Ярмарка
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект по познавательно-речевому развитию "Гуляние по ярмарке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе
«Ярмарка задорная гулять зовет!»
Выполнила воспитатель
1 категории Макарова Е.В.
МАДОУ д/ сад № 3
г. Тюмень
Программные задачи: Учить вести беседу, высказывать свою точку зрения, слушать сверстников. Формировать положительный эмоциональный настрой в коллективе.
Обобщить представления о народных промыслах. Приобщать детей к истокам народной русской культуры. Систематизировать знания детей о хохломской росписи, о городецкой росписи, о дымковской игрушке. Закрепить знание пословиц, поговорок, загадок, закличек, стихов. Развивать координацию слова и движения, мелкую моторику рук через лепку. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, обычаям, русскому фольклору.
Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, хохломскую посуду, городецкие узоры. Заучивание закличек про весну.
Материал: Слайды с изображением ярмарки. Дымковские игрушки, посуда с хохломской росписью, предметы с городецкой росписью. Конструктор Лего. Схема оленя для конструирования. Соленое тесто, стеки, изюм. Корзина с изделиями ручного и промышленного производства. Палочки Кюинзинера, схемы с узорами народов ханты. Фишки для детей на одежду (желтые и синие круги). Круги желтого и зеленого цвета для маркировки столов. Колокольчик. Русские костюмы для детей.
Ход НОД:
В центр выходят два ребенка в русских народных костюмах.
1реб. Я Ерема!
2реб. Я Фома!
Вместе: Скоморохи мы!
1реб. Уж как жили мы два брата,
Я Ерема, он Фома,
Два удалых молодца!
Я Ерема, что затеял,
То Фома и подхватил.
Я на ярмарку приехал
И Фома здесь прикатил
2реб. Ярмарка искристая,
Ярмарка задорная, кружится неистово,
Молодо и здорово.
Слайд ярмарки.
- Ребята, где это мы с вами оказались? (На ярмарке).
- А что такое ярмарка? (Это то место, где люди продают и покупают товар).
- С давних времен у русского народа был обычай устраивать по праздникам ярмарки, на которые съезжались люди даже с дальних деревень. А на ярмарке чего только нет! (Слайд). Ребята, как вы понимаете слова «РУКОТВОРНЫЙ ТОВАР»?
Все это продавали. Здесь и расписная посуда и пряники печатные. Здесь можно было купить хорошего коня и балалайку. И в наши дни тоже проходят праздничные ярмарки, но чем они отличаются от ярмарки на Руси?
(Сейчас продают товар, изготовленный на заводах и фабриках, а раньше люди делали все своими руками).
Ребята, у меня есть корзинка с товаром. Давайте с вами определим, на какой ярмарке – старинной или современной – продавали эти товары. (Достаю корзинку с товарами, дети классифицируют).
- Давайте, ребята, и мы с Вами погуляем по ярмарке, узнаем, чем же славилась наша страна, посмотрим чудо – товар. Послушаем гостей дорогих.
За одно на людей посмотрим, да и себя покажем!
2. Основная часть. Гуляние по ярмарке.
-Посмотрите сколько здесь всякого товара. В давние времена места, где продавали товар, назывались лавками. Давайте зайдем в одну из них и посмотрим, что продают в этой лавке.
Дети подходят к столу, на котором выставлены дымковские игрушки. Около стола стоит дымковский мастер. (Слайд дымковских игрушек).
Ребенок: Заходите, гости дорогие, посмотрите на мои игрушки, но сначала отгадайте загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети: Это дымковские игрушки!
В-ль: Ребята, а какие элементы дымковской росписи вы знаете и что они обозначают? ( Элементы росписи дымки – это древние символы языческой веры. Круг – символ солнца и каравая хлеба. Точки – звёзды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога).
- А какие цвета использовали мастера в своей работе?
(Красный, синий, оранжевый, желтый, зеленый цвет. Черный использовался как дополнительный).
- Ребята, посмотрите, дымковские мастера расписывали козликов. А какое домашнее животное разводят жители на севере нашей Тюменской области? (Оленей).
- Дымковский мастер, а ты видел оленей? (Нет). Наши ребята познакомят тебя с этим красивым домашним животным. Они сконструируют его из лего. Ребята, не забудьте, нам надо будет сделать оленя для дымковского мастера.
- Игрушки очень хороши, рисовали их от души. Спасибо гости Дымковские, полюбовались мы игрушками, пойдем дальше.
Подходят к столу, на котором выставлена хохломская посуда. Возле стола стоит мастер. (Слайд хохломы).
- Заходите, гости дорогие, посмотрите на мою посуду.
- Что за «чудо дивное, красота невиданная». Посмотрите, какие здесь яркие, красивые изделия, как будто солнышко к нам в гости пришло, вьются травы, расцвели самые необыкновенные цветы, поспели вкусные ягоды. Так и просятся в рот.
- Ребята, из чего сделана эта посуда? (Из дерева)
- А как называется посуда, сделанная из дерева? (Деревянная).
- Давайте с вами послушаем мастера.
Ребенок читает стих.
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома.
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы.
- Вот она какая, хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно – вкусной.
