Методические рекомендации для педагогов по использованию экологической тропы «Там, на неведомых дорожках»
методическая разработка по окружающему миру на тему
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по повышению экологической грамотности всех субъектов эколого – образовательного пространства. В сборник включены тематическое планирование и разработки для занимательной деятельности с детьми во время прогулки на экологической тропе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации для педагогов | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по повышению экологической грамотности всех субъектов эколого – образовательного пространства. В сборник включены тематическое планирование и разработки для занимательной деятельности с детьми во время прогулки на экологической тропе. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня ставит перед педагогами образовательной организации задачу поиска средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологическая тропинка «Там, на неведомых дорожках», экологический проект которой разработан и осуществлен с учетом реализуемой в ОУ комплексной программы «Истоки» и парциальной программы Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа». Этот проект хорошо восполняет пробел воспитательно – образовательной работы с детьми в летний период. «Там, на неведомых дорожках» - это опыт совместной детско-взрослой деятельности по организации и использованию эколого – развивающей среды в летний период. Взаимодействие педагогов с детьми должно быть основано на следующих положениях: Дети на примере и образцах поведения взрослых активно приобретают личный опыт приобщения к основам экологической культуры. При ознакомлении ребенка с окружающим миром следует делать акцент на навыки бережного обращения человека с природой. Каждому дошкольнику должны быть созданы условия для наиболее полного раскрытия его возрастных способностей и возможностей. «Там, на неведомых дорожках» - это система совместных проектов: практико-ориентированных, информационных, творческих, интегрированных. Дети совместно со взрослыми осуществили 14 под проектов по созданию и использованию эколого-развивающей среды на территории ОУ. Используемая методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме. Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: Экологические беседы Наблюдения Элементарные опыты Решение экологических ситуативных задач Труд в природе Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные) Посещение экологической тропы осуществляется 1 раз в неделю на несколько станций за одно занятие.
План работы по экологической тропе Младший дошкольный возраст Остановка Задачи Белая береза Дать представление о березе как о лиственном дереве, о его пользе для человека Скатерть самобранка Познакомить детей с овощными культурами, рассказать и показать трудовые действия Посмотри на пенек Дать представление о пнях. Познакомить детей с образом жизни живых организмов на пне. Тропа здоровья Организация физкультурно-оздоровительной работы. Гнездовье птиц Дать представление о жизни птиц в условиях города. Метеостанция Учить детей понимать состояние погоды, познакомить с метеоприбором – флюгером, объяснить его назначение Зеленая аптека Рассказать о пользе лекарственных растений для организма человека Рябинка Дать представление о березе как о лиственном дереве, о его пользе для человека Туевая аллея Дать представление о хвойном дереве туя, о его пользе для человека Фруктовая аллея Расширение представлений о фруктовых деревьях, их плодах Ароматная Дать представление о том, что сирень является лекарственным растением. Она помогает бороться с температурой Елки-палки Дать представление о вечнозеленых деревьях. Формировать представления о том, что ель растет из шишки Кленовый лист Дать представление о клене как о лиственном дереве, о его пользе для человека Аленький цветочек Закрепить умение видеть особенности растений. Выучить 2-3 названия цветка
План работы по экологической тропе Старший дошкольный возраст Рябинка Дать представление о кроне, коре, листьях. Использование рябины человеком Туевая аллея Расширение представлений о вечнозеленом хвойном дереве, обладающим ароматной хвоей, выделяющей бактерицидные эфирные масла. Фруктовая аллея Дать представление о посадке деревьев. Уходе за ними, их предназначении Ароматная Дать представление о том, что сирень является лекарственным растением. Она помогает бороться с температурой. Елки-палки Дать представление о вечнозеленых деревьях. Формировать представления о том, что ель растет из шишки. Учить проводить сравнительный анализ сосны и ели. Клен ты мой опавший Показать детям, как при помощи ветра распространяются семена деревьев. Изучить внешний вид листка, провести сравнительный анализ листьев клена с другими листьями деревьев Аленький цветочек Дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива. Рябинка Дать представление о кроне, коре, листьях. Использование рябины человеком Туевая аллея Расширение представлений о вечнозеленом хвойном дереве, обладающим ароматной хвоей, выделяющей бактерицидные эфирные масла. Фруктовая аллея Дать представление о посадке деревьев. Уходе за ними, их предназначении Ароматная Дать представление о том, что сирень является лекарственным растением. Она помогает бороться с температурой. Елки-палки Дать представление о вечнозеленых деревьях. Формировать представления о том, что ель растет из шишки. Учить проводить сравнительный анализ сосны и ели. Клен ты мой опавший Показать детям, как при помощи ветра распространяются семена деревьев. Изучить внешний вид листка, провести сравнительный анализ листьев клена с другими листьями деревьев Аленький цветочек Дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива.
Младший дошкольный возраст
Тема: Белая береза Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. Воспитатель: У задумчивой березки На ветвях висят сережки. Ты, березка, не грусти, Почки в листья распусти. Ход наблюдения: Расположить детей полукругом вдалеке от дерева, показать и дать возможность полюбоваться красотой осеннего дерева. Подвести поближе и провести обследование. Что это? Посмотрите внимательно на дерево и найдите ствол, покажите его рукой. Какой ствол по толщине? Обхватите руками ствол дерева. Ствол толстый, широкий, круглый (или тонкий, узкий). Потрогайте кору дерева. Какая она на ощупь (шершавая или гладкая)? Предложить надавить на ствол: твердый или мягкий? Ствол высокий или короткий? На чем растут листья у дерева (на ветках)? Ветки длинные или короткие? Рассмотреть листья. Какого они цвета (зеленые, желтые)? Большие они или маленькие? Спрячьте листочек в ладошках. Видно? Маленький, его не видно в ладошках. Точно так же спрятать большой лист, чтобы дети поняли, что есть разные листья (большие, средние, маленькие). Вывод сделать вместе с детьми. Варианты забав с листьями: прошуршать листьями; устроить осенний салют; лист-лодочка плавает в воде (луже); поискать, что или кто прячется под листьями; украсить листьями участок, группу, свой шкафчик, самого себя; носить и перекладывать листья с места на место; возить листик за веревочку по луже. Трудовая деятельность: сбор опавших листьев для гербария. П/И «Березонька, выручай» Цель: совершенствование различных видов и способов бега в природных условиях; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал, ловкости. Правила игры 1. Начинать бег и ловить можно только по окончании « кричалки ». 2. Не разрешается ловить игрока, добежавшего до дерева и выполнившего дополнительное движение. Содержание: дети стоят в кругу, взявшись за руки, ловишка в середине круга. После произнесенных хором слов « Ловишка , ловишка , беги — догоняй, березка, березонька, нас выручай!» дети бегут к березе. Добежав до березы, они должны успеть выполнить одно из действий: дотронуться до ствола, обхватить его руками, прислониться щекой, повиснуть на ветке.
