Педагогический проект по опытно-экспериментальной деятельности детей 4-5 лет
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Общая характеристика проекта
Данный проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.
Объем проекта: работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.
Срок реализации с сентября 2017 года по май 2018 года.
Цель: создание необходимых условий для развития познавательной мотивации детей, привития интереса к собственным открытиям в познании окружающего мира в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический проект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. | 56.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №3
«Хрустальный башмачок»
Педагогический проект
по опытно-экспериментальной деятельности
детей 4-5 лет
«Лаборатория почемучек»
Выполнил:
воспитатель
Каширина Ю.Н.
Тамбов 2018
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способности сами ставить
вопросы и получать на них фактические
ответы, оказываясь на более высоком
умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязев.
Актуальность
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Работая в дошкольном учреждение педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность.
Общая характеристика проекта
Данный проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.
Объем проекта: работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.
Срок реализации с сентября 2017 года по май 2018 года.
Цель: создание необходимых условий для развития познавательной мотивации детей, привития интереса к собственным открытиям в познании окружающего мира в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Изучить проблему развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
- Выявить уровень развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
- Интеграция опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста с другими видами деятельности в ДОУ.
- Создать необходимые условия для развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраст средствами физического экспериментирования.
- Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
- Расширять представления об окружающем мире, активизировать имеющиеся знания.
- Развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решения поставленных задач.
- 4. Обогащать, активизировать и актуализировать словарь, формировать грамматический строй речи.
- 6. Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.
- 10. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- 12. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- 14. Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома.
Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные, проектные.
Сроки реализации: учебный год 2017-2018.
Участники:
- Дети
- Родители
- Воспитатели
Формы взаимодействия:
1. Формы образовательной работы с детьми:
- опытно-экспериментальная деятельность
- детская проектная деятельность
- образовательная деятельность с элементами экспериментирования
- Самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
- Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
- Организованные по желанию ребенка занятия-опыты.
- Беседы, подтвержденные показами опытов.
- Наблюдения.
- Чтение художественной литературы
- Продуктивная деятельность;
- Игровая деятельность.
2. Формы работы с родителями:
- Консультации;
- Родительские собрания;
- Открытые занятия;
- Буклеты.
3. Формы работы с педагогами:
- Открытые показы;
- Консультации.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.
Очень взаимосвязаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Предполагаемый результат:
1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
2. Проявление познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности, улучшение речевого развития.
3. Сформированность основ диалектического мышления.
4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «Детство».
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
6. Сформированность коммуникативных навыков.
7. Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
8.Ребенок может ответить на поставленный вопрос, делать самостоятельные выводы, находить решения проблемы, совершать открытия.
9. Ребенок способен самостоятельно действовать в повседневной жизни и различных видах детской деятельности. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому.
10. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
Связь теории с практикой.
Развивающий характер воспитания и обучения.
Индивидуализация и гуманизация образования.
Природосообразность— акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
Целостность и системность обучающего процесса.
Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Перспективное планирование познавательной опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4-5 лет
сентябрь | Живая природа | Растения | «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?» Цель: Помочь определить, что срезанные растения живут меньше, чем на корню, но раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем. Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность. |
Неживая природа | Вода | «Цветные капельки» Цель: Учить наблюдать за "путешествием" капельки. Материал: Баночка с водой, пипетка, краски. | |
Физические явления | « Мыльные пузыри» Цель: Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие. Материал: Тазик, вода; мыльная пена, шампунь детский, трубочка для коктейля. | ||
Рукотворный мир | Стекло. алгоритм описания свойств материала. | «Стекло, его качества и свойства.» Цель: Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). Материал: Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, | |
октябрь | Живая природа | Человек Орган обоняния. | «Умный нос». Цель: Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. Материал: Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. |
Неживая природа . | Воздух | « Поиск воздуха». Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Материал: Вода, султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, емкость | |
Физические явления | Звук | «Почему все звучит?» Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета | |
Рукотворный . | Бумага | «Мир бумаги» Цель: Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги | |
ноябрь | Живая природа | Семена растений | «У кого какие детки». Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. Материалы: Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян. |
Неживая природа . | Песок Глина | «Почему песок хорошо сыплется»? Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито | |
Физические явления | Плавучесть | «Тоне - не тонет» Цель: Провести испытания на "плавучесть" разных игрушек из разного материала. Материал: Кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная, шар деревянный, емкость с водой. | |
Рукотворный мир | Ткань | «Мир ткани» Цель: Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | |
декабрь | Живая природа | Мех | «Зачем зайчику другая шубка»? Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Материалы: Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. |
Неживая природа | Снег | «Возьмем с собой снеговика». Цель: Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Материал: Снеговик с носом из сосульки, емкость. | |
Физические явления | «Танец горошин». Цель: Познакомить с понятием "сила движения"; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. Материал: Вода, горошины, трубочка, салфетка. | ||
Рукотворный мир | Резина. | Резина, ее качества и свойства». Цель: Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность), Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки. | |
январь | Физические явления | Свет и тень | «Свет и тень» Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. |
Неживая природа | Вода | «Изготовление цветных льдинок». Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. | |
Физические явления Солнечные лучи | «Черное и белое». Цель: Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный цвет и белый; развивать наблюдательность, смекалку. Материал: Салфетки из черной ткани черного и белого цвета. | ||
февраль | Живая природа | Человек Орган осязания. | «Язычок – помощник». Цель: Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Материал: Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). |
Неживая природа | Лед | «Освобождение от плена». Цель: Наблюдение за разными способами размораживания. Материал: Ледяные фигурки. | |
