Проект «Времена года в рисунках детей»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Времена года в рисунках детей» | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОШ № 415
ЮГО- ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Проект
«Времена года в рисунках детей»
Подготовила: Шипунова О.В.
2013-2014 уч. г.
1. Пояснительная записка
Незаменимым средством в становлении цельной, гармонически развитой и творчески активной личности ребенка является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись.
С помощью живописи учат понимать гармонию природы, взаимосвязь явлений в окружающем мире. Изобразительное творчество формирует первоначальную основу представления о целостной картине мира.
Поэтому тема приобщения детей к изображению времени года (осени, зимы и весны) в рисунках становиться актуальной. При реализации проекта дети учатся передавать свои впечатления от окружающей действительности. У воспитанников развивается умение решать композиционные задачи. Они приобретают навыки технических приемов работы с различными материалами. Развивается эстетическое восприятие, творческая активность.
Мы надеемся, что наша работа в рамках проекта «Времена года в рисунках детей» будет способствовать:
- Развитию интереса к окружающему миру, изобразительному творчеству.
- Развитию воображения, фантазии, эмоционального отклика и творческого потенциала детей.
- Применению знаний, полученных при ознакомлении детей с окружающей действительностью, изобразительным искусством, в самостоятельной творческой деятельности.
- Пониманию родителями ценности детского рисования, как основы базовой культуры личности.
- Повышению педагогической культуры родителей.
2. Цель проекта
Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна»
3. Задачи проекта
- познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, характерной для каждого времени года;
- научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
- познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, кляксография, монотипия, скатывание бумаги, коллаж и др;
- формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
- способствовать развитию памяти, восприятия;
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в осенний, зимний, весенний период года.
4. Участники проекта
- Педагоги старшей группы.
- Дети старшей группы.
- Родители детей старшей группы.
5. Вид проекта
Познавательно-творческий.
6. Продолжительность
Реализация проекта рассчитана на образовательные области: Познание (целостная картина мира, конструирование)), Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка), Коммуникация ( развитие речи), индивидуальную работу и совместную деятельность родителей, педагогов и детей.
Проект рассчитан на 8 месяцев 2013-2014 учебного года.
7. Предполагаемый конечный результат
- Расширятся знания детей о каждом времени года ( осень, зима, весна), их характерных признаках.
- Повысится интерес к художественной литературе, умение выразительно читать стихотворения и различать произведения по жанрам.
- Пополнится словарный запас.
- Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
- Сформируется творческий потенциал у детей.
8. Этапы реализации проекта
1этап Сентябрь-октябрь 2этап Сентябрь-апрель 3этап апрель | Подготовительный этап 1. Определение целей и задач проекта: - участников проекта; - выбор методов диагностики формализованных (тесты, опросники, анкеты) и не формализованных (наблюдения, беседы). 2. Подготовка этапов реализации проекта: - сроки этапов; - определение содержания каждого этапа. 3. Подбор дидактического материала по теме проекта. Этап реализации
Заключительный (аналитический) - о качестве реализации проекта; - об уровне усвоения детьми, предлагаемых материалов проекта; - самоанализ своего педагогического труда; - выявление причин, пробелов и отставаний, тормозящих в реализации воспитательно-образовательных задач проекта. |
9. Предполагаемая методика реализации проекта
- Развитие фантазии, воображения, эмоционального отклика и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного творчества и познавательной активности детей.
- Соответствие сложности материала возрасту детей.
- Вовлечение детей в совместную практическую деятельность с взрослыми – родителями и педагогами.
10. Формы и средства работы
Формы:
- образовательная деятельность детей по изодеятельности;
- образовательная деятельность детей по ознакомлению с окружающим и развитием речи;
- беседы;
- дидактические и с/р игры;
- рассматривание иллюстраций и открыток;
- индивидуальная работа с детьми в свободное время;
- использование мультимедийных презентаций;
- кружковая работа;
- посещение выставок;
- экскурсии в детскую художественную школу, в Лефортовский парк, в Третьяковскую галерею;
- работа с родителями.
Средства:
- художественное слово;
- творчество художников-пейзажистов;
- динамические паузы, физминутки, зрительная гимнастика;
- пальчиковые гимнастики;
- кроссворды, ребусы.
13. Заключительный этап
-тематические выставки детских работ «Осенние фантазии», « Кормушки для птиц», «Волшебница-зима», « Весенние цветы»
- изготовление цифрового фото альбома с детскими работами «Времена года»»;
- изготовление альбома с пословицами и поговорками, стихотворениями, приметами о каждом времени года.
- подведение итога конкурса среди семей;
- вручение памятных дипломов;
- оформление фото выставки;
- показ инсценировки сказки : «Спор овощей»; сказки «Двенадцать месяцев», музыкально-театрализованного представления по теме проекта.
