У природы нет плохой погоды
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Старцева Татьяна Викторовна

Занятие - развлечение на метеоплощадке для детей старшей-подготовительной группы дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-razvlechenie.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Начальная школа – детский сад №24 «Солнышко»

Занятие – развлечение на метеоплощадке

для детей старшей- подготовительной  группы дошкольного возраста

«У природы нет плохой погоды»

Составила и провела:

воспитатель Старцева Т.В.

Микляиха,2017

Цель:

- закрепить представления дошкольников о природных явлениях, знания детей об облаках, ветре;

- продолжать учить детей наблюдать явления природы, определять погоду;

 - пользоваться приборами: термометром, барометром, флюгером,компасом;

- помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными  явлениями, составлять прогноз погоды;

- учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе работы, заниматься сообща;

-  воспитывать интерес к наблюдениям за погодой.

Предшествующая работа:

Наблюдения, работа с приборами – помощниками, фиксирование результатов в дневнике погоды, знакомство с народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Оборудование: Термометры, барометр, флюгер, ветряной рукав, осадкомер, дневник наблюдений, календарь погоды, компас.

Ход занятия:

ЭКОЛОШКА встречает детей на улице:

- Здравствуйте ребята!

Я – ЭКОЛОШКА – помощник юным метеорологам.

- Ребята ,а вы знаете кто такие метеорологи?

Дети: Это ученые, которые наблюдают за погодой.

-  Правильно, ребята.

-  Метеорология – наука о погоде.

 - Сегодня мы вспомним о приборах, которые предсказывают погоду. Но вначале мы с вами посмотрим, что нам скажут о погоде наши растения, чтобы потом сравнить их прогноз с показаниями приборов. 

(Дети на участке отмечают, какая будет погода)

Почуяв ненастье, цветущий одуванчик быстро складывает свой жёлтый шарик и оборачивает его зелёной розеткой.

Если утром травы густо покрывает роса, день выдастся погожим. Стебельки остаются сухими — будет дождь.

Перед дождем в саду цветы закрываются.

- Дети, что мы с вами увидели на нашем участке?

 Дети: Растения очень чутко реагируют на изменения погоды.

 ЭКОЛОШКА: Далеко не каждый человек имеет возможность наблюдать за растениями. Поэтому по утрам взрослые слушают прогноз погоды по телевидению, по радио, смотрят в интернете. Кто из вас слушал эти прогнозы? Как эти прогнозы попадают на радио, телевидение? А хотите узнать?

 - Ребята, давайте вспомним, как раньше люди узнавали, какая будет погода?

Дети:  Смотрели на приметы.

Дидактическая игра "Приметы на картинках"

На карточках  «спрятались» приметы:

- Солнце заходит за тучи - будет дождь.

- Много звезд – к погоде, нет - будет дождь.

 - Ласточка летает низко - будет дождь, высоко - к хорошей погоде.

- Если весной летает много паутины - лето будет жаркое

- Воробьи  купаются ранней весной – к теплой весне.

- Голубь прячет одну ножку в перья - похолодает

- Красное солнце на закате – к ветру.

- Облака плывут высоко – к хорошей погоде.

- Если дождь идет крупными каплями – скоро перестанет.

- Сейчас людям помогают приборы. Они показывают, какая погода будет в ближайшие дни. ) 

- Приглашаю вас на метеоплощадку.

Появляется воспитатель в костюме Облака.

Здравствуйте,ребята,отгадайте,кто я:

- В небе белая гора,легче пуха и пера.

-Пушистая лошадка,а может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывет?(облако)

- Правильно,я облако.

Облако приглашает подойти детей к столу. (На столе лейки с водой, барабан, пенопласт, кусочки разноцветной бумаги).

Облако предлагает детям выполнить игровые задания. И подчеркивает, что если они выполнят все задачи, оно их поблагодарит. Если не справятся с задачами - спрячет солнышко.

Облако приглашает нескольких детей (по желанию) подойти к столу, взять лейки, спокойно вылить воду из лейки в таз.

Облако. Слышите звуки? (Да). На что они похожи?

Дети. Эти звуки похожи на звуки дождя.

Облако. Что произойдет, если подуть на измельченный пенопласт? (Предположение детей) Попробуйте?

Дети дуют, и подтверждают, что пенопласт разлетелся в разные стороны.

Облако интересуется, на что это похоже?

Дети. Это похоже на снег.

Облако. А теперь возьмите в руки кусочки цветной бумаги. Поднимите руки вверх и подбросьте бумагу. Что происходит?

Дети. Кусочки бумаги летят на землю.

Облако. Что это вам напоминает?

Дети. Это напоминает осенний листопад.

Облако. А когда же бывает листопад?