Физические явления | Магнит | «Волшебная рукавичка». Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Материал: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри. | |
Рукотворный мир | Пластмасса | «Легкая пластмасса» Цель: Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы | |
март | Живая природа | Растения | «Что любят растения»? Цель: Выявить значение влаги для роста и жизни растений. Материал: Луковицы в сухой банке и в банке с водой. |
Неживая природа | Свет Солнечные лучи | «Радуга» Цель: Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать. Материал: Зеркало, вода, лучи солнца. | |
Физические явления | Теплота | «Вода бывает теплой, холодной, горячей» Цель: Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. Материал: Вода - холодная, теплая, горячая, три кусочка льда | |
Рукотворный мир | Металл | «Металл, его качества и свойства». Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). Материал: Металлические предметы, магниты, емкости с водой | |
апрель | Живая природа | Растения | «Хитрые семена». Цель: Познакомить со способом проращивания семян. Материал: Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли. |
Неживая природа | Камни | Каждому камешку свой домик» Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | |
Физические явления горячая вода, крышка, лед. | «Откуда берется дождь»? Цель: Обратить внимание детей на интересные явления, провести простейший эксперимент, развивать мышление. Материал: Банка, полиэтиленовый пакет | ||
Рукотворный мир . | Ткань | «Наряды куклы Тани» Цель: Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления | |
май | Живая природа | Растения | «Что любят растения»? Цель: Выявить необходимость света в жизни растений. Материал: Два комплекта растения, картонная коробка. |
Неживая природа
| Песок Глина | «Где вода»? Цель: Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Материал: Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной,мерные стаканчики с водой. | |
Физические явления | Оптика | «Как поднять единицу»? Цель: Познакомить с оптическим свойством зеркала делить отображения на две равные части, с понятием оптики. | |
Рукотворный мир | Бумага | « Веселая полоска». Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность |
Диагностика исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
№ | Что исследуется, изучается | Содержание диагностической ситуации | Критерии оценки |
1 | Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности. | «Что мне интересно?» Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал? | 3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество. 2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя; 1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу. |
2 | Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми. | «Что нам интересно?» Группе детей предъявляют те же предметы, что и в первом задании. Проводится беседа: кто, что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто использовал эти предметы необычно? После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задаются вопросы: с кем ты играл? Что вы сегодня сделали? Кто придумал это делать? А почему этим хотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее – в прошлый раз, когда ты играл сам, или сегодня? Что ты нового узнал? | 3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество. 2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя; 1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу. |
3 | Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде. | «Кораблекрушение» Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные сахаром, солью, красками, песком, пустая миска. Корабль перевозил груз, но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки из воды, некоторые из них были пустыми. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешка и почему? Ребенку предлагается самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему. | 3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, выдвигает гипотезы, самостоятельно использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы. 2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя; 1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность, не выдвигает гипотез, действует по инструкции воспитателя. |
4 | Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде. | «Перевертыши» 1 часть ситуации (провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему) – ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина – на дне аквариума. Инструкция: посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь? Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машинкой, пластмассовой банкой, тазом с водой. | 3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования, 2 балла – ребенку дается подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, могут они нам помочь узнать, что плавает, а что – тонет» и он разрешает проблему. 1 балл – ребенок действует вместе с воспитателем. |
2 часть ситуации (выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить полученные знания в новые условия). Инструкция: на другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что – тонет? Незнайке очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что ж ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда – он не знает, из чего делать плот. На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина. Ты можешь помочь Незнайке? | 3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, самостоятельно решает проблему; 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя; 1 балл – ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия. | ||
3 часть ситуации – (выявить осознание ребенком результатов экспериментирования). С этой целью проводится индивидуальная беседа: расскажи, что ты сейчас делал? Что перепутал художник? Как ты помогал Незнайке? Из чего нужно сделать плот? Что на самом деле плавает, а что – тонет? Тебе понравилось решать эту задачу? | 3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы; 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя; 1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. | ||
5 | Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки. сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы. | «Сахар» Инструкция: один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар и съесть его. Однако сахара в чашке не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?». Вопросы: Кто взял сахар? Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить, был ли сахар?» | 3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы; 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя; 1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. |
6 | Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью. | Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Затем предлагает ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в уходе. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими растения станут после того, как он осуществит уход за ними. Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности своих действий, а затем – подобрать необходимое оборудование и показать (Незнайке), как правильно ухаживать за растениями. Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось? | 3 балла – у ребенка сформирована потребность в деятельности с природными объектами, он качественно выполняет уход за растениями. В уходе нацелен на результат, понимает его направленность; рассуждает, аргументирует свои собственные выводы; 2 балла – у ребенка сформированы некоторые умения ухода за растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает процесс ухода, но не нацелен на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого. 1 балл – для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям, не владеет умениями осуществления за ними. |
Критерии, уровни усвоения программы
Высокий уровень (2,45 – 3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (1.45 – 2,44 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень (0 – 1,44 балла) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Результаты мониторинга на начало учебного года (сентябрь 2017)
Результаты мониторинга на начало учебного года показали следующее:
С высоким уровнем развития – 19% (5) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Со средним – 62% (14) - в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
С низким уровнем развития – 19% (5). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.
