Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Наши пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно-образовательной деятельности направлен на расширение, систематизацию представлений детей о птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno-obrazovatelnoy_deyatelnosti_nashi_pernatye_druzya.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №193»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
на тему «Наши пернатые друзья» в старшей группе 5-6 лет
Педагог: Калайчева Медули Давидовна
Цель: расширение, систематизация и закрепление представлений о птицах.
Задачи приоритетной образовательной области
Познавательное развитие: сформировать представление детей о строении птиц и классификации на основе связи между характером корма и способом его добывания, закрепляя умения устанавливать причинно-следственные связи, познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда и Красной книгой Ивановской области.
Задачи в интеграции образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам; формировать интерес к общению между взрослыми и детьми, навыки сотрудничества, умения слушать сверстника.
Речевое развитие: развивать речевую активность, диалогическую речь, побуждать детей говорить полными предложениями; продолжать обогащать словарь детей новыми словами: орнитологи, насекомоядные, зерноядные; совершенствовать грамматический строй речи.
Физическое развитие: обогащать опыт двигательной деятельности детей, координацию движений, крупную и мелкую моторику.
Развивающая предметно-пространственная среда: в группе: картины с изображением перелётных птиц; кормушка и скворечник в природном уголке (в свободной деятельности дети лепят фигурки птиц); выставки детских работ на тему «Птицы прилетели», «Скворечник», «Птица вьёт гнездо»; размещение в книжном уголке книг: из серии для детского сада «Как появляется птица», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Д. Кайгородов «Из царства пернатых».
Цель применения ИКТ в НОД
- внесение разнообразия в образовательную область;
- использование яркой, красочной формы представления информации.
Методы и приёмы
Метод демонстрации: демонстрация презентации с изображением птиц и их гнёзд, показ перьев птиц;
Словесный метод: рассказ воспитателя о птичьих гнёздах, беседа об оказании помощи птицам в разное время года и правилах поведения в природе, вопросы;
Игровой метод: получение письма от орнитологов, дидактические игры «Разрезные картинки», «Угадай по клюву», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы и птенцы».
Планируемые результаты
Ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями об окружающем, владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания.
Предпосылки УД
Коммуникативные: умение слушать взрослого и отвечать на вопросы; умение участвовать в совместной деятельности.
Познавательные: умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира.
Личностные: умение сохранять заданную цель; бережное отношение ко всему живому.
Регулятивные: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Материалы, оборудование
Для педагога: проектор, экран, компьютер, подборка материала «Гнёзда птиц», письмо от орнитологов и карточки с заданиями, Красная книга Ивановской области.
Для детей: по количеству детей – разрезные картинки, пуховые и маховые перья, материал для дидактических игр «Узнай по клюву», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы и птенцы», медали с надписью «Юный орнитолог».
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы о птицах.
2. Рассматривание иллюстраций с птицами.
3. Рассказ педагога в свободной деятельности о зимующих и перелётных птицах, почему их так называют.
4. Наблюдение за птицами во время прогулок.
Содержание:
1. Получение письма от учёных. Чтобы узнать изучением кого они занимаются, детям необходимо выполнить задание.
2. Выполнение заданий от учёных-орнитологов (при выполнении каждого задания обращается внимание детей на пользу, приносимую птицами людям и необходимом бережном отношении к птицам):
- «Внешний вид птиц»,
- «Угадай по клюву»,
- «Зимующие и перелётные птицы»,
- «Гнёзда птиц»,
- «Птицы и птенцы».
3. Посвящение детей в «Юных орнитологов», показ и дальнейшее знакомство с Красной книгой Ивановской области.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть (мотивация подготовительный этап) | |
Цель этапа: ознакомление детей с орнитологией, наукой, занимающейся изучением птиц. Дети, сегодня по дороге на работу, я встретила почтальона, который передал вам письмо от орнитологов нашего города Иванова. Вы знаете, кто такие орнитологи? А хотите узнать? Орнитологи – это учёные, а вот кого они изучают, вы узнаете, когда соберёте картинки. Ребята, кто изображён на картинках? Так кто же такие орнитологи? А вам хочется послушать, что они вам пишут? Тогда давайте прочитаем это письмо. «Дорогие дети! Нам стало известно, что ваш детский сад называется «Голубок». И мы предположили, что вам будет интересно узнать что-то новое о птицах, а также выполнить задания, которые мы для вас приготовили. И, справившись с ними, вы будете приняты в ряды юных орнитологов. Удачи!» Ребята, а у вас есть желание стать юными орнитологами? Что для этого необходимо сделать? Тогда давайте приступим. | Цель этапа: включение в образовательную деятельность. Нет, не знаем. Из разрезных картинок (на каждого ребёнка), дети составляют целую картинку. На картинке изображены птицы. Орнитологи – это учёные, которые изучают птиц. Да, хотим. Дети слушают.