Дети. Он бывает только осенью.

Облако (ударяет в барабан). Что напоминает вам этот звук?

Дети. Эти звуки похожи на раскаты грома.

Облако. Что вам напоминает все то, что мы только видели и слышали?

Дети. Все, что мы увидели и услышали напоминает нам явления природы.

Назовите, пожалуйста,какие  вы знаете  явления природы.

Облако загадывает загадки:

Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
Радуга

Кто это такой садовник —
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты? 
Дождь

Без рук, без ног,

По полю рыщет,

Деревья ломает,

К земле траву приклоняет.

Ветер

Раскалённая стрела

Дуб свалила у села.  

Молния

 

Не снег и не лёд

А серебром все деревья уберёт.

 Иней

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

Мы пошли искать их днём:

Ищем, ищем — не найдём.

Роса

Он зимой бывает,

Землю покрывает,

Весной растает —

Вода простая.

Снег

 

Молоко над речкой плыло —

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко.

Туман .

Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Падает горошком,
Скачет по дорожкам. 
Град

Облако. Эти явления природы оказывают большое влияние на состояние погоды. Люди говорят, что у природы нет  плохой погоды. Я знаю, что вы в детском саду тоже наблюдаете за погодой. А зачем именно вы наблюдаете?

Дети. Мы наблюдаем за ветром, небом, осадками, температурой воздуха.

Облако. Расскажите-ка мне, что вы знаете об облаках.

Дети. Облака бывают разной формы. Облака состоят из капелек воды. В солнечную погоду облака легкие, а перед дождем - тяжелые.

Облако. Так, так. Подождите. У меня в сумке есть предметы, которые помогут вам вспомнить, какие именно бывают облака по форме. (Достает перышко).

Дети. Облака бывают перистые.

(Достает кучи ватных шариков)

Дети. Облака бывают кучевые - они держатся группами.

Облако. А еще, какими бывают облака?

Дети. Облака бывают «высокими» и «низкими».

Облако. Какими облаками было покрыто небо зимой?

Дети. Зимой небо было покрыто серыми тяжелыми облаками. Они подолгу висели над землей.

Облако. А сегодня, какое небо?

Дети. Наступила весна и небо синее-синее. По нему плывут белые пушистые кучевые облака.

Облако. Если облака плывут, то какая погода?

Дети. Погода - ветреная.

Появляется воспитатель в костюме ветра.

- Здравствуйте, дети.

- Я тучи нагоняю,

Вою, задуваю,

По свету рыщу,

Пою, да свищу!

- Отгадали, кто я?(ветер)

-Правильно,молодцы,отгадали. Я ветер.

А что такое ветер?

Дети. Ветер - это движение воздуха.

Ветер. Какие бывают ветры?

Дети. Ветры бывают теплые, приятные, сильные, холодные.

 Ветер:Так, ветры на земле дуют различной силы - слабые, умеренные, сильные.

Ветер: Какие явления в природе может вызвать ветер в разные времена года? (Осенью - опадание листьев, зимой - метели, весной - таяние снега, летом - прохладу).

Ветер: В какую погоду - ветреную или тихую - мы мерзнем сильнее?

Дети. Сильнее мерзнем в ветреную погоду.

- В какое время года - жарким летом или холодной зимой - мы радуемся ветру, когда выходим на улицу? Почему?

Дети. Конечно же, жарким летом. Ветер приносит прохладу.

Ветер: Что вам о ветре «рассказывают» вот этот большой сачок или флаг?

Дети: это не флаг и не сачок ,а ветряной рукав.

Дети. По его движению  можно определить есть ветер или нет. Какой он силы?

Ветер: Присмотритесь-ка к птице,

Сидящей там на спице!

День сидит и два сидит,

В синее небо не летит

Не летает, не поет,

Только странную привычку имеет:

Длинную шею крутит,

Откуда ветер дует!

- Что это у вас за птица?

Дети. Это флюгер. Он помогает определить, откуда именно дует ветер.

 Ветер: С помощью какого прибора можно узнать откуда дует ветер? (компаса). Как это сделать? (установить компас, так, чтобы стрелка показывала на север, и посмотреть на рукав).

 Дошкольники с Эколошкой определяют направление ветра.

Ветер: А ветер имеет свой голос?

Дети. Имеет и в любое время года этот голос разный.

Физкультминутка «Ветер»:

- Ветер дует нам в лицо, (руками машем себе в лицо)

Закачалось деревцо. (руки вверх,качаемся вправо-влево)

Ветер тише,тише,тише….(медленно приседаем)

Деревца всё выше,выше!(медленно встаем,поднимаем руки)

-Ветер читает:

Я тебя подтолкну.

Налечу, засвищу,

Даже шапку сорву.

