Проект «Времена года в рисунках детей»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шипунова Оксана Владимировна
а. познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, характерной для каждого времени года; б. научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения; в. расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период; г. познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, кляксография, монотипия, скатывание бумаги, коллаж и др; д. формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе; е. способствовать развитию памяти, восприятия; ж. воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в осенний, зимний, весенний период года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОШ № 415

ЮГО- ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Проект

«Времена года  в рисунках детей»

Подготовила: Шипунова О.В.

2013-2014 уч. г.

1. Пояснительная записка

Незаменимым средством в становлении цельной, гармонически развитой и творчески активной личности ребенка  является искусство: литература, музыка, народное творчество,    живопись.

С помощью живописи учат понимать гармонию природы, взаимосвязь явлений в окружающем мире. Изобразительное творчество формирует первоначальную основу представления о целостной картине мира.

Поэтому тема приобщения детей к изображению времени года (осени, зимы и весны) в рисунках становиться актуальной. При реализации проекта дети учатся передавать  свои впечатления от окружающей действительности. У воспитанников развивается  умение решать композиционные задачи. Они приобретают навыки технических приемов работы с различными материалами. Развивается эстетическое восприятие, творческая активность.

Мы надеемся, что наша работа в рамках проекта «Времена года в рисунках детей» будет способствовать:

  1. Развитию интереса к окружающему миру, изобразительному творчеству.
  2. Развитию воображения, фантазии, эмоционального отклика и творческого потенциала детей.
  3. Применению знаний, полученных при ознакомлении детей с окружающей действительностью, изобразительным искусством, в самостоятельной творческой деятельности.
  4. Пониманию родителями ценности детского рисования, как основы базовой культуры личности.
  5. Повышению педагогической культуры родителей.

2. Цель проекта

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна»

3. Задачи проекта

  1. познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, характерной для каждого  времени года;
  2. научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
  3. расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  4. познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, кляксография, монотипия, скатывание бумаги, коллаж и др;
  5. формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
  6. способствовать развитию памяти, восприятия;
  7. воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в осенний, зимний, весенний период года.

4. Участники проекта

  1. Педагоги  старшей группы.
  2. Дети старшей группы.
  3. Родители детей старшей группы.

5. Вид проекта

Познавательно-творческий.

6. Продолжительность

Реализация проекта рассчитана на образовательные области: Познание (целостная картина мира, конструирование)), Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка), Коммуникация ( развитие речи),  индивидуальную работу и совместную деятельность родителей, педагогов и детей.

Проект рассчитан на 8 месяцев 2013-2014 учебного года.

7. Предполагаемый конечный результат

  1. Расширятся знания детей о каждом времени года ( осень, зима, весна), их характерных признаках.
  2. Повысится интерес к художественной литературе, умение выразительно читать стихотворения и различать произведения по жанрам.
  3. Пополнится словарный запас.
  4. Сформируется активность  и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
  5. Сформируется творческий потенциал у детей.

8. Этапы реализации проекта

1этап

Сентябрь-октябрь

2этап

Сентябрь-апрель

3этап

апрель

Подготовительный  этап

1. Определение целей и задач проекта:

- участников проекта;

- выбор методов диагностики

формализованных (тесты, опросники, анкеты) и не формализованных (наблюдения, беседы).

2. Подготовка этапов реализации проекта:

- сроки этапов;

- определение содержания каждого этапа.

3. Подбор дидактического материала по теме проекта.

Этап  реализации

  1. Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов НОД детей, развлечений и других мероприятий.
  2. Продолжать знакомство с окружающим миром, расширять словарный запас по теме, изображать признаки каждого времени года  в различных продуктивных видах деятельности.
  3. Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.
  4.     Осуществление запланированных мероприятий.

Заключительный (аналитический)

- о качестве реализации проекта;

- об уровне усвоения детьми, предлагаемых материалов проекта;

- самоанализ своего педагогического труда;

- выявление причин, пробелов и отставаний, тормозящих в реализации воспитательно-образовательных задач проекта.

