"Создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
статья по окружающему миру на тему
Доклад для выступления на педагогическом совете, в котором представлена работа образовательного учреждения в рамках инновационной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
«Создание условий для полноценного духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Шумкова А.Ф., воспитатель
МБОУ «Излучинская ОНШ»
Осознавая катастрофические последствия атеизации, российское общество пытается сегодня восстановить систему духовно-нравственного воспитания, что отчетливо просматривается не только в действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), но и вступившем в силу с 1 января 2014 года федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
ФГОС ДО направлен на реализацию целого ряда задач, одна, из которых – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Основы духовной культуры личности ребенка закладываются в первые годы жизни. Поэтому велика роль семейного духовно-нравственного воспитания в стабилизации духовных процессов в социуме, в духовном возрождении, воссоздании ценностной сферы жизни всего общества и отдельного человека. Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, особенно процесса становления духовно-нравственных начал личности ребенка. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия педагогов детского сада, родителей и детей.
Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Проанализировав сложившийся в учреждении кадровый, родительский потенциал, материальные условия для организации духовно-нравственного воспитания дошкольников коллективом были определены цели и задачи работы, решение которых представляется возможным только через включение в образовательный процесс всех его участников.
В нашем учреждении реализуется программа «Комплексный подход к духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся», включающая в себя подпрограмму дошкольной ступени «Истоки».
Данная подпрограмма представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог – ребенок - семья».
Организация духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства осуществляется через реализацию следующих задач:
- изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме;
- выявление особенностей организации духовно-нравственного развития в системе взаимодействия;
- создание условий для организации данной работы в детском саду;
- разработка и апробирование комплекса мероприятий, направленных на вовлечение в духовно-нравственное воспитание дошкольников родителей и священнослужителей;
- повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения.
Реализация поставленных задач осуществляется в нескольких направлениях.
Методическая работа направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями детей. С этой целью был разработан план методической работы с кадрами. В ходе реализации плана были проведены: теоретические и практические семинары, мастер-класс, организовано консультирование по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, изучение методической и православной литературы. Под руководством методиста педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались в методическом кабинете по разделам:
- православные праздники в детском саду;
- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;
- консультативный и информационный материал для родителей;
- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.
Были организованы открытые показы занятий, что позволило педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.
Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группах оформлены уголки русской культуры и народных традиций для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей. Создаются картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Храмы Югры», «Святые места России», «Образ Богородицы в иконах», «Православные святые».
Для родителей оформлены информационные материалы о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам «Правила поведения в храме», «Православные праздники зимой», «Советы православных педагогов по воспитанию детей» и другие.
В методическом кабинете собран теоретический и практический материал:
- литература для детей (детская библия, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
- литература для родителей и педагогов;
- аудиокассеты и видеоматериалы: «Беседы с батюшкой», «Сказания и былины»;
- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
- иллюстрации;
- изображения икон.
Организация работы в системе «педагог-дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения. Практика показала, что наиболее эффективным является проведение специально организованных занятий одним педагогом.
Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровую: дидактических «Собери цветок», «Следы - добродетели», «Скажи наоборот»; конструктивных «Выложи из палочек», «Моделирование храма»; словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».
Музыкальные руководители обогащают впечатления детей знакомством с духовной музыкой, народным песенным и танцевальным искусством. Дети всегда с нетерпением ждут праздников «Масленица», «Колядки».
Взаимодействие с семьями воспитанников предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве выступающих священнослужителей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи («Я-семья-род-народ», «Родители – первые воспитатели», «Агрессия в жизни ребенка»). Педагоги привлекают семьи воспитанников к оформлению фотовыставок «В храм всей семьей», «Именины в кругу семьи», изготовлению поделок к православным праздникам. Родители заинтересованно участвовали в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывали герб и девиз, составляли родословную своей фамилии. Это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.
Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.
Для успешной реализации духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо педагогически грамотное участие священства в его жизни. Это наиболее сложное направление в работе дошкольного учреждения. Являясь светским учреждением, детский сад не может без согласия родителей воцерковлять детей. Поэтому воспитатели объясняют родителям необходимость для детей не только знаний о православной культуре, но и их духовной жизни в Церкви. Большое значение имеют встречи всех участников образовательного процесса с духовным наставником иереем Олегом, священнослужителем храма Николая Чудотворца. Для педагогов он раскрывает сущность православного воспитания и православной культуры, повышает духовно-нравственный потенциал педагогов. Встречи с родителями направлены на знакомство с традиционным семейным укладом, традициями воспитания детей. Отец Олег делится опытом семейного воспитания, раскрывает важность посильного детского труда, воспитания заботливого отношения к младшим и старшим. Дети встречают батюшку в храме и на праздниках в детском саду, задают ему вопросы, делятся впечатлениями.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса приносит положительные результаты.
В учреждении созданы все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысился духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, возрос интерес родителей к духовной жизни ребенка, растет число воцерковленных семей, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Можно проследить положительную динамику уровня нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут даль нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.
Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Список литературы.
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004.
- Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 2005.
- Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008.
- Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.
- Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010.
- Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A. M. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.
- Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Консультация для педагогов "Создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Материал содержит методические рекомендации по вопрсам духовно-нравственного воспитания дошкольников и создании условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ....
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"
Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...