Проект "Здравствуй, гостья зима"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Долгосрочный проект для работы в зимний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Долгосрочный проект для работы с детьми старшей группы | 601.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Седельниковский детский сад № 2»
ПРОЕКТ
"ЗДРАВСТВУЙ,
ГОСТЬЯ ЗИМА!"
старшая группа
Выполнила:
Кирюба Т. Н.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Тема проекта
2.Тип проекта
3. Длительность проекта
4. Участники проекта
5. Цели и задачи
6. Предполагаемый результат:
7. Актуальность проекта
8. Этапы реализации проекта:
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
2 этап – ОСНОВНОЙ
Формы работы с детьми.
Формы работы с родителями.
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
9. Используемая литература
Тема проекта: «Здравствуй, гостья – зима»
Тип: познавательно-исследовательский
Длительность: долгосрочный 2-3 месяца
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители
ЦЕЛЬ:
-Расширять представления детей о зиме, как времени года;
-Расширять знания детей о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений в зимний период;
-Познакомить детей с древними русскими праздниками, объяснить их происхождение и назначение;
-Формировать интерес к красоте окружающего мира;
-Воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
-Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость.
ЗАДАЧИ:
-Обобщить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы и зимних месяцев.
-Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
-Учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.
-Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира, познакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства (в поэзии, музыке, декоративно – прикладных видах искусства).
-Расширять словарный запас детей.
-Формировать отзывчивость, доброжелательность, любовь к животным и птицам, желание помогать им, заботиться о них.
-Прививать любовь и уважение к народным традициям;
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемый результат:
Для детей:
Расширение кругозора детей:
формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период. Воспитание бережного отношения к природе. Воспитание самостоятельной, творческой активной личности с собственным мнением, стремлением к познанию и умением взаимодействовать с окружающими. Активизация словарного запаса детей.
Для педагога: Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов. Самореализация. Усиление ресурсного обеспечения группы.
Для родителей:
Осуществление целостного подхода к воспитанию детей. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию в элементарной проектной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Обеспечить понимание первоначальных связей в природе, заложить у детей первые ориентиры понимания взаимосвязей в мире природы, в мире растений и животных, как живых существ – это важная задача стоит перед воспитателем, работающим с пятилетними детьми. Эти дети уже активней накапливают опыт, усваивают знания в результате непосредственного общения с природой, а так же бесед со взрослыми и чтение художественной литературы. Поэтому через деятельность у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы. Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
-Разработка и накопление методических материалов.
- Создание развивающей среды.
-Подбор художественной литературы по теме.
-Разработка мероприятий.
Подготовка:
Презентации:
Темы: «Зимушка- зима», «Зимние месяцы», «Зимующие птицы», «Животные леса зимой», «Зимние забавы».
Дидактические игры:
«Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
«Кто что делает зимой»
«Найди по следу»
«Найди такую же снежинку»
«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
“ Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах)
Беседы:
«Почему мне нравится зима».
«Как звери в лесу зимуют».
«Как зимуют домашние животные»
«Как человек помогает зимой животным в лесу».
«Почему скрипит снег?»
«Помоги птицам».
«Зачем зимой снег»
«Осторожно! Зимние травмы»
«Как заботиться о здоровье зимой».
«Откуда идёт снег»
II этап – основной:
Формы работы с детьми:
Непосредственно – образовательная деятельность
Беседы.
Наблюдения.
Игровая деятельность.
Исследовательская деятельность.
Продуктивная деятельность детей.
Чтение художественной литературы.
Формы работы с родителями:
Консультация для родителей «Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной?»
Совместный труд родителей с детьми (горка из снега)
Организация выставки «Рождественский венок»;
Изготовление украшений для группы и зала;
Конкурс зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима».
Изготовление новогодних поздравительных открыток;
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Коллективная работа: «Снеговик – почтовик»
Аппликация «Письмо дедушке Морозу»
Рисование « Еловая веточка»
Используемая литература:
1. «Материал к занятиям по развитию речи», Т. И. Подрезова, Айрис-Пресс 2010г.
2. «Развитие речи детей », О. С. Ушакова Е. М. Струнина издательство Вентана – Граф, 2009. – 288 с.
3. «Занятия на прогулках с детьми дошкольного возраста», С. Н. Теплюк, Москва - Владос, 2008г.
4. ОБЖ подготовительная группа. Разработки занятий II ч./М. А. Фисенко – ИТД «Корифей», 2007. – 80 с.
5. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет /Арефьева Л. Н. – ТЦ: Сфера, 2005. – 118 с
6. Ознакомление с окружающим миром / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева- Мозаика – Синтез – 2007. 176 с.
