Тематический день «Путешествие в мир насекомых»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
В течение всего дня с детьми путешествует Лунтик со своими друзями: божьей коровкой Милой, кузнечиком Кузей, Пчеленком. Используются разнообразные методы и приемы деятельности с детьми, в которых уточняются и закрепляются не только знания природоведческого характера, но и решаются другие задачи. Тематический день предполагает продолжение системы наблюдений, углубление знаний детей. Параллельно прорабатывается логопедическая тема «Насекомые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_den.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический день
«Путешествие в мир насекомых»
Цель: Заложить основы экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности; уточнить особенности внешнего вида насекомых; закрепить знания о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы; формировать двигательную активность детей в течение дня, используя здоровьесберегающие технологии; формировать желание получать удовольствие от общения с природой.
В течение всего дня с детьми путешествует Лунтик со своими друзями: божьей коровкой Милой, кузнечиком Кузей, Пчеленком. Используются разнообразные методы и приемы деятельности с детьми, в которых уточняются и закрепляются не только знания природоведческого характера, но и решаются другие задачи. Тематический день предполагает продолжение системы наблюдений, углубление знаний детей. Параллельно прорабатывается логопедическая тема «Насекомые».
Встреча с Лунтиком и его друзьями.
УТРО
Сюрпризный момент
Педагог обращает внимание на то, что группа стала необычной: на стенах, столах картинки, игры с изображением насекомых.
- Что случилось, как вы думаете?
Вместе с детьми предполагаем, что мы попали в Страну насекомых. Обращаем внимание на открытку на окне. В ней загадки о жителях этой страны. Отгадываем загадки:
- В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед.
(пчела)
- Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).
- С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(кузнечик)
Воспитатель предлагает найти этих насекомых. Дети находят Пчеленка на цветке в уголке природы; Милу на листе Лимонника, а Кузю на «зеленой лужайке» под Лимонником.
Насекомые знакомятся с детьми, говорят, как их зовут и рассказывают о своем друге Лунтике, который прилетел с Луны. Дети узнают героев мультсериала «Лунтик». Лунтик приглашает детей в Страну насекомых, по которой они будут путешествовать весь день.
Беседа «Что дети знают о насекомых?»
Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь, активизировать словарь по теме.
Оборудование: книги и картинки с изображением насекомых.
Вопросы:
- Чем насекомые отличаются от рыб, зверей, птиц?
- Чем похожи все насекомые?
- Выберете и назовите насекомых на картинках.
- Что вы знаете о пчелах? жуках? кузнечиках? и т.д.
- Почему насекомых так много?
- Чем питаются насекомые?
- Какие животные питаются насекомыми?
- Что случится, если все насекомые исчезнут?
- Что случится, если животные перестанут питаться насекомыми?
На наглядном материале показать разницу в размерах животных и насекомых. Лунтик с друзьями оценивает ответы детей, поощряя их небольшими сувенирами (наклейки с изображением насекомых)
Утренняя гимнастика
Цели: поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.
Лунтик говорит, что за день насекомые пролетают, пробегают, пропрыгивают много километров, а для этого нужны силы; предлагает детям поупражняться вместе с жителями Страны насекомых.
- Дети превращаются в бабочек и летят на Цветочную поляну.
- ОРУ в кругу.
«Бабочки»
- И.п. – о.с.
- – взмах крыльями вверх, подняться на носки.
- – и. п.
- «Собираем пыльцу с цветка»
И. п. – основная стойка.
1. - наклон головы вперед.
2. – поворот головы вправо с наклоном.
3. – наклон головы вперед.
4. – поворот головы влево с наклоном.
3. «Муравьишка строит дом»
И. п. – ноги врозь, руки к плечам.
1. – наклон в правую сторону, руки вверх в сторону.
2. – и. п.
3. – наклон в левую сторону, руки вверх в сторону.
4. – и. п.
4. «Кузнечик»
И. п. – ноги врозь, руки на пол перед ногами.
1,2,3 – пружинистые приседания
4. – и. п.
5. «Сороконожка»
Прыжки на правой ноге 5 раз, на левой ноге 5 раз, на двух ногах 5 раз.
Повторить 2 раза.
- Лунтик предлагает детям поискать комарика Пискуна, походить по группе и попеть песенку «З-З-З»
Логопедическая работа
- Логопедическое упражнение «Насекомые над лугом»
Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук
попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут мадошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол.
