Тема: «Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Щепанкова Кабира Мухаматгараевна

Технологическая карта организации совместной деятельности  с детьми

 

Тема: «Волшебница вода»

Цель: обобщить знания детей о воде.

Возрастная группа: Щепанкова Кабира Мухаматгараевна 

Старшая группа "Страна смешариков"(компенсирующей направленности для детей с нарушением речи) 18 детей (от5 до 6 лет).

Форма совместной деятельности: Познавательно исследовательская деятельность

Форма организации подгрупповая

Учебно-методический комплект: Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М  Бандаренко Воронеж 2002г, Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования

 « От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. О.В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир». «Экспериментальная деятельность» Г.П Тугушева, А. Е. Чистякова.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение  художественной литературы», «Продуктивная».

Предварительная работа: рассматривание, чтение книги « Приключение ручейка», чтение « приключение капельки воды»(Планета наш дом  И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_dlya_mamy.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ

Тема: «Волшебница вода»

Цель: обобщить знания детей о воде.

Возрастная группа: Щепанкова Кабира Мухаматгараевна  

Старшая группа "Страна смешариков"(компенсирующей направленности для детей с нарушением речи) 18 детей (от5 до 6 лет).

Форма совместной деятельности: Познавательно исследовательская деятельность

Форма организации подгрупповая

Учебно-методический комплект: Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М  Бандаренко Воронеж 2002г, Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования

 « От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. О.В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир». «Экспериментальная деятельность» Г.П Тугушева, А. Е. Чистякова.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение  художественной литературы», «Продуктивная».

Предварительная работа: рассматривание, чтение книги « Приключение ручейка», чтение « приключение капельки воды»(Планета наш дом  И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская).

Задачи: 

Образовательные:

•        ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы;

•        прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

Развивающие:

•        развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

•        закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками;

•        закреплять умение работать с незнакомыми растворами,

•        развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

•        активизировать и обогащать словарь детей существительными. прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

•        стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

•        воспитывать бережное отношение к воде.

•        воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Оборудование:

Прозрачные стаканчики, 2 монеты, ложки, салфетки, краска гуашь, кисточки, кофе растворимый, мука, ароматизатор, сосуды разной формы, термос с горячей водой, зеркало, снег, лед, вода, перчатка резиновая, пакет целлофановый, игрушечная водяная мельница, поднос, кружка с водой;  аудиозапись «Шум прибоя», «Журчание ручья», «Шум дождя».

Словарная работа:  Жидкость,  безвкусная,  прозрачная,  не имеет форму,  морская, болотная, дождевая, питьевая, водопроводная, термос.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа - диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка - дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивация.

По очереди включаю аудио запись журчания ручья,

 морской прибой, шум дождя.

Эмоционально вовлекает детей в совместную деятельность.

Создает проблемную ситуацию.

Проявляют эмоциональный интерес к происходящему.

Эмоциональный настрой на совместную деятельность.

Проблема

Что за звуки вы услышали?

( Шум воды: дождь, море, ручей.)

Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Их объединяет вода. Мы будем говорить о воде.)

Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

( в реке, море, океане, луже, в водопроводном кране, в облаке идет дождем.)

Как вы думаете, кому и для чего нужна вода?

( Всем: и людям, и животным, и растениям для питания, купания и т.д.)

Правильно. Ребята, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни. Как вы думаете, ребята, что может происходить с водой? Что может делать вода?

( Бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать др.)

Ребята, а у вас в группе есть вода, где она находится?

( В водопроводном кране, в чайнике, в кувшине, в стаканчике, в душе и др.)

Послушайте стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Задает вопросы, стимулирующий процесс мышления.

Синтезирует ответы детей.

Создает проблему.

Читает стихотворение

Выражают собственные мысли.

Активно участвуют в диалоге. Слушают.

Выражают собственные мысли.

Слушают.

Актуализировать

представления детей о свойствах

воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в

природе.

Введение нового знания

Опыт №1 «Помощница вода».

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая.

Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно.

Что же делать?

(Помыть.) 

Чем?

( Водой и тряпочкой.)

А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались.

Что же делать?

( Салфетку намочить водой и хорошо потереть.)