7. «Праздники в детском саду», М. А. Михайлова, 2007г.
8. Интернет ресурсы
Приложение
Пословицы и поговорки о зиме.
∙ Как зима не злится, а весне покорится.
∙ Зима без снега — лето без хлеба.
∙ Год кончается, а зима начинается.
∙ Снегирь прилетит — о зиме известит.
∙ Зимой морозы, а летом грозы.
∙ Зима — не лето, в шубу одета.
∙ Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
∙ Два друга — мороз да вьюга.
∙ Зима лето пугает, да все равно тает.
∙ Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
∙ Чем крепче зима, тем скорее весна.
∙ Снег глубок — год хорош.
∙ Живет и такой год, что на день семь погод.
∙ Зима спросит, что твое лето приносит.
∙ Осень богата хлебом, а зима снегом.
∙ Зимний денек — воробьиный скок.
∙ На Новый год день прибавился на заячий скок.
∙ Готовь зимой телегу, а летом сани.
∙ Береги нос в большой мороз.
∙ Мороз невелик, да стоять не велит.
Детские загадки о зиме.
Опять метели, непогода,
| Время года, время года! |
Падают снежинки, |
|
С неба хлопья полетели… | Опять метели, непогода, |
| |
Заковала лужи в лёд. | У Хозяйки сто забот |
| |
Пришла вслед за туманами. Твёрдый снег и держит нас, | Хлопнула в ладоши - Белая волчица |
Закрутил буран снега – | По ночам людей пугает, В холодильнике живёт.
Кто все лужи застеклил, (Мороз.)
|
Рисовать на окнах - мастер,
| |
Одеяло белое не руками сделано. (Снег) Белое покрывало, Мягкий, летучий Зимой лежит. Упала Вата на поля Зима. Мороз мосты куёт, Мороз коснулся светлых вод Он прозрачный и холодный, | Хлопок с неба повалил Выпал с неба чистый мел - Каменна страница. На реке зимой Паркет Лежит Хрусталь Не стекло и не хрусталь,
|
Стихи о зиме.
«Живой снежок» (Е. Тараховская)
Кто-то стукнул к нам в окно
Тихо еле, еле…
За окном темно-темно
От пурги метели.
«Кто там? - я спросить хотел
И кого вам надо?»
Вдруг снежок к нам залетел
В форточку из сада.
Оказалось, он живой,
С крыльями и головой!
Сел он к маме на плечо -
Запушённый, белый.
Догадались мы, о чём
Песенку запел он:
«Я влетел сюда не зря!
Приютите снегиря!»
*** Н. Некрасов
Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
*** (С. Есенин)
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
«Чудо из чудес» (В. Шипунова)
За окошком тёмным
Чудо из чудес -
Белые снежинки
Падают с небес!
Под луною полной
Зимний тихий лес
Запорошен снегом -
Весь под ним исчез.
Лучики и звёзды
В тонких паутинках - ночью новогодней
Падают снежинки.
«Вьюга-завируха» (Г. Лагздынь)
Всё белым-бело от пуха!
Нет порядка во дворе.
Крутит вьюга-завируха
Белым снегом в декабре.
Крутит, мутит, завывает,
Стонет, охает, поёт!
Снег в сугробы навивает,
Погулять нам не даёт
Опыты.
Опыт №1. Почему снег мягкий?
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:
Светло-пушистая Дорогой бурною
Снежинка белая, Легко проносится,
Какая чистая, Не в высь лазурную,-
Какая смелая! На землю просится…
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
На основе наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта. Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично.
Опыт №2. Где лучики?
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.
Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать
опыт №3. Почему снег греет?
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт.
Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материалы. Подносы для снеговых фигурок.
Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.
Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. Рассказываю детям народную потешку:
Снег пушистый лёг на ветки,
У крыльца играют детки:
Лепят бабу под окном,
Дружно катят снежный ком.
Здесь уместно напомнить детям, в каких жилищах живут народы Севера (Иглу – дом из снега).
Опыт №5. Ледяной дом.
Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.
Ход. Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.
Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.
Детям очень нравится опыт с замерзанием различных жидкостей.
Опыт №6. Замерзание жидкостей.
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Опыт №6. Ледяной секретик
Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И всё на свете в инее –
То белое, то синее.
Опыт №7. Откуда берётся иней?
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Игры
«Добавь слово».
Цель: развивать мышление, внимание, смекалку, расширять словарный запас, речь . (Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег») .
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю, (снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые, (снежинки)
На поселке, на лужок.
Все снижается, (снежок)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее, (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик.
