Конспект - сценарий досуговой деятельности "Традиции чаепития".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект - сценарий досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возроста по ознакомлению с традициями церемонии чаепития у разных народов; происхождения, разнообразия и пртготовления чая. Материал можно использовать в непосредственно образовательной деятельности и как досуг во второй половине дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_traditsii_chaepitiya_v_starshey_gruppe.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Традиции чаепития».
Цели и задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, истории его распространения по всему миру, о традициях употребления чая в России, Узбекистане и в Татарстане; об истории самовара. Закреплять знания о родном крае, о понятии «традиций»; воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине. Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей, их культуре.
Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей. Развивать связанную речь.
Словарная работа: традиция, чаепитие, тульский самовар, пиала, национальность, легенда.
Предварительная работа: чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Муха — цокотуха»). Заучивание пословиц, поговорок о чае. Рассматривание картин художников с изображением чаепития.
Материал: предметы посуды из России, Узбекистана, Татарстана; Угощение для чаепития, различные сорта чая; Картинки с изображением церемоний чаепития у разных народностей, самоваров, грамзапись с русскими народными песнями.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом, перед ними стоит стол накрытый в русской традиции (на столе стоят атрибуты чайной церемонии разных стран).
Воспитатель: В какой стране живём мы?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: В каждой стране люди разговаривают на своём родном языке. На каком языке разговариваем мы с вами?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Какие ещё вы знаете языки?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь мы с вами поиграем.
-Я начну — вы продолжите. – В России разговаривают на русском языке. В Узбекистане. в Грузии. в Казахстане. в Татарстане.
Воспитатель: У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово «традиция»?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Правильно! «Традиция» - то, что передаётся от одного поколения к другому. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. Ребята, давайте послушаем рассказ от куда появился чай.
Воспитатель: Родина чая — Китай, а в переводе это слово означает «Молодой листочек». Чайный куст известен в мире уже почти 4700 лет. Существует такая легенда — один китайский император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника. Лежал он и ждал, пока закипит вода в котле над костром. Император следил за своим здоровьем и пил только кипячённую воду. Внезапный порыв ветра занёс в котёл несколько листьев с кустарника, который позже назвали чайным. Когда император попробовал воду, ему очень понравился её необычный вкус. Он почувствовал прилив сил и отправился в путь раньше намеченного срока.
С тех пор стал ценится чай очень высоко. Его пили при дворе во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретом, как производство шёлка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Хотя чай позже и стал любимым напитком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили его из Китая. Трудным был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тыс. километров на верблюдах, тележках, санях, переправляли на паромах через реки. Целый год караван с чаем добирался до Москвы. Пили чай по большим праздникам. Поэтому — то и возникло выражение «чайком побаловаться». Стоил чай очень дорого, поэтому долгое время чай был доступен только богатым и знатным людям. Для крестьян же чай был практически не доступен. Воспитатель: Русские люди изобрели специальный сосуд для кипячения воды для чая, а какой? (загадывает загадку) Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар) Воспитатель: Правильно ребята – это самовар.
Непременным атрибутом русского чаепития был самовар. Самовар -исконно русское изобретение. Почему его так назвали? Да потому, что он сам варит, т. е. кипятит воду. Вода в нем быстро закипает и долго не остывает. Первые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в 1778 году. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные и богато украшенные. Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар — символ семейного очага, уюта, дружеского общения — занимал почётное место в каждом жилище. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого — ведь их делали мастера высокой квалификации. Недаром говорили в народе - «печка матушка», да самовар «батюшка. Как же пользовались таким самоваром. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. Русские самовары были известны и любимы не только у нас на родине, но и в других странах мира. Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники. Но традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась до наших дней.
Физминутка. А сейчас давайте с вами встанем и представим, что мы - это посуда для чая.Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. (Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) . Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие - бедняжки. («Пружинка», одна рука на поясе) . Вот фарфоровые блюдца, Только стукни - разобьются. (Кружимся, рисуя руками круг). Вот серебряные ложки. (Потянуться, руки сомкнуть над головой). Вот пластмассовый поднос, Он посуду нам принес. (Сделать большой круг руками).
Воспитатель: Ребята, как же правильно нужно пить чай, знаете?
