Экспериментальная деятельность в старшей группе "Свойства воздуха"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Способствовать познавательно - исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предложения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:


Экспериментальная деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»

              Подготовила и провела:  Жигмитова Л.Н.

Цель: Систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста, о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

3. Обеспечить получение опыта взаимодействия в группе, преодоление боязни тактильного контакта.

Предварительная работа:

наблюдения за температурой воздухаэкспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование:

оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, по количеству детей, схемы последовательности действий, шапочки, таз с водой, модели корабликов.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

- Ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и побывать в «Научно-исследовательской лаборатории».

- Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

- Можно, я как старшая по возрасту возьму на себя роль директора лабораторией? Ответы детей (надевает халат).

- А вы будете научными работниками лаборатории. Я предлагаю вам сейчас выбрать лабораторию, в которой ваша компания будет проводить научные эксперименты.

Уважаемые сотрудники предлагаю пройти в лабораторию и занять свои рабочие места (надевают шапочки и проходят в лабораторию)

Основная часть:

В лаборатории на столах находится оборудование, которое необходимо для проведения опытов и исследований.

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработали - убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете отгадав загадку:

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас. (Воздух)

Что это? (Ответы детей)

Правильно ребята, воздух.

1 опыт. «Поймай воздух» При помощи полиэтиленовых пакетов «ловим» воздух.

Рассматривание пакета с воздухом.

- Вы видите воздух?

- Значит воздух какой?

- Какими словами можно его назвать (невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно).

Это качество воздуха обозначим символом – перечёркнутый глаз.

ВыводВоздух невидим, но если его поймать в пакет, то он примет форму пакета и мы сможем его увидеть.

Воспитатель. Как мы еще можем увидеть воздух с помощью, оставшегося в этой лаборатории оборудования? (Предлагаю подуть через трубочку в стаканчик с водой) Что мы видим? (пузырьки)

ВыводВоздух есть внутри нас, мы дуем в стакан с водой, воздух легче воды, поэтому он всплывает на поверхность в виде пузырьков.

2 опыт: Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух?

- А поможет нам в этом оборудование, которое находится в третьей лаборатории. (На столе лежат веера, по количеству детей). Помашите веером перед лицом, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (веер движется и как бы подгоняет воздухвоздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок)

Вывод: Когда воздух движется, получается ветер.

3 опыт: на столе стоят стаканчики ко дну прикреплена салфетка. Дети по схеме проводят опыт. Переворачивают стаканы отверстием вниз и опускают в воду. Вода полностью закрыла стаканы, аккуратно вынимают из воды. Потрогайте салфетку, какая она?

Дети лаборанты. Сухая.

Почему? Потому что в стакане воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Таким же образом опускаю стакан в воду и медленно наклоняют его. Воздух вылетает из стакана пузырьками.

Вывод: стакан только кажется пустой, на самом деле – в нем воздух.

4 опыт:

Дети опускает парусники на воду, дуют на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем).

Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края».

Обсуждение с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать).

Вывод: Пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность.

Рефлексия:

Уважаемые ученые, что мы знали о воздухе?

Дети. Воздух не имеет форы, цвета, вкуса, запаха, его не видно, он легче воды.

Воздух необходим для жизни человека.

Мне, ребята, очень понравилось работать с вами в лаборатории. Сегодня работали очень хорошие, умные сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, справедливо решали возникшие вопросы, очень хорошо планировали свою работу.

Литература: Интернет ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Воздух".

На занятии дети закрепляют знания о воздухе, его свойствах,  об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, знакомятся с атмосферным давлением....

Конспект занятия по познвательно-экспериментальной деятельности для старшей группы "Что такое воздух"

Занятие для старшего дошкольного возраста по познавательно-экспериментальной деятельности...

Конспект НОД по экологии и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух – он не видим, но он существует»

Программное содержание:1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться,...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка».

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять...

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...