о погоде наши растения, чтобы потом сравнить их прогноз с показаниями приборов.
(Дети на участке отмечают, какая будет погода)
Почуяв ненастье, цветущий одуванчик быстро складывает свой жёлтый шарик и оборачивает его зелёной розеткой.
Если утром травы густо покрывает роса, день выдастся погожим. Стебельки остаются сухими — будет дождь.
Перед дождем в саду цветы закрываются.
- Дети, что мы с вами увидели на нашем участке?
Дети: Растения очень чутко реагируют на изменения погоды.
ЭКОЛОШКА: Далеко не каждый человек имеет возможность наблюдать за растениями. Поэтому по утрам взрослые слушают прогноз погоды по телевидению, по радио, смотрят в интернете. Кто из вас слушал эти прогнозы? Как эти прогнозы попадают на радио, телевидение? А хотите узнать?
- Ребята, давайте вспомним, как раньше люди узнавали, какая будет погода?
Дети: Смотрели на приметы.
Дидактическая игра "Приметы на картинках"
На карточках «спрятались» приметы:
- Солнце заходит за тучи - будет дождь.
- Много звезд – к погоде, нет - будет дождь.
- Ласточка летает низко - будет дождь, высоко - к хорошей погоде.
- Если весной летает много паутины - лето будет жаркое
- Воробьи купаются ранней весной – к теплой весне.
- Голубь прячет одну ножку в перья - похолодает
- Красное солнце на закате – к ветру.
- Облака плывут высоко – к хорошей погоде.
- Если дождь идет крупными каплями – скоро перестанет.
- Сейчас людям помогают приборы. Они показывают, какая погода будет в ближайшие дни. )
- Приглашаю вас на метеоплощадку.
Появляется воспитатель в костюме Облака.
Здравствуйте,ребята,отгадайте,кто я:
- В небе белая гора,легче пуха и пера.
-Пушистая лошадка,а может бегемот,
А может просто ватка
Над нами вдаль плывет?(облако)
- Правильно,я облако.
Облако приглашает подойти детей к столу. (На столе лейки с водой, барабан, пенопласт, кусочки разноцветной бумаги).
Облако предлагает детям выполнить игровые задания. И подчеркивает, что если они выполнят все задачи, оно их поблагодарит. Если не справятся с задачами - спрячет солнышко.
Облако приглашает нескольких детей (по желанию) подойти к столу, взять лейки, спокойно вылить воду из лейки в таз.
Облако. Слышите звуки? (Да). На что они похожи?
Дети. Эти звуки похожи на звуки дождя.
Облако. Что произойдет, если подуть на измельченный пенопласт? (Предположение детей) Попробуйте?
Дети дуют, и подтверждают, что пенопласт разлетелся в разные стороны.
Облако интересуется, на что это похоже?
Дети. Это похоже на снег.
Облако. А теперь возьмите в руки кусочки цветной бумаги. Поднимите руки вверх и подбросьте бумагу. Что происходит?
Дети. Кусочки бумаги летят на землю.
Облако. Что это вам напоминает?
Дети. Это напоминает осенний листопад.
Облако. А когда же бывает листопад?
Дети. Он бывает только осенью.
Облако (ударяет в барабан). Что напоминает вам этот звук?
Дети. Эти звуки похожи на раскаты грома.
Облако. Что вам напоминает все то, что мы только видели и слышали?
Дети. Все, что мы увидели и услышали напоминает нам явления природы.
Назовите, пожалуйста,какие вы знаете явления природы.
Облако загадывает загадки:
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
Радуга
Кто это такой садовник —
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты?
Дождь
Без рук, без ног,
По полю рыщет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет.
Ветер
Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.
Молния
Не снег и не лёд
А серебром все деревья уберёт.
Иней
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
Мы пошли искать их днём:
Ищем, ищем — не найдём.
Роса
Он зимой бывает,
Землю покрывает,
Весной растает —
Вода простая.
Снег
Молоко над речкой плыло —
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко.
Туман .
Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Падает горошком,
Скачет по дорожкам.
