Познавательное развитие. Занятие – экология. Тема "Совушка - сова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Познавательное  развитие. Занятие – экология. Тема "Совушка - сова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

 Тема:«Совушка - сова».

Разработчик: Предигер Наталья Сергеевна,

воспитатель старшей группы

С.Черёмное 2017

Образовательные области:  познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие

Цель:  Создать условия  для формирования экологической культуры детей на примере ознакомления с птицей совой

Обучающие:

Закреплять  и систематизировать представления детей о характерных признаках птиц;                                       познакомить с особенностями внешнего вида и жизнедеятельности совы;                                                                      расширять представления о взаимосвязях, существующих в природе на примере модели пищевой цепочки (зерно – мыши - сова);                                                                                                                                                                                    упражнять детей в словообразовании (существительное – прилагательное); способствовать обогащению активного словаря детей: пищевая цепочка

 Развивающие: 

способствовать развитию у детей готовности  действовать в различных жизненных ситуациях                                           развивать мелкую моторику

 Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам

Оборудование и материалы: 

мультимедийная презентация;

разрезные контуры разных птиц;

листы бумаги А4 с изображением контура совы;

цветные карандаши

                                                                                            Ход занятия:

Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети находятся в группе

Ответы детей

Дети занимают свои места

- Ребята, к нам пришло сообщение.

- Хотите узнать, что в нём?

- Тогда ,устраивайтесь поудобнее, и мы прочитаем письмо.

Звучит сигнал (слайд1 клик «звук» ) и на экране появляется конверт (сл.1кл.1 )

Проблемная ситуация

Ответы детей

- Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам письмо медвежонок Мишутка (сл.2 клик 1).

У нас в лесу случилась беда, появился неизвестный зверь, который летает по ночам и пугает всех в лесу (сл.2 кл.звук).  Я не знаю, кто он такой, а как выглядит, могу рассказать.

- Ребята, скажите, а звери летают?

- Так кто же тогда поселился в лесу? Зверь или птица?

Воспитатель читает письмо (сл.2)

Мотивационный настрой

Ответы детей

- Ребята, а хотите помочь медвежонку узнать эту птицу?

Основная часть

Ответы детей

Дети рассматривают разрезные контуры разных птиц

По описанию выкладывают портрет птицы, которая живёт в лесу

Ответы детей

Дети слушают рассказ воспитателя и смотрят презентацию

Дети играют

Ответы детей

Ответы детей

Философские рассуждения детей

Дети разукрашивают контур совы

- Тогда я предлагаю вам составить портрет птицы по описанию.

- Что есть у всех птиц? (Голова, клюв, два крыла, две ноги, покрыты перьями, появляются из яйца)

  • Составление коллажа птицы

- У вас на столах лежат нарисованные части тела от разных птиц: лапки, головы, хвосты, туловища.

- По Мишуткиному описанию предлагаю сложить портрет птицы, которая живёт в лесу.

- Голова большая, круглая, с большими немигающими глазами, клюв – крючком. Туловище – овальное, пестрой окраски. Лапы короткие, с крепкими, острыми когтями. Хвост короткий, закругленный.

- Какая птица у вас получилась? Молодцы, ребята – это сова.

  • Рассказ о сове

        Совушка – сова

          Большая голова,

      На суку сидит,

        Головой вертит

В самом деле, у совы – большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые, немигающие глаза. Сова великолепно видит в темноте, у нее очень хороший слух. Пышное оперение совушки защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий, короткий хвост помогают летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Сова – хищная птица. Она охотится по ночам за мелкими грызунами и птицами (мыши, воробьи и т.д.) (сл.6 кл.1), а днем – спит, спрятавшись в глубоком дупле (сл.6 кл.2).

Свои гнезда совы строят в глубоких дуплах, в развалинах домов (сл.7 кл1).