Нарядился, (снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка. (снегурка)
На снегу - то, посмотри? –
С красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (снег)
«Назови ласково»
Снег-снежок. Сосулька – сосулечка. Мороз – морозец. Дерево – деревце. Ветер- ветерок. Горка – горочка. Лёд – ледок. Холод – холодок. Зима – зимушка. Санки – саночки.
«Снежная королева»
Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.
«Мороз - Красный нос»
Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный нос. Он произносит:
Я Мороз — Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.
Вариант. Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два Мороза (Мороз - Красный нос и Мороз - Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я Мороз – Красный нос,
Я Мороз – Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
После ответа:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз,— все играющие перебегают в другой дом, а оба Мороза стараются их заморозить. Они подсчитывают, сколько играющих удалось заморозить. В конце игры выясняется, какая пара Морозов заморозила больше играющих.
«Снежная карусель»
Цель: упражнять в ориентировке на местности.
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.
«Мы - веселые ребята»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увёртыванием. Способствовать развитию речи.
Дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал. Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается ловишка (его назначает взрослый или выбирают дети). Играющие хором произносят:
Мы — веселые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три — лови!
После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. Ловишка догоняет бегущих, осаленные им отходят к сторону. Ловишка не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. Он подсчитывает пойманных после каждой перебежки. После 3-4 перебежек подсчитывают сколько всего играющих удалось поймать ловишке и выбирают нового. Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки. Они произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем ... вот так.
Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих.
«Ловишки парами»
Цель: научиться бегать в паре.
Дети становятся попарно один за другим на расстоянии 2-3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу взрослого первые в парах быстро бегут на другую сторону площадки, стоящие сзади стараются поймать их (каждый свою пару). При повторении игры дети меняются ролями.
«Метелица»
Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый - он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.
Чья пара скорей?
Дети образуют два звена, в каждом из них распределяются на пары, становясь друг за другом. По сигналу взрослого две первые пары детей, взявшись за руки, быстро бегут в сторону снеговика, стараясь обогнать одна другую. Пробежавшие пары возвращаются и становятся в конце колонны, бегут следующие пары.
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «ЗИМА»
Цель: Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным и его картиной; продолжать учить детей рассматривать пейзажи; вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержание и средств выразительности живописи; Развивать этические оценки, суждения умение соотносить образы по настроению в живописи; обогащать словарь детей эмоционально оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими суждениями, терминами
Материал: Портрет И.И.Шишкина; репродукция картины И.И.Шишкина «Зима», отрывок из песни А.Вивальди «Зима»
Ход занятия:
-Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с художником пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным. Вот его портрет. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья… Едва не половину жизни провел И.И.Шишкин в лесу на этюдах - «Царем лесов» назвали его друзья. И фамилия у него была лесная – Шишкин. Сам он был такой – широкий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. - Скажите, какой месяц начинает зиму? (Декабрь), Правильно, начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддает стужи. Его в народе назвали «студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре. Зимы бывают разные, и год на год не похожи. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Радостно, весело и празднично когда повалит густой, пушистый снег.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Стали дни короче,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
И. Суриков.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
Кругом с тоской глубокою
Седые облака.
С. Есенин
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березы и ели.
И. Бунин
-Вот как по - разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то метельную, то тоскливо – унылую, печальную. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в музыке, звуках, художники в красках. Давайте – ка и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки – зимы.
Сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал И. И. Шишкин (дети внимательно рассматривают картину).
-Так о чем нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу.
-Что покорило, удивило и порадовало его в лесу? Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.
-Какой же это лес? -Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят – «еловый бор». -Почему мы решили, что это старый и дремучий бор?
-Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко в наверху. Это лесные богатыри.
-А чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не проберешься сквозь нее.
-А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.
-А есть ли тут маленькие елочки и кусты? Да, они чуть виднеются из- под снежных шубок.
-Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев?
-Что больше всего привлекло его внимание? Да, снег в этом еловом бору!
-Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы. На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.
-Так почему же художник хотел обратить внимание на то, что находится внизу, на заснеженную поляну? Внизу все погружено в тень.
-Посмотрите на цвет снега. Какой он? Да, необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев. Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна …
С. Есенин
-Видите ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого- нибудь в этом сосновом лесу? Вот еще какую загадку загадал нам художник. Нашли? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула. Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет?
-Да, картина тихая, спокойная. Сейчас я включу музыку, вы послушаете и скажите какая музыка подойдет к этой картине.
-Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, которое напевает картина? -Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт и композитор о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.
-Задание на дом: придумать рассказ о зиме.
Беседа с детьми о зиме
Цель: закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с использованием ИКТ.