Дети:(ответы детей).
Воспитатель: Давайте я вам расскажу и покажу, как же чай пили у нас на Руси. Кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.
-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник (ажурная подставка с ручкой, чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)
На Руси чай заваривал хозяин — глава семьи, в специальной заварочном чайнике, чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара), а разливала чай хозяйка или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый. Обратите внимание на посуду для чаепития, главное правило — она должна принадлежать одному сервизу. А чашка должна быть белой изнутри, позволяя оценить красоту настоящего чёрного чая.
Пили чай в больших количествах, на свежем воздухе, кто-то любил пить чай их блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно в чай не клали, а пили в прикуску, а потом запивали чаем. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, комковой сахар, разные варенья. Напившись чаю переворачивали чашку вверх дном и ставили на блюдце.
-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав. (Воспитатель совместно с детьми заваривают чаи из разных трав, звучит музыка «Русский чай»)
Воспитатель: Ребята в Узбекистане тоже очень любят пить чай. Предпочтение отдают зелёному чаю. Пьют его из пиалы. (показывает) У пиалы нет ручки, потому держать её в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Чем более уважаемый гость, тем меньше чая в пиале. А заботу о госте проявляют постоянно подливая ему чаю. К чаю подают угощения — засахаренные фрукты (ставит на стол угощение).
Воспитатель: Ребята в Татарстане, татары тоже очень любим пить чай. Но чай пьют с молоком и так-же из пиалы, поворачивая пиалу после каждого глотка, сидя на коврах. К кому бы вы не пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказываться от пиалы чая не вежливо, можно обидеть хозяев дома. К чаю подают чак-чак — татарское национальное сладкое блюдо. Во многих странах любят пить чай. А сейчас давайте вспомним пословицы о чае и самоваре. Ребята по очереди говорят пословицы.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1. Чай пьёшь — здоровье бережёшь. 2. Пей чай — беды не знай. 3. С чая лиха не бывает, он здоровья прибавляет. 4. Чай не пьёшь, откуда силы возьмёшь? 5. Чай пить — славно жить. 6. Выпьешь чайку — забудешь тоску 7. Чай пить — не дрова рубить. 8. Самовар кипит — уходить не велит. 9. Чай пьёшь — до ста лет проживёшь. 10. За чаем не скучаем. 11. Печка — матушка, а самовар — батюшка. 12. Где есть чай, там и под елью рай.
Воспитатель: Молодцы ребята, наш чай заварился, теперь давайте все пойдём и сядем за широкий и богатый русский стол на традиционное чаепитие. Звучат песни: «Русский самовар», «Русский чай».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект-сценарий досуговой деятельности "День матери"
Сценарий праздничного вечера, посвящённого Дню матери. Проводится в группе, с родителями воспитанников в неформальной обстановке....
конспект-сценарий досуговой деятельности в ст.гр. "Гуляют ребятки в зимние святки"
сценарий для проведения Старого Нового года, прощания с ёлочкой с старших гр.д/сада....
Конспект-сценарий досуговой деятельности ко Дню Знаний дя детей 4-6 лет "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".
Сценарий развлечения к Дню Знаний. Не требует большой подготовки , содержит игры и танцы....
Конспект-сценарий досуговой деятельности (совместно с родителями) для детей старшего дошкольного возраста "Нашей Родины сыны нынче прославляются!"
Сценарий содержит различные игры и шуточные задания, которые сплочают взрослых и детей....
Конспект-сценарий досуговой деятельности (совместно с родителями) для детей старшего дошкольного возраста "Учимся быть солдатами!"
Сценарий содержит различные игры и шуточные задания, которые сплочают взрослых и детей....
Конспект-сценарий досуговой деятельности (совместно с родителями) для детей старшего дошкольного возраста "День рождения Армии"
Во время развлечения повествуется о зарождении Российской Армии, о её развитии и становлении. "Разбавленно" повествование весёлыми танцами, играми и конкурсами с папами....
Конспект-сценарий досуговой деятельности для детей старшей и подготовительной группы «День рождения Братска»
занятие направлено на систематизацию имеющихся у детей знания об истории родного города, о памятных местах города Братска, об основных культурных и промышленных объектах города....