- оформление выставки семейных поделок «Осень», «Зима», «Весна»
- презентация проекта.
14. Ожидаемый результат
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
- осенние, зимние, весенние приметы и явления;
- пословицы, поговорки о каждом времени года;
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Приложение № 1
Перспективный план реализации проекта с детьми
В рамках организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности.
Сроки | № п/п Вид образовательной деятельности, тема. | Совместная деятельность |
Сентябрь | 1.Художественное творчество (рисование) Тема: »Рассматривание книжных иллюстраций с осенними пейзажами. Упражнение «Где лето, а где осень» 2. Познание (целостная картина мира) Тема: « Наш огород , что здесь только не растёт)» 3. Коммуникация ( развитие речи, чтение худ. литературы) Тема: »Овощи» Составление описательного рассказа с опорой на модель 4. Художественное творчество ( рисование) Тема: « Натюрморт из овощей» 5. Художественное творчество ( аппликация) Тема: « Весёлые морковки (ткань)» 6. Художественное творчество ( лепка) Тема: « Дары осени» Коллективная работа» |
«Что такое осень»?, «Овощи» «Осенние зарисовки»;
«Чиполлино», «Вершки и корешки»; 8. Экскурсия по экологической тропе детского сада: «Огород на участке» (сбор урожая); |
Октябрь | 1.Коммуникация ( развитие речи) Тема: « Витаминная семья» 2. Познание (целостная картина мира) Тема: « Осень. Признаки осени» 3. Художественное творчество ( рисование) Тема: «Рисование фруктов и овощей" 4. Художественное творчество (аппликация) Тема: «Витаминная корзина» 5. Познание (ручной труд) Тема: « Сказка в осеннем лесу» (природный материал). Коллективная работа. | 1. Чтение художественной литературы: И.Бунин «Листопад», В. Даль «Война грибов и ягод»; 2. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”; 3. Д/И «Сложи картинку», «Когда это бывает», «Назови ласково»; 4. Просмотр презентации «Фрукты»; 5. Просмотр мультфильма «Мешок яблок»; 6. Создание коллективных композиций из природного материала (подготовка к выставке "Осенние фантазии") 7. Участие в выставке «Осенние фантазии» 8. Инсценировка сказки «Спор овощей» |
Ноябрь Дек-рь Январь Фев-ль Март Апрель | 1.Познание целостная картина мира), коммуникация(развитие речи), художественное творчество (рисование) Тема: «Осень» Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 2.Художественное творчество (рисование) Тема: » Красота осенних листьев» 3. Художественное творчество (аппликация) Тема:»Превращение осеннего листочка» 4.Художественное творчество (рисование) Тема: «Осенний пейзаж» Использование нетрадиционной техники рисования (монотипия) 5. Познание (конструирование) Тема: Поделки из природного материала .по замыслу.
Тема: « Признаки зимы»
Тема: «Изображение зимы в картинах русских художников»
Тема: «Ели большие и маленькие» 4. Художественное творчество(рисование) Тема: «Опушка зимнего леса» 5. Художественное творчество(аппликация) Тема: «Новогодняя елка» 6. Художественное творчество( лепка) Тема: «Новогодняя елка»
Тема: «Зимующие птицы»
Тема: «Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза» - Ушакова, 184
Тема: «Береза зимой» (рисование восковыми мелками)
Тема: «Рассматривание зимних пейзажев» 4. Художественное твор-во (рисование) Тема: «Чародейка-зима околдовала лес» 5. Художественное творчество (аппликация) Тема:“Сказочный лес”
Тема: «Зима в лесу» 2. Художественное творчество (рисование) Тема:“Сказочный лес” 1. Познание (целостная картина мира) Тема: «Признаки весны» 2. Коммуникация (Чтение худ. лит-ры) Тема: Заучивание стихотворения С.Есенина «Черёмуха» 3. Художественное творчество ( рисование) Тема: « Ветка с первыми листочками» «Подснежники» «Весенний букет» «Берёзы весной» 4. Художественное творчество (аппликация) Тема: « Сирень» « Мимоза» «Одуванчики» «Ландыши» Презентация проекта «Времена года в рисунках детей» Музыкальное-театрализованное развлечение по теме проекта. | 1. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: “Осень” К.Д. Бальмонта, “Скучная картина” А.Н. Плещеева, “Листопад” И.А. Бунина, “Листопадничек” 2.Д\И: «Послушай, запомни, назови», «Чего не стало», «Скажи наоборот» 3. Просмотр презентаций: « «Времена года»; 5. Участие в выставке «Кормушки для птиц»
1. Составление мини-рассказов, загадок о деревьях разных пород. 2.Экскурсия в зимний парк 3. Игра – путешествие на развитие воображения «Путешествие по временам года» - Алябьева, 64 4. Подбор книг о зиме в книжный уголок; 5.Рассматривание репродукций картин о зиме; 6.Д/и «Отгадай дерево по описанию»; 7. Постройки снежного городка на участке. 1.. Рассматривание альбома «Пословицы и поговорки о зиме» 2.. Д/у на воображение «Если бы я был деревом» 3. Составление мини рассказа «Зимушка-зима»» 4. Создание коллективных композиций 1. Д/и «Времена года» 2. Приметы, пословицы, поговорки о весне. 3. Рассматривание фотографий, открыток о весне 4. Прослушивание русской народной песни “Кулик – весна”, Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”. 5. Инсценировка сказки на весеннюю тематику. 6. Экскурсия в весенний парк. 1. Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами, народными приметами, пословицами и поговорками на тему “Времена года”. 2. Выставка по теме « Весенние цветы» |