Тема: Скатерть – самобранка Цель: Дать детям понятие, что для роста овощей нужны солнце, вода и уход (прополка, рыхление почвы). Обогащать знания детей об овощных культурах, учить детей трудовым действиям: прополка, полив. Ход наблюдения: Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку: Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно. И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя. (Огород) - Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? Бродит Оля в огороде, А морковки не находит, Лишь зеленая трава... - Это, Олечка, ботва. Ты за эту за ботву, За зеленую траву Посильнее дерни, Посмотри на корни! Чтобы овощи выросли, люди трудятся на огороде: лопатой вскапывают землю, граблями ее рыхлят, затем в землю сажают семена, а потом приносят в ведре воду, из лейки поливают огород. Если ухаживать за овощами, можно получить хороший урожай: овощей будет много, они будут крупные, вкусные, полезные и красивые. Что же необходимо людям для того, чтобы был хороший урожай овощей? Что нужно на огороде для работы? (Ответы детей) Все это, что вы видите на огороде, можно назвать одним словом – «овощи».
Скатерть – самобранка (продолжение) Загадки : -Длинная, красная, сладкая, растет в земле, а косичка наверху. (Морковь). -Сто одежек и все без застежек. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) -Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста если я … (капуста) Зеленый , длинный, хрустящий, с хвостиком, на грядке растет, в салат просится. (Огурец) -А какую потешку вы знаете про этот овощ? (Показать огурец). Огуречик , огуречик , Не ходи на тот конечик : Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. С детьми подойти к грядке огурцов и выбрать переспевший. Для того чтобы вырастить овощи нужны семена они обычно прячутся в середине овоща (у огурца, помидора, дыни, тыквы) давайте посмотрим где же семена огурца. Рассматривание семян огурца. Ребята, что мы сегодня видели на огороде? (Ответы детй ) Давайте назовем их: капуста, морковка, репка, огурцы, помидоры, лук, горох. А что еще мы видели на огороде? Орудия труда: лопата, лейка, мотыга. Еще мы с вами рассматривали семена огурца. Зачем нужны семена? (Ответы детей) П/и « Огуречик … огуречик …» Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. Ход игры: Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: Огуречик , огуречик не ходи на тот конечик , Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет». После окончания речевки , дети убегают в свой дом.
Тема: Посмотри на пенёк Цель: расширить представление детей о природе появления пня и его обитателях. Воспитатель: Ребята! Наша история начинается! В большом лесу, на красивой полянке росло маленькое деревце и называлось оно дикой яблонькой. Каждый день оно росло, его обогревало солнышко, его поливал дождик. Все о нем заботились! И оно выросло крепким и здоровым. А однажды на нем появились первые яблочки. Деревце любило быть добрым! Ежиков оно кормило яблочками, а птички прилетали и строили гнездышки на веточках. А во время жары оно закрывало своими ветками разных животных. Но время шло, деревце постарело, заболело и стало сохнуть. И пришлось его спилить. Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, чем спилили деревце? Воспитатель: Спилили деревце и так на месте яблоньки появился пенечек. Но даже став пенечком наша яблонька не перестает заботиться о других. Заблудится в лесу человек, устанет, сядет на пенек, посидит, отдохнет. А насекомые нашли себе дом в этом пенечке. Воспитатель: …кто, ребята? Дети: ответы детей ( муравьишка ) Воспитатель: Ползет мимо…кто, ребята? Дети: ответы детей (червячок) Воспитатель: Пролетала мимо…кто, ребята? Дети: ответы детей (божья коровка) Воспитатель: Вот такая история ребята! Наша яблонька стала пеньком , а пенек стал домом для многих насекомых ( муравьишки , червячка, божьей коровки) На пенечке растут грибочки. Только они не съедобные. Опишите их. П\И «кто быстрее сядет на пенек»
Тема : Гнездовье птиц Цель: Продолжать расширять знания детей об окружающем мире. Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение. Ход наблюдения: На участке детского сада рассмотреть скворечники повешенные детьми старших групп (совместная работа детей с воспитателями детского сада). Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые). Маленький мальчишка, В сером армячишке , По двору гуляет, Крошки подбирает. Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку. Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.) Как птицы кричат? Как прыгают? Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.) Сравнить воробья с другими птицами: вороной, голубем. Обратить внимание на общие признаки: тело всех птиц покрыто перьями, имеют клюв, по два крыла, две лапки. Отличительные признаки: разный размер, повадки, где добывают себе корм, как поют. Игра «Кто как кричит»
Тема : Метеостанция Цель: Учить детей анализировать состояние погоды, познакомить с метеоприбором : флюгером, объяснить его назначение. Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание детей на то, что флюгер движется. Просит детей объяснить данное явление. Если дети затрудняются, помогает им с ответом. Ветрено, ветрено, вся земля проветрена! Ветер листья с веток разогнал по свету: Липовый, берёзовый, Жёлтый лист и розовый, Красный, разноцветный, Старый лист газетный... Солнечно, ведренно ... Ветрено! Ветрено! Сегодня на улице ветер. Давайте мы проверим, насколько сильный ветер. Флюгер быстро колышется на ветру, значит дует сильный ветер. Когда ветра нет, флюгер не колышется. Посмотрите на деревья, почему они качаются? (Ответы детей) Когда ветер дует сильно, деревья начинают раскачиваться, ветви гнуться. Смотрите, подул сильный ветер. Давайте послушаем, какой слышен звук: у-у-у-у-у. Давайте подуем сильно и громко, покачаемся как деревья. Носиком сделаем вдох, а ротиком будем выдыхать со звуком у-у-у-у-у. Руки поднимите вверх как веточки деревьев и качайте ими (упражнение повторяется несколько раз, можно произносить громко и тихо, выполнять покачивания в соответствии со звуком). Ветер бывает не только холодным, колючим, как зимой, но и теплым. Давайте поднимем руки и попробуем узнать, какой сейчас ветер – тёплый или холодный. (Ответы детей) Сейчас я подую мыльные пузыри, и мы с вами определим, в какую сторону дует ветер. В какую сторону полетят пузыри, туда ветер и дует. Покажите пальчиками, куда полетели пузыри. Дети играют с мыльными пузырями.