Перспективный план работы
работа с родителями и педагогами
Месяц | Работа с родителями | Работа с воспитателями |
сентябрь | Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. | Знакомство с передовым педагогическим опытом. |
октябрь | Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». | Выступление с докладом об опыте работы «Опытно-экспериментальная деятельность». |
Ноябрь | Выступление «Приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности». Привлечение родителей к участию в детском проекте «Удивительный апельсин» | Консультация «Организация экспериментально – поисковой деятельности в детском саду». |
декабрь | Рекомендации «Как провести опыты с водой, песком, воздухом». | Консультация «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка». |
январь | Привлечение родителей к участию в детском проекте «Веселый Молочник» | Открытый показ ООД «Удивительные превращения воды». |
февраль | Консультация «Игры с водой». | Обобщение результатов работы. |
Март | Беседа «Развитие любознательности детей средствами детского экспериментирования». | Консультация «Принципы развивающего обучения» |
Апрель | Участие родителей в детском поисково-исследовательском проекте «Волшебная соль» | |
Май | Совместный досуг «Мир вокруг нас» | Презентация педагогического проекта Лаборатория Почемучек |
Для увеличения мотивации детей к деятельности мы используем следующие способы:
- создание игровой ситуации;
- создание проблемной ситуации;
- сюрпризные моменты;
- проблемные вопросы;
- экспериментирование, опыты;
- обращение к опыту детей;
- использование сказочных персонажей;
- использование электронных презентаций, созданных педагогами.
Структура детского экспериментирования включает следующие компоненты:
- постановку проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверку гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось, не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Использование проектной технологии в работе с детьми способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности детей, расширению кругозора, развитию индивидуальных творческих способностей, обучению групповой работе. При описании выводов, характеристик изучаемых объектов нами часто используются мнемо-символы изготовленные вместе с детьми.
Дети с интересом участвуют в опытах и экспериментах. Зарисовывают результаты своих исследований и делятся своими впечатлениями с родителями. Родители тоже заинтересованы и проявляют интерес к экспериментированию. В исследовательской деятельности дети учатся делать выводы, логические умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять свойства воды, воздуха, тем самым познавать окружающий мир. В дальнейшем планирую продолжать работу в этом направлении.
Список используемой литературы:
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»;
- Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ;
- Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
- научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с»автор Потапова Т. В.;
- Журнал «Ребенок в д/с» №2, 2014 год
- «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко.
- maam.ru, nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты работы педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 202» Ленинского района г. Саратова по реализации экологообразовательного проекта «Растем вместе с комнатными растениями» в рамках участия в опытно-экспериментальной деятельности.
С начала 2010 учебного года на базе МДОУ «Детский сад № 202» «Колобок» совместно с педагогическим институтом СГУ им. Н.Г.Чернышевского» успешно реализуется программа эксперимента «Формирование э...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Ребёнок – это исследователь. Важными чертами поведения детей являются открытие новых впечатлений, наблюдательность, любознательность. Дети экспериментируют, ищут сведения о природе, окружающем мире. З...
Педагогическая статья "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста"
Любознайки, почемучки... Все это наши детки. Как я в своей работе помогаю им узнать окружающий мир вы узнаете, прочитав мою статью....
Педагогический проект "Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ"
Проектная работа с воспитанниками, родителями и педагогами МАДОУ детский сад "Солнышко" с.Янгельское...
Доклад на педагогическом совете "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".
Одним из средств экологического воспитания дошкольников является опытно-экспериментальная деятельность. В данном материале говорится об основных принципах и методах экспериментальной деятельности. При...
Педагогический проект " Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"
Детское экспериментирование — один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен н...
Педагогический опыт «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Введение Важная черта детского поведения – любопытство, постоянное стремление наблюдать и эксперᡃименᡃтирᡃовать, искать нᡃовые сведенᡃия об окрᡃужающем мирᡃе. Рᡃебенᡃок рᡃождается исследова...