Кружковая деятельность «Животные и растительный мир Саратовской области»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (Саратовского края).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok2013.docx | 51.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагогов дополнительного образования
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 233»
Воронцовой Л.Г.
Кружковая деятельность
«Животные и растительный мир Саратовской области»
Пояснительная записка
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?
Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся - а это христианские добродетели.
Разрабатывая рабочую программу по кружку «Животный и растительный мир Саратовской области» я опиралась на книгу Николаева С.Н. «Юный эколог».
Цель программы :
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (Саратовского края).
Задачи:
- обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;
- формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
1. Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д),
– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная),
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– работа с моделями,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.),
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
К концу года учащиеся должны знать:
- Смену времен года как смену условий существования организмов;
- Особенности природной зоны своей области;
- Представителей животного и растительного мира родного края;
- Формы охраны природы .
К концу года учащиеся должны уметь:
- Вести простейшие наблюдения в природе;
- Устно описывать объекты природы;
- Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира республики;
- Соблюдать правила поведения в природе.
Планируемый результат:
- более высокий уровень знаний, умений, навыков,
- участие в различных творческих конкурсах,
-создание целостного образа города,
-повышение интереса учащихся к самостоятельному изучению родного края,
-осуществление ненавязчивого патриотического, эстетического и экологического воспитания.
Список детей:
Фамилия, имя ребенка | |
Календарно-тематическое планирования
Тема | Цель и задачи наблюдений | Методические рекомендации | |
Сентябрь | 1 «Наш край. Природа нашего края» | Расширить знания детей о названии города его природе. Познакомиться с картой нашего края, научиться читать её. Дать знания о богатстве края, воспитывать стремление беречь и приумножать его. Воспитывать стремление беречь природу родного края. | -Наблюдения -Наблюдения -Беседа о лекарственных травах -Загадки |
2.В хороводе деревьев
| Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. | ||
3. "Зелёная аптека" | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | ||
Октябрь | 1.Путешествие в страну Осень
| Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Наблюдения за состоянием погоды на участке. -Загадки Лесовичка о грибах -Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) |
2.Тайны грибного царства
| Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. | ||
3.Чудо- ягодка | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) | ||
4. Воздух | Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. |
Ноябрь | 1. Мир растений | различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. | -Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений -Беседа |
2.Подводное царство | Познакомить с рыбками, лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за рыбками. Воспитывать интерес. | ||
3. Волшебница вода
| Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | ||
1.На бабушкином дворе. | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу | -Отгадывание загадок о домашних животных | |
Декабрь | за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. | -Дидактические игры: -Опыт со снегом | |
2.Лесные жители | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | ||
3.Белый снег, пушистый
| Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | ||
1. В гостях у птиц | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными | -Беседа о зимующих и перелётных птицах | |
Январь | птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" | -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц -Беседа о зиме -Рассматривание картины "Зимние забавы" | |
2. Зимушка-зима | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | ||
3.Песок, глина, камень, почва | Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной | ||
1.Путешествие в царство комнатных растений
| Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними | Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" | |
Февраль | 2.Домашние обитатели | Домашние животные. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили. | -Беседа о строении растений - Длительное наблюдение за черепахой, хомяком. -Опыт со стеклом, металлом |
3.Стекло и металл
| Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | ||
Март | 1.В гостях у Веснянки | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | -Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
|
2. Береги живое! | Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | ||
3.Резина и пластмасса | Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и | ||
свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | |||
Апрель | 1.Насекомые - наши помощники. | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. | -Отгадывание загадок -Наблюдения за цветением деревьев -Беседа "Где я живу" |
2.Экскурсия в плодовый сад в период цветения.
| Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. | ||
3.Земля - мой дом | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах..Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | ||
Май | 1.Экологическая тропинка | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) | -Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу" -Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человек -Дидактическая игра "Валеология" -Изготовление поделок, построек |
2.Человек - живой организм | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | ||
3. Бумага, древесина, ткань | Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. |
Табель посещения
№ | Ф.И.РЕБЁНКА | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИСУТСТВУЕТ: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТСУТСТВУЕТ: |
Карта диагностического обследования по дополнительному образованию «Животные и растительный мир в Саратовской области» (1 год обучения)
1 обследование (о): ______________________________ 2 обследование (в): ______________________________
Обследование провел (а): __________________________________________________________________________
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Имеет представление | «Умеет» | «Знает» | Мах балл | ||||||||||||||
О домашних животных | О зимующих птицах, знает 4 – 5 видов | О переходе воды из живого и твёрдого состояние | О сезоне, изменениях в природе | О лесных ягодах; грибах | Различать деревья, кустарники по коре | Ухаживать за растениями в уголке природы | Правила дорожного движения | ||||||||||||
О | В | О | В | О | В | О | В | О | В | О | В | О | В | О | В | О | В | ||
Качественный уровень | |||||||||||||||||||
Количественный уровень |
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
- Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
- http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
- Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса живой природы»
- Животные России (Красная книга)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настольная игра-лото для старших дошкольников «Животный и растительный мир Ярославской области»
Настольная игра для старших дошкольниковЛОТО «Животный и растительный мир Ярославской области»АВТОР: Семененко Анна Сергеевна, воспитатель МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №127 города ЯрославляО...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 14, ГОРОДА КРАСНОАРМЕЙСКА, САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Проект по кружковой деятельности « Изготовление кукол» Воспитатель I квалификационной категории подготовительной группы Бушм
Цель проекта: Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Задачи:1.Познакомить с историей кукол; традиционной народной...
Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...
Знакомство с растениями и животными из Красной книги Саратовской области
Дети рассматривают картину и рассказывают, что на ней изображено. На картине изображен лес. Дети рассказывают, что лес - это дом для животных, рассказывают каких животных называют редкими и почему, дл...
« Знакомство с животным и растительным миром Тюменской области»
Познакомить с растениями и животными Тюменской области, с их особенностями и передвижениями.Обучать элементам техники имитировать движения птиц, животных, растений. Развивать творческую активность дет...
Конспект НОД по экологии в старшей группе "Путешествие по страницам Красной книги Саратовской области. Растительный мир"
Авторская программа «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.Возрастная группа: старшаяТема НОД: «Путешествие по страницам Красной к...
Растительность Саратовской области
Познакомит с растениями нашего края. Задачи: - показать красоту нашей русской природы; - выяснить лекарственное значение растений...