Град
Облако. Эти явления природы оказывают большое влияние на состояние погоды. Люди говорят, что у природы нет плохой погоды. Я знаю, что вы в детском саду тоже наблюдаете за погодой. А зачем именно вы наблюдаете?
Дети. Мы наблюдаем за ветром, небом, осадками, температурой воздуха.
Облако. Расскажите-ка мне, что вы знаете об облаках.
Дети. Облака бывают разной формы. Облака состоят из капелек воды. В солнечную погоду облака легкие, а перед дождем - тяжелые.
Облако. Так, так. Подождите. У меня в сумке есть предметы, которые помогут вам вспомнить, какие именно бывают облака по форме. (Достает перышко).
Дети. Облака бывают перистые.
(Достает кучи ватных шариков)
Дети. Облака бывают кучевые - они держатся группами.
Облако. А еще, какими бывают облака?
Дети. Облака бывают «высокими» и «низкими».
Облако. Какими облаками было покрыто небо зимой?
Дети. Зимой небо было покрыто серыми тяжелыми облаками. Они подолгу висели над землей.
Облако. А сегодня, какое небо?
Дети. Наступила весна и небо синее-синее. По нему плывут белые пушистые кучевые облака.
Облако. Если облака плывут, то какая погода?
Дети. Погода - ветреная.
Появляется воспитатель в костюме ветра.
- Здравствуйте, дети.
- Я тучи нагоняю,
Вою, задуваю,
По свету рыщу,
Пою, да свищу!
- Отгадали, кто я?(ветер)
-Правильно,молодцы,отгадали. Я ветер.
А что такое ветер?
Дети. Ветер - это движение воздуха.
Ветер. Какие бывают ветры?
Дети. Ветры бывают теплые, приятные, сильные, холодные.
Ветер:Так, ветры на земле дуют различной силы - слабые, умеренные, сильные.
Ветер: Какие явления в природе может вызвать ветер в разные времена года? (Осенью - опадание листьев, зимой - метели, весной - таяние снега, летом - прохладу).
Ветер: В какую погоду - ветреную или тихую - мы мерзнем сильнее?
Дети. Сильнее мерзнем в ветреную погоду.
- В какое время года - жарким летом или холодной зимой - мы радуемся ветру, когда выходим на улицу? Почему?
Дети. Конечно же, жарким летом. Ветер приносит прохладу.
Ветер: Что вам о ветре «рассказывают» вот этот большой сачок или флаг?
Дети: это не флаг и не сачок ,а ветряной рукав.
Дети. По его движению можно определить есть ветер или нет. Какой он силы?
Ветер: Присмотритесь-ка к птице,
Сидящей там на спице!
День сидит и два сидит,
В синее небо не летит
Не летает, не поет,
Только странную привычку имеет:
Длинную шею крутит,
Откуда ветер дует!
- Что это у вас за птица?
Дети. Это флюгер. Он помогает определить, откуда именно дует ветер.
Ветер: С помощью какого прибора можно узнать откуда дует ветер? (компаса). Как это сделать? (установить компас, так, чтобы стрелка показывала на север, и посмотреть на рукав).
Дошкольники с Эколошкой определяют направление ветра.
Ветер: А ветер имеет свой голос?
Дети. Имеет и в любое время года этот голос разный.
Физкультминутка «Ветер»:
- Ветер дует нам в лицо, (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо. (руки вверх,качаемся вправо-влево)
Ветер тише,тише,тише….(медленно приседаем)
Деревца всё выше,выше!(медленно встаем,поднимаем руки)
-Ветер читает:
Я тебя подтолкну.
Налечу, засвищу,
Даже шапку сорву.
Эколошка: Дорогие мои, расскажите ветру, что может ветер-озорник делать?
Дети. Летать за птицами, сорвать платок с девочки, отряхнуть яблони, груши в саду, разворошить волосы, свистнуть в ухо.
Облако. Есть ли на вашей метеоплощадке прибор, которым измеряют температуру воздуха?
Дети. Да есть. Это термометр (Подходят ближе).
Эколошка: Давайте дети расскажем Облаку, какие основные части у термометра?
Дети. Стеклянная трубка, внутри которой жидкость, шкала (вроде линейки).