9. Предполагаемая методика реализации проекта

  1.  Развитие фантазии, воображения, эмоционального отклика и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного творчества и познавательной активности детей.
  2. Соответствие сложности материала возрасту детей.
  3. Вовлечение детей в совместную практическую деятельность с взрослыми – родителями и педагогами.

10.  Формы и средства работы

Формы: 

  • образовательная деятельность детей по изодеятельности;
  • образовательная деятельность детей по ознакомлению с окружающим и развитием речи;
  • беседы;
  • дидактические и с/р игры;
  • рассматривание иллюстраций и открыток;
  • индивидуальная работа с детьми в свободное время;
  • использование мультимедийных презентаций;
  • кружковая работа;
  • посещение выставок;
  • экскурсии в детскую художественную школу,  в Лефортовский парк, в Третьяковскую галерею;
  • работа с родителями.

Средства: 

  • художественное слово;
  • творчество художников-пейзажистов;
  • динамические паузы, физминутки, зрительная гимнастика;
  • пальчиковые гимнастики;
  • кроссворды, ребусы.

13. Заключительный этап

                       

-тематические выставки детских работ «Осенние фантазии», « Кормушки для птиц»,        «Волшебница-зима», « Весенние цветы»

- изготовление цифрового фото альбома с детскими работами  «Времена года»»;

- изготовление альбома с пословицами и поговорками, стихотворениями, приметами о каждом времени года.

- подведение итога конкурса среди семей;

- вручение памятных дипломов;

- оформление фото выставки;

- показ инсценировки сказки : «Спор овощей»; сказки  «Двенадцать месяцев», музыкально-театрализованного представления по теме проекта.

- оформление выставки семейных поделок «Осень», «Зима», «Весна»

- презентация проекта.

14. Ожидаемый результат

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован  весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;

- осенние, зимние, весенние  приметы и явления;

- пословицы, поговорки о каждом времени года;

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.


Приложение № 1

Перспективный план реализации проекта с детьми

В рамках организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности.

Сроки

№  п/п

Вид образовательной деятельности, тема.

Совместная деятельность

Сентябрь

1.Художественное творчество (рисование)

Тема: »Рассматривание книжных иллюстраций с осенними пейзажами. Упражнение «Где лето, а где осень»

2. Познание (целостная картина мира)

Тема: « Наш огород , что здесь только не растёт)»

3. Коммуникация ( развитие речи, чтение худ. литературы)

Тема: »Овощи» Составление описательного рассказа с опорой на модель

4. Художественное творчество ( рисование)

Тема: « Натюрморт из овощей»

5. Художественное творчество ( аппликация)

Тема: « Весёлые морковки (ткань)»

6. Художественное творчество ( лепка)

Тема: « Дары осени» Коллективная работа»

  1. Подбор книг об осени в книжный уголок;
  2. Чтение худ. литературы: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»;
  3. Рассматривание репродукций картин об осени;
  4. Наблюдения в природе за листьями на деревьях;
  5. Д/и «С какого дерева листок?»; «Овощной магазин», «Вершки и корешки»;
  6. Просмотр презентаций:

«Что такое осень»?, «Овощи»

«Осенние зарисовки»;

  1. Просмотр мультфильмов:

«Чиполлино», «Вершки и корешки»;

8. Экскурсия по экологической тропе детского сада: «Огород на участке» (сбор урожая);

Октябрь

1.Коммуникация ( развитие речи)

Тема: « Витаминная семья»

2. Познание (целостная картина мира)

Тема: « Осень. Признаки осени»

3. Художественное творчество ( рисование)

Тема: «Рисование фруктов и овощей"

4. Художественное творчество  (аппликация)

Тема: «Витаминная корзина»

5. Познание (ручной труд)

Тема: « Сказка в осеннем лесу» (природный материал). Коллективная работа.

