Педагогический проект "Юные защитники природы"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Мухлынина Наталья Юрьевна

Проект реализуется в рамках курса по познавательному развитию.

Проект носит комплексый характер - включает в себя познавательную, экспериментально-исследовательскую, практическую деятельность.

Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.

За основу проекта взят принцип познавательного развития.

Проект реализуется детьми при участии родителей.

Данный проект формирует познавательную активность детей, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности.

В ходе проекта его участники знакомятся с законами природы.

Продолжительность проекта - два года (старшая и подготовительная группы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект:

«Юные защитники природы»

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Аннотация проекта

  •  Проект реализуется в рамках курса по познавательному развитию.
  • Проект носит комплексный характер – включает в себя познавательную, экспериментально
  • – исследовательскую, практическую деятельность.
  • Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного
  • подхода.
  • За основу проекта взят принцип познавательного развития.
  • Проект реализуется детьми при участии родителей.
  • Данный проект формирует познавательную активность детей, осознание того, что нужно
  • жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности.
  • В ходе проекта его участники знакомятся с законами природы.
  • Продолжительность проекта 2 года. (2017-2018г – старшая группа, 2018-2019г – подготовительная группа)

Актуальность проекта

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из

вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное,

творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную

личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования -

это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках,

озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и

родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Проблема исследования

Проблема взаимодействия человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в

настоящее время, экологическая проблема взаимодействия общества на окружающую среду стала

очень острой и приобрела огромные масштабы. Экологическая проблема встаёт не только как

проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний

хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения

стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно

развивающееся воздействие на неё. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом

человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование

которых начинается с детства и продолжается всю жизнь

Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих

действий приводят к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности

мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Цель проекта

Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное

отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта

• создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации

приоритетного направления;

• формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания

человека;

• развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими

методами познания природы;

• организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

• развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями,

потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

• развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими

способами ориентирования на местности; воспитывать у детей внимательное, разумное,

бережное отношение к окружающей природе.

Новизна проекта

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных

технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса,

является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь.

Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту

включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и

одновременно приносит пользу окружающему миру Он тесно вплетен в другие виды

деятельности: ознакомление с окружающим, экология, ОБЖ, развитие речи, ручной труд,

изобразительную деятельность.

Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в

новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют

актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во

взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в

самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

Гипотеза

Если в ДОУ будут обеспечены максимально – благоприятные условия для воспитания гуманного

отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся

впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые

помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский),

почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в

социально – нравственном развитии детей.

2017-2018гг Старшая группа

Участники проекта

 Администрация детского сада

 Дети 5-6 лет

 Воспитатели

 Родители

Ожидаемые результаты детей

Дети: У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в

природе. Сформируются знания о взаимосвязи в природе. Разовьется интерес к явлениям и

объектам природы, навыки бережного отношения к растениям, животным, птицам, насекомым.

Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Педагоги: Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры

дошкольника, повышение профессионального мастерства. Повысится экологическая культура

педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

Пополнится развивающая среда в группе. Повысится мастерство в организации активных форм

сотрудничества с семьей

Родители: Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая

культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому

воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах

Сроки реализации проекта

1 этап - организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников;

создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе

в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию

экологического образования через проведения экологических акций.

2 этап – практическая деятельность (октябрь-апрель) Задачи этапа: формирование

элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы

экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап – итоговый, диагностический (май) Задачи этапа: обобщение опыта и определение

результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических

действий на следующий год.

Формы работы по реализации проекта:

 наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;

 создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;

 познавательное чтение;

 «Уроки доброты»;

 конкурсы и викторины, КВН;

 продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;

 лаборатория (опыты и эксперименты);

 выпуск экологический газеты,

 день (неделя) “Волшебная экология души”;

 инсценировки и театрализации;

 экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

 эколого-познавательные праздники и развлечения.