Теперь столы чистые?

Вывод: Столы становятся очень чистыми после еды, если их помыть водой и тряпочкой.

Показывает грязный стол Создает проблемную ситуацию.

Побуждает к высказываниям

Протирает стол сухой салфеткой, предлагает детям самим протереть столы. Задает вопросы. Предлагает детям намочить салфетки и попробовать протереть уже влажной салфеткой.

Наблюдает.

Смотрят

Выражают собственные мысли.

Пробуют протереть столы сухой салфеткой.

Делают выводы

Протирают  стол влажной салфеткой.

Делают общий вывод с помощью воспитателя

Приобретение детьми нового знания  о значении воды в жизни растений.

Новое знание

- Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).
- Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей).
- Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
- Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды? (мама вывешивает после стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой, моет полы ).

Побуждает к высказываниям

Размышляют. Вырожают собственные суждения.

Получают представления о значении воды в жизни животных, и человека.

Физминутка

А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь)
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. А давайте  мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем заранее нарисованный плакат «Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.

Эмоционально вовлекает детей в игровую деятельность.

Включает музыку напоминающую дождь .

Воспитатель просит надеть детей маски - капелек, сама надевает маску- тучки , (солнышка) и игра начинается

Задает вопросы стимулирующие процессы памяти, мышления.

Побуждает детей к высказыванию, рассуждению.

Слушают фонограмму.

Фантазируют.

Активно включаются в игру.

Демонстрируют движения,

изображающие  явление природы.

Размышляют.

Выражают собственное мнение по вопросу, рассуждают, объясняют.

Обобщают,  приходят к общему выводу.

Надевают  маски.

Осуществляют условные действия в ситуации ролевой игры.

Проявляют потребность к познанию о круговороте воды в природе.

Новое знание в другом виде деятельности

- Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
- Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
- Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы отправимся в игровой уголок к девочкам и воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
- Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
- Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет.

Создает проблемную ситуацию.

Раздает зеркальца

Побуждает опытническую деятельность с зеркальцем.

Задает вопросы.

Наблюдает.

Побуждает к высказываниям.

Слушают.

Самостоятельно решают проблему.

Проводят опыт.

Рассказывают, объясняют.

Дают варианты ответов.

Делают общий вывод с помощью воспитателя.

Умение последовательно рассказывать о своих действиях.

Новое знание

Давайте снова отправимся в лабораторию.
- Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
- Как она попадает к нам в дом? (по трубам ,из реки).
- Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
- А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
- Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
- Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).

Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
- Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Шуралки. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
- Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Приглашает в лабораторию

Создает проблемную ситуацию.

Зачитывает новую задачу.

Дает понятие, откуда мы берем воду.

Побуждает к высказываниям.

Демонстрация иллюстраций с пояснениями.

Поочередно приглашает парами детей  для проведения опыта с водой.

Показывает последовательность действий.

Способствует групповой работе детей.

Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

Поддерживает.

Советует.

Дети высказывают свое мнение из личного опыта.

Сосредотачивают внимание.

Описывают предметы которые находятся в лаборатории.

Наблюдают за проведением опыта.

Осваивают

последовательность действий.

.

Участвуют в опыте « Очищение воды».

Анализируют результат.

Делают выводы о необходимости беречь воду.

Приобретение детьми нового знания   о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и элементарное представление о процессе фильтрации.

Самоконтроль

Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

- Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак мы повесим в умывальной комнате.
- какие вы можете дать  советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
- А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии

Выносит ведро с водой

Читает стихотворение.

Задает вопросы.

Использует наглядные , информационные средства.

(перечеркнутый кран, с капелькой воды).

Стимулирует детей к подведению итогов .

дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).

Актуализация знаний о бережном отношение к воде, формировании навыков повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Самоанализ

Что нового вы узнали?

Узнали ли вы что-нибудь,  чего не знали раньше?

Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Что вам понравилось больше всего?

Мы здорово потрудились!

Открытость

Каму бы вы хотели рассказать о воде?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия по экологии в подготовительной группе. Тема «Волшебница вода»

Программное содержание :Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и жи...

Тема: «Волшебница вода»

Конспект занятия по экологии в старшей группе...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...