1. Чтение художественной литературы: И.Бунин «Листопад», В. Даль «Война грибов и ягод»;

2. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”;

3. Д/И «Сложи картинку», «Когда это бывает», «Назови ласково»;

4. Просмотр презентации «Фрукты»;

5. Просмотр мультфильма «Мешок яблок»;

6. Создание коллективных композиций из природного материала (подготовка к выставке "Осенние фантазии")

 7. Участие в выставке «Осенние фантазии»

8. Инсценировка сказки «Спор овощей»

Ноябрь

Дек-рь

Январь

Фев-ль

Март

Апрель

1.Познание целостная картина мира), коммуникация(развитие речи), художественное творчество (рисование)

Тема: «Осень» Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

2.Художественное творчество (рисование)

Тема: » Красота осенних листьев»

3. Художественное творчество (аппликация)

Тема:»Превращение осеннего листочка»

4.Художественное творчество (рисование)

Тема: «Осенний пейзаж» Использование нетрадиционной техники рисования (монотипия)

5. Познание (конструирование)

Тема: Поделки из природного материала .по замыслу.

  1. Познание ( целостная картина мира)

Тема: « Признаки зимы»    

  1. Коммуникация (развитие речи, чтение худ. лите-ры)

Тема: «Изображение зимы в картинах русских художников»

  1.  Художественное творчество( рисование)

Тема: «Ели большие и маленькие»

4. Художественное творчество(рисование)

Тема: «Опушка зимнего леса»  

5. Художественное творчество(аппликация)

Тема: «Новогодняя елка»

6. Художественное творчество( лепка)

Тема: «Новогодняя елка»  

  1. Познание (целостная картина мира)

Тема: «Зимующие птицы»

  1. Коммуникация (чтение художественной лите-ры)

    Тема: «Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза» - Ушакова, 184

  1. Художественное творчество( рисование)

Тема: «Береза зимой» (рисование восковыми мелками)

  1. Коммуникация (развитие речи)

Тема: «Рассматривание зимних пейзажев»

4. Художественное твор-во (рисование)

Тема: «Чародейка-зима околдовала лес»

5. Художественное творчество (аппликация)

   Тема:“Сказочный лес”

 

  1. Познание (целостная картина мира)

Тема: «Зима в лесу»

 2. Художественное творчество (рисование)

Тема:“Сказочный лес”

1. Познание (целостная картина мира)

 Тема: «Признаки весны»

2.  Коммуникация (Чтение худ. лит-ры)

Тема: Заучивание стихотворения С.Есенина «Черёмуха»

3. Художественное творчество ( рисование)

Тема: « Ветка с первыми листочками»

           «Подснежники»

           «Весенний букет»

          «Берёзы весной»

4. Художественное творчество (аппликация)

   Тема: « Сирень»

     « Мимоза»

«Одуванчики»

«Ландыши»

Презентация проекта «Времена года в рисунках детей»

Музыкальное-театрализованное развлечение по теме проекта.

1. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: “Осень” К.Д. Бальмонта, “Скучная картина” А.Н. Плещеева, “Листопад” И.А. Бунина, “Листопадничек”

2.Д\И: «Послушай, запомни, назови», «Чего не стало», «Скажи наоборот»

3. Просмотр презентаций: « «Времена года»;

5. Участие в выставке «Кормушки для птиц»

  1. Д/и «Добрые и злые герои сказок»
  2. Д/и «Что перепутал художник»
  3. Игра – путешествие на развитие воображения «Путешествие по временам года» - Алябьева, 64
  4. Рассматривание репродукций картин с зимним пейзажем
  5. Чтение стихотворений о зиме Н. Никитина, П. Соловьева С. Есенина и др.
  6. Д/и «Изобрази настроение» (голосом, мимикой, движениями)
  7. Оформление группы к Новому
  8. .Д/и  «Составление пейзажей” (разрезные картинки).
  9.  Оформление выставки «Волшебница-зима»
  10. Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев»

1.  Составление мини-рассказов, загадок о деревьях разных пород. 

2.Экскурсия в зимний парк

3. Игра – путешествие на развитие воображения «Путешествие по временам года» - Алябьева, 64

4. Подбор книг о зиме в книжный уголок;

5.Рассматривание репродукций картин о  зиме;

6.Д/и «Отгадай дерево по описанию»;

7. Постройки снежного городка на участке.

1.. Рассматривание альбома «Пословицы и поговорки о зиме»

2.. Д/у на воображение «Если бы я был деревом»

3.  Составление мини рассказа «Зимушка-зима»»

4. Создание коллективных композиций

1. Д/и «Времена года»

2. Приметы, пословицы, поговорки о весне.