Подвижная игра
«Медведь и пчелы»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.
Дидактическая игра
«Собери цветок»
Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».
Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.
Индивидуальная работа
Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»
Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика)
Игра «Дорисуй другую половину»
Завтрак
Цели: закрепить знания детей о продукте, который вырабатывают пчелы, свойствах меда (цвет, вкус, тягучесть, зависимость от растений, с которых пчела собирает нектар).
Пчеленок угощает детей медом.
Дидактическое упражнение на внимание
«Найди ошибку художника»
Цели: развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.
Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.
Подвижная игра
«Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений,
ловкость.
Занятие 1
Тема: Шестиногие малыши.
Программное содержание: Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение детей видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материал к занятию: Иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, мухи, гусеницы.
Ход занятия:
1. Мы с вами побывали в гостях и у лесовичка в лесу и по городу гуляли – и везде видели приход весны.
- Расскажите, как вы догадались о ее приходе, по каким признакам узнали весну? (Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетели птицы.)
- А почему птицы от нас улетели? С наступлением холодов попрятались жуки, мошки гусеницы, которыми питались птицы. А раз они вернулись, значит - …
Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе.
Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета( разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.
- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
- Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.)
2. Для того чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте снова обратимся к старичку-лесовичку с просьбой. Пусть он сделает нас на время маленькими, с муравья.
Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становиться все меньше и меньше.
Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья…
- Что вы видите вокруг себя? Трава - как деревья, песчинки – как большие валуны и т.д.
- Посмотрите, кто это идет? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.
Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.
- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред?
- А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.
- Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?
Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих лошадок. Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу.
- Как вы думаете, кто это? (Это муравьи.)
В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
Физкультурная минутка.
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
З. Александрова.
Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.
Вдруг сверху раздался сильный шум: «ж-ж-ж». летит что-то огромное, лохматое. Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
Смотрите, солнце зарыло желтое облачко. Это крылья бабочки. Оно всегда покрыто мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки только сейчас, когда вы очень малы и крыло бабочки кажется вам огромным. А когда вы станете своего обычного роста, то на крыльях вы увидите просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки.
У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
- А где дом у бабочки?
У муравья дом - …(муравейник)
У пчелы - …(улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнат мир.
Физкультурная минутка
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
Слышите, издалека приближается другой звук: «з-з-з». издает его существо с длинным носом. Кто это? Комар. Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобства людям и домашним животным.
3. И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то част все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.
Если вы на своем огороде увидите беленькую бабочку, знайте: это превредная бабочка. Если их заведется много. То пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.
4. Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
- Чем они непохожи?
- Что у них одинаково?
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми. Давайте будем всех насекомых обозначать так:
- Каких еще насекомых вы знаете? (Кузнечика, стрекозу, осу, муху)
- Кто из них вреден человеку? (Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются.)
- Кто полезен? (Те, кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.)
на прогулке рассмотрите божью коровку и бабочку, накрыв их ненадолго банкой.
Давайте поблагодарим лесовичка и попросим снова сделать нас большими.
Занятие 2. Аппликация
Тема: «Бабочка на лугу».
Программное содержание: закрепить навыки вырезывания, наклеивания; закрепить знания об особенностях окраски бабочек; научить работать совместно со сверстниками; активизировать словарь.
Оборудование: большой лист зеленого цвета – поляна, шаблоны цветов из бумаги, иллюстрации с изображением разных видов бабочек.
Материал: листы разного цвета и размера для вырезывания бабочек, круги, квадраты и треугольники разного цвета и размера; ножницы, кисточки, клей, клеенки, салфетки, подставки для кисточек.
Ход занятия:
Лунтик со своими друзьями предлагает вырезать бабочек из сложенного пополам листа бумаги. Цвет бабочки каждый ребенок выбирает сам.
Сначала дети рассматривают строение бабочки, отмечают, что у нее длинное овальное тело и большие крылья. Воспитатель показывает детям способ вырезывания бабочки.
Самостоятельная работа детей.
После того, как бабочки будут готовы, дети приступают к оформлению крыльев.
По окончании работы дети выбирают для своей бабочки шаблон цветка, приклеивают его на «поляне», а на него приклеивают бабочку. Полученным панно украшают группу.
ПРОГУЛКА
Воспитатель предлагает детям разбиться на небольшие группы и поискать насекомых в разных участках площадки.