Весной птица откладывает белые блестящие яйца (сл.7 кл2). Сова насиживает их целый месяц. Новорожденные совята покрыты мягким серым пухом (сл.7 кл.3). Они слепые и глухие, но через неделю малыши обрастают перышками, у них открываются глаза и ушки. Вскоре, любопытные совята начинают по очереди выглядывать из гнезда (сл.8). Придет время, и родители – совы, негромко посвистывая, позовут детей, и те неуклюже вывалятся из гнезда – и полетят! (сл.9 кл.1) Птенцы растут быстро и вскоре, повзрослевшие совята, покинут родное гнездо и начнут самостоятельную жизнь (сл.9 кл.2)

  • Физкультурно – оздоровительная пауза  

          Подвижная игра “Ночная охота”

У совы, у совушки
Пёстренькие перышки
Голова большая очень
Вылетает птица ночью

  • Упражнение в словообразовании

- Ребята, почему сова вылетает ночью?

– Охота ночью называется “ночная охота”

Как будет называться охота:

Утром – Зимой (сл.10 кл.1)
Днем – Весной –
Вечером – Летом (сл.10 кл.2)
Ночью – Осенью –

- Умнички, хорошо поработали!

  • Составление пищевой цепочки:

         колоски зерна— мышь— сова

- Кем питается сова? (Мышами)

- Чем питаются мыши? (Зерном)

- Что произойдет, если все совы исчезнут? (Будет много мышей и не будет зерна)

- Что произойдет, если не будет мышей? (Не будет сов)

- Что произойдет, если не будет зерна? (Мыши и совы погибнут от голода).

- В природе все взаимосвязано. Поэтому мы с вами не должны вмешиваться в жизнь растений и животных.

  • Рассматривание иллюстраций

- Посмотрите на эти картинки, что там изображено?

- Правильно ли поступают дети?

- Почему нельзя стрелять в птиц из рогатки?

- Почему нельзя разорять птичьи гнезда?

- Ребята! Как хорошо, что вы понимаете , как важно не забывать, что птицы – живые существа, такие же, как и мы с вами, что они меньше нас и не могут себя защитить, поэтому мы не должны их обижать.

  • Раскрашивание контура совы

- Мы с вами совсем забыли о Мишутке, мы ведь знаем, кто поселился рядом с ним. Посмотрите на листы бумаги, кто нарисован? (Сл.13). Давайте раскрасим ее и отправим Мишутке в лес. Он будет очень благодарен вам за помощь!

Слайд3(Птицы)

Воспитатель читает продолжение письма

Сл.5 (Сова)

Презентация

Выбирается “сова”, остальные дети – “мышки”. “Мыши” – играют. Воспитатель говорит слова. На слова “вылетает птица ночью” – “мышки” замирают. “Сова” облетает вокруг, и ищет детей, которые не замерли, и забирает их с собой в дупло

Воспитатель показывает схему – модель пищевой цепочки (сл.1 кл.1)

На иллюстрации изображены дети, стреляющие в птиц из рогатки и разоряющие гнёзда птиц

Слайд14 (Мишутка радуется)

Рефлексия

Ответы детей

  • Ребята, что нового узнали вы на занятии?
  • Что показалось самым интересным?
  • Кого испугался Мишутка?
  • Как выглядит сова? Где живёт? Чем питается?
  • Что делает сова ночью, днём?
  • Как называется связь между зерном, мышью и совой?
  • Как нельзя поступать с птицами в природе?
  • Кому и для чего вы сможете рассказать о том, что узнали сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "птицы тайги" (сова,дятел)

Представленный материал по данному занятию поможет воспитателю дать знания о птицах тайги,а имеено совы и дятла....

Конспект занятия по рисованию "Сова"

Познакомить детей с лесной птицей совой....

Познавательное развитие. Занятие – экология. Презентация на тему "Совушка - сова"

Познавательное  развитие. Занятие – экология. Презентация на тему "Совушка - сова"...

Конспект занятия по аппликации "Сова"

Совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей....

Презентация к занятию "Подарок мудрой совы"

Презентация к занятию "Подарок мудрой совы"...