Тема: Зелёная аптека Цель: Рассказать о пользе лекарственных растений для организма человека Воспитатель. Когда вы заболеете, чем лечит вас мама? Да, мама вас лечит таблетками, микстурой, растираниями. А кто-нибудь полоскал горло с отварами трав? А кто-нибудь дышал над паром от горячей воды с лекарственной травой? А кто из вас лечил ранку на ноге, руке подорожником? Видите, дети, как можно много вылечить не таблетками, а лекарственными растениями. Один ребенок находит подорожник. Воспитатель хвалит его и говорит, что листочек надо помять, чтобы появился сок, и приложить его к ранке. А теперь поговорим о витаминах: витамины продаются в аптеках, их можно сосать, как леденец, глотать, как таблетку, или получить с помощью укола. Есть витамины и в растениях, которые вы знаете, назовите эти растения. А еще где есть витамины? Дети называют различные фрукты, овощи. И крапиву, и щавель, и одуванчик люди употребляют в пищу, из них можно варить суп, борщ, делать салат. А кому досталась мята? Это тоже растение из зеленой аптеки. Один ребенок показывает листочек мяты. Воспитатель достает листочки мяты, раздает их детям и просит слегка растереть между пальцами — понюхать, как они ароматны! Мяту можно засушить.
Тема: Рябинка Цель: продолжать знакомить детей с объектами живой природы ближайшего окружения, запоминать названия деревьев, их опознавательные признаки (рябина, умение выделять основные закономерности сезонных изменений в природе. Помочь детям ощутить на себе непосредственное воздействие объектов, развивать сенсорные способности В: Дети вы загадки любите отгадывать? В: Я вам сейчас загадаю, а вы постарайтесь её отгадать. Слушайте меня внимательно: Стоит высокое, есть ствол, ветки. На ветках плоды, много листьев. Что это такое (Дерево.) В: Подойдите поближе к этому дереву (приглашает к рябине). Знаете ли вы, как называется это дерево? (Рябина.) Посмотрите дети, рябина очень высокая, намного выше вас. Чтобы посмотреть на вершинку рябинке, надо поднять голову. Давайте поднимем голову, посмотрим на вершинку рябинки (дети поднимают голову). Вот она какая высокая. А в низу возле земли у рябины есть ствол. Он один прикреплен к земле корнями. Корни держат рябину, и при сильном ветре рябина не падает, а лишь качается. Ствол у рябины твердый, покрыт темно – коричневой корой. Его можно потрогать, погладить, к нему можно прижаться щекой (дети трогают, прижимаются к стволу). В: Ну, какой на ощупь ствол у рябинки? Д: Гадкий, шершавый и т. д. В: Правильно. Посмотрите, дети, наверху у ствола много веток. Ну, подскажите мне, какие они? Д: Коричневые, длинные, короткие, тонкие. В: Правильно, они тонкие, длинные, некоторые из них свисают .
Тема: Рябинка (продолжение) Посмотрите , дети, внимательно, а что вы видите на ветках у рябины? Д: Ягодки. В: Правильно, это ягодки у рябины. Скажите мне, пожалуйста, какого они цвета? Д: Красные. В: Молодцы. Они ярко-красного цвета. А вы хотите попробовать их? Д: Да. В: (Дает попробовать ягоды рябины) . Ну какие на вкус ягоды рябины? Д: Кислые, горькие. В: Да, они горькие. А что вы еще видите на ветках рябины? Д: … (Листочки) . В: Правильно. А скажите, ребятки, какого цвета у рябины листья? В: (Воспитатель показывает рябину и берет в руки рябиновый листочек). А теперь каждый поднимите по одному рябиновому листочку с полянки, положите на ладошку. Вот, он какой большой. Больше вашей ладошки. И у одного листочка много маленьких зубчиков на маленьком листочке. А маленьких листочков у рябинового листика тоже много. Ну вот, мы рассмотрели листочки у рябины. А теперь давайте их соберем в букет и поставим в вазу. Вот какой красивый букет получился у нас. Молодцы.
Тема: Туевая аллея Цель : Познакомить детей с хвойным деревом – туя. Расширить знания детей о растительном мире; формировать бережное отношение к природе. В: Можно гладить ветку Туи, Уколоться не рискуя. Шепчет Туя безмятежная: «Я хоть хвойная, но нежная». ( Л.Слуцкая ) Словно в кружевах танцуя, зеленеет вечно туя. Давайте потрогаем тую. Какая она. Опишите. Потрите в ладошках хвою и понюхайте. Туя очень полезна для дыхания. Давайте посмотрим внимательно и скажем, чем туя отличается от елочки? Упражнение "дерево" Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
Тема: Фруктовая аллея Рассказать о деревьях: яблоне, вишне; кустарниках: смородине, малине, условиях их выращивания, разнообразии сортов. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитатель. Здравствуйте, дети. Отгадайте-ка мою загадку. Само с кулачок, Румяный бочок. Потрогаешь – гладко, Откусишь – сладко . (Яблоко.) Яблоки – это фрукты или овощи? Где они растут? Дети. Яблоки – фрукты. Они растут на яблонях, в саду. Воспитатель . Как вы думаете, от чего зависит вкус яблок? Дети . Вкус яблок зависит от того, созрели они или нет. Незрелые яблоки есть нельзя. Они невкусные. Воспитатель . Чтобы яблоки выросли румяными и сочными, человек должен заботиться о яблонях, на которых они растут. Мы с вами видим вишню. Её ягоды тоже нельзя есть неспелыми. Кто из вас знает, как надо ухаживать за плодовыми деревьями? Деревья надо поливать, рыхлить под ними землю, удобрять, обрезать сухие ветки. Подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжести плодов. Для того чтобы бороться с вредными насекомыми, фруктовые деревья опрыскивают специальными растворами. Воспитатель . Скажите, откуда на яблоне и вишне появляются плоды? Весной на деревьях зацветают бело-розовые цветы с нежным запахом. Их аромат привлекает пчел, которые садятся на цветы, пьют сладкий цветочный нектар и переносят на своих мохнатых лапках пыльцу с цветка на цветок. Через несколько дней лепестки цветов опадают, и из их основания (завязи) начинают расти плоды.