Эколошка: Дорогие мои, расскажите ветру, что может ветер-озорник делать?

Дети. Летать за птицами, сорвать платок с девочки, отряхнуть яблони, груши в саду, разворошить волосы, свистнуть в ухо.

Облако. Есть ли на вашей метеоплощадке прибор, которым измеряют температуру воздуха?

Дети. Да есть. Это термометр (Подходят ближе).

Эколошка: Давайте дети расскажем Облаку, какие основные части у термометра?

Дети. Стеклянная трубка, внутри которой жидкость, шкала (вроде линейки).

Эколошка:Что обозначает на шкале каждое деление?

Дети. Каждое деление обозначает один градус.

-Что есть в середине шкалы?

Дети. В середине шкалы ноль.

-Что он символизирует?

Дети. Ноль - граница между градусами тепла и мороза.

-Что показывает конец столбика жидкости в трубке термометра?

Дети. Он показывает сколько градусов.

Облако просит нескольких детей определить температуру воздуха.

Проверяет, правильно ли дошкольники определили температуру.

-Где температура воздуха выше? В тени или на солнце? Почему?

Дети: На солнце жарче, температура воздуха будет выше, в тени прохладнее - будет меньше, ниже.

Для термометра сделана специальная будка, которая скрывает термометр от прямых лучей солнца.

Облако: Этот прибор как называется?

Дети: Барометр. Он измеряет атмосферное давление. Чем оно выше, тем меньше вероятность дождя.

Облако. А был ли сегодня ночью дождь? Как вы об этом узнаете?

Дети. Дождя не было. Во-первых, земля сухая. Луж нет. Во-вторых, наш осадкомер пустой. (Дети демонстрируют Облаку  пустую емкость с делениями).

Облако: Какой вы знаете явный признак того, что дождь приближается?

Дети. Это мрачные темно-серые облака на небе.

Облако: Почему через них не проходит солнечный свет?

Дети. Потому что эти облака наполненные влагой и очень плотные.

Облако:А какие бывают дожди?

Дети. Сильные, слабые, кратковременные, долговременные, теплые и холодные.

Эколошка: Облако, дети, хотят узнать, сколько дождей ты знаешь?

Облако. Итак, слушайте и считайте.

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Эколошка. Так, сколько вы насчитали дождей?

Дети. Всего 6 разновидностей дождей.

Эколошка.  А ты, Облако?

Облако. И я столько же. Молодцы, ребята.

Итог:

ЭКОЛОШКА: Сегодня мы определяли погоду с помощью приборов – помощников.

Давайте уважаемые метеорологи вместе обобщим наши наблюдения и составим прогноз погоды.

- Назовите какое сегодня число, месяц, день?

- Какая сегодня погода?

Отметим результаты в дневнике наблюдений.

Какой прибор – помощник помог нам точно определить температуру воздуха? (термометр).

Где температура воздуха выше? В тени или на солнце? Почему?

Что может повлиять на погоду в течении дня? (ветер).

Есть ли сегодня ветер?

Как определили? (смотрим на рукав, флюгер).

С помощью какого прибора можно узнать откуда дует ветер? (компаса).

-Молодцы,ребята,вы сегодня очень хорошо потрудились.

Рефлексия:

Ребята, давайте наш прогноз погоды споем: (звучит музыка)

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода благодать.

Дождь ли снег, в любое время года,

Надо благодарно принимать.

Ребята,если вам понравилось занятие,у вас хорошее настроение, то приклейте пожалуйста на стенд солнышко,а если вам было грустно- тучку.

Облако и Ветер прощаются с детьми, угощают сладостями.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "У природы нет плохой погоды"

Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания, плсвященного формированию у детей экологической культуры...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

У природы нет плохой погоды

Даются рекомендации родителям по наблюдению за природой...

Занятие художественно-эстетического направления на тему "У природы нет плохой погоды" в старшей группе МДОУ

1. Рассматривание картин: И.Остроухов "Золотая осень", А.Грицай "Прошёл лёгкий дождь", К.Крыжицкий "Ранний снег".2. Игра "Эхо".3. Физминутка "Листья осенние".4. Чтение стихов: А.Плещеев "Осень наступи...

Беседа по экологии "У природы нет плохой погоды..."

Цель: расширение представлений о разнообразии погоды Сибири. Формирование умения сравнивать погоду в разное время года, используя метеорологические термины.Работа над словарем: температура, термометр,...

Конспект Дня Здоровья:"У природы нет плохой погоды".

В этом году на День Здоровья была дана такая тема:"У природы нет плохой погоды". При создании конспекта постаралась, чтоб занятие было насыщенное, интересное. Учитывала здоровьесберегающие технологии....