Эколошка:Что обозначает на шкале каждое деление?
Дети. Каждое деление обозначает один градус.
-Что есть в середине шкалы?
Дети. В середине шкалы ноль.
-Что он символизирует?
Дети. Ноль - граница между градусами тепла и мороза.
-Что показывает конец столбика жидкости в трубке термометра?
Дети. Он показывает сколько градусов.
Облако просит нескольких детей определить температуру воздуха.
Проверяет, правильно ли дошкольники определили температуру.
-Где температура воздуха выше? В тени или на солнце? Почему?
Дети: На солнце жарче, температура воздуха будет выше, в тени прохладнее - будет меньше, ниже.
Для термометра сделана специальная будка, которая скрывает термометр от прямых лучей солнца.
Облако: Этот прибор как называется?
Дети: Барометр. Он измеряет атмосферное давление. Чем оно выше, тем меньше вероятность дождя.
Облако. А был ли сегодня ночью дождь? Как вы об этом узнаете?
Дети. Дождя не было. Во-первых, земля сухая. Луж нет. Во-вторых, наш осадкомер пустой. (Дети демонстрируют Облаку пустую емкость с делениями).
Облако: Какой вы знаете явный признак того, что дождь приближается?
Дети. Это мрачные темно-серые облака на небе.
Облако: Почему через них не проходит солнечный свет?
Дети. Потому что эти облака наполненные влагой и очень плотные.
Облако:А какие бывают дожди?
Дети. Сильные, слабые, кратковременные, долговременные, теплые и холодные.
Эколошка: Облако, дети, хотят узнать, сколько дождей ты знаешь?
Облако. Итак, слушайте и считайте.
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Эколошка. Так, сколько вы насчитали дождей?
Дети. Всего 6 разновидностей дождей.
Эколошка. А ты, Облако?
Облако. И я столько же. Молодцы, ребята.
Итог:
ЭКОЛОШКА: Сегодня мы определяли погоду с помощью приборов – помощников.
Давайте уважаемые метеорологи вместе обобщим наши наблюдения и составим прогноз погоды.
- Назовите какое сегодня число, месяц, день?
- Какая сегодня погода?
Отметим результаты в дневнике наблюдений.
Какой прибор – помощник помог нам точно определить температуру воздуха? (термометр).
Где температура воздуха выше? В тени или на солнце? Почему?
Что может повлиять на погоду в течении дня? (ветер).
Есть ли сегодня ветер?
Как определили? (смотрим на рукав, флюгер).
С помощью какого прибора можно узнать откуда дует ветер? (компаса).
-Молодцы,ребята,вы сегодня очень хорошо потрудились.
Рефлексия:
Ребята, давайте наш прогноз погоды споем: (звучит музыка)
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег, в любое время года,
Надо благодарно принимать.
Ребята,если вам понравилось занятие,у вас хорошее настроение, то приклейте пожалуйста на стенд солнышко,а если вам было грустно- тучку.
Облако и Ветер прощаются с детьми, угощают сладостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "У природы нет плохой погоды"
Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания, плсвященного формированию у детей экологической культуры...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"
Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
У природы нет плохой погоды
Даются рекомендации родителям по наблюдению за природой...
Занятие художественно-эстетического направления на тему "У природы нет плохой погоды" в старшей группе МДОУ
1. Рассматривание картин: И.Остроухов "Золотая осень", А.Грицай "Прошёл лёгкий дождь", К.Крыжицкий "Ранний снег".2. Игра "Эхо".3. Физминутка "Листья осенние".4. Чтение стихов: А.Плещеев "Осень наступи...
Беседа по экологии "У природы нет плохой погоды..."
Цель: расширение представлений о разнообразии погоды Сибири. Формирование умения сравнивать погоду в разное время года, используя метеорологические термины.Работа над словарем: температура, термометр,...
Конспект Дня Здоровья:"У природы нет плохой погоды".
В этом году на День Здоровья была дана такая тема:"У природы нет плохой погоды". При создании конспекта постаралась, чтоб занятие было насыщенное, интересное. Учитывала здоровьесберегающие технологии....