Выполнить задания, которые подготовили орнитологи. |
Основная часть Исследовательская деятельность «Части тела птицы и его покров» | |
Цель: закрепление знаний детей о строение птицы, развитие наблюдательности, познавательного интереса в процессе исследования, устанавливание причинно -следственной связи. | Цель: проявление инициативы с целью получения знаний исследование особенностей строения пуховых и маховых перьев, |
На экране появляются изображения птиц. Дети, назовите, пожалуйста, части тела птицы. А чем покрыто тело птиц? Воспитатель обращает внимание детей на коробочку, стоящую на столе. Вам интересно узнать, что лежит в коробочке, давайте заглянем в неё. Что это? Посмотрите внимательно на перья, что вы можете о них сказать. Перья, покрывающие тело птицы разные и предназначение их тоже отличается. Я предлагаю вам взять по одному маленькому пёрышку, потрогайте его. Что вы можете сказать о своём пёрышке, какое оно? Эти пёрышки называются пуховыми, они покрывают всё тело птицы и согревают её. А как человек использует пуховые перья? Теперь возьмите по большому перу. Какое оно? Обратите внимание: у большого пера толстый стержень. Большие перья помогают птицам летать и называются они маховыми. Посмотрите на изображение птицы и назовите части тела, которые покрывают маховые перья. Особенности строения птиц принесли человеку огромную пользу. Так, ещё с древних времён, наблюдая за полётом птиц, человек сам хотел научиться летать. И прошло много-много времени, прежде чем человек построил самолёт. И не смотря на то, что во время полёта, в отличии от птиц, крылья у самолёта жёстко закреплены на корпусе, самолёт летит именно благодаря им, а также двигателям. Наличие у самолёта крыльев, корпуса и шасси не случайно, так как конструируя самолёт, люди в первую очередь ориентировались на строение и способы полёта птиц. | Дети называют части тела птиц: голова, на которой расположен клюв; шея; туловище; хвост; два крыла; две лапы с когтями. Тело птиц покрыто перьями. Дети рассматривают содержимое коробочки. Да это же перья. Дети описывают перья. Перья отличаются по цвету. А ещё размер: одни маленькие, другие – большие. Дети берут по одному маленькому пёрышку, ощупывают и отвечают: -Маленькое пёрышко мягкое, нежное, пушистое… Пуховыми перьями набивают подушки, одеяла, утепляют одежду. Дети берут по большому перу, ощупывают его и отвечают: Большое перо гладкое, более жёсткое. На экране появляется изображение птицы, у которой отчётливо видны маховые перья. Дети рассматривают изображение. Маховые перья покрывают крылья и хвост. На экране появляется изображение птицы в полёте и самолёта в небе. Дети сравнивают их. |
Дидактическая игра «Угадай, чей клюв» | |
Цель: закрепление у детей представлений о связи между характером корма и строением клюва птиц. | Цель: установление причинно – следственной связи |
На столе лежат карточки с изображением разных клювов. Дети, клюв птицы – это её рот. Иногда клюв называют носом, но это неверно. Какой только формы и величины не бывают клювы у птиц. Изображения некоторых из них лежат перед вами. Опишите клюв птиц, подберите картинку, на которой изображено какую пищу удобно употреблять соответствующим клювом и картинку с изображением птицы. А как птицы разными способами питания помогают людям? | Дети в парах рассматривают карточки с изображением клювов разной формы, подбирают соответствующие карточки и аргументируют свой выбор. Коротким, толстым и крепким клювом удобно склёвывать семена, ягоды. Это зерноядные птицы. Коротким, изогнутым клювом с крючком на конце удобно отрывать куски мяса. Это хищники. Плоским клювом удобно захватывать порцию ила со дна, затем процеживать и оставлять только съестное. Это всеядные водоплавающие птицы. Прямым, удлинённым острым и тонким клювом удобно ловить насекомых. Это насекомоядные птицы. Птицы поедают вредных насекомых, грызунов, семена сорняков. Распространяют семена растений. |