Рабочий план реализации проекта в старшей группе

АКЦИЯ «Живая планета»

Задачи формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете,

навыков эстетического преобразования действительности

Содержание деятельности

Участники

Сроки реализации

НОД «Земля – живая планета»

Воспитатель, дети

Октябрь 1,2-неделя

НОД – художественное творчество «Животные

жарких стран»

Воспитатель, дети

Октябрь 3-неделя

НОД – художественное творчество – рисование

экологических знаков

Воспитатель, дети

Октябрь 4-неделя

Настольно-печатные игры по ознакомлению с

живым миром

Воспитатель, дети

Октябрь 4-неделя

Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев на

чистом участке»

Воспитатель, дети,

родители

Октябрь 4-неделя

Изготовление макета «Скотный двор»

Воспитатель, дети

Ноябрь 1-неделя

Просмотр и обсуждение презентации

«Экологические ситуации»

Воспитатель, дети

Ноябрь 2-неделя

Информационная ширма

для родителей

Воспитатель, родители

Ноябрь 3-неделя

АКЦИЯ «Друзья птиц»

Задачи: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской

деятельности, через трудовую деятельность.

Содержание деятельности

Кто примет участие

Сроки реализации

Трудовой десант «Наполним кормушки кормом»

Воспитатель, дети

Ноябрь 4-неделя

Изготовление стенгазеты «Как помочь зимой

птицам?»

Воспитатель, дети

Декабрь 1-неделя

Распространение памяток «Покормите птиц зимой»

Воспитатель, дети

Декабрь 2-неделя

Художественное творчество Рисование «Птичья

столовая» Лепка «Птицы на кормушке»

Воспитатель, дети

Декабрь 3-неделя

Просмотр и обсуждение презентации «Где зимуют

птицы»

Воспитатель, дети

Декабрь 4-неделя

АКЦИЯ: «Ёлочка – хозяйка леса»

Задачи: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.

Содержание деятельности

Кто примет участие

Сроки реализации

Распространение листовок

«Берегите ели!»

Воспитатель, дети

Январь 2-неделя

Трудовой десант «Укроем елочку снегом»

Воспитатель, дети

Январь 3-неделя

Просмотр и обсуждение мультимедийной

презентации «С кем дружит ель?»

Воспитатель, дети

Январь 4-неделя

Коллективная аппликация

«Не оставим лес без елей»

Воспитатель, дети

Февраль-1-неделя

Рисование запрещающего знака

«Не рубите ели!»

Воспитатель, дети

Февраль-2-неделя

АКЦИЯ: «Жизнь в капле воды»

Задачи: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего

живого на Земле; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, её надо беречь

Содержание деятельности

Кто примет участие

Сроки реализации

Опытно – исследовательская деятельность

«Изучаем свойства и различные состояния воды»

Воспитатель, дети

Март 1,2,3-неделя

Просмотр и обсуждение мультимедийных

презентаций

Воспитатель, дети

Март 4-неделя

НОД – познание «Какая она – вода?»

Воспитатель, дети

Апрель 1,2-неделя

Распространение

бюллетеней

«Берегите воду!»

Воспитатель, дети

Апрель 3-неделя

НОД – художественное творчество

«Веселая капелька»

Воспитатель, дети

Апрель 4-неделя

Развлечение

«Юные защитники природы»

Воспитатель, дети

Май 2-неделя

Результаты реализации проекта

Информационная ширма для родителей

Изготовление стенгазеты «Как помочь зимой птицам?»

Распространение памяток «Покормите птиц зимой»

Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации «С кем дружит ель?»

Распространение листовок

Рисование запрещающего знака «Не рубите ели!»

Художественное творчество Рисование «Птичья столовая»

Оценка эффективности проекта

В результате проделанной работы отмечаются положительные результаты:

-сформированы начала экологической культуры у детей;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы;

-дети научились практическим действиям по охране природы;

-развивались умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать,

анализировать, делать выводы

2018-2019гг Подготовительная группа

Участники проекта

 Администрация детского сада

 Дети 6-7 лет

 Воспитатели

 Родители

Ожидаемые результаты проекта:

Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

Повышение уровня знаний по экологии у детей;

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

Изменения процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей 6-7 лет об экологической культуре человека.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (май-август)

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап - организационный (август-сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания

и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап - практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап - итоговый, диагностический (апрель)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Формы работы по реализации проекта:

Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;

Создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;

Познавательное чтение;

«Уроки доброты»;

Конкурсы и викторины, КВН;

Продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;

Лаборатория (опыты и эксперименты);

Выпуск экологический газеты;

День (неделя) «Волшебная экология души»;

Инсценировки и театрализации;

Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через четыре этапа:

Экологическая тревога.