Тема: Фруктовая аллея (продолжение) Подвижная игра Дети. Завертелось, закружилось И по кругу покатилось. Где остановилось, С тем и подружилось. Выходи, не зевай, Свою пляску начинай! Ребенок у которого по окончании считалки в руках оказалось яблоко, исполняет импровизированную пляску. В: какие кусты мы видим? Что на них растет? Обратите внимание детей на то, что ягоды могут созревать на кустах - малина, смородина, на низких кустиках - черника, голубика, брусника, а могут быть травянистыми растениями, как земляника. Напомните, что нужно помнить при сборе ягод? Как их собирать? (Аккуратно, не повредив листочки.) Где растут ягоды? (В лесу, в огороде, в саду.) Какого цвета бывают ягоды? Догадайтесь по названию: черника, малина, голубика. Ароматная малина и смородина очень полезна при простуде, из малиновых и смородиновых листьев заваривают чай.
Тема: Ароматная Цель: дать представление о том, что сирень является лекарственным растением. Она помогает бороться с температурой Воспитатель: Сегодня мне хочется с вами поговорить о прекрасном кустике с чудесными цветочками и не менее чудесным запахом. Но чтобы понять о чем пойдет речь, предлагаю послушать загадки и дать мне отгадки . - Она кустиком растёт И сиренево цветёт, Правда, иногда бывает, Белым цветом расцветает. Её цветки душистые И четырёхлучистые , Все собраны в соцветья И смотрятся в букете. Она в мае расцветает . Воспитатель : Молодцы, ребята! Конечно же - это сирень. Кусты сирени очень быстро разрастаются. Сирень любит солнечные места. А чтобы цветки на сирени были всегда крупными и красивыми, следует отцветшие цветочки удалять. А скажите, какого она бывает цвета? С чем можно сравнить эти цветы? А какие листочки? Ребята, а вы знаете, что – сирень это лекарственное растение, сирень может снизить температуру и убрать головную боль. Давайте понюхаем цветы сирени. Только рвать их нельзя. Как кустарник называют?(Сирень) - Куст — пушист, Цветёт — душист, Розовый, лиловый, белый, Отгадай коли ты смелый?( Сирень) - Зелёные листочки, Гроздьями цветочки, Весну на лето меняет, Когда он отцветает!( Сирень)
Тема: Ёлки-палки Цель: Формировать знания детей о хвойном дереве - ели. Ход наблюдения: Воспитатель : «Давайте рассмотрим ёлочку. Что держит ёлочку в земле?» Дети: «Корни!» Воспитатель: «Через корни ёлочка получает все, что ей нужно для жизни . Что от корней тянется в верх?» Дети: «Ствол!» Воспитатель: «Чем покрыт ствол?» Дети: «Корой!» Воспитатель: «Что отходит от ствола?» Дети: «Ветви!» Воспитатель: «А где у ёлочки листья?» Ответы детей. Воспитатель: «Как у нашей ёлочки Листики, иголочки. Осторожно их коснись Но смотри не уколись!» Воспитатель: «Какая ёлочка на ощупь?» Ответы детей. Воспитатель: « Какой запах у ёлочки?» Ответы детей . Воспитатель: «Запах – еловый. Этот запах очищает воздух от вредных веществ.» Воспитатель:А где много-много елочек Физминутка «Есть в лесу» Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши) Ели – елки – елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз) Лежат на елях небеса, (Руки вверх, встать на носочки) На елках – птичьи голоса. (Руки в стороны, махи руками) Внизу на елочках – роса. (Руки вниз, присели) Воспитатель обращает внимание детей, что находиться рядом с елью очень приятно (она красива и полезна), ее аромат целителен для здоровья. Ель очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми. Спрашивает, что красивого дети находят в елочке. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок.
Тема: Кленовый лист Цель: Дать представление о клене как о лиственном дереве, о его пользе для человека Воспитатель: Ребята, клен прислал мне письмо. Послушайте. « Я очень рад вам ребята. Мне приятно, когда ко мне приходят гости. Давайте с вами поздороваемся. Только не надо дёргать меня за ветки, мне будет больно, и вы их можете поломать. Я так люблю ласковое обращение и не люблю, когда злые люди бьют меня палкой, ломают ветки или царапают ножом. А теперь ответьте на мой вопрос: - Что же меня в земле так крепко держит? (дети отвечают: корни.) - А для чего мне ещё корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу»). Потрогайте ещё мою кору-кожу руками и скажите, какая она – шершавая или гладкая? (гладкая), тёплая или прохладная? (прохладная). Потому что я живое дерево и вода побежала по стволу к веточкам. - А чем я пахну? (дети отвечают). - А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки – это я с вами разговариваю. - А как вы думаете, что я сейчас сказал? (дети высказывают свои предположения) - А почему шевелятся мои листочки? (дует ветер)» Воспитатель: Некоторые виды клёна используются для получения кленового сиропа , сахара, древесины. Клён — отличный медонос . Клёны являются важными источниками пыльцы и нектара для пчёл ранней весной. А еще с кленом мы можем поиграть в игру « Покажи ствол, ветви, корни, листья » . Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения. «ствол» - опустили вниз руки «листья» - шевелим пальчиками «корни» - топаем ногами «ветви» - поднимаем руки верх Ах, какие замечательные деревца выросли на тропе!
Тема: Аленький цветочек Цель: Познакомить детей с садовыми цветами, упражнять называть части растений: корень, ствол, цветок, листья Наступило лето. Солнце изо всех сил старается, греет и освещает землю. Деревья, травы и цветы радуются теплу. Птицы поют. Животные греются на солнышке. Ребятишки тоже рады с солнышком поиграть. А еще лето радует нас своими красками, красками цветущих цветов. Дети подходят к клумбе, любуются цветами. -Что цветет на наших клумбах? -Какие мы с вами посадили цветы? -Для чего мы посадили на участке цветы? -Какие цветы вам больше всего нравятся? -Какие цветы вы еще знаете? Молодцы. Вы правильно назвали все распустившиеся цветы – это космея , бархатцы. А на второй клумбе растут нам еще не известные цветы - цинния. Посмотрите на него, потрогайте листочки – они шершавые. Этим они отличаются от космеи и бархатцев. Какая у нас красивая клумба, как много на ней красивых цветов. Кто мне покажет белый цветок? А красный? Посмотрите, цветы как люди бывают высокие и низкие. Кто покажет мне высокий цветок? Правильно – это космея и цинния. А низкий? И опять вы не ошиблись – это бархатцы. Рассмотрим их строение. Каждый цветок имеет корень, который находиться в земле. С его помощью растения растут. Стебель, на нем держатся листья и соцветия. Стебли бывают разными короткими и длинными. И сами листочки на ощупь разные: у космеи – гладкие, а у циннии и бархатцев – ворсистые. И по форме соцветий цветы на нашей клумбе разные. Сравните соцветия космеи и бархатцев. А теперь обойдем клумбу и покажем высокие и низкие цветы. П\ игра: «Не сломай цветочек» (Цель: учить ходьбе с высоким подниманием колен, змейкой) -Ребята, как надо относится к цветам? (Ответы детей) -Нужно беречь это прекрасное творение природы, любоваться красотой красок и вдыхать чудесный аромат, исходящий от цветов. Посмотрите, у нас много цветных шаров, а давайте, мы поиграем. Мы будем с вами спасателями. Возьмем каждый по шарику, держим двумя руками перед собой. Первый «спасатель» с шаром – это голова « гусенички », следующий «спасатель» подходит вплотную, к впереди стоящему, затем третий, четвертый и так пока все дети присоединяться – это туловище. И медленным шагом « гусеничка » уползает от клумбы. А теперь превратим шары в цветы. Фломастерами нарисуем на шариках цветы, соберем в букет и подарим малышам наш букет.