Дидактическая игра «Зимующие и перелётные птицы» Цель: закрепление у детей представлений о зимующих и перелётных птицах, развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии, готовности прийти на помощь зимующим птицам. Дети, давайте подумаем: в какое время года птиц больше? Как называют птиц, которые улетают от нас осенью и возвращаются весной? А тех, которые остаются с нами? А почему многие птицы улетают? Может они боятся морозов? Значит, если птицы питаются насекомыми… Ребята, а хотите поиграть в игру, которую вам предлагают орнитологи? Попробуйте расселить птиц в нужные домики: зимующих птиц в домик со снежинкой, а перелётных – с солнышком. Не смотря на то, что зимующим птицам насекомые не нужны, добывать себе зёрнышки и ягодки зимой очень трудно. Как мы помогаем птицам зимой? Физкультминутка «Грачи прилетели» Цель: переключение детей на двигательную деятельность, снятие напряжения, восстановление умственной работоспособности. | Цель: установление причинно – следственной связи; приобретение знаний с целью оказания помощи птицам в зимний период. Весной и летом, потому что возвращаются птицы из теплых стран. Таких птиц называют перелётными. Их называют зимующими. Нет, они больше боятся голода. Птицы едят ягоды, семена, насекомых, рыбу и т.д. А сенью насекомые исчезают: они прячутся или погибают, а ягод и вовсе не. Рыба, уходит глубоко под воду и птицы не могут их достать. То зимой им есть нечего и поэтому им приходится улетать в теплые края, где насекомые не прячутся. Да, хотим. Дети берут по одной карточке с изображением птицы, называют её и заселяют в «соответствующий» домик. Сколачиваем, мастерим из бросового материала или обновляем кормушки, закрепляем их на деревьях и ежедневно засыпаем туда крупу, хлебные крошки, вешаем кусочки сала. Цель: повторение стихотворения, выполнение движений. |
Ребята, когда зима закончится, какое время года наступит? Я предлагаю вам провести физкультминутку про то, как поведут себя грачи, когда прилетят к нам весной. Весна наступила, грачи прилетели, На лужайку сели, Походили, поклевали, Крыльями помахали И в гнёзда полетели. | Наступит весна. Дети имитируют движения птиц. |
«Гнёзда птиц» | |
Цель: обогащение знаний детей о строение птичьих гнёзд, развитие наблюдательности, Воспитание бережного отношения к природе (деревьям). | Цель: проявление инициативы с целью обогащения знаний о птичьих гнёздах, бережном отношении к природе (деревьям). |
На экране демонстрируются презентация с птицами и их гнёздами. Много забот и хлопот весной у птиц. Сначала надо отремонтировать старые или построить новые гнёзда. Послушайте и посмотрите, что нам об этом хотят рассказать орнитологи. Ласточка. Своё гнездо не вьёт, а лепит из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляет всё это дождевой водой или липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. Свой домик ласточка устраивает под карнизами домов, под крышами сараев, а сестрёнки ласточки-береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах. Грач. Живут грачи большими шумными компаниями. Вьют гнёзда на вершине высокого дерева или ремонтируют старые. Гнездо строят из сухих сучьев, выстилают сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также используют различный мусор. Аист. Устраивает гнездо на видном месте – крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших веток и прутьев. Жаворонок. Своё гнездо вьёт в лугах или засеянных полях из стеблей травы, тонких корешков, дно устилает небольшим количеством шерсти, конским волосом и пухом. Скворец. Селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким пухом, мхом, травинками. Как вы думаете, чем крепятся скворечники к дереву, приколачивают гвоздями? А тогда как это сделать? Верно, ребята, вы всё правильно понимаете, молодцы! Дидактическая игра «Птичьи гнёзда» Цель: воспитание у детей желания оказывать помощь птицам в постройке гнёзд. Дети, орнитологи предлагают вам игру «Птичьи гнёзда» . В коробочке лежат различные предметы, которые они вам послали: вата, веточки, солома, болтики, ложки, камушки, кусочки глины и т. п. Вам нужно выбрать из этих предметов только те, которые птицы могут использовать при строительстве своих гнёзд. Дети, давайте подумаем, какую пользу птицам в строительстве гнёзд мы можем оказать во время прогулки? | Дети рассматривают слайды и слушают рассказ педагога. Крепить скворечники гвоздями к дереву нельзя, это может нанести ему вред. Крепят их с помощью деревянного шеста и проволоки. Цель: приобретение знаний целью оказания помощи птицам в постройке гнёзд. Дети выбирают из различных предметов только пригодные для строительства гнезда и аргументируют свой выбор Развесить на кусты ватку, маленькие тряпочки, комочки шерсти… |
Дидактическая игра «Птицы и птенцы» | |