Задачи:
• развивать познавательный интерес;
• формировать способность видеть красоту окружающего мира;
• формировать у детей чувство помощи к другим;
• воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;
• развивать умение использовать в беседе накопленные знания;
• развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.
Демонстрационный материал: слайды на экране компьютера.
Организационный момент:
«Подари улыбку другу»
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)
Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
Ход занятия:
Воспитатель: С приходом зимы, к нам с вами в гости пришел необычный гость. Скажите, а кто это? (2 слайд, на мониторе изображение лисы).
Дети: Лиса!
Воспитатель: А давайте послушаем, что за проблема у нашего гостя.
Лиса: Здравствуйте ребята, я первый раз увидела зиму и не знаю что это такое, расскажите мне про нее, пожалуйста, все, что вы знаете.
Воспитатель: Ну что ребята, мы поможем Лисе?
Дети: Да!
Воспитатель: У нас есть картинки, которые помогут нам вспомнить все, что мы знаем.
Чем отличается зима от других сезонов?
Коротким световым днём. Утром солнышко поздно встаёт, а вечером рано садится. Поэтому на часах вроде бы и немного времени, а за окном уже темно, и мы не можем, как летом, долго гулять.
Зима отличается низкой температурой воздуха. Поэтому все люди, включая и тебя, тепло одеваются.
Зимой природа отдыхает. Деревья ещё осенью сбросили свой наряд из листьев и сейчас спят, укрытые снегом.
Водоёмы (речки, пруды, озера) замёрзли – покрылись толстым слоем льда.
Многие птицы улетают на юг, в тёплые страны. Во время перелёта они собираются в стаи и вытягиваются клином – так легче преодолеть сопротивление воздуха, а также заметить хищника, например, ястреба или сокола, и подать сигнал тревоги.
Некоторые звери (сурки, медведи) залезают в снежные норы – берлоги и на всю зиму впадают в спячку.
Физкультурная минутка.
Морозы детям не беда,
Не страшны им холода.
Ходим в шубах и ушанках,
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем,
И с горы кататься станем.
Вот так!
Тем не менее, зима – замечательное время года, ведь зимой и только зимой возможны многие забавы и игры. Например, катание на лыжах.
Катание на коньках.
Катание на санках.
А еще такая зимняя забава как лепка снежной бабы.
Лиса: ой, какие вы молодцы. Спасибо вам большое. Вы мне очень помогли.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что делали на занятии? Что вам особенно понравилось, запомнилось?
Послушайте еще красивую загадку.
Хоть сама и снег, и лед,
А уходит – слезы льет.
Воспитатель: И что это?
Дети: Зима.
Воспитатель: Молодцы, вы такие умные. Теперь все, что вы сегодня узнали, вы расскажите дома, родителям. А мы прощаемся с нашим гостем и желаем ему удачи.
ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ЗИМОЙ
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Птицам холодно зимой,
Птицам голодно порой.
Вы, ребята поспешите,
Их бедняжек подкормите.
Крошки, семечки и сало
Вот чего им не хватало.
Ягоды рябины, орехи и пшено,
В кормушки положите,
Сделайте добро!
Сохранить природу, мы можем без труда,
Повесим лишь кормушки у своего окна.
Ведь все на свете птицы
Нам с тобой друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здравствуй, гостья - зима!"
Интегрированное занятие для подготовительной группы. С помощью занятия дети закрепляют свои знания о зиме, упражняются в подборе однокоренных слов к слову "снег"; у детей формируется эстетическое отно...
Комплексное занятие по развитию речи, экологическому воспитанию и рисованию с использованием мультимедийного показа с детьми старшей группы: «Здравствуй гостья зима, просим милости к нам».
Комплексное занятие по развитию речи, экологическому воспитанию и рисованию с использованием мультимедийного показа с детьми старшей группе...
Сценарий воскресного праздника - развлечения "Здравствуй гостья Зима".
Сценарий для детей разного возраста....
НОД "Гостья зима"
закрепление представлений у детей о времени года Зима....
Комплексно-тематическое планирование "Здравствуй, Гостья-Зима"
Уважаемые коллеги, думаю, что каждый из нас ежедневно сталкивается с трудной, требующей времени и сосредоточенности задачей: написанием календарно-тематического планирования. В интернете масса информа...
Конспект НОД «Пришла в гости Зима, много снега принесла» Образовательная область: художественное творчество ранний возраст
Программное содержание:«Художественное творчество»· Формировать умение детей рисовать красками способом «примакивания» используя кисть.·...
План проведения оздоровительных каникул "Здравствуй, Гостья Зима" в подготовительной группе компенсирующей направленности
Недельные мероприятия по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...