Перспективный план работы с родителями
Цель: привлечь родителей к деятельности по реализации проекта
№ п/п | Тема мероприятия, форма проведения | Время проведения |
1. 2. 3. 4. | Оформление папки - передвижки для родителей: «Осень», «Весёлые овощи. Или о том, чем занять ребёнка дома», «Занимаемся по теме: Овощи» Консультация по теме « Развитие творческих способностей детей» Экскурсия в Третьяковскую галерею Родительское собрание»Задачи воспитания и обучения детей в старшей группе» Знакомство с проектом «Времена года в рисунках детей» | Сентябрь-октябрь |
1. 2. 3. 4. | Анкетирование родителей детей с целью выявить, что предпочитают рисовать дети? Консультация: «Влияние изобразительного искусства на всестороннее развитие детей» Оформление папки-передвижки:» Поделки из природного материала», «Не только вкусненько, но и полезненько», «Занимаемся по теме: фрукты» Участие родителей в выставке «Осенние фантазии», «Кормушки для птиц» | Ноябрь |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. | Оформление папки-передвижки по теме: «Игры с булавками и бусинками. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке «Двенадцать месяцев». Консультация «Совместное творчество ребенка и взрослого». Привлечь родителей к оформлению альбома “Времена года в рисунках детей» Оформление группы к новому году по теме» Зимняя сказка» Участие родителей в выставке «Волшебница-зима» Родительское собрание «Рисуем-развиваем ребёнка и взрослого» Папка-передвижка по теме «Зима», Нетрадиционные формы рисования деревьев» Привлечь родителей к участию в конкурсе «Лучший снежный городок» Участие родителей в выставке « Весенние цветы» Консультация «Воспитание успешного человека» Привлечь родителей к оформлению альбома по теме «Времена года-в рисунках детей» Участие родителей в музыкально-театрализованном представлении по теме проекта и в презентации проекта Родительское собрание «Подведение итогов совместной деятельности по реализации проекта» | Декабрь Январь-февраль Март-апрель |
Приложение № 2
Перечень используемой литературы
- Программа нового поколения от рождения до школы под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой. - М.:Мозаика-Синтез,2010 .
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевной, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.
- Копцева Т.А. Программа по изобразительному искусству “Природа и художник”. – М, 2001.
- Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности. Программа. – М., 2001.
- Комарова Т.С. Методическое пособие. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-синтез, 2005.
- Казакова Р.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 2005.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
- Трофимова М.В., Тарабрина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль, 2001.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1999.
- Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках .
Приложение № 3
Экскурсия в парк Лефортово
Выставка поделок «Осенние фантазии»
Развлечение «Загадки с грядки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Времена года» с детьми подготовительной к школе группы (развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники)
В речи детей существуют множество проблем.• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.• Бедность речи. Недос...
Творческий проект "Времена года в классике" для детей подготовительной к школе группы
В условиях снижения общекультурного уровня современного общества, когда "мыслящее искусство" всё более вытесняется за пределы общественной жизни, обращение к классике чрезвычайно актуально. Классическ...
Во второй младшей группе "Ягодки" в сентябре - ноябре 2016 года реализовали под проект "Осень наступила" проекта "Времена года"
Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.Продолжительность: 1 месяц (сентябрь- ноябрь 2016 г.).Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Раздел программы: Програм...
Проект « Времена года в детских рисунках»
Цель проекта:-Пополнение и обогащение знаний детей по временам года: «Осень», «Зима», «Весна» -Развитие у детей творческих способностейЗадачи-познакомить детей...
Проект "Времена года" -это творческий долгосрочный проект, нацеленный на развитие: речевых, музыкальных,эстетичекихкачеств, а также на художественное творчество детей.
Проект "Времена года"...
Проект «Времена года» Вторая младшая группа (возраст детей 3-4 года)
К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду», и т.д. Именно в этот период у малы...