Ярмарка
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект по познавательно-речевому развитию "Гуляние по ярмарке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

«Ярмарка задорная гулять зовет!»

Выполнила воспитатель

1 категории Макарова Е.В.

МАДОУ д/ сад № 3

г. Тюмень

Программные задачи:  Учить вести беседу, высказывать свою точку зрения, слушать сверстников. Формировать положительный эмоциональный настрой в коллективе.

Обобщить представления о народных промыслах. Приобщать детей к истокам народной русской культуры. Систематизировать знания детей о хохломской росписи, о городецкой росписи, о дымковской игрушке. Закрепить знание пословиц, поговорок, загадок, закличек, стихов. Развивать координацию слова и движения,  мелкую моторику рук через лепку. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, обычаям, русскому фольклору.

Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, хохломскую посуду, городецкие узоры. Заучивание закличек про весну.

Материал: Слайды с изображением ярмарки. Дымковские игрушки, посуда с хохломской росписью, предметы с городецкой росписью. Конструктор Лего. Схема оленя для конструирования. Соленое тесто, стеки, изюм. Корзина с изделиями ручного и промышленного производства. Палочки Кюинзинера, схемы с узорами народов ханты. Фишки для детей на одежду (желтые и синие круги). Круги желтого и зеленого цвета для маркировки столов. Колокольчик. Русские костюмы для детей.

Ход НОД:

В центр выходят два ребенка в русских народных костюмах.

1реб. Я Ерема!

2реб. Я Фома!

Вместе: Скоморохи мы!

1реб.  Уж как жили мы два брата,

Я Ерема, он Фома,

Два удалых молодца!

Я Ерема, что затеял,

То Фома и подхватил.

Я на ярмарку приехал

И Фома здесь прикатил

2реб.  Ярмарка искристая,

Ярмарка задорная, кружится неистово,

Молодо и здорово.

Слайд ярмарки.

- Ребята, где это мы с вами оказались? (На ярмарке).

- А что такое ярмарка? (Это то место, где люди продают и покупают товар).

- С давних времен у русского народа был обычай устраивать по праздникам ярмарки, на которые съезжались люди даже с дальних деревень. А на ярмарке чего только нет! (Слайд). Ребята, как вы понимаете слова «РУКОТВОРНЫЙ ТОВАР»?

Все это продавали. Здесь  и расписная посуда и пряники печатные. Здесь можно было купить хорошего коня и балалайку. И в  наши дни тоже проходят праздничные ярмарки, но чем они отличаются от ярмарки на Руси?

(Сейчас продают товар, изготовленный на заводах и фабриках, а раньше люди делали все своими руками).

Ребята, у меня есть корзинка с товаром. Давайте с вами определим, на какой ярмарке – старинной или современной – продавали эти товары. (Достаю корзинку с товарами, дети классифицируют).

- Давайте, ребята, и мы с Вами погуляем по ярмарке, узнаем, чем же славилась наша страна, посмотрим чудо – товар. Послушаем гостей дорогих.

За одно на людей посмотрим, да и себя покажем!

2. Основная часть. Гуляние по ярмарке.

-Посмотрите сколько здесь всякого товара. В давние времена места, где продавали товар, назывались лавками. Давайте зайдем в одну из них и посмотрим, что продают в этой лавке.

Дети подходят к столу, на котором выставлены дымковские игрушки. Около стола стоит дымковский мастер. (Слайд дымковских игрушек).

Ребенок: Заходите, гости дорогие, посмотрите на мои игрушки, но сначала отгадайте загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки!

В-ль:  Ребята, а какие элементы дымковской росписи вы знаете и что они обозначают? ( Элементы росписи дымки – это древние символы языческой веры. Круг – символ солнца и каравая хлеба. Точки – звёзды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога).

- А какие цвета использовали мастера в своей работе?

(Красный, синий, оранжевый, желтый, зеленый цвет. Черный использовался  как дополнительный).

- Ребята, посмотрите, дымковские мастера расписывали козликов. А какое домашнее животное разводят жители на севере нашей Тюменской области? (Оленей).

- Дымковский мастер, а ты видел оленей? (Нет). Наши ребята познакомят тебя с этим красивым домашним животным. Они сконструируют его из лего. Ребята, не забудьте, нам надо будет сделать оленя для дымковского мастера.

- Игрушки очень хороши, рисовали их от души. Спасибо гости Дымковские, полюбовались мы игрушками, пойдем дальше.

Подходят к столу, на котором выставлена хохломская посуда. Возле стола стоит мастер. (Слайд хохломы).

- Заходите, гости дорогие, посмотрите на мою посуду.

-  Что за «чудо дивное, красота невиданная». Посмотрите, какие здесь яркие, красивые изделия, как будто солнышко к нам в гости пришло, вьются травы, расцвели самые необыкновенные цветы, поспели вкусные ягоды. Так и просятся в рот.

- Ребята,  из чего сделана эта посуда? (Из дерева)

- А как называется посуда, сделанная из дерева? (Деревянная).

- Давайте с вами послушаем мастера.

Ребенок читает стих.

           Как волшебница Жар-птица

           Не выходит из ума

           Чародейка, мастерица,

           Золотая Хохлома.