Старший дошкольный возраст
Тема: «Белая берёза» Цель : Развитие экологической воспитанности и нового экологического мышления у детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе Ход наблюдения : Воспитатель: Ребята, вы попали в Сказочный лес. И сегодня я расскажу вам про чудо – дерево, которое растет в лесу. А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не человек.(БЕРЕЗА) Дети: Это берёзка! Воспитатель: Молодцы! Отгадали мою загадку. Расскажу я вам сегодня о красавице русского леса – стройной, белокурой берёзке. Нет в русском волшебном лесу дерева более родного и близкого. Воспитатель: Любимое дерево всегда наделялось народом самыми ласковыми именами и звонкими словами. Берёзу величали: стройной, кудрявой, белой, белоствольной. Её сравнивали с девушкой юной и красивой, в зеленой косынке. Ребята, а вы знаете, как называется березовый лес? Он называется березняк. В нем растут березки высокие, пониже и совсем низкие. Ребята, какого цвета ствол у березы? (ответы детей). Да, он белый с черными вкраплениями . Воспитатель: Дети, а на что похожи веточки у березы? (Ответы детей). Ветки у березы, словно косы заплетённые, вниз спускаются, друг с дружкой переплетаются. Если прилетит проказник сильный ветер – растреплет эти, если слабый ветерок – он запутается в ветвях и, наверное, не выберется. Вот послушайте: Чуть солнце пригрело откосы, И стало, в лесу потеплей, Берёзка зелёные косы Развесила с тонких ветвей.
Тема: «Белая берёза» (продолжение) Русский народ украшал дерево лентами, заплетал их в ветки, водили хороводы. Про берёзу, мудростью русского народа, сложено много народных сказок, песен, загадок, пословиц, примет и поговорок. А вы знаете какие – нибудь приметы, связанные с берёзой. (Из берёзы течет много сока – к дождливому лету; листья с березы опали не полностью – жди суровую зиму). Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным. Прекрасна береза в любое время года. Осенью – березка покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад). Зимой – на веточках лежит белый снег. Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой. Весной – на ветках клейкие, нежные листочки. За свою красоту береза стала символом России . Березовая рощица-это небольшой участок лиственного леса (березняк). Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья. Цель создания данного объекта: создать условие для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины; формировать чувство бережного отношения к природе.
Тема: «Скатерть-самобранка» Цель : Уточнить представление детей о том, что овощи выращивают из семян; Учить детей различать семена редиса, репы, салата (семена редиса розовые, круглые; семена репы чуть меньше чем у редиса, желтоватого цвета; семена салата плоские, овальные, серые). Познакомить детей со способами посева: с помощью мерной веревки с узлами на одинаковом расстоянии наметить бороздки, дно бороздок уплотнить ребром ладони. Для посева брать щепотку семян, смешанных с песком, и сыпать их в бороздку, постепенно передвигая вдоль нее рукой. Засыпать (неглубоко) семена и осторожно полить из лейки с ситечком. Вызвать у детей интерес и желание вырастить овощи самим. Вовлечь детей в практическую деятельность и уходу по выращиванию овощей (от зёрнышка до плода). Ход наблюдения: — Мы сегодня с вами пришли на экологическую тропу, на остановку «Скатерть - самобранка». Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зеленые огурчики, сочные красные помидоры – все это овощи. -Вспомните, пожалуйста, а какие овощи знаете вы ? Верно : свекла и репа, капуста и картофель, перец, баклажаны, тыква, кабачок, редиска, лук, чеснок и щавель – все это овощи. — А где растут овощи? — Правильно, в огороде на грядках. — Давайте представим себе: весна, солнышко пригревает землю теплыми лучами, мелкий дождик питает её своими дождинками. И вот пустили семена корешки, протянули вверх зеленые ладошки. Стоят, легкий ветерок их покачивает. Росла, росла рассада, стала крепкая, толстая, а вот ползет по листику божья коровка.(можно предложить детям закрыть глаза и представить все сказанное). — Скажите, что нужно для того, чтобы овощи росли на радость нам сочные и красивые? (свет, вода, тепло, уход) — А какие орудия труда, используемые, для работы на огороде вы знаете? (лопата, грабли, лейка, тяпка, перчатки) — Чем же полезны овощи? — Правильно, в них много витаминов. Витамин А – в моркови, помидорах, тыкве, салате, луке, Вырастите большими, будете хорошо видеть. — Румяные щечки, хороший аппетит будет у тех детей, которые дружат с витамином «С». Его много в капусте, зеленом луке, редьке, редиске, помидорах и картошке. Эти овощи помогут и с простудой
Тема: «Скатерть-самобранка » (продолжение) . Физминутка « Огородники». «Иван, иван , Вырывай бурьян. Чтоб росла редиска, Чтоб росла морковка, Зеленел лучок- Не ленись дружок, Чтобы была репка, Сладкая и крепкая, Чтоб капусты качанок.Рос с большущий чугунок». Игра «Назови овощ ласково». Помидор (помидорчик), огурец (огурчик), перец (перчик), морковь ( морковочка ), свекла ( свеколка ), лук (лучок), чеснок (чесночок), баклажан ( баклажанчик ). -Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай? Правильно, нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлями, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредителями, прореживать всходы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу. - Что-то мы ещё забыли? Ну, конечно, огород необходимо поливать утром и вечером. Игра «Четвертый лишний». Морковь, яблоко, огурец, помидор. Лук, виноград, петрушка, баклажан. Смородина, чеснок, капуста, перчик. Редька, редиска, тыква, арбуз. Выводы : Овощи выращивают на огороде. Растениям необходим свет, плодородная почва, вода, тепло. Чтобы овощи выросли большими и полезными, за ними нужен постоянный уход.
