Как помочь птицам в зимний период.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Литяго Елена Викторовна

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним, приобщение детей к общественно полезной работе.

Задачи:

Формировать у детей знание экологических законов природы

Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах

Формировать навыки наблюдения за птицами в природе

Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц

Воспитывать любовь, доброжелательное отношение и  стремление беречь птиц

Актуальность.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Зимнее время – это не только веселые праздники, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Уже в конце октября остающимся на зимовку пернатые тянуться к жилью человека, выискивая места возможной кормежки. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Многие птицы не могут пережить зиму и погибают, так как естественный корм становится практически недоступным. Главная задача нашего проекта  – вызвать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Сформировать у детей элементарные знания о том, чем можно кормить птиц зимой, подумать об устройстве кормушки на участке дошкольного учреждения.

Срок реализации проекта: кратковременный (ноябрь – март)

Участники проекта: дети дошкольного возраста (5-7лет), родители воспитанников, воспитатели групп

Методы реализации проекта:

Наглядные методы – позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о зимующих птицах;

наблюдение;

рассматривание картин;

демонстрация кинофильмов, слайдов, презентаций;

Практические методы – позволяют уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания о зимующих птицах Дальнего Востока;

игры (дидактические – предметные, настольно-печатные, словесные; подвижные, творческие, сюжетно-ролевые, речевые)

труд в природе – способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям,

элементарные опыты .

Словесные методы – позволяют расширять знания детей о природе, систематизации и обобщении их, формируют эмоционально положительное отношение к природе;

рассказы воспитателя и детей,

чтение художественных произведений о птицах,

беседы.

Формы реализации проекта:

а) занятия – позволяют накопленные детьми в повседневной жизни конкретные представления о зимующих птицах  преобразовать, расширить, углубить, объединить, систематизировать;

б) экскурсии,

в) прогулки,

г) экологический праздник.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Подбор необходимой материалов, литературы для реализации проекта.

Разработка структуры календарной последовательности мероприятий

Подготовка технических средств обучения (видео – и аудиотехники)

Работа с родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц

 

II  этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

Наблюдение за птицами на участке детского сада, в парке

Заготовка корма для птиц

Изготовление кормушек

Выставка детских рисунков «Покормите птиц зимой»

Разработка методических материалов и рекомендаций по теме «Помогите зимующим птицам»

 

III этап – заключительный

Обработка результатов по реализации проекта

Экологический праздник «Синичкин день»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Знакомство с конкретными видами птиц своей местности, их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения.

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о роли человека в жизни зимующих  птиц (методическая литература, фотографии, иллюстрации, стихотворения, художественная литература, картины русских художников, презентации о зимующих птицах).

Заинтересованность детей и родителей в желании помогать птицам в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей коммуникативных навыков, любознательности, творческих способностей, познавательной активности.

Литература

Агранович 3.Е. Времена года.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. – Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.

Виноградова Н.Ф. – Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1982.

Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М.: Просвещение, 1990.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова.— М.: Просвещение, 1989.

Каменева Л.А. – Как знакомить дошкольников с природой – М.: Просвещение, 1978.

Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Молодова Л.П. – Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, «Асар», 1996.

Нищева Н.В. – Будем говорить правильно.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Николаева С.Н. – Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.

Николаева С.Н. – Программа экологического воспитания дошкольников . – М.: Новая школа, 1993.

Николаева С.Н. – Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: Новая школа, 1993.

Николаева С.Н. – Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993.

Николаева С.Н. – Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». – М.: Просвещение, 2001.

Николаева С.Н. – Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_ptitsam_v_zimniy_period.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним, приобщение детей к общественно полезной работе.

Задачи:

Формировать у детей знание экологических законов природы

Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах

Формировать навыки наблюдения за птицами в природе

Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц

Воспитывать любовь, доброжелательное отношение и  стремление беречь птиц

Актуальность.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Зимнее время – это не только веселые праздники, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Уже в конце октября остающимся на зимовку пернатые тянуться к жилью человека, выискивая места возможной кормежки. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Многие птицы не могут пережить зиму и погибают, так как естественный корм становится практически недоступным. Главная задача нашего проекта  – вызвать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Сформировать у детей элементарные знания о том, чем можно кормить птиц зимой, подумать об устройстве кормушки на участке дошкольного учреждения.