3. Рассматривание фотографий, открыток о весне

4. Прослушивание русской народной песни “Кулик – весна”, Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.

5. Инсценировка сказки на весеннюю тематику.

6. Экскурсия в весенний парк.

 1. Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами, народными приметами, пословицами и поговорками на тему “Времена года”.

2. Выставка по теме « Весенние цветы»

Перспективный план работы с родителями

Цель: привлечь родителей к деятельности по реализации проекта

№ п/п

Тема мероприятия, форма проведения

Время проведения

1.

2.

3.

4.

Оформление папки - передвижки для родителей:

«Осень», «Весёлые овощи. Или о том, чем занять ребёнка дома», «Занимаемся по теме: Овощи»

Консультация по теме « Развитие творческих способностей детей»

Экскурсия в Третьяковскую галерею

Родительское собрание»Задачи воспитания и обучения детей в старшей группе» Знакомство с проектом «Времена года в рисунках детей»

Сентябрь-октябрь

1.

2.

3.

4.

Анкетирование родителей детей с целью выявить, что предпочитают рисовать дети?

Консультация: «Влияние изобразительного искусства на всестороннее развитие детей»

Оформление папки-передвижки:» Поделки из природного материала», «Не только вкусненько, но и полезненько», «Занимаемся по теме: фрукты»

Участие родителей в выставке «Осенние фантазии», «Кормушки для птиц»

Ноябрь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.  

Оформление папки-передвижки по теме: «Игры с булавками и бусинками.

Привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке «Двенадцать месяцев».

Консультация «Совместное творчество ребенка и взрослого».

Привлечь родителей к оформлению альбома “Времена года в рисунках детей»

Оформление группы к новому году по теме» Зимняя сказка»

Участие родителей в выставке «Волшебница-зима»

Родительское собрание «Рисуем-развиваем ребёнка и взрослого»

Папка-передвижка по теме «Зима», Нетрадиционные формы рисования деревьев»

Привлечь родителей к участию в конкурсе «Лучший снежный городок»              

Участие родителей в выставке « Весенние цветы»

Консультация «Воспитание успешного человека» Привлечь родителей к оформлению альбома по теме «Времена года-в рисунках детей»

Участие родителей в музыкально-театрализованном представлении по теме проекта и в презентации проекта

Родительское собрание «Подведение итогов совместной деятельности по реализации проекта»

Декабрь

Январь-февраль

Март-апрель

Приложение № 2

Перечень используемой литературы

  1. Программа нового поколения от рождения до школы  под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой. - М.:Мозаика-Синтез,2010 .
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевной, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  3. Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.
  4. Копцева Т.А. Программа по изобразительному искусству “Природа и художник”. – М, 2001.
  5. Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности. Программа. – М., 2001.
  6. Комарова Т.С. Методическое пособие. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-синтез, 2005.
  7. Казакова Р.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 2005.
  8. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Трофимова М.В., Тарабрина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль, 2001.
  10. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  11. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1999.
  12. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках .

Приложение № 3

Экскурсия в парк Лефортово

Выставка поделок «Осенние фантазии»

Развлечение «Загадки с грядки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Времена года» с детьми подготовительной к школе группы (развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники)

В речи детей существуют множество проблем.• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.• Бедность речи. Недос...

Творческий проект "Времена года в классике" для детей подготовительной к школе группы

В условиях снижения общекультурного уровня современного общества, когда "мыслящее искусство" всё более вытесняется за пределы общественной жизни, обращение к классике чрезвычайно актуально. Классическ...

Во второй младшей группе "Ягодки" в сентябре - ноябре 2016 года реализовали под проект "Осень наступила" проекта "Времена года"

Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.Продолжительность: 1 месяц (сентябрь- ноябрь 2016 г.).Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Раздел программы: Програм...

Проект « Времена года в детских рисунках»

Цель проекта:-Пополнение и обогащение знаний детей по временам года: «Осень», «Зима», «Весна» -Развитие у детей творческих способностейЗадачи-познакомить детей...

Проект «Времена года» Вторая младшая группа (возраст детей 3-4 года)

К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду», и т.д. Именно в этот период у малы...