Тема: «Посмотри на пенёк» Цель : Способствовать формированию представлений о том, что такое «пень». Учить воспринимать «пень» как живое существо, сочувствовать и оберегать его. Дать детям знания о том, что «пень» - место обитания разнообразных живых существ (насекомых, жуков) Развивать познавательную активность, творческое воображение, связную речь, умение рассуждать, делать выводы. Ход прогулки: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать: Был я деревом когда - то И шумел листвой, ребята. Потерял свою красу – Стал я ниже всех в лесу. (Пень) Правильно, это пень. На территории нашего детского сада тоже есть пень, и мы к нему сейчас подойдем. - Ребята, как вы думаете, что такое – пень? (После ответов детей, рассказ воспитателя о происхождении этого пня). - Что это у пня? (Корни) - Какие корни? (прямые, ветвистые, запутанные) - Какие корни по длине и толщине? (длинные, короткие, крепкие, толстые, тонкие, как ниточки) - Какого они цвета? (темно-коричневые, светло- коричневые) - Зачем нужны дереву корни? (корни держат дерево, через корни дерево питается, пьет воду) - Потрогайте кору и скажите, какая она? (гладкая, шероховатая, грубая, с трещинками) - Как можно узнать возраст спиленного дерева? - Можно ли определить, как жилось дереву в разные годы, по расстоянию между годичными кольцами? Какой можно сделать вывод? - Ребята, давайте рассмотрим спил дерева через лупы и что увидели интересного расскажем. - Каких жителей можно увидеть на пне и около него? (жуки – древоточцы, жуки – короеды, бронзовки, многоножки, муравьи )
Тема: «Тропа здоровья» Цели : Создание условий для полноценного физического развития ребенка. Формирование у детей интереса к различным видам физической активности. Привитие интереса к окружающему миру. Развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности. Ход наблюдения: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие в страну Здоровья. Все дети любят ходить босиком, не обращая внимания на запреты взрослых, мы к большой радости детишек изготовили дорожку здоровья, выложив ее из природного и бросового материала (гладкие камушки, чешуйки шишек, желуди, пластмассовые пробки, карандаши , речной песок). Это дорожка служит для оздоровления воспитанников, исправления плоскостопия.
Тема: «Метеостанция» Цель : Сформировать у детей представление о способах измерения количества выпавших осадков, температуры воздуха и силы ветра. Развивать наблюдательность, способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать. Воспитывать любовь к природе, интерес к исследовательской деятельности. Ход наблюдения: — Посмотрите ребята и скажите, какая сегодня погода? (пасмурная) — Да действительно. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? (грустное, печальное). — Чтобы у нас с вами не было плохого настроения, предлагаю всем встать в круг, улыбнуться, поприветствовать друг друга и ласково пожать руки. Скажем друг другу добрый день. Какое у вас теперь настроение? (Хорошее, веселое, жизнерадостное) — Видите, даже в такой холодный день, стало теплее и радостнее от ваших улыбок. -Мы сегодня с вами на экологической тропе, на остановке «Метеоплощадка». -Скажите, какое сейчас время года? (осень). Как вы догадались, по каким признакам? (Дни стали короче, прохладнее, дожди идут чаще, листья и трава желтеют, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края). — А какое время года было до осени? (лето). Что будет после осени? (зима). — Ребята, каждое утро мы ждем по радио или по телевидению прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. — А в старину русские люди угадывали погоду по приметам, для этого они наблюдали за растениями, животными, птицами и облаками. Вы видели, как кошки сворачиваются клубочком и прячут нос? Так вот, они это делают перед холодами. И раньше словом «погода» называли только солнечную погоду. А дождливую — называли непогодой. — А сейчас мы с вами посмотрим, что же есть на нашей метеостанции. Термометр — это прибор для измерения температуры воздуха (предложить детям определить температуру воздуха ).
Тема: «Метеостанция» (продолжение) — Рассмотрите картинки и определите примерную температуру воздуха в природе (жарко, тепло, холодно или прохладно). — Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Скажите, дует сегодня ветер или нет? Как вы это определили? (Дети высказывают своё мнение) А стрелка флюгера всегда показывает одно направление? (Нет) Да, поворачиваясь, она помогает определять направление ветра. Дует он с севера или с юга, тёплый или холодный. Мы с вами сами можем сделать ветер. — Подуйте на руку. Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ветер) — Да, ветер – это движение воздуха. Игра с вертушками. «Ветер – ветерок, Поиграй с вертушками, Нашими игрушками». — А почему они вертятся? (ответы детей) — Нам же на метеостанции помогает узнать силу ветра ветряной рукав. Ветер может нам помогать, а может и вредить. Почему ветер — это хорошо? (ответы детей) А почему плохо? (ответы детей) Игра «Солнышко и дождик ». ( Дети выходят на середину площадки. Берут в руки ленты разного цвета. Рассказывают стихотворение и взмахивают руками.) «Дождик лей веселей. Теплых капель не жалей. Для лесов и для полей, И для маленьких детей, И для мам, и для пап, Кап-кап, кап-кап». Затем дети двигаются подскоками. В это время воспитатель раскладывает три разных обруча. По сигналу дети собираются у обруча своего цвета. А сейчас мы с вами как настоящие метеорологи, мы отметим в дневнике наблюдений какая сегодня погода. (Дети зарисовывают результаты наблюдений) Ребята, а вспомните, какие приборы помогли нам определить погоду? (термометр, флюгер, ветряной рукав).
Тема: «Зелёная аптека» Цель: закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений. Ход наблюдения: Ребята , сегодня мы снова идем на экологическую тропу. Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Остановка, которую мы посетим, называется « Лекарственные растения » Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (ответы детей). За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами? (ответы детей) Теперь, ребята, давайте подробнее поговорим о тех лекарственных растениях которые растут на территории нашего детского сада. Но сначала отгадайте загадку: Семена, как коготки, Желто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает (календула)
Тема: «Зелёная аптека» (продолжение) Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази. Следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название: В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички – Белые реснички (ромашка) Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, cвежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. А кто угадает это растение? Тонкий стебель у дорожки На конце его – сережки. Лечит ранки и ожоги Этот лекарь у дороги (подорожник) Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Игровые ситуации. 1. У зайчика болит горло, что вы ему посоветуете? (Полоскать горло календулой и ромашкой.) 2. У медведя сильный кашель, чем мы его полечим? (Полезно попить мать-и-мачеху, мяту.) 3. Белка поранила лапку, что предпринять? (Привязать к ранке подорожник .)