Срок реализации проекта: кратковременный (ноябрь – март)

Участники проекта: дети дошкольного возраста (5-7лет), родители воспитанников, воспитатели групп

Методы реализации проекта:

Наглядные методы – позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о зимующих птицах;

наблюдение;

рассматривание картин;

демонстрация кинофильмов, слайдов, презентаций;

Практические методы – позволяют уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания о зимующих птицах Дальнего Востока;

игры (дидактические – предметные, настольно-печатные, словесные; подвижные, творческие, сюжетно-ролевые, речевые)

труд в природе – способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям,

элементарные опыты .

Словесные методы – позволяют расширять знания детей о природе, систематизации и обобщении их, формируют эмоционально положительное отношение к природе;

рассказы воспитателя и детей,

чтение художественных произведений о птицах,

беседы.

Формы реализации проекта:

а) занятия – позволяют накопленные детьми в повседневной жизни конкретные представления о зимующих птицах  преобразовать, расширить, углубить, объединить, систематизировать;

б) экскурсии,

в) прогулки,

г) экологический праздник.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Подбор необходимой материалов, литературы для реализации проекта.

Разработка структуры календарной последовательности мероприятий

Подготовка технических средств обучения (видео – и аудиотехники)

Работа с родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц

II  этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

Наблюдение за птицами на участке детского сада, в парке

Заготовка корма для птиц

Изготовление кормушек

Выставка детских рисунков «Покормите птиц зимой»

Разработка методических материалов и рекомендаций по теме «Помогите зимующим птицам»

III этап – заключительный

Обработка результатов по реализации проекта

Экологический праздник «Синичкин день»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Знакомство с конкретными видами птиц своей местности, их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения.

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о роли человека в жизни зимующих  птиц (методическая литература, фотографии, иллюстрации, стихотворения, художественная литература, картины русских художников, презентации о зимующих птицах).

Заинтересованность детей и родителей в желании помогать птицам в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей коммуникативных навыков, любознательности, творческих способностей, познавательной активности.

Литература

Агранович 3.Е. Времена года.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. – Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.

Виноградова Н.Ф. – Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1982.

Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М.: Просвещение, 1990.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова.— М.: Просвещение, 1989.

Каменева Л.А. – Как знакомить дошкольников с природой – М.: Просвещение, 1978.

Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Молодова Л.П. – Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, «Асар», 1996.

Нищева Н.В. – Будем говорить правильно.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Николаева С.Н. – Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.

Николаева С.Н. – Программа экологического воспитания дошкольников . – М.: Новая школа, 1993.

Николаева С.Н. – Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: Новая школа, 1993.

Николаева С.Н. – Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993.

Николаева С.Н. – Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». – М.: Просвещение, 2001.

Николаева С.Н. – Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Правила подкормки птиц в зимний период"

В холодное время года перед зимующими птицами возрастают жизненно-важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится гораздо меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный ...

«Отчет об организации подкормки птиц в зимний период»

В ходе проведения акции дети много узнали о птицах. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и воспитывает в детях заботливое отношение к окружающей природе. Но самое главное, чт...

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности во 2 младшей группе. Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «Помощь птицам в зимний период»

Цель: расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Задачи: Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. Развивать наблюдательность, умение сравнивать. Воспитывать соч...

Методическая разработка.Проект "Покормите птиц зимой... или кормушки для птиц в зимний период"

Проектная деятельность с детьми средней группы.Есть индивидуальный план работы с детьми и индивидуальная работа с родителями по проекту....

Конспект проекта "Покормите птиц зимой...или кормушки для птиц в зимний период"

Конспект проекта "Покормите птиц зимой...или кормушки для птиц в зимний период"...

Проект "Как помочь птицам в зимнее время?"

С помощью проектной деятельности дети решили  проблему "Как помочь птицам в зимнее время?" , теперь у нас на территории детского сада есть "Птичье кафе"...

Проект "Как помочь птицам в зимнее время"

Проект "Как помочь птицам в зимнее время" имеет социально-значемую направленость...