Экологические знаки.

Экологическая тропа.

Экологическая газета.

Итоговое мероприятие.

План-карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет

Акция: «Мой дом - моя планета» (август-сентябрь)

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с

семьёй

1.

Экологическая

тревога. Много

 мусора на

улицах города

Решение проблемных си

туаций, что нужно дела

ть, чтобы стало меньше

 мусора на улицах горо

да.

Чтение О.Солопова

«Приключение кота Лео-

польда и его друзей в лесу»

Трудовой десант

«Посадка саженцев дере

вьев в чистом дворе»

2.

Экологические

знаки

Просмотр и обсуждение

презентаций

Составление презентаций знаков для детей.

3.

Экологическая

тропа

Викторина «Чистюля»

Фотосессия на тропе

4.

Экологическая

газета

Рисование листовок к по-

словицам и поговоркам.

Знакомство с народ

ной мудростью: пословицами, поговорками о

бережном отношении к

природе.

Акция: «Столовая для пернатых» (октябрь-ноябрь)

Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Птицы голодают

Решение проблемных ситуаций.

Конкурс кормушек.

2.

Экологические

знаки

Создание книги «Птицы нашего края»

Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой» распространение среди соседей»

3.

Экологическая

тропа

Зеленый патруль.

Викторины.

Экскурсии.

Составление презентаций о птицах

4.

Экологическая

газета

Рисование плана-схемы

экологической тропы

моей семьи для газеты.

Разучивание стихов о

 птицах

Конкурс «Экологическая

тропа моей семьи». Оста

новка «птичий домик»

Подборка стихов

«Покормите птиц зимой»

Акция: «Ёлочка - хозяйка леса» (декабрь).

Цель: обучение бережному отношению к зелёным друзьям.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая

тревога

Ель просит защиты

Получение из леса посылки.

Выпуск листовок и распространение в микрорайоне

2.

Экологические

знаки

Рисование запрещающих знаков для презентаций

Презентация «Ёлочка –

хозяйка леса»

3.

Экологическая

тропа

Украшение елей красны

ми ленточками

Цикл наблюдений за

елью.

Установка знаков на

экологической тропе.

4.

Экологическая

 газета

«Спасаем лес – сохраняя

ем планету»

Сочинение

«Как мы спасали ель»

Презентация «Новогодняя ель на экологической тропе семьи»

Акция «Земля - голубая планета» (февраль-март).

Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая

тревога

Кран - кап, кап, кап.

Просмотр документальных фильмов о воде.

Организация медиатеки

«Вокруг вода»

2.

Экологические

знаки

Закладка для книг

«Помни о воде»

«Поделись опытом» -

семейный патруль.

3.

Экологическая

тропа

Исследовательская деятельность «Вода в природе

Развивающие игры с

капелькой воды.

Составление картотеки

игр о воде.

Презентация водоёмов на семейной экологической

тропе.

4.

Экологическая

газета

Защита плакатов «Вода - это жизнь»

Выпуск листовок

 «Берегите воду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Защитники природы!"

ПАСПОРТ ПРОЕКТАТип проекта: информационно – исследовательскийПо содержанию: ребенок и охрана природыУчастники проекта: дети – педагоги – родителиПо количеству участников: кол...

Экологический КВЕСТ:«Эколята – Молодые защитники природы природы»

Экологический квест «Эколята – Молодые защитники природы"...

Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"

Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"...

" Живая и неживая природа" (в рамках проекта - "Эколята - молодые защитники природы")

Мир вокруг нас удивителен и безконечно разнообразен. Ежедневно наши дети получают новую информацию о живой и неживой природе, об их взаимосвязи. Наша с вами задача, уважаемые родители, не только в том...

"Эколята-молодые защитники природы" Тема:"Живая и неживая природа"

quot;Эколята-молодые защитники природы" Тема:"Живая и неживая природа"...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...