Тема: «Рябинка» Цель . Уточнить представление детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны. Развивать наблюдательность. Обогащение словаря: рябина, дерево, гроздья. Беседа . Ребята, я приглашаю Вас подойти к рябине. Как называется это дерево? Что произошло с рябиной? Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Кто любит ягоды рябины? Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Что дает рябина людям? Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. Подвижные игры: «Золотые ворота» В игре участвуют 10-20 человек. Выбирают двух игроков, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет солнцем, а кто луной. Затем они становится лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота. При этом они говорят: Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, Второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас! Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: луны или солнца. Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова один из участников попадает в группу луны или солнца. Когда все игроки распределены, то устраивается перетягивание каната между двумя группами. При этом используется канат, веревка, палка или дети берут друг друга за пояс. Трудовая деятельность : уборка листьев под деревьями, сбор ягод и веток рябины для поделок, кормления птиц. Цель. Воспитание бережного отношения к птицам.
Тема: «Туевая аллея» Цель : Познакомить детей с хвойным деревом – туя. Расширить знания детей о растительном мире; формировать бережное отношение к природе. Ребята, в нашем детском саду уже давно существует традиция посадки кустарников и деревьев детьми подготовительных групп на «Аллеи выпускников». И мы с вами отправимся на станцию «Туевая аллея В: Ель и туя – это какие деревья? Дети: Хвойные. В: Сравните хвою и шишки ели и туи. Дети: У ели хвоинки (иголки) тонкие, вытянутые, колючие, а у туи хвоя мелкая, плоская, похожая на крошечные чешуйки. У ели шишки большие вытянутые, чешуйки можно отделить, а у туи шишки мелкие, имеют форму яйца. В: Туя родом из Сев. Америке. Ценится туя, прежде всего за высокие декоративные качества: туи имеют разнообразную крону - пирамидальную, шаровидную, а также хвою различных оттенков Продолжительность жизни туи 100 и более лет. Среди хвойных пород считается одной из наиболее устойчивых к дыму и газу. Туя, как и ель, выделяет эфирные масла и фитонциды, которые очищают и обеззараживают воздух. Поэтому эти деревья часто сажают возле детских учреждений, больницу, санаториев, домов отдыха. Игра «Угадай по запаху». У воспитателя 2 мешочка. Один наполнен хвоей ели, другой – туи. Воспитатель предлагает понюхать и отгадать, какая хвоя - в каком мешочке находится. Затем ответы детей проверяются.
Тема: «Фруктовая аллея» Цель : Продолжать учить детей различать и называть деревья лиственные, хвойные, фруктовые на территории детского сада. Формировать навыки поведения с объектами природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь. Давайте поздороваемся с садом. Как называются деревья, которые растут в саду? (Фруктовые). Объекты для наблюдений: яблони разных сортов и сроков созревания; груша; черная смородина; Задачи : уточнить и расширить знания детей о фруктах и ягодах; помочь проследить этапы созревания плодов; наблюдать за садом в разные сезоны; любоваться цветущими растениями, учить видеть красоту и неповторимость каждого объекта; расширить знания детей об использовании плодов человеком; Рекомендации по организации работы с детьми: Наблюдение за деревьями и кустарниками в разное время года. Сравнить деревья по размеру. Форме кроны. Участие в трудовых занятиях по уходу за садом. Закрепить и наглядно показать понятие «плод». Показать заботу человека о фруктовом саде. Во время сбора урожая рассказать о пользе яблок, ягод . Учить описывать плоды. Сенсорное развитие. Игры: «Во саду ли , в огороде», «Магазин фруктов», «Кузовок», «не ошибись» и др.
Тема: «Ароматная» Цель: Расширить представления детей о сирени, уметь находить по описанию данный куст или дерево. Воспитатель: Ребята, послушайте, как о сирени написал поэт Самуил Маршак: Как празднично сад расцветила сирень Лилового, белого цвета. Сегодня особый - сиреневый - день, Начало цветущего лета. За несколько дней разоделись кусты, Недавно раскрывшие листья, В большие и пышные гроздья-цветы, В густые и влажные кисти. Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие есть у ветки сирени? Дети: Листочки, цветочки. Воспитатель: какого цвета цветы у сирени? Дети: синего Воспитатель: а листья? Дети: зеленого! На территории детского сада высажена сирень обыкновенная – белого и сиреневого цвета. Это растение используется в качестве живой изгороди и декорирования ландшафта территории детского сада. Кустарники растут вдоль забора на территории экологической поляны.. Это роскошный кустарник, высотой до 6 метров, чрезвычайно выносливый. Листья обыкновенно цельные, опадающие на зиму. Цветёт в мае-июне. Цветки белые, лиловые или сиреневые, расположены в метёлках на концах ветвей. Во время цветения от куста исходит нежный аромат, благодаря чему на поляне создаётся особая уютная обстановка. Кустарник морозостойкий, отлично поддаётся формированию. Посадка сирени производится весной или в конце лета. Уход за сиренью заключается в рыхлении почвы, жидкой подкормке после цветения и обрезке отцветающих кистей. Сирень является прекрасным растением для обсадки цветников в виде защитной изгороди, а также при посадке группами и одиночными растениями . Сирень - благоухающий кустарник, радующий нас в мае. Нежные цветы, немного похожие на колокольчики, собраны в пушистые кисти разных цветов и оттенков: от белого до розового, от лилового до фиолетового. Лиловый цвет, чуточку бледный и с розовинкой , в просторечии называют сиреневым .
Тема: «Ёлки-палки» Цель : Уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее). Ход наблюдения: Была ли малым деревцем? Сосне совсем не верится: Давно с высокой кручи Достала кроной тучи И с другого берега Достала тень от дерева. В. Могутин В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла», «Всякая сосна своему бору шумит». Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками. Воспитатель задает детям вопросы. Как выглядит сосна? Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»? Индивидуальная работа «Сделай фигуру», «Попади в обруч». Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.