Наблюдение за насекомыми
Цель: закрепить знания детей о жизни насекомых, их местах обитания в разное время суток и разную погоду; развивать наблюдательность, любознательность; активизировать словарь по теме.
Игрушечные персонажи просят найти настоящих живых насекомых и показать, где они прячутся, рассказать почему.
Опыт
Очищенную палочку обмакивают в сахар, опускают в муравейник и наблюдают выделение муравьиной кислоты.
Трудовые поручения
Воспитатель предлагает детям побыть трудолюбивыми муравьями и собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни в мусорное ведро.
Подвижные игры
- «Горячо – холодно»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.
Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Пчеленка и Лунтика.
- «День и ночь»
(«Дневные и ночные бабочки»)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.
Индивидуальная работа
Рисование сотовых ячеек на асфальте мелками по шаблонам.
Цель: уточнить форму ячеек в сотах; развивать точность движений, мелкую моторику.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»
- «Понюхай цветок»
Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».
- «Летят пчелы».
Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)
- «Подуй на бабочку»
А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.
Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»
(по методике «Расскажи стихи руками»)
Цель: развивать память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма.
Пчелка трудится весь день
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Хоботком нектар сосет,
За день много соберет.
Унесет нектар тот в улей
И назад вернется пулей.
В сотах утрамбует мед,
Скоро вед зима придет.
Будет пчелкам чем питаться.
Летом надо им стараться.
Дети руками обрисовывают перед собой круг.
Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.
Ритмично размахивают руками крылышками.
Совершают круговые движения ладонью по животу.
Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится.
Раскрывают перед собой все пальцы.
Обрисовывают в воздухе треугольник.
Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.
Топают ногами.
Ежатся.
Имитируют движения ложкой.
Имитируют накладывание меда в соты.
Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха»
Цели: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.
Дидактическое упражнение «Помоги пчелкам».
Цели: развивать внимание детей; закреплять знания о цветах.
Пчеленок хчет посмотреть, какие дети внимательные, смогут ли они указать путь до цветка каждой пчелке.
Индивидуальная работа
Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений; закреплять навыки соединения частей поделки; закрепить знания о внешнем виде, отличительных особенностей насекомых; учить проговаривать подготовку к работе, последовательность действий.
Детям предлагается выбрать из природного материала подходящие составляющие для насекомых, которых они хотят сделать. Поделки можно расположить на полянке с искусственными цветами.
Свободные игры детей
Цель: развивать творческую инициативу детей.
Воспитатель предлагает детям шапочки муравья, пчел, кузнечика, божьей коровки и других насекомых для самостоятельных игр детей.
Викторина «Что мы знаем о насекомых»
Цели: проверка знаний детей по теме «Насекомые».
Лунтик с друзьями прощается с детьми, а на прощание задает вопросы, чтобы проверить их знания о насекомых, дарит на память диск с мультфильмом «Лунтик»
Подвижная игра «хоровод насекомых»
Цели: развивать музыкальный слух, пластичность; закреплять знания о способах передвижения разных насекомых, развивать воображение, творческое мышление.
Оборудование :атрибуты для костюмов разных насекомых, шапочки-маски, музыкальное сопровождение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический день "Путешествие в осенний лес"
Данный тематический день будет способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению настроения ребенка, а также закрепит знания детей об окружающей природе....
Тематический день "Путешествие в страну дорожных знаний"
Мероприятия направленные на выявление у детей знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения....
Календарный план тематической недели "Путешествие в мир насекомых"
Календарный план недели "Путешествие в мир насекомых" (вторая младшая группа)П.С: Продолжать расширять представления о многообразии насекомых;элементарные навыки исследовательской деяте...
Тематический день «Путешествие в страну Науки»
День российской науки это такой день, который напоминает о важности науки в целом. Этот день дает возможность вспомнить о старых исследованиях, и рассказать о новых. Это праздник не только...
Календарно-тематическое планирование " путешествие в мир насекомых"
Календарно-тематическое планирование...
Тематический день «Путешествие в страну Науки» посвященный «Дню российской науки»
В России ежегодно отмечается День Российской науки. День Российской науки отмечается 8 февраля. Цель проведения Дня Российской науки — способствовать развитию у детей познавательной активности, любозн...
Тематический день «Путешествие в страну Науки»
Цель: создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.Задачи:- формировать представления о науке, ученых, опытах и экспериментах;-...