Цель: обогащение знаний детей о предназначении и разнообразии птичьих гнёзд; совершенствование грамматического строя речи; закрепление представлений о правилах поведения в природе. | Цель: проявление инициативы с целью обогащения знаний о правилах поведения в природе; проявления знаний о названии птиц и их птенцов. |
Дети, а зачем птицам нужны гнёзда? Летали бы, кушали насекомых, семена, ягодки… Назовите птицу, изображённую на картине, затем как называется её птенец и птенцы. А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалёку, они покидают свои гнёзда и стараются увести врагов подальше от своего домика и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А ещё, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Постарайтесь запомнить и рассказать своим друзьям и родителям о правилах поведения в лесу. Договорились? Я, ребята, птиц люблю. Никогда их не ловлю- Ни ловушками, ни в сетки, Не держу их дома в клетке. Никогда гнезда не трону Ни сороки, ни вороны, Ни скворца, ни воробья Не обижу в жизни я! Вы со мной согласны? Я рада. | В гнёздах птицы откладывают яйца, высиживают их и растят птенцов. Дети выбирают по одной картинке, называют птицу и её птенца, сначала в единственном числе, затем – во множественном. Дети слушают, высказываются сами. Да, обязательно! Да. |
Заключительная часть «Посвящение в орнитологи» | |
Цель: ориентация детей на самостоятельную деятельность вне рамок НОД, организация рефлексии. | Цель: получение положительных эмоций. |
Воспитатель читает обращение орнитологов к детям: «Дети, если вам читают наше обращение, это значит, что внимательно слушали рассказы о птицах и выполнили все наши задания. И мы принимаем вас в ряды юных орнитологов и дарим Красную книгу Ивановской области. В эту книгу занесены исчезающие и редкие виды птиц и других животных нашего края. Любите и берегите природу. Орнитологи города Иванова». Воспитатель вручает медальоны с эмблемой «Юный Орнитолог», знакомит с некоторыми птицами из книги. Задаёт вопросы: -Дети, интересно вам было выполнять задания орнитологов? -Что нового вы узнали? Воспитатель благодарит детей за то, что дети успешно справились со всеми заданиями и предлагает дома узнать ещё больше информации и рассказать при следующей встрече. | Дети внимательно слушают. Дети высказывают своё мнение о том, что им было интересного и что нового они узнали. Дети изъявляют желание узнать ещё больше информации о птицах и рассказать. Дети по желанию: рассматривают Красную книгу Ивановской области, играют, танцуют. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками - коммуникация. Тема: «Наши пернатые друзья». Коррекционной группы для детей с нарушением речи
Цель: активизировать в речи сложные прилагательные; формировать умение понимать смысл фразеологического оборота....
Конспект игры – викторины по ознакомлению детей с природным окружением в старшей группе на тему: «Наши пернатые друзья».
Цель: Закрепить знания детей о птицах родного края; упражнять в умении загадывать описательные загадки о птицах; узнавать птиц по голосам, на слайдах; упражнять количественному счёту в пре...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Тема: "Наши пернатые друзья". (старшая разновозрастная группа)
Цели:Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на ...
Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию на тему: «Наши пернатые друзья» в старшей группе «А»
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, расширять представления о перелетных и зимующих птицах....
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы №3 Тема «Наши пернатые друзья»
Актуальность проекта: Птицы первые и самые надежные помощники человека. Некоторых из них мы можем встречать каждый день возле своего дома, другие водятся в лесах, садах, в поле, возле рек. Одни птицы ...
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Наши пернатые друзья»
Возраст воспитанников: старший дошкольный возрастВиды детской деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное и речевое развитие, двигательнаяЦель: обобщить знания о...
Конспект занятия на тему "Наши пернатые друзья"
Цель: создание условий для систематизации знаний воспитанников о зимующих птицах.Задачи:Обучающие: -познакомить с характерными особенностями птиц (цвет, части тела);-научить раскрашивать силуэт ...
Комментарии
Спасибо большое!
Спасибо большое! замечательный конспект!!!