Тема: «Кленовый лист» Цель : Познакомить детей с кленом, его особенностями и отличиями от других деревьев. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней. Воспитатель: Загадка: Осень тихая настанет, Дивным дерево то станет: Листья – звёзды яркие, Золотые, жаркие. (Клён) - Правильно, сегодня мы будем беседовать именно об этом дереве. Клёны - замечательные медоносы, они очень важны для выживания пчёл, особенно весной, их зачастую высаживают возле пасек. Клён листопадное дерево Высота – до 40 м и ,5 м в диаметре ствола; растѐт быстро, живѐт до 200 лет; с густой шаровидной кроной и с буро – серой растрескивающейся корой; молодые побеги голые; почки яйцевидные; корневая система глубокостержневая . Листья - пятилопастные до 17 см. в диаметре, бумажистые , сверху тѐмно – зеленые, тусклые. Цветки собраны в соцветия многоцветковые узкие кисти длиной до 16 см; ветки мужские и обоеполые около 8 мм в диаметре, желтовато – зелѐного цвета. Плод – крылатки до 6 см.длиной , суженные к основанию, орешки округлые, выпуклые, крылья суженные у основания и закруглѐнные наверху; зрелые имеют бурый оттенок; плодоносит в сентябре. Цветение в мае – июне Размножается семенами и вегетативно. Медонос, перганос . Древесина хорошо полируется и используется в мебельном производстве как поделочный и фанерный материал. Листья, цветки идут на корм скоту. В медицине применяется сок клѐна при цинге, кора как вяжущее средство. Вопросы для закрепления. Как выглядит клён? В каких местах растут клёны? Когда зацветают клёны? Когда созревают семена клёна7 Зачем кленовому семени крылышко? Когда прорастают кленовые семена? Какие животные утепляют опавшими листьями свои жилища на зиму? Как используют древесину клёна?
Тема: «Аленький цветочек» Цель: Создать условия для ознакомления детей со цветами, их названиями; с особенностями строения стебля, цветков, листьев. Развивать наблюдательность. Учить устанавливать причинно-следственные связи, прививать бережное отношение к растениям. Учит детей видеть красоту и неповторимость каждого цветка. Ход наблюдения: «В белой шапке стоит дед, Если дунешь, шапки нет». (одуванчик) — А на что же похож цветок одуванчика? — Кто любит прилетать на одуванчиковый луг? (пчёлы, шмели, бабочки) — Зачем? (пчелы собирают нектар, пыльцу) — Цветы из одуванчика собраны в соцветия, когда растение отцветёт, то превращается в пушистую шапочку-это семена одуванчика, а затем ветер разносит их повсюду. — Назовите, а какие цветы знаете вы? (помогут загадки) « Белая корзинка, золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце». (ромашка) — Пчелы, бабочки и шмели видят ромашку издалека и летят к ней за мёдом. Они опускаются на крупные, белые лепестки, пьют сок из маленьких жёлтых цветочков, собранных в крупную розетку в центре ромашки. — Найдите и покажите цветок ромашки .
Тема: «Аленький цветочек» (продолжение) « У нас есть петушок- Лиловый гребешок, а хвостик боевой С сабелькой кривой». (ирис) «Все знакомы с нами, Яркие, как пламя. Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйся дикими — алыми …». ( гвоздиками) «Голубое колечко, Жёлтое сердечко ». ( незабудка) Игра «Узнай цветок по описанию ». ( назови и покажи) — А скажите мне, что нужно для цветов, чтобы они росли, цвели и радовали нас? (свет, тепло, влага и конечно забота людей, растения нужно поливать, рыхлить, оберегать, любоваться) — Можно ли назвать цветы живыми? Докажите. — Чем похожи все цветы? (есть стебель, листья, корень, Цветы, семена) — Чем отличаются? (названием и внешним видом) Аутотренинг. «Представьте, что вы лежите в траве. Трава мягкая, пушистая, вдыхаете прекрасный аромат цветов, слышится стрекот кузнечиков, шуршание букашек, жужжание пчёл и шмелей. Вам хорошо и спокойно. Вы хотите быть другом всему живому. Но вот подул ветерок, вы чувствуете, как набираетесь сил и бодрости. Открываете глаза. У вас хорошее настроение. Вы хотите жить в мире с природой…» — А сейчас я хочу вам предложить придумать сказку о вашем любимом цветке. Пример: Жила — была ромашка и не было у неё друзей, она была очень одинока. Однажды она пожаловалась на свою беду веселому шалунишке ветерку. А он говорит: «Не переживай, вот наступит осень, и я принесу тебе семян разных других цветов, а когда наступит весна у тебя будет друзей не счесть. Так оно и вышло, весной это была уже не одинокая ромашка, а целая полянка красивых и душистых цветов. Здесь были и душистый горошек, календула, мак, гвоздика и многие другие цветы и ромашка была очень довольна. (Примеры сказок детей). А мы с вами будем еще приходить сюда и любоваться нашими цветами, ухаживать за ними, но не в коем случае не рвать и не топтать их, так как даже в вазе с водой они быстро завянуть, а в нашем альпинарии они еще долго будут радовать нас и гостей нашего детского сада. А сейчас мы с вами скажем спасибо нашей божьей коровке за экскурсию и за то, что мы узнали много нового и интересного о цветах. — А сейчас я вам предлагаю пойти в группу и нарисовать понравившийся цветок.(организация выставки рисунков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов ДО по экологическому воспитанию дошкольников
В данной статье укзаны формы работы с детьми и родителями, прописано краткое содержание парциальных программ по экологическому воспитанию...
Методические рекомендации для педагогов по формированию экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережливого отношения окружающему миру в процессе исследовательской деятельности
Правильно сформированное экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести плане...
Методические рекомендации по организации наблюдений на экологической тропе на тему: «Знакомство с растениями Японии» для детей подготовительной группы.
Методические рекомендации по организации наблюдений на экологической тропе на тему: «Знакомство с растениями Японии» для детей подготовительной группы....
Методические рекомендации для педагогов по формированию экологической культуры дошкольников
Правильно сформированное экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором они пребывают сейча...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ. ОПЫТ РАБОТЫ.
В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ СТАНЦИИ ТРОПЫ, ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ....
Выступление из опыта работы на зональном семинаре «Методические рекомендации для педагогов по формированию экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережного отношения к окружающему миру в процессе исследовательской деятельности»
Выступление из опыта работы на зональном семинаре «Практико-ориентированные подходы в экологическом образовании дошкольников»...
Методические рекомендации для педагогов по формированию экологической культуры у дошкольников
Правильно сформированное экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором они пребывают сейча...