- Любят хохломские мастера рисовать жар-птицу. Но никто жар-птицу не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему.
- А что еще, кроме птиц, любят рисовать хохломские мастера?
(Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы).
- Какие цвета используют мастера при росписи? (Красный, зеленый, желтый, черный цвет).
- Спасибо, тебе, мастер, полюбовались мы твоей посудой. Скажи, пожалуйста, хохломской мастер, а ты видел узоры народов ханты, которые живут на севере нашей Тюменской области? (Нет). Наши ребята познакомят тебя с этими узорами, выложат их палочками. А что мы с вами еще должны сделать? (Для дымковских мастеров сделать оленя).
- Ребята, проходите за столы, на них есть фишки и у вас у каждого есть фишка. Находите каждый свое место, на столах лежит для вас задание: надо сделать из конструктора оленя и выложить из палочек узор народов севера. Приступайте к работе. Давайте наши работы подарим дымковским и хохломским мастерам.
- Давайте пройдем с вами в следующую лавку.
Подходят к столу, на котором выставлены городецкие изделия.
Ребенок читает стих. (Слайд городецких игрушек).
Есть на Волге город древний, по названью – Городец.
Славится на всю Россию своей росписью творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
- Здесь представлены изделия из одного старинного русского города Городец. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
- А что любили рисовать Городецкие мастера?
(Изображали сцены из городской жизни (гуляние, чаепитие, застолье, военные действия). Цветы, розаны и купавки, веточки и листочки. Ещё любили рисовать фигуру коня и сказочных птиц).
- Какие цвета для росписи берут Городецкие мастера?
(Для фона чаще берут желтый цвет, а для остальной росписи красный, розовый, синий, голубой, зеленый).
- Спасибо и вам, мастера городецкие, полюбовались мы вашим товаром.
- Богато творчество русского народа. Мы сегодня с вами познакомились с малой его частью. Народ любил и высоко ценил мастеров – умельцев. Народная мудрость гласит: «Красна птица перьями, а человек уменьем». А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Делу — время, а потехе — час.
Кто не работает, тот не ест.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Труд всё побеждает.
Труд кормит, а лень портит.
Где труд, там и счастье.
Больше дела, меньше слов.
Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Люби дело — мастером будешь.
Слезами делу не поможешь.
Доброе начало — половина дела.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
- Молодцы, много пословиц и поговорок вы знаете.
(Слайд ярмарки).
- Ребята, люди на ярмарках не только продавали и покупали товары, но и забавлялись. Пели песни, танцевали, смотрели веселые спектакли. А происходило это все в балаганах. Давайте и мы с вами позабавимся. Игра «Жаворонок».
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается подскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.
- Ребята, скажите, какое у нас сейчас время года? (Весна).
- Много стихов написано о весне, придумано различных закличек, посвящено песен и хороводных гуляний. Давайте и мы с вами покличем весну.
Весна, весна красная
Приди весна с радостью
С великой милостью
С льном высоким
С корнем глубоким
С дождями, ливнями
С хлебами обильными.
В старину прилет ранних птиц отмечали тем, что пекли жаворонков. (Слайд).
По поверию, птички из теста, должны были привести весну, теплую погоду и богатый урожай. Люди говорили такие слова: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру, поздорову! ». Считалось, что булочки задобрят Мороза, и он уступит место Весне. А вы, ребята, хотите, чтобы весна быстрее настала?
Сегодня мы будем учиться, встречать весну по старинным обычаям, будем лепить из теста птичек – жаворонков.
Проходите, присаживайтесь на стульчики (под руководством воспитателя идет изготовление жаворонков из соленого теста).
При выполнении работы звучат русские народные мелодии.
-Хорошо потрудились. Вы настоящие мастера, вот сколько жаворонков сделали. Пока наши жаворонки будут сохнуть, давайте еще раз покличем весну.
Жаворонки прилетите,
Студеную зиму унесите,
Теплую весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
3. Заключительная часть.
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (На ярмарке).
- А кто нас встретил на ярмарке? (Скоморохи).
- Что мы делали с вами на ярмарке? (Гуляли, смотрели товары).
- Ребята, а как мы забавлялись с вами? (Играли в игру «Жаворонок»).
- Что мы с вами еще делали? (Лепили из теста жаворонков).
- Интересно вам было гулять по ярмарке?
- Давайте подарим нашим гостям дымковские колокольчики. А наших жаворонков мы заберем в группу, чтобы весело встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка (Интегрированное занятие в подготовительной группе)
Интегрированное занятие в подготовительной группе....
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по "Эх, ярмарка, ярмарка"
НОД будет полезен воспитателям подготовительных групп которые уделяют большое внимание формированию у воспитанников интереса к декоративно- прикладному исскуству....
Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»
Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...
Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! (воспитатель Бобкова Елена Николаевна)
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в педагогический процесс включать разнообразные ...
«Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая!»
Велика и хлебосольна наша Русь-матушка. Умеет работать на земле Русский человек: трудится он во время страды от рассвета до заката. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Од...
Cценарий «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»
Cценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов«Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»Автор Т.В. Балышевамузыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 81 К...
Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»
Сценарий фольклорного развлечения (старший дошкольный возраст)...