           Отголоски лета в зелени травы.

           Рощи – перелески, шелковые всплески

           Солнечно – медовой золотой листвы.

- Вот она какая, хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно – вкусной.

- Любят хохломские мастера рисовать жар-птицу. Но никто жар-птицу не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему.

- А что еще, кроме птиц, любят рисовать хохломские мастера?

(Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы).

- Какие цвета используют мастера при росписи? (Красный, зеленый, желтый, черный цвет).

- Спасибо, тебе, мастер, полюбовались мы твоей посудой. Скажи, пожалуйста, хохломской мастер, а ты видел узоры народов ханты, которые живут на севере нашей Тюменской области? (Нет). Наши ребята познакомят тебя с этими узорами, выложат их палочками. А что мы с вами еще должны сделать? (Для дымковских мастеров сделать оленя).

- Ребята, проходите за столы, на них есть фишки и у вас у каждого есть фишка. Находите каждый свое место, на столах лежит для вас задание: надо сделать из конструктора оленя и выложить из палочек узор народов севера. Приступайте к работе. Давайте наши работы подарим дымковским и хохломским мастерам.

- Давайте пройдем с вами в следующую лавку.

Подходят к столу, на котором выставлены городецкие изделия.

Ребенок читает стих. (Слайд городецких игрушек).

Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славится на всю Россию своей росписью творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

- Здесь представлены изделия из одного старинного русского города Городец. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

- А что любили рисовать Городецкие мастера?

(Изображали сцены из городской жизни (гуляние, чаепитие, застолье, военные действия). Цветы, розаны и купавки, веточки и листочки. Ещё любили рисовать фигуру коня и сказочных птиц).

- Какие цвета для росписи берут Городецкие мастера?

(Для фона чаще берут желтый цвет, а для остальной росписи красный, розовый, синий, голубой, зеленый).

- Спасибо и вам, мастера городецкие, полюбовались мы вашим товаром.

- Богато творчество русского народа. Мы сегодня с вами познакомились с малой его частью. Народ любил и высоко ценил мастеров – умельцев. Народная мудрость гласит: «Красна птица перьями, а человек уменьем». А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Делу — время, а потехе — час.

Кто не работает, тот не ест.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Труд всё побеждает.

Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Больше дела, меньше слов.

Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Люби дело — мастером будешь.

Слезами делу не поможешь.

Доброе начало — половина дела.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

- Молодцы, много пословиц и поговорок вы знаете.

(Слайд ярмарки).

- Ребята, люди на ярмарках не только продавали и покупали товары, но и забавлялись. Пели песни, танцевали, смотрели веселые спектакли. А происходило это все в балаганах. Давайте и мы  с вами позабавимся. Игра «Жаворонок».

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается подскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

- Ребята, скажите, какое у нас сейчас время года? (Весна).

- Много стихов написано о весне, придумано различных закличек, посвящено песен и хороводных гуляний. Давайте и мы с вами покличем весну.

Весна, весна красная

Приди весна с радостью

С великой милостью

С льном высоким

С корнем глубоким

С дождями, ливнями

С хлебами обильными.

В старину прилет ранних птиц отмечали тем, что пекли жаворонков. (Слайд).

По поверию, птички из теста, должны были привести весну, теплую погоду и богатый урожай. Люди говорили такие слова: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру, поздорову! ». Считалось, что булочки задобрят Мороза, и он уступит место Весне. А вы, ребята, хотите, чтобы весна быстрее настала?

Сегодня мы будем учиться, встречать весну по старинным обычаям, будем лепить из теста птичек – жаворонков.

Проходите, присаживайтесь на стульчики (под руководством воспитателя идет изготовление жаворонков из соленого теста).

При выполнении работы звучат русские народные мелодии.

-Хорошо потрудились. Вы настоящие мастера, вот сколько жаворонков сделали. Пока наши жаворонки будут сохнуть, давайте еще раз покличем весну.

Жаворонки прилетите,

Студеную зиму унесите,

Теплую весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

3. Заключительная часть.

- Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (На ярмарке).

- А кто нас встретил на ярмарке? (Скоморохи).

- Что мы делали с вами на ярмарке? (Гуляли, смотрели товары).

- Ребята, а как мы забавлялись с вами? (Играли в игру «Жаворонок»).

- Что мы с вами еще делали? (Лепили из теста жаворонков).

- Интересно вам было гулять по ярмарке?

- Давайте подарим нашим гостям дымковские колокольчики. А наших жаворонков мы заберем в группу, чтобы весело встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по "Эх, ярмарка, ярмарка"

НОД будет полезен воспитателям подготовительных групп которые уделяют большое внимание формированию у воспитанников интереса к декоративно- прикладному исскуству....

Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...

Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! (воспитатель Бобкова Елена Николаевна)

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в   педагогический процесс включать разнообразные ...

«Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая!»

Велика и хлебосольна наша Русь-матушка. Умеет работать на земле Русский человек: трудится он во время страды от рассвета до заката. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Од...

Cценарий «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Cценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов«Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»Автор Т.В. Балышевамузыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 81 К...

Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»

Сценарий фольклорного развлечения (старший дошкольный возраст)...